Ожидания сексуальной неудачи и коитофобии
Для успешной ликвидации тревожных опасений и страха мужчины перед коитусом необходимо: 1) устранить у него навязчивые воспоминания о предшествующих сексуальных срывах; 2) разрушить триггеры (устойчивые внутренние либо внешние стимулы), запускающие дисфункциональные сексуальные реакции; 3) создать условия для исчезновения у пациента тревожного гиперконтроля за собственными генитальными реакциями на всех этапах коитуса и обучить его ассоциированному восприятию половой близости.
Для нейтрализации негативного сексуального опыта пациентов применяется ряд альтернативных психотерапевтических методик. Одним из простых способов трансформации психотравмирующих воспоминаний и ослабления связанных с ними отрицательных эмоциональных реакций пациента является использование техники интеграции якорей, разработанной в НЛП (L. Cameron-Bendler, R. Bandler, J. Grinder, 1997 и др.). Якорь - это специфичес-кий стимул, предъявление которого позволяет перенести прошлый опыт человека в настоящий момент и воссоздать связанные с ним состояние и переживания. В основе применения техник «якорения» лежат классические работы И.П. Павлова об условных рефлексах. Чтобы добавочный стимул стал якорем, повторное использование которого приводило бы к обретению человеком требуемого переживания, необходимо соблюсти следующие условия; 1) выбранный стимул, чаще всего кинестетический (сжатие плеча, надавливание на колено либо на пястные кости), вводят в момент максимальной погруженности пациента в воспоминание на высоте связанных с ним эмоциональных проявлений; 2) для быстрого возвращения в это воспоминание якорь должен быть воспроизведен предельно точно (локализация, интенсивность давления). В зависимости от характера переживаний, с которыми сформирована условно-рефлекторная связь, якоря могут быть положительными (ресурсными) или отрицательными (проблемными).
Мы проводим «интеграцию якорей» следующим образом. Вначале пациенту предлагается как можно ярче и ассоциирование оживить в памяти проблемную ситуацию (особенно запомнившуюся сексуальную неудачу). В момент возникновения наиболее дискомфортных представлений осуществляется постановка негативного якоря, например путем нажатия пальцами руки на левое колено пациента в течение 25 - 40 секунд. После короткого перерыва, уже на высоте приятных переживаний, связанных с удачным сексуальным опытом, на его правое колено аналогичным образом накладывается позитивный якорь. Если в прошлом у пациента не было сколько-нибудь успешных половых контактов, в качестве ресурсного можно использовать любое воспоминание, где он проявил себя как стеничный, уверенный в своих силах человек, успешно справившийся с той или иной задачей. Иногда для формирования более мощной положительной альтернативы один позитивный якорь последовательно соединяют сразу с несколькими ресурсными воспоминаниями. Далее производится собственно интеграция якорей. Для этого вначале накладывается негативный якорь, предлагая пациенту вновь погрузиться в сцену сексуального фиаско, а при возникновении отчетливых невербальных признаков страха перед близостью (побледнение кожи лица и изменение мимики, учащение дыхания, мышечное напряжение и т. п.) вводится позитивный якорь, причем не менее 30 - 40 секунд оба якоря удерживаются одновременно, а затем еще столько же - один позитивный. Если в результате совмещения якорей отрицательное переживание ослабло, подверглось нейтрализации - это отражается в изменении внешних реакций пациента, а при расспросе он отмечает, что воспоминание о предшествующей сексуальной неудаче поблекло, воспринимается с меньшим драматизмом, порой отстранение. Для этой же цели мы используем более эффективный, модифицированный вариант методики - «замену двигательных якорей».
