Симптомы профессионального выгорания
К симптомам профессионального выгорания относятся:
Измененияв эмоциональной сфере. Быстро возникают эмоции на малейший внешний раздражитель. Человек часто испытывает гнев, обиду, вину, стыд, страх, тревогу, подозрительность. Также неопределенное чувство беспокойства, уныния, связанное с неудачами на работе. Утрачивается чувство юмора. Появляется чувство бессилия, разочарования, равнодушия и даже цинизм. Уже на этой стадии изменения в поведении медсестры становится заметным для окружающих.
Изменения в мышлении. Снижается концентрация внимания, сужается восприятие, мышление становится ригидным и вязким. Появляются навязчивые мысли о неудовлетворенности своей профессией, желание сменить работу. Медработнику начинает казаться, что к нему придираются, недостаточно оценивают его усилия, не понимают. Далее возникает негативное отношение к себе и ко всему миру, что может сказаться на выполнении работы.
Изменения в поведении. Сотрудник старается пораньше уйти с работы, опаздывает, чаще нарушает дисциплину, уединяется от коллег, стандартизирует общение с пациентами, перестает проявлять участие в решении проблем сослуживцев, становится либо молчаливым, либо излишне болтливым. Такое поведение, я считаю, довольно негативно сказывается на работе медсестры реанимационного отделения. В конечном итоге, медработник перестает видеть в каждом пациенте индивидуальную личность. Собственные интересы и ценности смещаются в сторону эгоистических потребностей. Накопленное психическое напряжение на работе человек приносит домой, что провоцирует появление семейных конфликтов.
Изменения в здоровье. Появляется усталость, раздражительность; утомляемость возникает уже в начале рабочего дня. Беспокоит бессонница, головокружение, нарушения в работе внутренних органов (особенно плохое пищеварение и учащенное сердцебиение). Происходит обострение хронических заболеваний, повышается восприимчивость к инфекционным болезням.
Выделяется две группы факторов, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания:организационные и личностные.
1) Организационные (внешние) факторы:
− авторитарный стиль руководства, несоответствие между требованиями, предъявляемыми к сотруднику, и его возможностями;
− несоответствие между желанием сотрудника быть независимым и возможностью самостоятельно принимать решения;
− нечёткая организация труда, большой объём канцелярской работы;
− высокая рабочая нагрузка, превышение нормативного числа пациентов, увеличение продолжительности рабочего дня, сверхурочная работа;
− плохие материально-технические условия (недостаток медикаментов, инструментов, компьютеров, помещении). Эта проблема особенно актуальна для больниц в наши дни.
− отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
− недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное;
− невозможность влиять на принятие важных решений;
− двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
− постоянный риск штрафных санкций;
− неблагоприятный психологический климат из-за наличия в коллективе сплетников, конфликтных личностей;
− высокая нравственная и юридическая ответственность;
− психологически трудный контингент пациентов, что, я думаю, особенно актуально для реанимационного отделения.
2) Личностные (внутренние) факторы:
− неудовлетворенность выбранной специальностью;
− люди с тревожным, мнительным характером, принимающие всё близко к сердцу;
− люди с повышенной ответственностью за порученное дело;
− молодые люди, неопытные, наивные, отдающиеся делу без остатка;
− сверхчуткие, сопереживающие люди, имеющие слабые границы своего "Я", полностью растворяющиеся в другом человеке;
− трудоголики, которые прикрывают темпом работы свою профессиональную несостоятельность;
− психологически неграмотные люди, не умеющие общаться;
− люди без ресурсов (не имеющие социальных и родственных связей, любви, экономической стабильности, цели, здоровья и т. д.);
− семейно-бытовые проблемы;
−люди с нравственными дефектами (полное отсутствие альтруизма, «махровые» эгоисты, не обладающие добродетелью, порядочностью, честностью, уважением прав и достоинств другой личности).
Эмоциональное выгорание заразно и может быстро распространяться среди сотрудников, поэтому «выгоревшего» человека нужно распознать как можно раньше и окать ему психологическую помощь. Коллектив превращается в общую группу «выгорающих»