Опухоли костей и суставов: введение
Диагностика опухолей костей
Диагностика поражений костей значительно облегчается при комбинации клинических, рентгенологических и морфологических исследований. Некоторые важные аспекты этих методов диагностики рассмотрены ниже.
Анамнез:
Включает продолжительность заболевания и клинические признаки, а также локализацию поражения.
Рентгенография:
Рентгенограммы необходимо получать в 2 или более проекциях, они помогают установить размер, форму и точную локализацию поражения. В сомнительных случаях сравнение рентгенограмм здоровой и больной кости, а также повторение рентгенограмм через некоторое время (обычно через 3 недели) может помочь в постановке диагноза.
Техника биопсии
При проведении биопсии необходимо брать образец достаточного размера, включающий, как край опухоли, так и более глубокие её участки. Это замечание в особенности относится к остеосаркомам, гистологическая структура которых может значительно различаться в разных частях опухоли, а в зоне их роста могут отсутствовать такие межклеточные вещества, как остеоид. Определиться с выбором зоны для биопсии может помочь рентгенография.
Ампутация и патологоанатомическое исследование
С помощью этих методов можно исследовать всю опухоль целиком. Хотя тщательное исследование зачастую сложно и требует большого количества времени, оно дает максимальное количество информации о составе и структуре опухоли, а также о её взаимодействии со смежными и реактивными тканями. После фиксации образец необходимо сфотографировать, а также получить его рентгенограммы в 2 проекциях. Толстые (6 мм в толщину) срезы получают из центра опухоли путем её распиливания. Их также фотографируют и получают рентгенограммы. Образцы декальцифицируют в буферном растворе муравьной кислоты до тех пор, пока их можно будет резать ножом. Затем образцы дегидратируют и заливают в парафиновые блоки. Для гистологического исследования образцы нарезают с использованием микротома.
В дополнение к окраске гематоксилином и эозином для дифференциации остеосарком с хрящевым компонентом и хондросарком со вторичной оссификацией можно использовать альциановый синий. Окраска волоокое ретикулина и бирефракционные методы полезны для дифференцировки опухолей костей от реактивной костной ткани и плотных волокон коллагена.
Авторы благодарят коллег, которые любезно предоставили свои материалы для исследования:
E. C. Appleby, London;
W. C. Banks, Saskatoon;
R. O. Brodey Philadelphia;
W. H. Riser, Philadelphia;
C. B. Carrig, Queensland;
A. A. Seawright, Queensland;
H. A. Casey, Washington;
K. Daemmrich, Berlin;
T. Haenichen, Munich;
K. W. Head, Edinburgh;
S. A. Jacobson, Portland;
J. Johnson, Sydney
; S. K. Liu, New York;
S. W. Nielsen, Storrs;
L. N. Owen, Cambridge;
P. G. van Ooyen, Utrecht;
G. H. B. Teunissen Utrecht;,
C. C. van de Watering, Utrecht;
E. Weiss, Giessen.
Также авторы благодарят:
D. Cohen of the Roentgenology Department, R. Hafkamp and
T. van Noorden of the Photography Department, and
W. Ternede and E. J. Fernig of the Pathology Department of the Netherlands Cancer Institute.
Опухоли костей
IV.Опухоли костного мозга
А. Миелома – злокачественная опухоль, обычно проявляется в виде множественных или диффузных поражений. Характеризуется округлыми клетками, похожими на плазматические, но обладающими признаками различной степени незрелости (атипичные многоядерные формы). Поражения проявляются локальными очагами остеолизиса или областями диффузного замещения костного мозга без повреждения структуры кости. Наличие миеломы, как у людей, так и у животных, может иногда быть связано с появлением аномальных протеинов в крови и моче. Миелома не является редкостью у собак, как и у людей; чаще поражаются позвонки, таз, ребра и длинные кости. У собак не выявлено возрастной предрасположенности (возрастной интервал 1-10 лет), однако данное заболевание обычно поражает пожилых людей. Миелома редко диагностируется у свиней и лошадей. В нашем исследовании у 2 свиней все кости на срезах имели зеленый цвет. У животных и людей с множественной миеломой опухолевые отложения обычно находят и в других органах в виде узлового или диффузного опухолевого роста.
Рисунок 9-1: миелома, плюсна, кошка.
В. Другие опухоли.У нас не было возможности изучить первичные ретикулосаркомы костей у животных, тем не менее, такие опухоли были описаны у собак. Первичные лимфосаркомы костей у животных не были зарегистрированы. При лимфосаркомах множественного и тимусного типа у растущих коров могут наблюдаться очаги разрушения опухолевыми тканями ребер и позвонков. При лимфосаркоме у собак и кошек редко наблюдается деструкция костной ткани.