Замена двигательных якорей выполняется в три этапа. На первом пациенту, который стоит напротив врача на расстоянии вытянутой руки, предлагается представить себя в психотравмирующей ситуации сексуального срыва. При этом его просят почувствовать некий внутренний ритм своего тела, а затем постепенно начать раскачиваться на
прямых ногах в такт негативному воспоминанию, соединяя с ним темп, ритм и амплитуду раскачиваний. Врач суггестивно усиливает переживания пациента, способствуя большему погружению в образы, мысли, ощущения и, неоднократно подчеркивая, что они связываются, соединяются с движениями, которые совершает его тело. Затем пациента необходимо взять за плечи, чтобы точнее уловить «ритм негативного воспоминания» и, определив характер движений, можно даже несколько их усилить. Если образовалась устойчивая связь между определенным типом раскачиваний пациента (негативным якорем) и переживаниями сексуальной неудачи, то при увеличении амплитуды этих движений обычно усиливается яркость воспоминания и интенсивность эмоционального реагирования. На втором этапе пациент максимально отчетливо представляет себе ситуацию наиболее удачного сексуального контакта (возможно, даже с другой партнершей), которая, так же как и в первом случае, связывается с раскачиваниями тела (позитивным якорем). Чтобы движения пациента как можно больше отличались от первоначально установленного негативного якоря, ему предлагается найти тот их ритм, темп и амплитуду, которые символизируют качественный половой акт. Затем пациента следует взять за плечи и, определив характер раскачиваний, усилить их, чтобы убедиться в наличии связи между ними и ресурсным воспоминанием. При выполнении третьего этапа данной методики пациент вновь должен обратиться к негативной ситуации, причем, как правило, он спонтанно начинает воспроизводить связанные с ней движения тела. При появлении явных невербальных признаков оживления дискомфортного воспоминания врач берет пациента за плечи и начинает его раскачивать в ритме позитивного якоря. На фоне выполнения движений, соответствующих ресурсным переживаниям, пациенту предлагается еще некоторое время удерживать в воображении сцену фиаско, суггестируя, что «она постепенно начинает стираться, распадаться на отдельные фрагменты, превращаться в случайный эпизод, о котором прямо сейчас можно начать забывать вспоминать, одновременно припоминая самые приятные моменты интимного общения, ощущая в себе особую силу духа, твердость характера и удивительную легкость на подъем». Во время проведения
11 Медицинская сексология
завершающего этапа процедуры у многих пациентов возникает легкий гипнотический транс. Используемые прямые и косвенные внушения существенно усиливают нейтрализующее воздействие введенного в негативное воспоминание позитивного якоря. Суггестии строятся с учетом характера сексуальных проблем конкретного мужчины, а их продолжительность может варьировать от 2-3 до 5-8 минут. Уже во время сеанса ряд пациентов отмечает замещение негативных представлений сценой успешного полового акта, а после его завершения меняется субъективное восприятие сексуальной неудачи, которая нередко предстает малозначительным жизненным эпизодом (В.А. Доморацкий, 2002).
Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД), используемая в НЛП, позволяет отделить в сознании картину негативных событий прошлого от связанных с ними чувств и таким образом существенно уменьшить аффективные реакции, возникающие у человека при оживлении их в памяти либо в сходных ситуациях (R. Bandler, J. Grinder, 1997). Техника основана на представлении о том, что если индивид зрительно вспоминает драматичное или, наоборот, очень приятное событие так, как будто в нем находится (ассоциирование), он начинает испытывать прежние сильные чувства. Но если человек увидит себя участником этого события со стороны (диссоциирование), интенсивность переживаний оказывается значительно меньшей. Если сцена сексуального фиаско длительно удерживается в памяти мужчины аccоциированно, то она легко всплывает в сознании при последующих интимных контактах, вызывая у него множество отрицательных чувств и эмоций, которые тормозят адекватные генитальные реакции. Применение БКД способно обеспечить эмоциональную отстраненность пациента от прежнего негативного опыта и существенно снизить у него интенсивность наиболее дискомфортных переживаний, связанных с предшествующими неудачами в интимной жизни. В свою очередь это способствует редукции тревожного ожидания новой неудачи и позволяет достичь большей вовлеченности в реальную близость.
Рассмотрим последовательность выполнения основных элементов модифицированного нами с учетом сексологической проблематики варианта техники ВКД (В.А. Доморацкий, 2002, 2003).
1. Формирование у пациента «базисного» состояния безопасности и уверенности в успехе лечения, которое строится на взаимном уважении и доверии между ним и врачом.
2. Перевод пациента в позитивное состояние. Для этого просят его вспомнить ситуацию, когда он чувствовал себя особенно спокойно и комфортно, испытывал положительные эмоции. Достигнутое состояние внутреннего комфорта ставится на якорь, что обеспечивает возможность легко возвратиться к нему в ходе дальнейшей работы.
