Нарушение стереотипа полоролевого поведения
Трансформация полоролевого поведения - формирование полового поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании (В.М. Маслов, И.Л. Ботнева, Г.С, Васильченко, 1983, 1990). Половая роль
(син. тендерная роль) - модель социального поведения, специфический набор нормативных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пода. Легкие нарушения половой дифференцировки структур мозга в процессе внутриутробного развития являются фоном для основного фактора патогенеза полоролевых нарушений - микросоциальных влияний в раннем детском возрасте. К ним относятся: попытки родителей воспитывать ребенка в «другом поле»; нарушения половых ролей в семье (маскулинное поведение у матери и фемининное у отца); неполные семьи, в которых мать воспитывает сына «по своему образу и подобию»; изоляция девочек от матери или недостаточная материнская Любовь и отсутствие ласки в детстве.
Полоролевые нарушения проявляются уже с 3 - 6 лет: девочки играют в войну, машинки и самолетики, дерутся, охотно надевают мальчишескую одежду, а мальчики растут мягкими, ласковыми, послушными, избегают конфликтов, любят помогать дома по хозяйству, опекают малышей, с удовольствием занимаются музыкой, танцами.
Взрослым женщинам с трансформацией половой роли свойственны негативное отношение к представительницам своего пола, строгая одежда, безразличие к украшениям и косметике, короткая стрижка, выбор мужских профессий, товарищеское отношение к мужчинам, стремление к лидерству и социальному продвижению. Характерно запаздывание интереса к половой жизни (причем влюбленность чаще носит платонический характер), а попытки партнера перейти к интимным ласкам воспринимаются ими как оскорбление. Сексуальная адаптация таких женщин протекает легче со старшими по возрасту и положению мужчинами. Реже у них наблюдается раннее начало половой жизни с беспорядочными связями, которые долго не приносят сексуального удовлетворения. Женщины с трансформацией полоролевого поведения обнаруживают легкие садистические наклонности, которые обычно реализуются ими через моральное унижение партнера.
Феминизированные мужчины достаточно хорошо социально адаптируются. В силу своей мягкости, конформности, домовитости они находят себя в кулинарном искусстве, моделировании и пошиве одежды и т. п. В браке - избавляют
жену от домашних забот. Однако их пассивность в половой близости может приводить к супружеским конфликтам и даже разрыву отношений.
Мужчины и женщины с трансформацией полоролевого поведения нередко испытывают затруднения в сексуальных отношениях с противоположным полом. Кроме того, полоролевая трансформация в части случаев сочетается с гомосексуальной ориентацией.
Коррегирующее лечение проводится в случаях семейно-сексуальных дисгармоний либо при неудачных попытках наладить партнерские отношения. В этих случаях используется реконструктивная психотерапия с целью исправления искажений этапа формирования полоролевого поведения. При выявлении признаков формирования полоролевых нарушений у детей коррекционные мероприятия направлены на акцентирование половой роли, адекватной генетическому полу и половому самосознанию. Родителям важно использовать позитивное подкрепление любых действий ребенка, которые соответствуют его полу.
Б.Е. Алексеев (2002, 2006) наряду с описанными выше трансформациями полоролевого поведения выделяет его акцентуации, которые характеризуются более сглаженной, частичной инверсией половой роли. Им предложена специальная методика диагностики кроссполовых акцентуаций полоролевого поведения (см. приложение).
