Психологическая коррекция познавательных процессе»

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с це­ребральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести и специфику нарушения психических функций. Диапазон интел­лектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик; от нор­мального уровня психического развития до тяжелых степеней ум-, ственной отсталости.

Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме, патологии развития — недоразвитие высших форм мыслительной деятельно­сти — абстрактного мышления.

Как показано выше, у больных с ДЦП в сочетании с психичес­ким недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-пер­цептивных процессов, что проявляется в недоразвитии констант­ности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсорных сигналов. Это оп­ределяет основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

- Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирова­ние перцептивных операций.

- Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.

- Развитие скорости восприятия объектов.

Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обуче­ния детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется фор­мированию конструктивной деятельности. Конструктивная дея­тельность является сложным познавательным процессом, в резуль-

тате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений.

А.Р. Лурия (36) провел психологический анализ развития конструктивной деятельности дошкольников. В отличие от обыч­но применяемых в дошкольной педагогике, конструтивных игр, где ребенок точно копирует образец, автор предложил конструиро­вание с нерасчлененных образцов, где перед ребенком стояла зада­ча мысленного анализа элементов, из которых состоит предложенная модель. Однояйцевые близнецы были разделены на две группы. Одна группа обучалась конструированию по традиционной методике, а вторая группа (их сестры и братья) обучалась констру­ированию с нерасчлененных образцов (готовые постройки были заклеены белым плотным картоном). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что предложенный метод кон­струирования по моделям радикально изменяет развитие конст­руктивной деятельности ребенка, положительно сказывается на развитии сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов. Обучение конструированию по моделям существенно повлияло на умственное развитие детей, на развитие зрительно-пространствен­ного анализа и синтеза.

Занятия с детьми по конструктивному моделированию с ис­пользованием методики А.Р. Лурия (37) предполагают решение следующих задач (табл. 2):

- Обучение детей самостоятельным способам обследования образцов;

— Обучение самостоятельным способам решения конструктив­ных задач;

- Обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции;

- Обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.

Параллельно с обучением конструированию проводится обуче­ние рисованию также в четыре этапа. На первом этапе дети обуча­ются элементарным графическим движениям в вертикальном и горизонтальном направлениях. На втором этапе — обучение про­извольному управлении* графическими движениями с помощью рисования по трафаретам. На третьем этапе — рисование после предварительного конструирования предметов из готовых форм. На четвертом (последнем этапе) -— изображение предметов с на­туры.

Память детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвити­ем отличается недостаточностью объема запоминания, трудностя­ми приема, хранения и воспроизведения информации. Невозмож­ность опосредованного запоминания обусловлена трудностями

Таблица 2

Содержание обучения детей конструктивному моделированию

Этапы Программа Задания  
1. Подгото- Знакомство детей со строи- Конструирование «башни»  
вительный тельным материалом, Обучение из трех-пяти кубиков разно-  
  простым конструктивным го цвета. Конструирование  
  действиям. Обучение планомер- «дорожки» из кирпичиков  
  ному обследованию образцов и разного цвета. Конструиро-  
  деталей. Обучение словесному вание «забора» из кирпичи-  
  обозначению пространственных ков разного цвета (верти-  
  отношений предметов (рядом, кальное расположение  
  на, над, под, около и т.п.). деталей). Конструирование фигур из одинаковых, до величине и форме блоков в вертикальном и горизонтальном направлениях  
2. Мо- Обучение детей планомерному Конструирование объемных  
дельное рассматриванию образцов- образцов-моделей из дета-  
конст- моделей и выделению их лей одинаковой величины  
руирова- существенных компонентов. и формы (модель заклеена  
ние Обучение эффективным спосо- белой плотной бумагой).  
  бам конструирования с Конструирование объемных  
  использованием развернутых построек из деталей разной  
  действий с деталями в виде величины и формы. Конст-  
  прикладывания, приставления, руирование плоскостных  
  примеривания. Обучение ис- моделей из деталей, одина-  
  пользованию пространственных ковой величины и формы.  
  и метрических признаков пред- Конструирование плос-  
  метов. Обогащение словаря костных моделей из деталей  
  специальной пространственной разной формы и величины.  
  терминологией (квадрат, круг,    
  треугольник и пр.).    
3. Конст- Обучение детей рассматриванию Конструирование построек  
руирование образцов-рисунков, выделение их в вертикальном горизон-  
с нерасчле- существенных элементов. Обуче- тальном направлениях с  
ненных ние детей называнию простран- различными деталями по  
образцов ственных отношений. Обучение величине и форме  
объемных детей правильному воспроизведе-    
рисунков нию в постройках пропорцио- нальных отношений деталей    
4. Конст- Обучение детей воспроизведению Конструирование построек  
руирова- в постройках пропорции, количе- с символического рисунка  
ние с сим- ства и величины деталей с учетом количества деталей,  
волических   формы и величины  
рисунков      


смысловой организации запоминаемого материала. В связи с этим важными направлениями психокоррекции памяти являются:

— Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой,осязательной модальностях.

— Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается kohkретностью, невозможностью образования понятий, трудностям переноса и обобщения. Развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:

— Обучение детей многообразным предметно-практаческим| манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

— Обучение использованию вспомогательных Предметов (орудийные действия).

— Формирование наглядно-образного мышления в процесс конструктивной и изобразительной деятельности.

Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида:; деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При) этом необходим тесный контакт психолога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности.

У детей с церебральным параличом наблюдаются варианты задержанного развития. Для них характерно недоразвитие мышления, а именно: внимания, памяти, пространственного гнозиса. Важно при психологической коррекции познавательных процессов и личности у этих детей является учитывать форму и степени задержки психического развития.

Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности у детей с ЗПР при церебральном параличе целесообразно выделить три ее основных блока; мотивационный, операционно-регуляторный и блок контроля (табл.3).

Таблица 3

Наши рекомендации