Тема занятия: «Ранняя диагностика сахарного диабета в амбулаторных условиях»

Значение изучения темы.

Сахарный диабет (СД)- это группа метаболических (обменных) заболеваний, характеризующихся хронической гипергликемией, которая является результатом нарушения секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов. Хроническая гипергликемия при СД сопровождается повреждением, дисфункцией и недостаточностью различных органов, особенно глаз, почек, нервов, сердца и кровеносных сосудов.

Сахарный диабет - системное заболевание обмена веществ, которое приняло пандемический характер распространения, что побудило Организацию Объединенных Наций в декабре 2006 г. принять резолюцию, призывающую «создавать национальные программы по предупреждению, лечению и профилактике СД и его осложнений и включать их в состав государственных программ по здравоохранению». За последние 30 лет по темпам прироста заболеваемости СД опередил такие инфекционные заболевания, как туберкулез и ВИЧ. Численность больных СД в мире за эти годы выросла более чем в 2 раза и достигла к 2011 г. 366 миллионов человек. В Российской Федерации, как и во всех странах мира, отмечаются высокие темпы роста заболеваемости СД. По данным Государственного регистра больных СД на январь 2011 г. в РФ по обращаемости в лечебные учреждения насчитывается 3,357 миллионов больных СД. Между тем результаты контрольно-эпидемиологических исследований, проведенных ФГБУ Эндокринологический научный центр в период с 2002 по 2010 г., показали, что приблизительно еще 6 миллионов россиян имеют СД, но не знают об этом и, следовательно, не получают лечения. Самыми опасными последствиями глобальной эпидемии СД являются его системные сосудистые осложнения – нефропатия, ретинопатия, поражение магистральных сосудов сердца, головного мозга, периферических сосудов нижних конечностей. Именно эти осложнения являются основной причиной инвалидизации и смертности больных СД.

Ранняя диагностика нарушений углеводного обмена позволяет предотвратить развитие сахарного диабета, его поздних осложнений, а соответственно, снизить заболеваемость и смертность. Необходимо отметить, что сахарный диабет является многофакторным заболеванием, характеризующееся полиморбидностью, что требует комплексной подготовки студента и интеграции полученных знаний.

Цель занятия.

3.1. Цель изучения темы: изучить особенности ранней диагностики сахарного диабета в амбулаторных условиях, тактику врача терапевта при выявлении СД, его взаимодействие со специалистами поликлиники; научить студентов особенностям ведения, раннего выявления больных с СД в амбулаторных условиях.

3.2.Общая (учебная) цель занятия:научить студентов самостоятельно обследовать больного, собирать анамнез, проводить диагностические и лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия при СД.

Для освоения цели занятия надо

Знать:

1.Понятие о сахарном диабете. Основные факторы риска, этиопатогенетические особенности основных типов диабета;

2. Классификация сахарного диабета.

2. Особенности клинических проявлений различных вариантов течения сахарного диабета;

3. Методы диагностики сахарного диабета на амбулаторно-поликлиническом этапе;

4. Принципы лечения сахарного диабета. Профилактика;

5. Методология комплексной реабилитации пациентов с сахарным диабетом. Санаторно-курортное лечение;

6. Особенности клиники, диагностики, алгоритм оказания неотложной помощи у пациентов с сахарным диабетом.Показания для госпитализации

7. Особенности диспансеризации пациентов с нарушениями углеводного обмена, взаимодействие со специалистами.

8. Экспертиза трудоспособности при сахарном диабете.

Уметь:

1. Провести осмотр пациента и сделать общее предположение о заболеваниях эндокринной системы.

2. Выявить состояние гипергликемии и определить ее генез.

3. Провести обследование больного в условиях поликлиники, исключить симптоматические гипергликемии.

4. Выявить факторы, способствовавшие возникновению и развитию сахарного диабета.

5. Назначить индивидуализированное лечение в условиях поликлиники и меры вторичной профилактики.

6. Провести экспертизу трудоспособности пациентам с сахарным диабетом.

7. Оформить амбулаторную карту пациента, листок нетрудоспособности, санаторно-курортную карту пациента.

8. Определить группу здоровья конкретного пациента, правильно организовать диспансерное наблюдение.

9. Оказать неотложную помощь при острых осложнениях сахарного диабета, в том числе при диабетических комах на догоспитальном этапе.