Кроссполовая акцентуация полоролевого поведения у женщин. Их внешность наиболее соответствует портрету деловой женщины. Одежда помогает выразить свою телесную идентичность в наиболее желательной форме. Типичен выбор стильного делового костюма или неброской традиционно женской одежды. Не стремится сделать макияж заметным, использование косметики носит нерегулярный характер. Отсутствие макияжа не вызывает дискомфорта. Нехарактерно ношение распущенных волос или притязательных дамских причесок. Могут пользоваться отдельными украшениями, что скорее соответствует определенному регламенту, чем стремлению как-то выделиться. Поскольку полоролевое поведение и половая идентичность могут быть рассогласованы, в ряде случаев маскулинно акцентуированному полоролевому поведению женщины может сопутствовать традиционная по убранству внешность. Внешность
(стиль в одежде, украшениях, косметике) женщин с маскулинной акцентуацией полеролевого поведения в процессе их полоролевой социализации может меняться. Например, от образа унисекса к образу женщины с экстравагантной внешностью. Обычно это обусловлено гиперкомпенсаторными механизмами, направленными на реализацию нормативных установок (привлечение внимания мужчин, создание семьи). В период полового созревания у женщин с кроссполовой акцентуацией несколько чаще, чем у женщин без акцентуаций полоролевого поведения, возникает недовольство своим телом, например, они могут тяготиться менструациями. Появление признаков полового созревания (изменение фигуры, появление молочных желез) не сопровождается позитивным чувством «превращения» в девушку, скорее они вызывают душевный дискомфорт. Эмоциональное принятие своего телесного «Я» происходит с некоторым запозданием. Многие девушки с кроссполовой акцентуацией увлечены спортом, в том числе традиционно мужскими видами. У них наблюдается некоторая задержка психосексуального развития на платонической или эротической стадии этапа формирования психосексуальных ориентации (в фазе формирования установки или частичной реализации). Этому способствуют складывающиеся с детства «товарищеские» отношения с лицами противоположного пола. Общение, долгое время лишенное сексуально-эротической окраски, приводит к тому, что женщины подобного склада плохо распознают ситуации, предполагающие сексуальные притязания со стороны мужчины. Неудивительно, что женщины с акцентуацией полоролевого поведения в подростковом возрасте нередко становятся жертвами сексуального насилия. Общение с мужчинами по сравнению с общением с женщинами воспринимают как более содержательное и интересное, находят множество общих тем, обнаруживают общие с мужчинами подходы к решению многих вопросов. Вместе с тем не избегают общества женщин, обсуждая с ними «женские» темы, которые они не смогли бы обговорить с мужчинами. В отношениях с партнером такие женщины стремятся занимать лидирующее положение, проявляют повышенную требовательность. Поэтому у них нередко возникает проблема: «Почему от меня уходят мужчины». Они не
замечают того, что подавляют партнера не только постоянными требованиями и взыскательностью, но и своим авторитетом, успешностью на социальном поприще. Взаимоотношения с партнером приобретают конкурентный характер, а негативный душевный осадок, который они оставляют, переносится на сексуальные отношения, разрушая их. В партнерских отношениях с мужчиной адаптация возможна по принципу взаимодополнения, то есть мужчина должен иметь фемининную акцентуацию полоролевого поведения. В этом случае интимные отношения могут складываться вполне удовлетворительно. Однако при наличии дополнительных неблагоприятных факторов такое ролевое соотношение является почвой для развития сексуальных дисгармоний в супружеской паре.
Женщины с маскулинной акцентуацией полоролевого поведения проявляют высокую стеничность, способны постоять за себя и отстоять свои интересы. Их характеризуют деловой стиль и стремление к социальному продвижению. Семья может занимать важное, но не главенствующее место в системе ценностных ориентации.
Кроссполовую акцентуацию полоролевого поведения мужчин отличает от трансролевого поведения сглаженность фемининных черт. Они носят обычную мужскую одежду. Пластика движений более плавная и тонкая, чем это свойственно маскулинному типу мужчин. В их речи чаще звучат слова в уменьшительно-ласкательной форме, они не склонны к использованию ненормативной лексики. Формальное лидерство часто является для них обременительным, требующим усилий. Среди неформальных лидеров они практически не встречаются. В повседневной жизни могут хорошо поддерживать общение как с мужчинами, так и с женщинами, если оно затрагивает формальные вопросы, например профессионального характера. В неформальной же обстановке таким мужчинам легче и интереснее общаться и находиться в женском обществе. Темы, которые любят обсуждать в неформальной мужской компании, для них малоинтересны, поэтому им трудно поддерживать заинтересованный контакт. В решении жизненных ситуаций избегают открытых конфликтов, склонны применять гибкую тактику (выжидание, отступление, обращение за помощью).