3. Пациенту предлагают представить себя в уютном безлюдном кинозале, где он чувствует себя в полной безопасности. Перед ним экран, где сейчас будет демонстрироваться черно-белый фильм о досадном эпизоде в его интимной жизни. Экран освещается, и он видит себя там, в прошлом, рядом с женщиной, и еще ничто не предвещает возможное фиаско. На этой сцене делается стоп-кадр, превращали ее в слайд.
4. Далее пациент мысленно представляет себе, как он словно бы выходит из собственного тела и перемещается в задние ряды кинозала или в будку киномеханика. Фактически ему предлагается увидеть из
третьего места себя в настоящем, сидящего в кинозале в ожидании предстоящего просмотра фильма о неприятном событии, произошедшем с ним в прошлом. После того как трехместная диссоциация осуществлена, она также ставится на якорь.
5. На следующем этапе работы пациент в своем воображении должен просмотреть этот фильм от начала (первый стоп-кадр) до самого конца, когда он потерпел очевидную неудачу и предстает на экране растерянным и подавленным, а женщина в той или иной форме проявляет свое недовольство (второй стоп-кадр). Принципиально важный технический момент - на протяжении всего фильма мужчина должен сохранять кинестетическую диссоциацию от травматического переживания. Он, как посторонний зритель, наблюдает за своими неудачными действиями, отделяя себя от тех чувств, которые
испытал когда-то. Для этого врач, удерживая якоря внутреннего комфорта и диссоциации, время от времени подчеркивает, что пациент, ощущая полную безопасность, сохраняя спокойствие, видит себя сидящим в кинозале, где на экране идет фильм о нем в прошлом. Иногда, чтобы усилить кинестетическую диссоциацию от просматриваемого эпизода, можно предложить понаблюдать за разворачивающимися на экране событиями, как если бы они демонстрировались в режиме ускоренного показа (в несколько раз быстрее, чем в реальности).
6. Когда эпизод полностью просмотрен уже без прежнего оживления негативных чувств и эмоций по поводу пережитой неудачи, пациента просят вернуться с третьего места на второе, т. е. мысленно воссоединиться с собой, сидящим в кинозале.
7. Затем пациенту предлагают мысленно подняться с кресла в кинозале, подойти к экрану, где демонстрируется заключительный эпизод черно-белого фильма о ситуации фиаско (второй стоп-кадр). Он должен войти в этот завершающий кадр фильма и очень быстро прокрутить весь фильм назад (за 1,5-3 секунды), сделав его цветным. Пациенту разъясняют, что это похоже на то, как; будто он заново оказался внутри сцены сексуальной неудачи, и время быстро побежало назад. Тогда все события и действия разворачиваются в противоположном направлении, и весь процесс происходит от конца к началу. Можно привести пример с видеомагнитофоном, в котором включена быстрая перемотка видеоленты назад с ее просмотром на экране. После быстрой прокрутки ситуации в обратном порядке (до первого стоп-кадра) пациент вновь возвращается в свое кресло.
8. Пациенту предлагается представить, что он «сам себе режиссер», поэтому у него имеется возможность переписать неудачный сценарий фильма так, чтобы все происходило по-другому, к обоюдному
удовольствию участников вновь отснятого эпизода. Затем он мысленно встает из кресла и переносится в прошлое, где оказывается наедине с самим собой
незадолго до начала событий, закончившихся сексуальным срывом. Воображение мужчины должно нарисовать картину этой встречи, целью которой является предложение разыграть этот эпизод в соответствии с новым сценарием. В своих фантазиях пациент-режиссер может дать прямые инструкции не только самому себе как непосредственному участнику происходивших событий, но и партнерше, если ее поведение в реальной ситуации близости было не вполне адекватным.
9. Мысленно пациент вновь возвращается в свое кресло в кинозале и заново перепросматривает отрежессированный эпизод, где все заканчивается благополучно. В ходе этого просмотра врач использует якорь комфорта и безопасности, всячески поощряя мужчину к тщательному выполнению данного этапа работы, и подчеркивает, что из прошлых ошибок важно извлечь необходимый опыт, который позволит ему в самом недалеком будущем вести и чувствовать себя иначе.
