Как чувство свободы связано с достижением ваших целей
Инстинкты рождают желания. Каждый раз как вы удовлетворяете желание, исходящее из ваших глубинных инстинктов — таких как творческий инстинкт, инстинкт питания, защитный, сексуальный или агрессивный инстинкт, — вы
ощущаете удовольствие и переживаете чувство свободы. Люди обычно мечтают о таких вещах, когда они их лишены. Забавный пример этого можно найти в повести Курта Воннегута «Завтрак для чемпионов», где люди ходят в кино, чтобы посмотреть, как герои фильма на экране будут есть творожный пудинг. В их обществе на творожный пудинг наложен запрет. Сатира Воннегута ярко показывает, насколько неважно мы себя ощущаем.
Вы можете спросить: «Но если все мои мечты воплотятся в реальность, а все инстинкты будут удовлетворены, означает ли это, что у меня не появится новых желаний?» Куда там! Ваши фантазии и мечты приобретут еще больший размах — станут более романтическими, более творческими, авантюрными и духовными. Вы сможете воспользоваться большим спектром возможностей, чаще будете идти на риск, например, организовывать новое дело, станете чаще оказывать помощь менее удачливым согражданам или каким-то образом трудиться для того, чтобы сделать собственную жизнь лучше. Вкратце вы станете более уверенным в себе и успешным во всем, что делаете, потому что не станете зацикливаться на таких примитивных мечтах, как желание попробовать творожный пудинг. Что еще важнее, удовлетворяя свои желания, вы обретаете утраченное ощущение удовольствия. Без удовольствия человек может чувствовать себя чем-то обделенным и несчастным. Жизнь слишком коротка, чтобы пренебрегать какими-то из ее радостей.
Романтический инстинкт
Новое определение романтики
Что такое «романтический»? Что делает кого-то «романтиком»? В чем состоит романтический поступок? Романтический аспект? Что такое романтический период? Поскольку все эти общераспространенные слова и фразы не всегда бывают четко определены, я считаю, что они нуждаются в прояснении.
Я понимаю, что то, что я собираюсь сказать, может показаться спорным, так что принимайте мои слова, как хотите. Можете соглашаться со мной, можете не соглашаться.
Я искренне убежден в том, что романтизм основывается на инстинкте, связанном с инстинктом воина и проистекающем из одного с ним источника. Романтический инстинкт — один из первых инстинктов человека, который определяет уникальность человека, побуждает его (или ее) подвергать сомнению правила и вдохновляет на борьбу за сохранение собственной неповторимости или цельности как личности.
В корне романтизма лежит принцип слома установившегося правила с целью создания нового правила (нормы). И романтический поступок состоит именно в этом. Например, история Ромео и Джульетты является романтической именно потому, что ее герои боролись за свое право любить, несмотря на существующие семейные правила. Ромео и Джульетта — романтические герои. Полюбить друг друга и соединиться, невзирая на вражду своих семей, было романтическим поступком, а их самоубийство еще более романтично. Пожертвовать собственной жизнью ради любви — такой поступок противоречит правилу — или инстинкту, — направленному на выживание. В истории всех народов романтической аурой окружены имена тех, кто готов был жертвовать своей жизнью во имя убеждений.
Романтический аспект может вытекать исключительно из факта нарушения правил. Например, преступники, проститутки и антигерои, отрицавшие и нарушавшие социальные законы, в течение многих поколений продолжали жить в легендах и произведениях литературы (вспомните Бальзака и Достоевского). Преступники, люди, оказавшиеся вне закона, такие как Джесс Джеймс, Малыш Билли, Бутч Кэссиди, Бонни и Клайд, считаются романтическими героями в основном потому, что дерзнули преступить закон.
Как я уже говорил, романтизм основан на инстинкте. У детишек, например, внутренний и очень свежий романтический инстинкт. Когда какая-нибудь авторитетная фигура, например родитель или учитель, велит маленькому ребенку сделать (или не делать) что-то, ребенок часто предпринимает попытку ослушания. Среди детей принято также подшучивать над своими учителями. У детей прекрасное чувство юмора, а юмор сам по себе является примером нарушения правил. Я убежден в том, что это наш романтический инстинкт в глубинах подсознания побуждает нас наслаждаться шутками и нарушать запреты, и живущий внутри нас ребенок закатывается от хохота, когда мы видим или слышим что-то смешное. К сожалению, с течением времени детский романтический инстинкт ослабевает, поскольку дети начинают искать одобрения и сталкиваются в жизни с таким числом родительских, религиозных, политических и общественных запретов, что часто начинают ощущать вину, когда пытаются их нарушить. Тем не менее, наши первородные романтические желания и инстинкты остаются импринтированными в глубинах подсознания. Я верю, что каждая романтическая история — литературная или реальная — каким-то образом связана с запусканием этого инстинкта.
Для «поддержания порядка» общество создает множество антиромантиче- ских табу. Это можно понять, потому что если все будут поступать импульсивно и романтично, невозможно станет сохранять порядок. Но когда этот первородный инстинкт постоянно контролируется и подавляется, подобно любому другому регулярно подавляемому порыву или желанию, возникают побочные эффекты и симптомы, такие как чувство разочарования, гнева, обделенности, отсутствия свободы и агрессивности. Мы живем в мире, в котором ложного романтизма более чем достаточно. Я не в состоянии пускаться здесь в подробную философскую дискуссию на эту тему, так что скажу только одно: любая романтическая на первый взгляд идея, которая отвечает представлениям толпы, скорее всего, не является истинно романтической. Истинный романтизм очень индивидуален и предполагает уникальность. Я вовсе не предлагаю людям бросаться нарушать правила или законы. Однако я хочу сказать, что инстинктивная способность подвергать сомнению правила или нормы необходима, когда вы желаете в чем-то совершенствоваться, внести какое-то изменение в жизнь или создать нечто новое.