Многие мужчины с кроссполовой акцентуацией полоролевого поведения испытывают неуверенность при знакомстве с понравившейся женщиной, особенно на пути приобретения такого опыта. В связи с этим им свойственны тайные, неразделенные влюбленности. Они мечтают о том, чтобы женщина сама проявила инициативу. Преодолеть себя и продемонстрировать свою симпатию для них равносильно отчаянному поступку. В семейной жизни делят с женой домашние обязанности и заботу о детях. В сексуальных отношениях ласковые, внимательные к партнерше. Однако, если женщина ожидает от партнера в интимных отношениях более маскулинного, завоевательного поведения, возможно, включающего легкий садистический компонент, то в этом случае отношения с фемининно акцентуированным мужчиной будут приводить к неудовлетворенности и дисгармонии а отношениях (Б.Е. Алексеев, 2006).
Гиперролевое поведение - чрезмерная акцентуация некоторых особенностей половой роли (В.М. Маслов, И.Л. Ботнева, Г.С. Васильченко, 1983, 1990). Его формирование в определенной мере связано с нарушениями процесса половой дифференцировки мозга в пренатальном периоде. В экспериментах на животных установлены заметные половые различия в двигательной активности, уровне агрессивности, материнском инстинкте. Их выраженность определяется чувствительностью глубоких структур мозга к андрогенам или эстрогенам, которая связана с особенностями полосой дифференцировки структур мозга плода. Вместе с тем наиболее важное значение имеют прививаемые нормы микросоциальной среды, например, повсеместно распространенные высокие требования к маскулинному поведению, которое у многих народов традиционно ценится выше подчиненного и зависимого фемининного (страны мусульманского мира). Формированию гиперролевого поведения способствуют и личностные особенности. Гипермаскулинному поведению больше созвучны гипертимные, эмоционально неустойчивые, диссоциальные, отчасти истерические расстройства личности и сходные с ними акцентуации характера, а гиперфемининному - тревожные, ананкастные, зависимые расстройства личности и акцентуации психастенического, сенситивного, астеноневротического, конформного, реже истероидного типов.
Гипермаскулинное поведение проявляется в гипертрофированно мужском типе поведения, стремлении к получению сугубо «мужских» престижных профессий, занятиям чисто «мужскими» видами спорта (бокс, каратэ, хоккей). Характерно подчеркнуто пренебрежительное отношение к женщинам и всем видам «женского» труда. На этапе формирования половой роли гипермаскулинность выражается в повышенной агрессивности, стремлении к неформальному лидерству. В половой жизни ярко выражено эгоистическое стремление к достижению собственного оргазма при игнорировании потребностей женщины в ласках и безразличии к ее сексуальной неудовлетворенности. Для гипермаскулинного полоролевого поведения достаточно характерны садистические элементы, которые не выходят за границы крайних вариантов нормы. Элементы садизма проявляются принуждением к половой близости, грубым овладением женщиной, причинением ей боли. Обычно мужчине вполне достаточно только разыгрывания подобных сцен и его действия носят символический характер. Ведущим является ощущение безграничной власти, чувство господства над партнершей при ее полной покорности. Мужчины с гиперролевым поведением тяжело переживают любое ухудшение половой функции и легко дают невротические реакции даже при ее возрастном физиологическом снижении.