10. Заключительный этап данного варианта техники - проекция в будущее. С этой целью, удерживая якорь безопасности и комфорта, пациента просят нарисовать возможную сцену интимной встречи с актуальной партнершей, где события с самого начала развиваются по наиболее благоприятному сценарию. Ему предлагают дать волю своим фантазиям и представить тот чрезвычайно притягательный вариант близости, одна мысль о котором заставляет чаще биться сердце, вызывает растущее желание реализовать его наяву.
Предложенная нами модификация методики ВКД позволяет пациенту не только дистанцироваться от весьма болезненного опыта сексуального срыва, но нередко прояснить для себя непосредственные причины неудачной попытки полового контакта, а также создать в воображении новый, более адекватный сценарий интимных отношений.
Техника взмаха, применяемая в НЛП, позволяет быстро и эффективно менять ригидный стереотип поведенческого реагирования человека на какие-то другие, более
его устраивающие (R. Bandler, J. Grinder, 1997). У мужчин с тревожной фиксацией на сексуальных неудачах мы выполняем «взмах» как самостоятельно, так и вслед за техникой ВКД, которая в этом случае проводится без последнего этапа (проекции в будущее).
В технике взмаха можно выделить три основных блока.
1. Определение триггера (негативного стимула), от которого начинается «взмах». У любого проблемного поведения есть свои собственные стимулы (триггеры), активизирующие нежелательные поведенческие стереотипы. При возникновении у мужчины дисфункциональных сексуальных реакций (например, резкого ослабления эрекции при попытке интроитуса) также выявляются некие внешние или внутренние стимулы, которые запускают процессы, блокирующие нарастание либо поддержание полового возбуждения, в частности его физиологические проявления.
Наша практика показывает, что такими тормозящими триггерами могут быть как буквально на несколько мгновений вспыхивающие в сознании мужчины сцены предшествующих неудач (внутренний негативный стимул), так и реальная картина какого-то момента сближения - образ возбужденной партнерши, не оставляющий сомнений в ее крайне негативной реакции в случае возможной неудачи, или вид обнаженных тел, свидетельствующий о том, что кульминация интимной встречи близка, и сейчас потребуется «настоящая» эрекция (внешний негативный стимул). Когда негативный стимул найден, следует определить, какие изменения в зрительном восприятии меняют реакцию человека на него. Обычно для большинства людей увеличение размера и яркости мысленного образа усиливают его воздействие, а их уменьшение - ослабляет.
2. Моделирование в воображении желаемого образа самого себя. Для этого пациенту предлагают подумать о том, как он хотел бы вести себя в ситуации половой близости. Просят его в воображении нарисовать оптимальный вариант сексуального контакта, когда все происходит так, как при наиболее запомнившихся ему интимных встречах и даже еще лучше. Если мужчина не имеет подобного позитивного сексуального опыта, врач помогает ему создать в своей фантазии некое представление о весьма удачном
половом акте. Важно, чтобы этот новый, ресурсный образ
обладал всеми желаемыми качествами и возможностями, буквально притягивал к себе, вызывал у мужчины сильное желание отождествиться с ним. Для усиления привлекательности сконструированной диссоциированной картины можно отрегулировать ее по размеру, цвету, яркости.
3. Быстрая повторная трансформация негативного стимула в желаемый образ. Пациенту говорят, чтобы он представил себе картинку негативного стимула. В углу этой картинки размещается маленький и темный желаемый (ресурсный) образ. Врач просит пациента приготовиться к тому, что, когда он скажет слово: «взмах», - большая негативная картинка (триггер) мгновенно начнет стираться, разрушаться, а маленький ресурсный образ взорвется всеми красками и быстро заместит ее, станет большим и ярким. Чем быстрее удается стереть негативный образ при одновременном росте позитивного, тем эффективнее техника взмаха. Процедуру смены негативной картинки (триггера) позитивной (ресурсной) повторяют от 5-6 до 10 раз. После каждого такого замещения пациент выходит из сферы воображения, как бы «очищает» внутренний экран, глядя по сторонам, затем вновь сосредотачивается на картинке негативного стимула и превращает ее в ресурсный образ.
