Глава 2 выявление и анализ «эмоционального выгорания»
Исходя из целей и задач дипломной работы, мы провели анонимное анкетирование для оценки профессионального выгорания и уровень подготовки среди среднего медперсонала на базе " Областного онкологического диспансера №1" операционного отделения.
В период с 29.04.2017 года по 19.05.2017 года было проведено анкетирование медицинских сестёр. В анкетировании приняли участие 12 человек , и все женщины.
Возрастной состав принявших участие в анкетировании: от 18 до 25 лет - 20%; от 26 до 30 лет - 44,5%; от 31 до 40 лет – 35,5%. (Рисунок 1)
Рисунок 1- Возрастной состав
Вывод: Как мы видим на рисунке 1, в операционном отделении работает большинство людей от 26 до 30 лет.
По стажу работы респонденты распределились следующим образом (Рисунок 2)
Рисунок 2- стаж работы в медицине
Вывод: На рисунке 2, мы узнали, средний стаж работы респондентов от 10 до 15 лет.
На вопрос, какие личные качества помогают при работе с пациентами респонденты ответили (Рисунок 3):
Рисунок 30 - личные качества которые помогают при работе с пациентами
Вывод: На рисунке 3, большинство опрошенных респондентов, коммуникабельны в своей работе(50%).
Что помогает справится с эмоциональными переживаниями из за трудностей на работе (рисунок 4):
Рисунок 4 – что помогает справится с эмоциональными переживаниями
Вывод: На рисунке 4, большинству опрошенным респондентам (60%) помогают справится с эмоциональными переживаниями, семья.
В анкетировании, мы спросили у респондентов, о знания своих должностных обязанностей (рисунок 5):
Рисунок 5 – применение должностных обязанностей
Вывод: На рисунке 5, 20% опрошенных не применяют знания на практике.
Мы задали вопрос, находят ли респонденты правильное решение в конфликтных ситуациях на работе (Рисунок 6):
Рисунок 6 - находят ли респонденты правильное решение в конфликтных ситуациях
Вывод: На рисунке 6, мы увидели, что большинство респондентов (60%) дали ответ, что всегда находят решения.
Респонденты ответили, легко ли создают теплую эмоциональную атмосферу на работе (Рисунок 7):
Рисунок 7 – создают ли теплую эмоциональную атмосферу на работе
Вывод: Большая часть опрошенных работников отделения (70%) дали ответ, что готовы создать теплую эмоциональную атмосферу на работе
Мы спросили у респондентов, могут ли конфликты чаще случатся из-за не соблюдения должностных инструкции (Рисунок 8):
Рисунок 8 – соблюдение должностных инструкций
Вывод: Большинство опрошенных респондентов (65%), редко конфликтуют из-за не соблюдения норм.
Мы узнали, бываю ли дни, когда эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (Рисунок 9):
Рисунок 9 - сказываются ли на результаты, эмоциональное состояние
Вывод: На рисунке 9,мы видим, что в эмоциональное состояние редко сказывается на работу респондентов, но все же 30% опрошенных, их эмоциональное состояние влияет на работу
Результат исследования
Проанализировав анкетные данные и литературные сведения, которые были использованы, пришли к выводу, что работа в медицине, очень тяжёлая. Нагрузки, полученные во время работы, сказываются не только на физическом здоровье сотрудников, но и на психологическом состоянии. Так же выполнение должностных инструкций, способствует повешению уровня оптимизации в коллективе. Поэтому любой специалист, работающий в медицинской сфере, должен знать приказы и способы борьбы с получаемым стрессом и уметь восстанавливаться физически и психологически. Для этого стоит найти для себя наиболее подходящий способ расслабления: это может быть как занятие спортом или активный отдых с друзьями, так и занятие своим хобби, сон, занятие йогой. Нужно предлагать бесплатную консультацию психолога, или ходить по театрам, слушать расслабляющею музыку. Выбор способов борьбы со стрессом стоит исключительно за каждым человеком в отдельности и зависит от типа личности и индивидуальных предпочтений.