Как компенсаторное, гипермаскулинная поведение нередко встречается у подростков, стремящихся утвердиться как в собственных глазах, так и в глазах сверстников. Такое поведение не всегда выглядит естественным, часто контрастируют возможности и притязания подростка. Нарочитая агрессивность, грубость, готовность в любой момент вступить в драку, курение, употребление психоактивных веществ выступают лишь как средство утверждения в мужской роли. Характерно увлечение единоборствами и другими «мужскими» видами спорта, которые дают возможность наносить соперникам телесные повреждения. Приемы карате, дзюдо, боксерские навыки они готовы применять на «практике», при любом удобном случае участвуя в драках, жестоких избиениях, которые обычно носят групповой характер. Гипермаскулинные подростки стремятся к лидерству, которое они поддерживают в группе сверстников не столько силой и уверенностью, сколько жестоко-
стью. В большинстве случаев подобное поведение является транзиторным и с возрастом сглаживается. В отдельных случаях оно может приобретать патологический характер, когда садистические элементы уже не носят игровой характер, как это бывает при обычном гиперролевом поведении, а проявляются систематическими издевательствами над животными, младшими детьми или более слабыми сверстниками. Отказ от любой работы по дому и пренебрежение к «женским» чертам характера трансформируются в циничное отношение к женщинам вообще и как к сексуальным партнерам в частности. Примитивно-шаблонный стереотип сексуального поведения сочетается с грубым принуждением к половым контактам, отказ от которыхобычно приводит к избиению партнерши. Если мужчина получает удовлетворение только при унижении партнерши или жестоком обращении с ней, то это говорит о сексуальном садизме, который может быть отнесен к патологическому гипермаскулинному поведению и является перверсией (см. далее). Важным фактором формирования патологических форм гипермаскулинного поведения является отсутствие у маленького ребенка тактильного и эмоционального контакта с матерью или другим ухаживающим за ним лицом, к которому в норме должна возникать первая привязанность. Это способствует развитию у детей агрессивного поведения, причем элементы садизма, возникающие в раннем возрасте, в последующем обычно сохраняются, создавая основу для развития перверсного влечения. В наиболее тяжелых случаях садизма половое удовлетворение наступает при нанесении жертве телесных повреждений или даже ее умерщвлении, причем максимальное возбуждение достигается при виде агонии.
Гиперфемининное поведение характеризуется подчеркнутой пассивностью, подчиняемостью, полной самоотдачей, материнским заботливым отношением не только к детям, но и ко всем окружающим, домовитостью. Повышенная конформность, умение приспособиться к любым особенностям и требованиям партнера, порой достигающие степени гротеска, способность испытывать подлинную радость от того, что живешь его интересами, - все это свойственно гиперфемининному поведению, блестяще описанному А. П. Чеховым в рассказе «Душечка». Женственность,
кокетство, увлечение косметикой, нарядами, украшениями свойственны таким женщинам. В половой жизни все их усилия и устремления направлены на удовлетворение мужчины, порой даже во вред себе. Этих женщин мало волнует отсутствие оргазма, его полностью замещает психологическое удовлетворение от радости, которую она доставляет любимому человеку. Если отсутствие оргазма все же приводит такую женщину на прием к сексологу, то на первом плане стоит не жажда наслаждения, а страх что мужчина не получит с ней полного удовлетворения. Поскольку в нормальном половом акте нередко имеются определенные мазохистские проявления, гиперролевое поведение женщин обычно воспринимается как естественная женственность и особого внимания не привлекает.
Отчетливо выраженные и устойчивые мазохистские элементы в сексуальном поведении женщины представляют собой патологическое гиперфемининное поведение (мазохизм). В основе формирования мазохистических тенденций и установок, в отличие от садизма, лежит не отсутствие контакта с матерью, а наоборот, гиперопека и заласканность. Мазохизм проявляется в получении удовольствия при унижении и физических страданиях, доставляемых партнером, и выступает как перверсия. Без подобных действий партнера удовлетворение, как правило, не наступает.
И у мужчин, и у женщин гиперролевое поведение обостряет сексуальные переживания, способствуя более быстрому получению удовлетворения от половой близости. Гиперролевое поведение при сексуальных контактах может сочетаться как с гиперролевым, так и с обычным стилем поведения в остальных сферах жизни. Гиперролевое поведение на фоне трансформации половой роли гораздо чаще ведет к патологическим гиперролевым установкам, т. е. к появлению перверсных элементов: у женщин - садизма, у мужчин - мазохизма.