В заключение осуществляется проверка, которая состоит в том, что пациента просят вновь представить себе негативный образ. Если «взмах» был эффективным, ему будет трудно это сделать, а если и удастся, то образ будет тусклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным. Картинка будет стремиться исчезнуть и заместиться другим образом, желательным. При правильном выполнении техники взмаха визуальные триггеры, запускающие дезадаптивное поведение пациента, разрушаются, что позволяет ему в дальнейшем проявлять в интимных ситуациях более адекватные эмоциональные и физиологически реакции.
Если установлено, что в роли триггера выступает также определенный звук или ощущение, «взмах» может быть проведен в слуховой либо кинестетической (связанной с ощущениями) системе. Однако, как показывает практика, эффективность данной методики наиболее высока именно в визуальной системе.
Нередко удается выявить своего рода цепочку внутренних триггеров, принадлежащих к различным сенсорным
каналам, последовательное включение которых блокирует генитальные реакции пациента при половом возбуждении. Для разрушения этих внутренних пусковых стимулов (визуальных, аудиальных, кинестетических) нами применяется комбинированное мулътимодалъное воздействие, впервые предложенное А. Лазарусом (1976). Используя процедуру «отслеживания», пациент проигрывает в воображении ситуации фиаско и определяет, в какой последовательности у него возникают мысли, образы и чувства, непосредственно предшествующие торможению сексуальных реакций. Например, вначале возникает мысль: «Опять ничего не получится». Затем воображение рисует картину неудачи, а далее появляются дискомфортные ощущения в эпигастрии и чувство неприятного холодка в области промежности. Стратегия работы предполагает последовательное использование различных психотерапевтических приемов, воздействующих на модальности в том же порядке, в котором они включаются в реальной ситуации срыва, т. е. вначале проводится коррекция нежелательных мыслей, затем переключаются на сферу воображения (меняем картинку) и заканчивают трансформацией ощущений.
Автоматически возникающие мысли о возможной неудаче во многом влияют на дальнейший ход реального события, предопределяя его, и фактически становятся «самосбывающимися пророчествами». Их устранение мы осуществляем несколькими путями. Наиболее простой прием - раскрутка мыслей. Пациенту предлагают про себя проговаривать нежелательную фразу, начиная с очень медленной скорости (растягивая слова), затем медленно, средне, быстро и очень быстро. При этом он представляет себе, что мысль раскручивается как волчок, и когда достигает очень большой скорости, вылетает из головы, уносясь прочь. С короткими перерывами процедура повторяется 5 - 6 раз подряд, а для закрепления она рекомендуется в форме домашнего задания. Другой вариант работы - применение бихевиоральной техники остановки мыслей. В ходе сеанса пациента просят закрыть глаза и проговорить мысль, подлежащую контролю. Без промежуточной паузы врач резко и громко произносит слово «стоп!», которое должно прозвучать неожиданно и даже пугающе. Эта процедура повторяется несколько раз. Затем пациент
произносит негативную мысль про себя, каждый раз поднимая при этом палец. Врач реагирует немедленным восклицанием «стоп!». Процедура многократно повторяется. Далее пациент обучается выкрикивать слово «стоп!» при преднамеренном вызывании у себя негативной мысли. На заключительном этапе пациент мысленно говорит себе «стоп!» сначала при намеренном, а затем и в случае непроизвольного появления нежелательной мысли. Процедура повторяется до выработки у пациента полного автоматизма. Мы также использовали вариант, когда внутренняя команда «стоп!» сочеталась с легким болевым раздражителем (сдавливание мочки уха) для резкого прерывания нежелательных мыслей. Для закрепления и поддержания необходимого уровня автоматизма пациенту рекомендуется повторять упражнения самостоятельно 2-3 раза в день по 5 минут.