10. Консультировать пациента и семью особенностям ухода, методам самоконтроля, правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;

11. Эффективно общаться с пациентами, учитывать этический аспект при контакте с различными возрастными группами;

Владеть:

1. Современными методами анализа, оценки, интерпретации и модификации результатов клинических и лабораторно-инструментальных обследований для своевременной диагностики сахарного диабета и его осложнений.

2. Методами первичной и вторичной профилактики сахарного диабета (на основе доказательной медицины).

3. Алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту.

4.Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями, современными методами оценки, интерпретации и модификации результатов клинического обследования.

5. Диагностическими мероприятиями по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний, алгоритмом оказания экстренной помощи при сахарном диабете.

6. Тактикой организационных мероприятий при проведении госпитализации больных сахарным диабетом в плановом и экстренном порядке. Методологией проведения диспансеризации пациентов с нарушениями углеводного обмена.

7. Навыками и опытом применения современных противодиабетических препаратов.

8. Современными методикамиреабилитационных мероприятий (медицинские, социальные и профессиональные) среди пациентов с сахарным диабетом .

9. Современными методами обучения пациентов с сахарным диабетом и их родственников.

10. Навыками проведенияэкспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов с сахарным диабетом, оформления соответствующей медицинской документации.

4. План изучения темы.

1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов. (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устнойформе опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.

2.Практическая работа студентов: работа в поликлинике, клинические разборы, работа с медицинской документацией, деловые игры, алгоритмыОЛКМ (оценочные листы о мышления).

4. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.

5. Самостоятельная работа студентов.

5.1. Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы

-анатомия: эндокринная система, строение и функции поджелудочной железы, печень, ее функции в организме;

-биохимия: углеводный обмен, механизмы действия инсулина, метаболизм глюкозы;

-пропедевтика внутренних болезней: сбор жалоб, анамнеза, осмотр пациента с заболеванием эндокринологического профиля

-внутренние болезни: эндокринология (сахарный диабет, принципы диагностики, лечения и профилактики у взрослых)

-фармакология: препараты для лечения сахарного диабета 1 и 2 типов (классификация инсулинов, пероральных сахароснижающих препаратов).

-психология: психологические и деонтологические принципы при взаимодействии с пациентами.

Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний.

Для самопроверки и самокоррекции усвоения основных знаний и умений решите тестовые задания и сверьте с эталонами ответов.

Тестовые задания по теме «Ранняя диагностика сахарного диабета в амбулаторных условиях»

1.Инсулин стимулирует депонирование углеводов в форме:

А) глюкозы

Б) лактозы

В) гликогена

Г) сахарозы

Д) глюкозаминогликанов

2. Относительно сахарного диабета первого типа справедливо:

А) диабет требует постоянного лечения инсулином

Б) диабет чаще возникает в молодом возрасте

В) течение диабета сопровождается наклонностью к кетоацидозу

Г) характерны микроангиопатии

Д) все перечисленное

3. Наиболее объективным показателем компенсации углеводного обмена при сахарном диабете является:

А) гликемия натощак

Б) постпрандиальная гликемия

В) гликемия перед сном

Г) гликированный гемоглобин

Д) С-пептид

4. При обращении больного сахарным диабетом с жалобами на анорексию, тошноту, боли в животе следует:

А) рекомендовать голодание

Б) заподозрить диабетический кетоацидоз

В) рекомендовать прием антацидов и дальнейшее врачебное наблюдение

5. Для пожилого больного с сахарным диабетом характерно:

А) снижение массы тела

Б) склонность к лабильному течению

В) склонность к кетоацидозу

Г) избыточная масса тела

Д) снижение уровня инсулина

6. Гипогликемия у больного сахарным диабетом, как правило, не связана с:

А) введением неадекватно большой дозы инсулина

Б) приемом алкоголя

В) приемом сульфанилмочевинных препаратов

Г) приемом бигуанидов

7. В каких случаях проводится глюкозо-толерантный тест?

А) отсутствие клинических симптомов диабета и повышение гликемии натощак более 6,1 ммоль/л

Б) отсутствие клинических симптомов диабета и повышение гликемии натощак более 5,5 ммоль/л, но не выше 6,7 ммоль/л

В) отсутствие клинических симптомов диабета и повышение гликемии натощак более 5,5 ммоль/л, но не выше 6,1ммоль/л

8. На какой стадии нефропатии, как правило, скорость клубочковой фильтрации не снижается?