Гиперролевое поведение обычно не является патологией и расценивается как крайний вариант нормы. Б.Е. Алексеев (2006) выделяет более мягкие варианты усиления половой роли: фемининную акцентуацию полоролевого поведения у женщин и маскулинную акцентуацию полоролевого поведения у мужчин. Являясь частыми вариантами нормы, фемининные и маскулинные, а также кроссполовые акцентуации
полоролевого поведения у мужчин и женщин сужают диапазон их адаптационно-приспособительных реакций, что может затруднять создание устойчивых партнерских отношений, а в супружестве приводить к сексуальным дисгармониям и конфликтам, обусловленным неадекватным друг для друга стилем поведения и несоответствием представлений о браке и семейной жизни. Этому также, способствует возникающий у ряда лиц с полоролевыми акцентуациями внутренний конфликт (полоролевой конфликт, по Б. Е. Алексееву), обусловленный несогласованностью полоролевого поведения субъекта и его половой идентичности. Поэтому в ходе проведения психотерапии сексуальных дисгармоний и дисфункций, супружеских дисгармоний следует учитывать индивидуальные особенности (акцентуации) полоролевого поведения каждого из супругов.
Гиперролевое поведение, не выходящее за пределы нормы, специального лечения не требует. Однако при явном несовпадении ролевых установок партнеров необходима их психотерапевтическая коррекция. Попытки изменить поведение партнера с гиперролевым поведенческим стереотипом обычно малоэффективны, поэтому основные терапевтические усилия направляют на адаптацию второго партнера.
Диагностика патологического гиперролевого поведения - садизма и мазохизма, бывает затруднена в связи с недостаточной откровенностью пациентов, сознательно скрывающих перверсные проявления. Для их выявления необходимо тщательно анализировать этапы становления сексуальности, условия и ситуации возникновении первых оргазмов, побуждать подробно описывать эротические сновидения и по возможности получать объективные сведения от партнера. Принципы терапии сексуальных перверсий, к которым относят патологическое в гиперролевом поведении в виде садизма или мазохизма, изложены далее, в разделе Расстройства сексуального предпочтения (F65).
Феномен гомосексуальности
Гомосексуализм - гомогендерная сексуальная ориентация, характеризующаяся сексуально-эротическим влечением к лицам своего пола. С середины XIX века термин
«гомосексуализм» употребляется для обозначения сексуальной активности, сексуальных связей (а не только полового влечения) между лицами одного пола. Гетеросексуальность - феномен, присущий подавляющему большинству людей. Он лежит в основе деторождения, обеспечивает продление человеческого рода, а следовательно, является биологически целесообразным. Однако во все времена и у всех народностей существовали мужчины и женщины, предпочитающие однополую любовь. Частота гомосексуализма по данным разных авторов варьирует от 1 до 4 % у мужчин и от 1 до 3 % у женщин. Следует отметить, что гомосексуальность - неоднозначное явление, ибо в одних случаях влечение к лицам своего пола может проявляться только в сновидениях и фантазиях, но никогда не реализуется на практике; в других - при определенных обстоятельствах допускаются единичные гомосексуальные контакты; в-третьих - субъект имеет сексуальные отношения с лицами обоих полов, причем они в равной мере привлекательны для него; в-четвертых - гомосексуальные связи являются предпочтительными; в-пятых - сексуальные контакты с лицами того же пола, что и субъект, являются для него единственно возможным источником удовлетворения. Выделяют три основных этапа формирования гомосексуальной ориентации: 1) от первого осознанного интереса к представителю своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности (мужчины - 14,6 лет, женщины - 18,2 года); 2) от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта (мужчины - 16,7 лет, женщины - 19,8 лет); 3) от первого гомосексуального контакта до уверенности в своей гомосексуальности и выработки соответствующего стиля жизни (мужчины - 19,0 лет, женщины - 20,7 года). По ролевому поведению различают активных и пассивных гомосексуалов, исходя из того, что во время половых сношений один из партнеров играет активную (мужскую) роль, а второй - пассивную (женскую). В настоящее время жесткое распределение ролей при гомосексуальных половых контактах встречается крайне редко. Значительно чаще, желая доставить большее удовольствие друг другу, партнеры меняются ролями. При половой близости гомосексуалы практикуют поцелуи и объятия, стимуляцию груди мануально или орально,
взаимную мастурбацию, трение гениталий друг о друга (трибадия у женщин), орально-генитальные ласки (минет, куннилингус), ласки языком анального отверстия (аннилингус), подовое сношение в прямую кишку (мужеложство или педерастия). У гомосексуален число связей в среднем выше, чем у лиц гетеросексуальной ориентации. Многие из них имеют за время половой активности до 100 партнеров и более. В целом диапазон половых контактов гомосексуадов достаточно широк - от длительных моногамных связей (гомосексуальные браки) до группового секса, от анонимных или разовых встреч до романтических ухаживаний и пылкой эротической любви к партнеру. В странах, где уже давно отсутствует социальная дискриминация по признаку сексуальной ориентации, чаще наблюдаются устойчивые связи между гомосексуалами. В некоторых из них (Дания, Норвегия, Швеция и др.) официально разрешено однополое «зарегистрированное партнерство», практически идентичное браку.