Может быть использована техника, предложенная Л. Сандерсом (США), которая специально предназначена для устранения навязчивых неприятных мыслей. Вначале субъект должен определить, какая мысль или образ заставляет его чувствовать себя плохо. Затем ему даются следующие инструкции: «Встаньте прямо. Правую (или, для людей с инвертированными глазными сигналами, левую) руку вытяните вперед, перпендикулярно туловищу, наподобие створки люка в полу, который открывается вниз, в черный провал». (Сам специалист при этом встает напротив субъекта и держит свою полусогнутую руку со сжатыми в кулак пальцами на уровне его глаз на расстоянии примерно полуметра.) «Теперь, - говорит он клиенту, - подумайте о том, что заставляет вас чувствовать себя плохо. Сделайте глубокий вдох, а затем с силой выдохните, "выдувая" все плохие чувства вниз, в черный провал. Одновременно с этим резко бросьте руку вниз, сильно ударив ей по передней части бедра. Сразу же после этого проследите глазами, как я поднимаю свой кулак вверх и вправо. Как только ваш взгляд поднимется, я разожму пальцы. По этому сигналу вы делаете глубокий вдох, а затем снова выдыхаете, на этот раз вперед, в направлении горизонта». Все должно быть проделано очень быстро, так, что едва клиент войдет в одно состояние, его немедленно выталкивают в следующее. Важно также, чтобы шлепок по бедру был достаточно сильным. Процесс по-
вторяют 4-5 раз, пока он уже не сможет снова получить от той мысли плохие чувства. Таким способом происходит своеобразная перенастройка нервной системы, результатом чего является разрыв причинной связи между определенной мыслью (чем-то, что субъект говорит себе или представляет) и тем чувством, которое она вызывает.
В качестве домашнего задания предлагается следующее упражнение. Пациент, устроившись удобно, сосредоточивается на своем дыхании и добивается, чтобы оно стало спокойным. Затем он делает 4-5 глубоких вдохов и выдохов, ощущая, как с каждой выдыхаемой порцией воздуха негативные мысли выбрасываются из головы. Если мысли возвращаются, предлагается понаблюдать за ними со стороны (диссоциированно), как будто это медленно плывущие облака или пролетающие птицы.
Для разрушения внутренних негативных образов мы чаще всего применяем вышеописанную технику взмаха либо сокращенный вариант метода ДПДГ, который изложен далее.
Устранение кинестетических триггеров также может быть осуществлено различными приемами. Наиболее результативно использование техник визуализации дискомфортных ощущений или болезненных симптомов. Они основаны на многочисленных наблюдениях, свидетельствующих о том, что если человек создает в своем воображении некий образ неприятного ощущения, который затем подвергаете трансформации вплоть до полного исчезновения, сцепленное с ним ощущение также ослабевает или полностью редуцирует. Одним из таких приемов визуализации является техника «светового потока» (S. Levine, 1991), а своем первоначальном варианте предложенная для помощи лицам, переживающим эмоциональные страдания, а также при острой и хронической боли.
Рассмотрим основные этапы данной техники, используемой нами с некоторыми изменениями:
1. Врач предлагает пациенту сосредоточиться на воспоминании о сексуальной неудаче и погрузиться в ощущения, которые предшествовали ослаблению либо изначальному отсутствию эрекции в ходе взаимных ласк. Когда неприятные ощущения возникают, пациента просят описать их локализацию. Его спрашивают: «Каким видится вам
это ощущение? Имеет оно форму? Каковы его размеры? Какого оно цвета? Какова его консистенция? Какая у него температура?» В абсолютном большинстве случаев, часто совершенно неожиданно для себя, пациенты начинают отвечать на эти вопросы, постепенно создавая некий метафорический образ ощущения.
2. У пациента спрашивают: «Какой из любимых вами цвет ассоциируется у вас с исцелением, избавлением от всего, что мешает вам чувствовать себя здоровым и уверенным в себе мужчиной?» Принимается любой ответ, даже если назван тот же цвет, который пациент избрал для описания ощущений в теле. В этом случае ему предлагают подумать и назвать еще один цвет.