V.Сосудистые опухоли
А. Гемангиома – это доброкачественная опухоль, состоящая из новообразованных кровеносных сосудов капиллярного или кавернозного типов. У животных описан только один случай (у собаки), в котором наблюдалось поражение позвонка. У людей также чаще поражаться позвонки, однако встречается и множественная форма гемангиомы.
Рисунок 10-1: кавернозная гемангиома поясничного позвонка (стрелка). Остеолитическое поражение. Клиническая рентгенограмма, 8-летний кобель таксы, собака
Рисунок 10-2: тот же случай, что и 10-1. Крупные полости, заполненные кровью.
В. Гемангиосаркома (злокачественная гемангиоэндотелиома) –это злокачественная опухоль, характеризующаяся формированием неравномерных анастомозирующих сосудов, которые выстланы одним или более слоем атипичных эндотелиальных клеток. Эти клетки часто выглядят незрелыми и окружены массами плохо дифференцированных или анапластических тканей. Множественные гемангиосаркомы костей или костей и мягких тканей могут наблюдаться у собак, лошадей и людей. Этит тип опухолей не редок у собак, может поражать и длинные трубчатые (проксимальная часть плечевой кости), и плоские кости (ребра). Эта разрушительная опухоль очень злокачественна и быстро метастазирует в легкие. Иногда сложно определить, является ли гемангиосаркома кости или мягких тканей первичным множественным или метастатическим поражением. Необходимо с особой осторожностью дифференцировать гемангиосаркомы от остеосарком телеангиэктатического типа, аневризмальных кист и атипичных злокачественных синовиом.
Рисунок 10-3: гемангиосаркома. Остеолитическое поражение, осложненное переломом. Рентгенограмма ампутированной конечности. 11-летний кобель, пудель, собака.
Рисунок 10-4: гемангиосаркома, проксимальная часть плечевой кости. Поражение затрагивает кость и прилегающие мягкие ткани. Собака.
Рисунок 10-5: гемангиосаркома, ребро. Незначительные пространства, окруженные клетками саркомы. Лошадь.
Рисунок 10-6: гемангиосаркома. 7-летний кобель, пудель, собака.
Рисунок 10-7: тот же случай, что и 10-6. Специальная окраска на ретикулин.
Рисунок 11-1: лимфосаркома, поясничный позвонок. Это поражение было обнаружено в дополнение к пораженной селезенке, лимфатическим узлам и т.д. Рентгенограмма макропрепарата, сука, собака.
Рисунок 11-2: лимфосаркома. Обратите внимание на реактивную костную пролиферация. 3-летний кобель, пинчер, собака.
Рисунок 11-3: плазмацитома. Множественные очаги остеолизиса. Рентгенограмма макропрепарата. 10-летняя сука, колли, собака.
VI.Смешанные опухоли
А. Фибросаркома – злокачественная опухоль, характеризующаяся формированием опухолевыми клетками сплетаюшихся пучков коллагеновых волокон и отсутствием других типов гистологической дифференциации. Фибросаркомы проявляются в виде остеолитических поражений длинных костей у собак, а также поражений нижней челюсти у лошадей и овец. При выраженном процессе у кошек и собак трудно решить, является ли опухоль первичной или она происходит из мягких тканей и вовлекает в патологический процесс кость. Эту опухоль необходимо дифференцировать от остеосаркы фибросаркомного типа, которая содержат лишь небольшое количество костной ткани.
Рисунок 12-1: фибросаркома, дистальная часть лучевой кости. Выраженная деструкция кости и инвазия в окружающие ткани. Рентгенограмма макропрепарата. 9-летний кобель, боксер, собака.
Рисунок 12-2: фибросаркома, нижняя челюсть, лошадь
Рисунок 12-3: фибросаркома. Умеренно плеоморфные веретенообразные клетки, формирующие коллагеновые волокна. 14-летний фокстерьер, собака.
Рисунок 12-4: фибросаркома, дистальная часть лучавой кости. Остеолитическое поражение. Рентгенограмма макропрепарата, 10-летний пудель, собака.
Рисунок 12-5: тот же случай, что и 12-4. Веретенообразные клетки и клетки, сходные с гистиоцитами.
В. Липосаркома – злокачественная опухоль, характеризующаяся липобластной дифференциацией, проявляющейся обнаружением липобластов на разных стадиях дифференцировки. Эта опухоль очень редка у людей; описаны случаи поражения метафизов у молодых собак. У одной собаки множественные липосаркомы быди обнаружены в длинных костях и других внутренних органах.
Рисунок 13-1: липосаркома, диафиз плечевой кости. Жизнеспособная опухолевая ткань расположена только в проксимальной части. Обратите внимание на экстенмивную пролиферацию и некроз надкостницы. Срединный срез макропрепарата. 1,5-летний кобель, лабрадор-ретривер, собака.