Обратимся к истории вопроса. Косвенные доказательства давнего существования в человеческой популяции однополой любви можно найти в Ветхом Завете. Гнев Господа возбудили жители Содома и Гоморры, которые были настолько одержимы голубыми страстями, что чуть не изнасиловали ангелов. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба», показав пример будущим нечестивцам. Святые апостолы Петр и Павел причисляли «мужеложников» к тем «неправедным», кои за грехи свои не будут жить жизнью вечной, ибо Господь проклял их.
Первые упоминания о гомосексуализме обнаружены в папирусах Древнего Египта (2,5 тыс. лет до н. э.). Известно, что гомосексуальные отношения имели место у первобытных народов Африки, Азии и Америки. Особый культ этих отношений отмечается в Древней Греции, где женский гомосексуализм получил название лесбийской любви, или сафизма, по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос. Древние греки допускали и даже одобряли гомосексуальные отношения между взрослым свободным мужчиной и свободным юношей. Древнеэллинская педерастия была формой сексуальной и социальной инициации. За любовника-ученика мужчина-воин брал на себя ответственность перед обществом. Гордостью Фив был на-
бранный из воинов-любовников и снискавший репутацию непобедимого «священный отряд». Философ Ксенофонт утверждал: «Нет сильнее фаланги, чем та, что состоит из любящих друг Друга воинов!». В Спарте каждый двенадцатилетний мальчик получал в покровители взрослого и опытного воина. Такой союз спартанцы рассматривали как брачный. Если на поле брани юноша проявлял трусость - наказывали его наставника. Спартанские обычаи предписывали расторгнуть гомосексуальный брак сразу после появления волос на теле юноши. В древнегреческом гомосексуальном браке ролевые функции были строго разделены. Юноше принадлежала роль «женщины» (что символизировало его подчиненное положение), а взрослый мужчина всегда выполнял активную роль. Считалось, что «женская» роль не роняла достоинства юноши. Но если за деньги или даже по принуждению взрослый эллин разрешал «войти в себя», он был обречен на несмываемый позор.
Древние римляне превыше всего ценили мужественность. Сожительство Гая Юлия Цезаря с царем Вифинии Никомедом навлекло на будущего римского императора «всеобщее поношение». Причем римляне ругали Цезаря не за гомосексуализм как таковой, а за его «пассивность», роль женщины в голубом альянсе. В Риме периода упадка не имела предела развратность императора Нерона. Мальчика Спора он кастрировал и даже попытался сделать женщиной. Когда из этого ничего не получилось, Нерон решил стать законным мужем евнуха! После свадьбы он ввел Спора в императорский дворец и «жил с ним как с женой». Разведясь со Спором, он «вышел замуж» за бывшего раба Дорифора. Нерон любил экзотические бисексуальные потехи. Светоний пишет: «В звериной шкуре он выскакивал из клетки, набрасывался на привязанных к столбам мужчин и женщин и, насытив дикую похоть, отдавался Дорифору, крича и вопя, как насилуемая девушка». В период правления Нерона весь Рим поглотила пучина разврата.
Первые юридические законы против гомосексуалов мы находим в кодексе византийского императора Юстиниана и в своде законов Вестготского королевства (VI век). И все-таки в раннем Средневековье их положение было скорее удовлетворительным. Гомосексуализм был широко
распространен среди феодальной знати. Самый известный педераст того времени - английский король Ричард Львиное Сердце.