3. Пациенту предлагают представить, что световой луч того цвета, который он выбрал, проникает в голову и постепенно начинает распространяться по всему телу. Источник этого света - космос, наполненный энергией, самое огромное из всего, что он может себе представить. Свет устремляется в тело, пронизывает его, вибрируя и переливаясь, заполняет голову, затем, струясь и перетекая, мягко, без усилия опускается через шею в плечи, руки до самых кончиков пальцев. Свет проникает в грудную
клетку, живот, струясь, спускается в область таза, потом через ягодицы идет в ноги и дальше к ступням. Пациенту предлагают обратить особое внимание, как исцеляющая световая энергия направляется в то место, где локализовано дискомфортное ощущение, образ которого начинает изменяться. По ходу сеанса у него уточняют, что происходит с этим образом. Как меняются его форма, размеры и цвет? Необходимо продолжать внушение целебного воздействия светового потока, пока образ негативного
ощущения не подвергнется существенным изменениям или полностью не растворится в исцеляющем свете. Параллельно меняются или исчезают сами ощущения. В ходе выполнения упражнения пациенты, как правило, достигают релаксации, которая может быть усилена внушениями чувства умиротворения и глубокого спокойствия, после чего следует возвратить их в обычное состояние. Если при выполнении техники не удается полностью убрать образ негативного ощущения, процедуру можно повторить на следующем сеансе.
Мы применяем и несколько иной вариант работы, когда мужчине, находящемуся в гипнотическом состоянии, предлагается совершить воображаемое путешествие внутрь себя и описать, что он видит в той области тела, где перед предстоящей близостью возникает дискомфорт. В ряде случаев пациенты приводят метафорические описания испытываемых ими неприятных ощущений: «они похожи на кусок льда голубоватого цвета и грушевидной формы », «это напоминает темно-коричневую пористую губку величиной с ладонь с изъеденными краями». Далее пациенту в трансе предлагают найти способ, который позволит избавить себя от этой визуализации либо превратить ее во что-то незначительное и малозаметное. Обычно пациенты легко представляют некие метафорические варианты решения поставленной задачи. Например, растопить кусок льда сфокусированным пучком солнечного света или растворить губку, локализованную в надлобковой области, а затем вывести ее наружу при мочеиспускании. Воображаемые сцены освобождения от образов негативных ощущений могут суггестивно усиливаться, а в конце сеанса, перед реориентацией и выведением из состояния гипноза, пациенту дается закамуфлированное постгипнотическое внушение о том, что «комфортные ощущения, испытываемые им в трансе, заменят те, другие ощущения, которые были у него ранее».
Последовательное разрушение всех выявленных негативных внутренних стимулов способствует восстановлению нарушенных в ситуациях интимного контакта с партнершей генитальных реакций пациента.
В 1987 году Ф. Шапиро (США) разработала оригинальный психотерапевтический метод десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ). С этого времени он с успехом применяется для лечения посттравматических стрессовых расстройств у участников боевых действий, жертв насилия, катастроф и стихийных бедствий, а также лиц, страдающих фобиями, паническими и диссоциативными расстройствами (F. Shapiro, 1994, 1998).
Метод основан на активизации с помощью повторных серий движений глаз процесса ускоренной переработки и нейтрализации травматических воспоминаний, а также любой другой негативной информации, заблокированной в нейронных структурах мозга. Предполагается, что дви-
жения глаз, используемые при ДПДГ, запускают процессы, аналогичные происходящим во сне, в фазе быстрого движения глазных яблок. В ходе процедуры ДПДГ происходит быстрая десенсибилизация и переработка травматического материала. Воспоминания, имеющие высокий отрицательный эмоциональный заряд, переходят в более нейтральную форму, а соответствующие им представления и убеждения пациентов приобретают адаптивный характер (F. Shapiro, 1994).
ДПДГ - психотерапия тревожного ожидания сексуальной неудачи и коитофобии у мужчин осуществляется нами в последовательности, предложенной автором метода, с некоторыми сокращениями и изменениями. Она включает следующие основные этапы (В.А. Доморацкий, 2000):
1. Подготовка. На этом этапе устанавливаются терапевтические отношения с пациентом, разъясняется сущность ДПДГ-психотерапии, обосновываются ее высокие возможности в избавлении от чувства не
уверенности в своих силах и тревоги перед близостью, формируется «лечебная перспектива».