Рисунок 13-2: липосаркома. Плеоморфные клетки, содержащие жир. 10,5-летняя сука, боксер, собака.
С. Остеолипосаркома (злокачественная мезенхимома) – злокачественная опухоль, состоящая из тканей остеосаркомы и липосаркомы. Эта опухоль редко встречается и у собак, и у людей.
Рисунок 13-3: злокачественная мезенхимома, дистальная часть лучевой кости. Рентгенограмма макропрепарата, картина сходна с остеосаркомой. 1-летняя сука, пудель, собака.
Рисунок 13-4: тот же случай, что и 13-3. Липосаркома печени, специальная окраска для выявления жира.
Рисунок 13-5: тот же случай, что и 13-3. Метастазы остеосаркомы в легкое.
D. «Адамантинома» длинных костей –злокачественная опухоль, характеризующаяся присутствием ограниченных масс эпителиальных клеток, окруженных веретеноклеточной тканью. Структура эпителия сходна амелобластомами челюсти. Этот тип опухолей редок у людей и описан у собак.
Е. Недифференцированная саркома –злокачественная опухоль плеоморфной структуры, лишенная какого-либо специфического гистологического строения. Неудачный забор материала, особенно из периферической зоны злокачественной опухоли, может привести к гистологическому заключению «недифференцированная саркома». Тщательное исследование с забором крупных образцов в дальнейшем снизит частоту этого диагноза.
Опухоли костей и суставов: введение
Опухоли костей и суставов не являются редкостью у собак, но у других домашних животных встречаются не часто. У собак большинство опухолей костей являются злокачественными, наиболее часто встречаются остеосаркомы, особенно часто они поражают собак гигантских пород и боксеров. Описано несколько основных групп опухолей костей: образующие костную ткань, образующие хрящевую ткань, гигантоклеточные, происходящие из костного мозга, сосудистые, смешанные, метастатические, неклассифицированные, а также опухолеподобные поражения. Опухоли суставов и связанных с ними структур разделяют на синовиальные саркомы, фиброксантомы и злокачественные гигантоклеточные опухоли мягких тканей.
Эта классификация опухолей костей у животных очень похожа на классификацию ВОЗ, используемую для описания опухолей у людей, и также основана на гистологических критериях, в частности на типе опухолевых клеток и межклеточного вещества, которое они продуцируют. Эта классификация включает доброкачественные и злокачественные опухоли костей и суставов, а также некоторые связанные с ними опухоли, которые не описаны в классификации мягкотканых опухолей у животных. Описание последних сходно с классификацией ВОЗ, предназначенной для мягкотканых опухолей у людей. В классификацию для сравнения также включены несколько опухолеподобных патологий, которые важны для дифференциальной диагностики. По той же причине кратко описаны и метастатические поражения. Такие опухоли, как плоскоклеточный рак и злокачественная меланома, которые могут инфильтрировать кость, здесь не обсуждаются. В течение нескольких последних лет стали появляться сообщения о ранее не известных опухолях у домашних животных. Вероятно, что будут обнаруживаться новые типы опухолей костей и суставов, что связано с возрастающим интересом к онкологии и усовершенствованием клинико-радиологических процедур. Данная классификация, которая более или менее отражает сегодняшний уровень знаний, была предложена в качестве первого шага и непременно будет модифицирована по мере накопления опыта по этой теме. Наше исследование основано на изучении 322 опухолей из материалов Института рака в Нидерландах (Netherlands Cancer Institute) и 43 случаев, полученных из нескольких институтов Европы, США и Австралии. Последние случаи были отобраны для представления редких типов опухолей, которые только недавно описаны в ветеринарной литературе. Данные включают 283 случая опухолей у собак, 40 – у кошек, 15 – у лошадей, 13 – у овец, 11- у коров и 3 случаев у свиней. В некоторых случаях нам не удалось найти описание типа опухоли в литературе. В основном материалы были получены после смерти животного, однако было исследовано и несколько образцов, полученных после ампутации. Поскольку большинство животных было эутаназировано относительно рано по причине первичной опухоли костей, было сложно связать гистологическую картину с биологическим поведением опухоли. Очень важно продолжать собирать хорошо документированные клинические случаи опухолей у животных. На настоящее время наши знания об опухолях костей у животных довольно ограничены, но уже можно сделать некоторые предварительные выводы:
1. у собак первичные опухоли костей встречаются чаще, чем метастатические (5 к 1 по нашим материалам); у людей наблюдается обратная ситуация.
2. злокачественные опухоли костей встречаются гораздо чаще доброкачественных, особенно это касается собак и кошек, тогда как у людей доброкачественные опухоли относительно более часты. Вероятно, что при более частом рентгенографическом исследовании, у животных будут чаще обнаруживаться доброкачественные опухоли скелета.