Поначалу каноническое право не карало слишком строго за гомосексуализм. Пенитенциарий Папы Римского Григория III (VIII век) покаяние за лесбиянство определил сроком в 160 дней, за мужеложство - в один год, а за участие священнослужителя в охоте - в три года. Но уже III Латеранский собор, состоявшийся в 1123 году, установил очень жестокое наказание церковников, уличенных в гомосексуальных связях: вначале их отправляли в монастырь на покаяние, потом - на костер. В 1307 году французский король Филипп IV Красивый произвел по всей Франции внезапный арест членов рыцарского ордена тамплиеров. Он приговорил их к смерти, обвинив в надругательстве над святым Распятием, идолопоклонстве и содомии. В XIV веке горькая участь постигла английского короля-гомосексуала Эдуарда II. Династические соображения заставили его жениться на дочери французского короля Изабелле Валуа. Она вскоре завела себе любовника - весьма амбициозного феодала Мортимера. Коварные любовники организовали против Эдуарда II заговор, обвинили короля в «грехе содомском» и заточили его в замок Бершиц. Впоследствии Эдуард погиб мучительной смертью - по приказанию Мортимера его посадили на раскаленный докрасна железный прут. К началу XV века из-за эпидемий чумы население Европы уменьшилось почти в четыре раза. Власти начали активно бороться против того, что препятствует деторождению, прежде всего против онанизма и гомосексуализма. Например, а XVI веке английский король Генрих VIII, который был женат шесть раз, что противоречило тогдашним церковным и гражданским законам, объявил мужеложство государственной изменой.
Гуманисты эпохи Возрождения возродили античные традиции телесности. Они воспевали совершенное человеческое тело как идеал красоты. Но до реабилитации «содомского греха» было еще далеко. К концу XVIII века в Европе существовало крайне жестокое, нетерпимое отношение к гомосексуализму, во многих странах за гомосексуальные контакты предусматривалась смертная казнь. В XIX веке в некоторых странах происходит постепенное смягчение законов. Например, кодекс Наполеона призна-
ет гомосексуальный контакт между взрослыми преступлением лишь в тех случаях, когда применяется насилие либо контакты осуществляются публично и оскорбляют общественную мораль. Аналогичное законодательство было введено в Бельгии и Голландии. В других странах, включая царскую Россию, гомосексуализм по-прежнему оставался уголовным преступлением, «неназываемым пороком». С конца XIX века растет волна протестов против уголовного преследования гомосексуалов, многие известные деятели науки, культуры и искусства включаются в это движение. Однако еще в начале прошлого века гомосексуальные контакты были уголовно наказуемыми. Именно за них староанглийский суд приговорил к двум годам тюремного заключения Оскара Уайльда, который впоследствии так и не смог оправиться от остракизма викторианского общества. В тоталитарных странах гомосексуализм преследовался с жестокостью ничуть не меньшей, чем инакомыслие. В гитлеровской Германии наряду с евреями и цыганами физическому уничтожению подлежали и лица с гомосексуальной ориентацией. В марте 1934 года появилось постановление Президиума ЦИК СССР «Об уголовной ответственности за мужеложство», которое установило за него гораздо более жесткие наказания, чем те, которые существовали в дореволюционной России. Статья 121 Уголовного кодекса РСФСР карала мужеложство лишением свободы на срок до пяти лет, причем женский гомосексуализм не являлся уголовно наказуемым. Несмотря на всю абсурдность статьи по ней было осуждено около 60 000 человек.