2. Определение предмета (цели) воздействия. Основная цель воздействия - хранящаяся в памяти информация о психотравмирующих событиях, связанных с половой жизнью индивида, которая подвергается последовательной переработке: а) наиболее запомнившиеся сексуальные неудачи; б) воспоминания о негативной оценке партнершей сексуальных качеств мужчины и навязчивые мысли о собственной неполноценности; в) неадекватная информация о сексуальности, приводящая к формированию ложных убеждений и искаженных установок в отношении половой жизни; г) любые события, ведущие к появлению тревоги и страха перед проявлениями сексуальности или самим половым актом.
3. Определение типа и выраженности негативного эмоционального реагирования и телесного дискомфорта, возникающих в травмирующих ситуациях. Чаще всего такими эмоциями являются тревожное беспокойство и страх перед предстоящей близостью, иногда - раздражение, растерянность. Выраженность
отрицательных эмоций определяют по шкале субъективного беспокойства (ШСБ), где 0 баллов - полное спокойствие, а 10 баллов - крайняя степень тревоги и панический страх. Беспокойство, как правило, связано у пациента с мышечным напряжением и неприятными ощущениями в различных участках тела, которые также следует выявить.
4. Определение негативного самопредставления - отрицательного убеждения, отражающего представление пациента о себе в момент сексуальных неудач, новых попыток и других тревожащих ситуациях. Это убеждение типа: «У меня ничего не получится», «Я не могу справиться с этим» и т. п.
5. Определение положительного самопредставления, т. е. того убеждения, которое пациент хотел бы иметь в отношении себя в интимных ситуациях: «У меня все получается», «Я могу испытывать радость от близости» и т. п. Затем по шкале соответствия представлений (ШСП) определяют, насколько истинным (на уровне чувств и интуиции) кажется пациенту желаемое представление о себе сейчас. По ШСП 1 балл - это полное несоответствие представления, а 7 баллов - полное соответствие (истинное убеждение).
6. Десенсибилизация и переработка. На этом этапе пациенту проводят серии движений глаз от одного края визуального поля до другого. Чаще всего используются серии из 24 движений глаз (туда и обратно - 1 движение). В разных сериях движения глаз могут изменяться: горизонтальные, вертикальные, круговые, в виде восьмерки. В качестве точки фокусировки взгляда пациента используются пальцы руки врача. Он перемещает их с максимальной скоростью, не вызывающей дискомфорта у больного. Пациент должен вначале сосредоточить внимание на мысленном образе психотравмирующей ситуации (особенно запомнившаяся сексуальная неудача и т. д.), отрицательном самопредставлении и ассоциативно связанных с воспоминанием негативных эмоциях и дискомфортных ощущениях.
Далее начинают серии стимулирующих движений глаз, после каждой из которых пациенту предлагают на время отбросить травматический образ и сообщить об ощущениях в теле, эмоциях и мыслях, которые приходят ему в голову. Врач повторяет серии стимуляций, периодически направляя внимание больного на наиболее тягостные ассоциации, спонтанно возникающие у него во время процедуры, а затем снова возвращаясь к основной цели - первоначальному негативному воспоминанию. Процедуру повторяют до тех пор, пока уровень беспокойства (тревоги, страха) при воображении исходной ситуации не снижается до 0-1 балла по ШСБ. Параллельно нивелируется образ травматического события и происходит дезактуализации первоначального негативного представления о себе.
7. Инсталляция. Пациенту предлагают снова обратиться к травматическому инциденту, но при этом использовать положительное самопредставление (позитивное убеждение в своих возможностях), повторяя его про себя на фоне очередных серий движений глаз. В результате степень соответствия положительного представления по ШСП постепенно достигает 6 - 7 баллов, т. е. пациент по-новому начинает оценивать предшествующий опыт, проникаясь убеждением, что он вполне способен справиться со своей проблемой. При этом у пациента нередко возникают спонтанные представления успешно проводимой половой близости.
8. Сканирование тела. На этом этапе предлагают пациенту закрыть глаза и, удерживая в сознании первоначальное воспоминание и положительное представление о себе, мысленно пройтись по всему телу. Любое
остаточное напряжение или телесный дискомфорт перерабатываются дополнительными сериями движений глаз до их устранения. Это своего рода проверка результатов переработки, поскольку при пол
ной нейтрализации травматического воспоминания оно теряет не только отрицательный эмоциональный заряд, но