3. Остеосаркомы у собак, особенно у гигантских пород и боксеров, являются наиболее частыми и клинически важными опухолями. Данные опухоли могут быть признаны хорошей моделью для исследования подобной патологии у людей и могут стать основой для клинико-патологических, иммунологических, терапевтических и этиологических (остеотропные изотопы) исследований.
4. Вторым по распространенности типом опухолей, после остеосарком, у собак и овец являются хондросаркомы. Хондросаркомы также довольно часто встречаются и у людей. Гемангиосаркомы (у собак и лошадей), остеохондромы (у собак, лошадей и кошек) и миеломы (у собак) диагностируются реже, все три вида опухолей встречаются преимущественно в множественной форме. Последние два типа чаще встречаются у людей, нежели у животных. Мы не обнаружили убедительных случаев саркомы Юинга (диффузной эпителиомы костей), хондробластомы, хондромиксоидной фибромы, десмопластической фибромы, мезенхимальной хондросаркомы, хордомы, гемангиоэндотелиомы или эозинофильной гранулемы у животных. Если не брать в расчет остеосаркомы и, возможно, хондросаркомы и злокачественные синовиомы, то для исследования остается слишком мало случаев.
5. Есть несколько сообщений о наследственном проявлении остеохондром у собак и лошадей, фиброзная дисплазия у собак также указывает на участие генетических факторов.
6. Сообщения о схожести множественных инфарктов костей у собак и «остеодистрофии» у кошек с гипервитаминозом А и остеосаркомами очень интересны с точки зрения этиологических и гистогенетических факторов.
Диагностика опухолей костей
Диагностика поражений костей значительно облегчается при комбинации клинических, рентгенологических и морфологических исследований. Некоторые важные аспекты этих методов диагностики рассмотрены ниже.
Анамнез:
Включает продолжительность заболевания и клинические признаки, а также локализацию поражения.
Рентгенография:
Рентгенограммы необходимо получать в 2 или более проекциях, они помогают установить размер, форму и точную локализацию поражения. В сомнительных случаях сравнение рентгенограмм здоровой и больной кости, а также повторение рентгенограмм через некоторое время (обычно через 3 недели) может помочь в постановке диагноза.
Техника биопсии
При проведении биопсии необходимо брать образец достаточного размера, включающий, как край опухоли, так и более глубокие её участки. Это замечание в особенности относится к остеосаркомам, гистологическая структура которых может значительно различаться в разных частях опухоли, а в зоне их роста могут отсутствовать такие межклеточные вещества, как остеоид. Определиться с выбором зоны для биопсии может помочь рентгенография.
Ампутация и патологоанатомическое исследование
С помощью этих методов можно исследовать всю опухоль целиком. Хотя тщательное исследование зачастую сложно и требует большого количества времени, оно дает максимальное количество информации о составе и структуре опухоли, а также о её взаимодействии со смежными и реактивными тканями. После фиксации образец необходимо сфотографировать, а также получить его рентгенограммы в 2 проекциях. Толстые (6 мм в толщину) срезы получают из центра опухоли путем её распиливания. Их также фотографируют и получают рентгенограммы. Образцы декальцифицируют в буферном растворе муравьной кислоты до тех пор, пока их можно будет резать ножом. Затем образцы дегидратируют и заливают в парафиновые блоки. Для гистологического исследования образцы нарезают с использованием микротома.
В дополнение к окраске гематоксилином и эозином для дифференциации остеосарком с хрящевым компонентом и хондросарком со вторичной оссификацией можно использовать альциановый синий. Окраска волоокое ретикулина и бирефракционные методы полезны для дифференцировки опухолей костей от реактивной костной ткани и плотных волокон коллагена.
Авторы благодарят коллег, которые любезно предоставили свои материалы для исследования:
E. C. Appleby, London;
W. C. Banks, Saskatoon;
R. O. Brodey Philadelphia;
W. H. Riser, Philadelphia;
C. B. Carrig, Queensland;
A. A. Seawright, Queensland;
H. A. Casey, Washington;
K. Daemmrich, Berlin;
T. Haenichen, Munich;
K. W. Head, Edinburgh;
S. A. Jacobson, Portland;
J. Johnson, Sydney
; S. K. Liu, New York;
S. W. Nielsen, Storrs;
L. N. Owen, Cambridge;
P. G. van Ooyen, Utrecht;
G. H. B. Teunissen Utrecht;,
C. C. van de Watering, Utrecht;
E. Weiss, Giessen.
Также авторы благодарят:
D. Cohen of the Roentgenology Department, R. Hafkamp and
T. van Noorden of the Photography Department, and
W. Ternede and E. J. Fernig of the Pathology Department of the Netherlands Cancer Institute.
Опухоли костей