Заключение
Актуальность проблемы связанная с эмоционального выгорания у медицинских сестер операционного отделения обусловлена тем, что последнее время отмечается повышение количества стрессов, связанная с трудовой деятельностью. Профессиональные стрессы негативно влияют как на конкретных людей так и на их окружение.
По роду своей работы медицинские сестра подвергаются различных не благоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса (ответственность за жизнь и здоровье других людей, повышенное требование к профессиональной компетенции, самоотдаче, большое количество контактов с больными людьми , с их родственниками , много негативных эмоций и др.)
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.
Деятельность медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность медсестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня. Ответственный характер деятельности медсестры обусловливает различные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей. Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях.
В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности медицинских сестёр, могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Помогая другим людям и спасая жизни, не стоит забывать о себе, потому что только специалист здоровый физически и психологически может быть полезен как пациентам, так и коллегам.
Список литературы
1. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика: М.М. Авхименко//Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. № 2. С.25-29.
2. Агкацева С. А. Сестринские манипуляции. – М.: Медицина, 2006
3. Барыкина Н. В., Чернова О. В. Сестринское дело в хирургии: практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Верескун Е. Ю. Влияние аддиктивного поведения на процесс адаптации к профессиональной роли медицинского работника//Автореф. дис. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007. С. 24.
5. Группа Статей о стрессе с Глоссарий.ру
6. Двойников С. И. Основы сестринского дела. – М.: Академия, 2007.Добродеев, С.А.
7. Елисеев Ю. Ю. Справочник медицинской сестры. – М.:ЭКСМО, 2007
8. Иванова Л. Ф., Тарасов Г. А. Преимущества внедрения сестринского процесса в сестринское образование и практическое здравоохранение
9. Киргуев П., Рамонова Л., Крылов В. Сестринское дело // Высшееобразование в России.- 2000.- № 6.- С. 95-97.
10. Киргуев П., Рамонова Л., Крылов В. Сестринское дело // Высшееобразование в России.- 2000.- № 6.- С. 95-97.
11. Леонидова В. Сестринские инновации — итоги внедрения // Сестринское дело. -2003. -Т.46. №-4/5. -С.8-10.
12. Мурашова Л.Ф. Контроль качества работы медсестер в городской больнице // Медицинская сестра. -2004. -№5. -С.7-8.
13. Никитин Ю. П. Руководство для средних медицинских работников. – М.: Гэотар-Медиа, 2007.
14. Неотложная хирургия / В.Н. Чернов, В.Г. Химпчев, И.И. Таранов, A.PI. Маслов, И.А. Мизиев, С.И. Джинджихашвили // Ростов н/Д.: ЗАО
«Книга», 2002.- 336 с.
15. Новик A.A., Матвеев С.А., Ионова Т.И. и др. Оценка качества жизни больного в медицине // Клин. мед. 2000. - № 2. - С. 10-13.680 специалисте по управлению сестринской деятельностью": Приказ Минздрава России от 13.09.02 № 288.- С. 155-157
16. Сетевое сообщество // MedRulit.ru: статьи и учебные материалы по медицине: Профессиональное выгорание или Синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ). URL: (дата обращения 02.02.2017)/ Мед. журн. Чувашии.- 1997. -№ 3. С.55-60.
17. Теория сестринского дела: учеб. пособие для студентов факультет высшего сестринского образования: Самара: ГП "Перспектива", 2002.- 160 с.
18. Филимонов A.A. Оценка эффективности медицинской стационарной помощи // Пробл. социал. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. - №4. - С.54-57.
19. Хамидова Т. Р. Справочник медицинской сестры клинической практики. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
1 Стаж работы по профессии медицинская сестра.
11-15 лет
16-20 лет
21 и более
Пол.
Мужской
Женский
Возраст респондентов
от 18до 25
от 26 до 30
от 31 до 40