Участкового врача терапевта»

методические указания для студентов

по дисциплине «Поликлиническая терапия»

Тюмень, 2016

Методические указания «В12-ДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ В ПРАКТИКЕ

УЧАСТКОВОГО ВРАЧА ТЕРАПЕВТА» для студентов подготовлены доцентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины Е.В. Кирсанкиной под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой

Методические указания «В12-ДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ В ПРАКТИКЕ

УЧАСТКОВОГО ВРАЧА ТЕРАПЕВТА» для студентов утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины, протокол № 10 от « 06 » июня 2016 г.

Методические указания «В12-ДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ В ПРАКТИКЕ

УЧАСТКОВОГО ВРАЧА ТЕРАПЕВТА» для студентов утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «общая врачебная практика» (семейная медицина), протокол № __ от «__» ________ 20___ г.

1. Тема занятия:«В12-дефицитная анемия в практике участкового врача терапевта»

Значение изучения темы.

Знание терапевтом о В12-дефицитной анемии необходимо для своевременной диагностики и правильного лечения В12-дефицитной анемии. Дефицит витамина В12 развивается при разнообразных заболеваний, когда происходит трансформация нормобластического кроветворения в мегалобластическое, являющееся неэффективным. Заболевание широко встречается у пациентов пожилого возраста в сочетании с различной сопутствующей патологией. Своевременная диагностика В12-дефицитной анемии представляется чрезвычайно важной, поскольку назначение заместительной терапии витамином В12 позволяет полностью восстановить нормобластическое кроветворение и нормализовать уровень гемоглобина.

Цель занятия.

3.1. Цель изучения темы: Освоить методы амбулаторной диагностики, лечения, профилактики, экспертизы трудоспособности больных В12-дефицитной анемией.

3.2.Общая (учебная) цель занятия:

Научиться диагностироватьВ12-дефицитную анемию, назначать лечение в амбулаторных условиях, проводить экспертизу трудоспособности, определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению, планировать диспансерное наблюдение больных.

Для освоения цели занятия надо

Знать:

1. Этиологию, предрасполагающие факторы, патогенез, клинические особенности, особенности дифференциальной диагностики и принципы фармакотерапии В12-дефицитной анемии в амбулаторных условиях.

2. Экспертизу трудоспособности, принципы санаторно-курортного отбора, диспансеризации у больных В12-дефицитной анемией.

Уметь:

1. Определить наличие анемии у больного.

2. Дать гематологическую характеристику анемии- по содержаниюгемоглобина, по характеру регенерации, по морфологической структуре эритроцитов (микро-и макроцитоз), по содержаниюжелеза в сыворотке крови, по наличиюдисплазииэритроцитарного ростка.

3. Дать клинико-гематологическую характеристику анемии, определить клиническийвариант анемии - с наличием других синдромов (поражение центральной нервной системы, желтуха, спленомегалия и увеличение лимфатических узлов, лихорадка, желудочно-кишечные расстройства, кровотечение, панцитопения, истощение) илиизолированная.

4. Установить возможную причинуВ12-дефицитнойанемии.

5. На основании дополнительных методов исследования установитьдиагноз, составить обследование при неясном характере анемии.

6. Определить основные методы лечения и тактику ведения больного на амбулаторно-поликлиническом этапе, определить наличие показаний длястационарного лечения, санаторно-курортного лечения, направления на МСЭ.

Владеть:

1. Навыками интерпретации показателей общего и биохимического анализов крови и мочи.

2. Навыками интерпретации показателей биохимического анализа крови: пигментного обмена (общий, прямой, непрямой билирубины,уробилин, стеркобилин), содержания железа в сыворотке крови, специфических реакций, используемых для дифференциальной диагностики анемий.

3. Навыками оформления медицинской документации в амбулаторных условиях у больных В12-дефицитной анемией.

4. План изучения темы.

1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов. (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.

2.Практическая работа студентов: работа на приеме в поликлинике с учатковым терапевтом под контролем преподавателя, клинические разборы, работа с медицинской документацией, деловые игры, алгоритмыОЛКМ (оценочные листы клинического мышления).

4. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования, интерактивные формы обучения и др.

5. Самостоятельная работа студентов.

5.1. Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы.

1. Из гистологии:

§ схема эритроцитарного ростка костного мозга, структур ретикуло-эндотелиальной системы, структура и функции различныхотделов желудочно-кишечного тракта, структура.

2. Из физиологии:

§ функционирование эритрона, основные факторы, влияющие на функционирование основной морфо-функциональнойединицы,факторы, обеспечивающие адекватный синтез гема и гемоглобина

§ гемопоэз в норме и патологии.

3. Из биохимии:

§ основные продукты обмена гемоглобина эритроцитов в норме и патологии, синтез и регуляция синтеза гема, обмен витаминаВ12 и фолиевой кислоты, коферментные формы.

4. Из пропедевтики внутренних болезней:

§ основные методы клинического обследования больного;

5. Из клинической фармакологии:

§ медикаментозное воздействие на эритроцитарный росток, основные группы и характеристика препаратов используемых для лечения анемий; препараты, угнетающие эритроцитарный росток.

По данной теме:

1. Определение анемии. Классификация анемий вследствие нарушения образования эритроцитов и гемоглобина.

2. Основные причиныВ12-дефицитной анемии

3. Патогенез развития основных клинических синдромов В12-дефицитной анемии

4. Изменения в общем анализе крови при В12-дефицитной анемии

5. Основные клинические проявления В12-дефицитной анемии.

6. Клинико-гематологическая характеристика В12-дефицитной анемии

7. Медикаментозное лечение В12-дефицитной анемии.

8. Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности при В12-дефицитной анемии.

9. Диспансеризация больных с В12-дефицитной анемией

10. Показания для госпитализации.

11. Показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения больных с В12-дефицитной анемией.

Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний.

Для самопроверки и самокоррекции усвоения основных знаний и умений решите тестовые задания и сверьте с эталонами ответов.

Наши рекомендации