После Второй мировой войны на формирование общественного мнения и юридического законодательства значительное влияние оказали работы американских исследователей, в частности, впервые было научно доказано, что гомосексуализм - это не болезнь, не извращение, а иная сексуальная ориентация. В 60 - 70-е годы XX века подавляющее большинство стран исключило из уголовного законодательства статьи, преследующие за гомосексуальные контакты. В России это произошло в 1993 году. Американская психиатрическая ассоциация в 1974 году официально признала, что гомосексуализм не является заболеванием или патологическим состоянием. Всемирная организация здравоохранения внесла аналогичные изменения в Меж-
дународную классификацию болезней 10-го пересмотра (1992). В ней указано, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство». Отмена одиозного диагноза не означает, что все гомосексуалы зо всех отношениях здоровы, и они не могут иметь никаких психических отклонений. Речь идет лишь о том, что сама сексуальная ориентация, подобно полу или расе, больше не считается патологической и не нуждается в обязательном лечении (если субъект испытывает душевные страдания от «аномального», с его точки зрения, полового влечения - ему требуется психотерапевтическая помощь). К началу 80-х годов в США отношение к гомосексуалам становится спокойным и терпимым. Даже сам термин «гомосексуализм» исчезает из речи: они называют себя «геями», «голубыми», «лесбиянками». В прессе пишут о «лицах, практикующих альтернативный образ жизни». Американская перепись 2000 года зафиксировала свыше 600 000 так называемых однополых домохозяйств. Несмотря на то, что большинство американцев продолжают считать гомосексуальную ориентацию «неправильной», 85 % опрошенных службой Гэллапа людей убеждены в том, что геи и лесбиянки должны пользоваться теми же правами, что и другие граждане. Аналогичная ситуация наблюдается в Европе. Первой в 1989 году однополые «зарегистрированные партнерства» узаконила Дания. Ее примеру последовали Норвегия, Швеция, Исландия, Гренландия, Финляндия, Германия. Франция и Бельгия внесли в гражданское право понятие «пакт гражданской солидарности», который могут заключить между собой «двое взрослых разного пола или одного пола для регулирования их совместной жизни». В 2001 году Нидерланды стали первым в мире государством, предоставившим однополым парам абсолютно такие же права по заключению брака, как и разнополым.
Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о происхождении гомосексуальности. Выдвинуто множество различных теорий возникновения гомосексуализма: эндемическая теория Бартона, генетическая, неврогенная, нейроэндокринная Тернера, эндокринная, условно-реф-лекторная, психоаналитическая и др. На Западе широко распространена теория Э. Хукер, согласно которой люди рождаются сексуально индифферентными
и имеют скорее общую сексуальную предрасположенность, чем гомо-, гетеро- или бисексуальные предпочтения. В дальнейшем же сексуальный опыт определяет выбор сексуального объекта.
З. Фрейд считал, что однополая любовь имеет те же психологические истоки, что и разнополая, а именно - врожденная предрасположенность каждого человека к бисексуальности. В обычной обстановке психосексуальное развитие человека определяет его гетеросексуальный выбор. При особых жизненных обстоятельствах (например, неправильное разрешение Эдипова комплекса) нормальное развитие может остановиться на одной из промежуточных стадий и в будущем трансформироваться в гомосексуализм. Считая, что для всех людей без исключения характерны скрытые гомосексуальные наклонности, Фрейд был уверен, что при определенных условиях они могут проявиться в виде гомосексуального поведения в зрелом возрасте. Интересен отрывок из его письма, адресованного матери одного гомосексуала: «Несомненно, гомосексуализм не преимущество, но и стыдиться его незачем. Это не порок, не деградация, не болезнь. Мы считаем его разновидностью сексуального развития. Многие глубоко уважаемые личности прошлого и настоящего были гомосексуалами. Вот имена некоторых из них: Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. Это великая несправедливость - преследовать гомосексуализм как преступление - и жестокость тоже».
В. Райх (1971) ссылался на результаты исследований Малиновского (1929), проведенные на островах Тробриан в Меланезии, где у местного населения практически не встречались гомосексуальные связи, мастурбация, садизм, фетишизм, эксгибиционизм и неврозы. Райх объяснял это тем, что тробрианцы с малых лет приобретают знания о сексуальности через собственную практику, которая ограничивается лишь существующим в обществе табу, связанном с инцестом. Детям и подросткам там разрешается в собственном темпе, без отягощения чувством стыда и вины свободно исследовать собственную сексуальность и уже с раннего пубертатного возраста разряжать накопленную сексуальную энергию естественным путем через достижение оргазма при коитусе. В таких условиях, по мнению
Райха, формируется естественная, т. е. гетеросексуальная генитальная сексуальность. Человек приобретает оргастическую потенцию и никакие, по терминологии Райха, извращенные (негенитальные или неге<