А) стадии микроальбуминурии

Б) стадии протеинурии

В) стадии ХПН

9. Максимально допустимый (для здоровых) уровень глюкозы в крови

через 2 часа после пероральной нагрузки глюкозой составляет

А) 8.43 ммоль/л

Б) 7.22 ммоль/л

В) 9.6 ммоль/л

Г) 10.1 ммоль/л

Д) 7.8 ммоль/л

10. Показанием к применению бигуанидов является все перечисленное, кроме

А) сахарного диабета 2 типа в сочетании с ожирением

Б) ожирения

В) хронических заболеваний, сопровождающихся тканевой гипоксией

11. При ранних признаках гипогликемии необходимо:

А) ввести 40% глюкозу

Б) ввести мезатон

В) ввести глюкагон

Г) съесть 2 ХЕ легкоусвояемых углеводов+2 ХЕ трудноперевариваемых углеводов

Д) вызвать скорую помощь

12. Для пожилых пациентов с сахарным диабетом характерно:

А) поздняя диагностика сахарного диабета

Б) изолированная постпрандиальная (после еды) гликемия

В) высокий почечный порог для глюкозы

Д) все перечисленное

13. Наиболее вероятной причиной слепоты у больного сахарным диабетом являются:

А) глаукома

Б) катаракта

В) пролиферирующая ретинопатия

Г) атрофия зрительных нервов

Д) автономная нейропатия

14. Относительно сахарного диабета 2 типа справедливо все перечисленное, кроме:

А) диабет требует постоянного лечения инсулином

Б) возникает чаще в пожилом возрасте

В) течение диабета обычно стабильное

Г) диабет обычно возникает на фоне ожирения

15. Критериями диагностики сахарного диабета являются показатели каппилярной крови натощак:

А) 5,6 ммоль/л

Б) 5,7 ммоль/л

В) 6,1 ммоль/л

Г) 5,8 ммоль/л

16. Критериями диагностики сахарного диабета являются показатели каппилярной крови через 2 часа после нагрузки 75 г глюкозы?

А) 7,9 ммоль/л

Б) 10,0 ммоль/л

В) 10,5 ммоль/л

Г) 11, 1 ммоль/

17. Показаниями для инсулинотерапии при СД 2 типа являются:

А) признаки дефицита инсулина (кетоз, потеря массы тела)

Б) острые осложнения СД

В) впервые выявленный СД 2 типа при наличии противопоказаний к применению ПССП

Г) все перечисленное

18. Наиболее объективным критерием оценки компенсации сахарного диабета является:

А) гликированный гемоглобин

Б) иммунореактивный инсулин

В) С-пептид

Г) фруктозамин

19. Суточная потребность во вводимом инсулине при впервые выявленном сахарном диабете составляет:

А) 0.3 ЕД на 1 кг массы тела в сутки

Б) 0.4 ЕД на 1 кг массы тела в сутки

В) 0.5 ЕД на 1 кг массы тела в сутки

Г) 1 на 1 кг массы тела в сутки

20. Обследование на сахарный диабет у пожилых лиц показано:

А) Обязательно всем

Б) Только при наличии факторов риска

В) Только мужчинам

Г) Только при наличии симптомов, характерных для сахарного диабета

21. Нормальные показатели глюкозы в капиллярной крови натощак:

А) 1,1-2,22ммоль/л

Б) 2,2-3,33ммоль/л

В) 3,3-5,54ммоль/л

Г) 6,6-8,8ммоль/л

22. При сахарном диабете в анализе крови отмечается:

А)гиперпротеинемия

Б)гипопротеинемия

В) гипергликемия

Г)гипербилирубинемия

23. При сахарном диабете в анализе мочи отмечается:

А) бактериурия

Б)глюкозурия

В) фосфатурия

Г) пиурия

24. Высокая относительная плотность мочи при сахарном диабете обусловлена появлением в ней:

А) белка

Б) глюкозы

В) билирубина

Г) лейкоцитов

25. Назовите специфическое для сахарного диабета осложнение:

А)кетоацидотическая кома

Б) гипертонический криз

В) отек легких

Г) легочное кровотечение

26. При кетоацидотической коме у пациента в выдыхаемом воздухе определяется:

А) запах алкоголя

Б) запах аммиака

В) запах ацетона

Г) отсутствие запаха

27. Какой вид комы характеризуется следующими признаками: бледное лицо,иногда красно-розовая окраска кожи, зрачки сужены, дыхание редкое,глубокое, шумное, мягкие глазные яблоки при надавливании, снижение тонуса мышц конечностей, запах ацетона изо рта:

А) гиперкетонемическая

Б) гипогликемическая

В) гиперосмолярная

Г) гиперлактацидемическая

28. Какая кома характеризуется признаками: предвестники в виде ощущенияголода, дрожи, потливости, нормальное, иногда замедленное дыхание, влажная кожа с нормальным тургором, нормальный или повышенный тонус глазных яблок, зрачки расширены:

А) гиперкетонемическая

Б) гипогликемическая

В) гиперосмолярная

Г) гиперлактацидемическая

29. Заболевание, при котором суточный диурез может составить 5 литров:

А) пневмония

Б) язвенная болезнь

В) сахарный диабет

Г) эндемический зоб

30. Симптомы, характерные для сахарного диабета:

А) жажда, кожный зуд

Б) отёки, боли в пояснице

В) сухой кашель, одышка

Г) снижение памяти, запоры

Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме «Ранняя диагностика сахарного диабета в амбулаторных условиях»

№ вопроса Эталон ответа № вопроса Эталон ответа
В Г
Д Г
Г А
Б В
Г А
Г В
В В
А Б
Д Б
В А
Г В
Д А
В Б
А В
В А

Практическая работа.

В результате изучения темы студент должен

Знать:

1. Понятие о сахарном диабете. Основные факторы риска, этиопатогенетические особенности основных типов диабета;

2. Классификация сахарного диабета.

2. Особенности клинических проявлений различных вариантов течения сахарного диабета;

3. Методы диагностики сахарного диабета на амбулаторно-поликлиническом этапе;

4. Принципы лечения сахарного диабета. Профилактика;

5. Методология комплексной реабилитации пациентов с сахарным диабетом. Санаторно-курортное лечение;

6. Особенности клиники, диагностики, алгоритм оказания неотложной помощи у пациентов с сахарным диабетом. Показания для госпитализации

7. Особенности диспансеризации пациентов с нарушениями углеводного обмена, взаимодействие со специалистами.

8. Экспертиза трудоспособности при сахарном диабете.

Уметь:

1. Провести осмотр пациента и сделать общее предположение о заболеваниях эндокринной системы.

2. Выявить состояние гипергликемии и определить ее генез.

3. Провести обследование больного в условиях поликлиники, исключить симптоматические гипергликемии.

4. Выявить факторы, способствовавшие возникновению и развитию сахарного диабета.

5. Назначить индивидуализированное лечение в условиях поликлиники и меры вторичной профилактики.

6. Провести экспертизу трудоспособности пациентам с сахарным диабетом.

7. Оформить амбулаторную карту пациента, листок нетрудоспособности, санаторно-курортную карту пациента.

8. Определить группу здоровья конкретного пациента, правильно организовать диспансерное наблюдение.

9. Оказать неотложную помощь при острых осложнениях сахарного диабета, в том числе при диабетических комах на догоспитальном этапе.

10. Консультировать пациента и семью особенностям ухода, методам самоконтроля, правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;

11. Эффективно общаться с пациентами, учитывать этический аспект при контакте с различными возрастными группами;

Владеть:

1. Современными методами анализа, оценки, интерпретации и модификации результатов клинических и лабораторно-инструментальных обследований для своевременной диагностики сахарного диабета и его осложнений.

2. Методами первичной и вторичной профилактики сахарного диабета (на основе доказательной медицины).

3. Алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту.

4. Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями, современными методами оценки, интерпретации и модификации результатов клинического обследования.

5. Диагностическими мероприятиями по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний, алгоритмом оказания экстренной помощи при сахарном диабете.

6. Тактикой организационных мероприятий при проведении госпитализации больных сахарным диабетом в плановом и экстренном порядке. Методологией проведения диспансеризации пациентов с нарушениями углеводного обмена.

7. Навыками и опытом применения современных противодиабетических препаратов.

8. Современными методиками реабилитационных мероприятий (медицинские, социальные и профессиональные) среди пациентов с сахарным диабетом .

9. Современными методами обучения пациентов с сахарным диабетом и их родственников.

10. Навыками проведения экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов с сахарным диабетом, оформления соответствующей медицинской документации.

Задания на закрепление темы занятия.

Для самопроверки и самокоррекции усвоения основных знаний и умений по теме занятия решите ситуационные задачи и сверьте с эталонами ответов.

Наши рекомендации