Отношение разных слоев общества
К интеграции инвалидов
Социально-психологический мониторинг
В последние годы, несмотря на неблагоприятную социально- экономическую ситуацию в стране, наметилась положительная динамика в изменении отношения общества к инвалидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связана со степенью информированности общества о проблемах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих ценностей, милосердия, гуманизма; с переход от государствоцентристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в педагогике гуманистической. В связи с изменением отношения общества и государства к людям с проблемами, ростом активности общественных объединений родителей детей-инвалидов и сам их инвалидов отмечается улучшение социального самочувствия инвалидов, в том числе инвалидов-опорников.
С целью подтверждения этих положений выпускником Института , специальной педагогики и психологии С. Б. Федоровым (2000) под нашим руководством (Л.М.Шипицына) был проведен социально-психологический мониторинг по проблеме социальной ицтерации.
Исследование проведено, чтобы оценить уровень интеграции инвалидов-опорников (в частности детей, страдающих церебральным параличом) в общество, представить картину отношения некоторых групп населения к инвалидам, выявить взаимосвязь между информированностью населения о проблемах инвалидов и готовностью принять их в качестве полноправных членов общества, проанализировать изменение отношения к людям с отклонениями в развитии.
В качестве объекта исследования были выбраны следующие социальные группы:
— подростки и молодые люди, страдающие церебральным параличом (I группа);
- специалисты (II группа);
— обыватели (IIIгруппа).
Третья группа была представлена тремя подгруппами, которые были условно названы:
— молодежь (граждане в возрасте до 30 лет);
— интеллигенция (люди с высшим образованием);
— пенсионеры (лица пенсионного возраста).
Каждую из перечисленных Групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть охарактеризована многочисленными внешними и внутренними связями, из которых нами были^учтены лишь Наиболее важные.
Целостность групп (подгрупп) определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного исследования: .
- молодежь и пенсионеры, кдк представители нового (приходящего) и старого (уходящего) поколений, живущие и жившие при разном общественном управлении (тоталитарном и демократическом);
— специалисты — люди, Наиболее ицформированные о проблемах инвалидов, знающие положение дел изнутри;
— интеллигенция.:— наиболее образованная часть общества отражающая сбоим мнением вектор изменения отношения к интеграции инвалидов в социум.
В первую группу вошли учащиеся 9-11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и детским церебральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего опрошено 100 человек. Возрастной диапазон опрашиваемых — от 15 до 20 лет.
Вторая группа включала в себя людей, связанных по роду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее составили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудники психолого-медико-педагогических центров, представители общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их родителям, студенты вечернего отделения Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы — 180 человек.
В третью группу вошли представители пяти государственных и семи частных организаций и предприятий различных форм собственности, студенты десяти учебных заведений различного профиля, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем материального достатка. Количественно группа обывателей выглядит следующим образом:
— молодежь — 130 человек;
— интеллигенция — 100 человек;
— пенсионеры — 170 человек.
Процедура исследования
Проведение мониторингового исследования в пределах для одного города по проблеме социальной интеграции инвалид опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выборочно. Выбору ное исследование также может дать реальную картину результа' при соблюдении определенных требований к совокупной выбоЩ Главными критериями корректности выборки в нашем исследовании являются:
— случайность отбора респондентов;
— формирование групп в соответствии с общей возрастно-М-ловой структурой населения.
Основой исследования явились анкеты, разработанное Л.М. Шипицыной. Вопросы, предлагаемые в анкетах, били составлены так, чтобы удовлетворять следующим основным требованиям:
1. Однозначность формулировок и смысла вопросов.
1. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок и единиц измерения.
3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не более пяти).
4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений к положительному или отрицательному полюсу шкалы.)
5. Исключение непосильных требований к памяти опрашиваемого.
Анкетирование инвалидов-опорников проводилось организатором в форме индивидуальных бесед. Индивидуальный подход использован для исключения влияния опрашиваемых друг на друга. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкетирования.
Целью проведения анкеты 1 (см.приложение 1) является оценка информированности общества об инвалидах. Анкета включает в себя вопрос о достаточности освещения проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМИ) с последующим уточнением источников информации^ где предоставляется возможность выбора из перечисленных источников и возможность указания другого варианта ответа. Качественный вопрос о наличии в России законов, защищающих права инвалидов, служб и организаций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой перечислить известные организации.
Вопросы анкеты носят содержательный характер и позволяют^ выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемые респондентом источники информации.
Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отношения общества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами проблем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педагогической интеграции детей-инвалидов. Вторая часть анкеты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов.
Вопросы,2 и 3 анкеты, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяснить возможные причины того или иного отношения к инвалидам.
Вопросы 4-6 позволяют определить место в обществе, которое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе достаточно высокую степень социального давления, их можно считать основцой частью анкеты. Перечисленные вопросы дают возможность оценить уровень готовности респондента к интеграции с инвалидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка.
В целом анкета 2 построена на использовании прямых вопросов, т. к. они психологически нейтральны к личности респондента.
Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих инвалидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороньГобщества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о трудностях общения и психологической устойчивости при контактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями и посторонними людьми. Сюда включены также вопросы о значении образования в жизни респондента, о готовности к интеграции, о трудоустройстве — как важнейшем элементе социальной реабилитации. Заканчивается анкета оценкой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства.
Выявление трудностей в общении позволяет сделать выводы о степени социализации подростков, страдающих церебральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, т. к. при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопроса 5, определяющего частоту конфликтов, с вопросом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмоциональной устойчивости респондентов.
Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд опрашиваемого на окружающий мир и ощущение своего положения в нем. Седьмой возрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми. Заключительные вопросы анкеты 9 и 10 позволяют оценить уровень тревожности. Значимыми являются причины неуверенности в будущем, которые предлагается указать респонденту.