Тема занятия: «Ранняя диагностика сахарного диабета в амбулаторных условиях»
Значение изучения темы.
Сахарный диабет (СД)- это группа метаболических (обменных) заболеваний, характеризующихся хронической гипергликемией, которая является результатом нарушения секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов. Хроническая гипергликемия при СД сопровождается повреждением, дисфункцией и недостаточностью различных органов, особенно глаз, почек, нервов, сердца и кровеносных сосудов.
Сахарный диабет - системное заболевание обмена веществ, которое приняло пандемический характер распространения, что побудило Организацию Объединенных Наций в декабре 2006 г. принять резолюцию, призывающую «создавать национальные программы по предупреждению, лечению и профилактике СД и его осложнений и включать их в состав государственных программ по здравоохранению». За последние 30 лет по темпам прироста заболеваемости СД опередил такие инфекционные заболевания, как туберкулез и ВИЧ. Численность больных СД в мире за эти годы выросла более чем в 2 раза и достигла к 2011 г. 366 миллионов человек. В Российской Федерации, как и во всех странах мира, отмечаются высокие темпы роста заболеваемости СД. По данным Государственного регистра больных СД на январь 2011 г. в РФ по обращаемости в лечебные учреждения насчитывается 3,357 миллионов больных СД. Между тем результаты контрольно-эпидемиологических исследований, проведенных ФГБУ Эндокринологический научный центр в период с 2002 по 2010 г., показали, что приблизительно еще 6 миллионов россиян имеют СД, но не знают об этом и, следовательно, не получают лечения. Самыми опасными последствиями глобальной эпидемии СД являются его системные сосудистые осложнения – нефропатия, ретинопатия, поражение магистральных сосудов сердца, головного мозга, периферических сосудов нижних конечностей. Именно эти осложнения являются основной причиной инвалидизации и смертности больных СД.
Ранняя диагностика нарушений углеводного обмена позволяет предотвратить развитие сахарного диабета, его поздних осложнений, а соответственно, снизить заболеваемость и смертность. Необходимо отметить, что сахарный диабет является многофакторным заболеванием, характеризующееся полиморбидностью, что требует комплексной подготовки студента и интеграции полученных знаний.
Цель занятия.
3.1. Цель изучения темы: изучить особенности ранней диагностики сахарного диабета в амбулаторных условиях, тактику врача терапевта при выявлении СД, его взаимодействие со специалистами поликлиники; научить студентов особенностям ведения, раннего выявления больных с СД в амбулаторных условиях.
3.2.Общая (учебная) цель занятия:научить студентов самостоятельно обследовать больного, собирать анамнез, проводить диагностические и лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия при СД.
Для освоения цели занятия надо
Знать:
1.Понятие о сахарном диабете. Основные факторы риска, этиопатогенетические особенности основных типов диабета;
2. Классификация сахарного диабета.
2. Особенности клинических проявлений различных вариантов течения сахарного диабета;
3. Методы диагностики сахарного диабета на амбулаторно-поликлиническом этапе;
4. Принципы лечения сахарного диабета. Профилактика;
5. Методология комплексной реабилитации пациентов с сахарным диабетом. Санаторно-курортное лечение;
6. Особенности клиники, диагностики, алгоритм оказания неотложной помощи у пациентов с сахарным диабетом.Показания для госпитализации
7. Особенности диспансеризации пациентов с нарушениями углеводного обмена, взаимодействие со специалистами.
8. Экспертиза трудоспособности при сахарном диабете.
Уметь:
1. Провести осмотр пациента и сделать общее предположение о заболеваниях эндокринной системы.
2. Выявить состояние гипергликемии и определить ее генез.
3. Провести обследование больного в условиях поликлиники, исключить симптоматические гипергликемии.
4. Выявить факторы, способствовавшие возникновению и развитию сахарного диабета.
5. Назначить индивидуализированное лечение в условиях поликлиники и меры вторичной профилактики.
6. Провести экспертизу трудоспособности пациентам с сахарным диабетом.
7. Оформить амбулаторную карту пациента, листок нетрудоспособности, санаторно-курортную карту пациента.
8. Определить группу здоровья конкретного пациента, правильно организовать диспансерное наблюдение.
9. Оказать неотложную помощь при острых осложнениях сахарного диабета, в том числе при диабетических комах на догоспитальном этапе.
10. Консультировать пациента и семью особенностям ухода, методам самоконтроля, правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;
11. Эффективно общаться с пациентами, учитывать этический аспект при контакте с различными возрастными группами;
Владеть:
1. Современными методами анализа, оценки, интерпретации и модификации результатов клинических и лабораторно-инструментальных обследований для своевременной диагностики сахарного диабета и его осложнений.
2. Методами первичной и вторичной профилактики сахарного диабета (на основе доказательной медицины).
3. Алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту.
4.Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями, современными методами оценки, интерпретации и модификации результатов клинического обследования.
5. Диагностическими мероприятиями по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний, алгоритмом оказания экстренной помощи при сахарном диабете.
6. Тактикой организационных мероприятий при проведении госпитализации больных сахарным диабетом в плановом и экстренном порядке. Методологией проведения диспансеризации пациентов с нарушениями углеводного обмена.
7. Навыками и опытом применения современных противодиабетических препаратов.
8. Современными методикамиреабилитационных мероприятий (медицинские, социальные и профессиональные) среди пациентов с сахарным диабетом .
9. Современными методами обучения пациентов с сахарным диабетом и их родственников.
10. Навыками проведенияэкспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов с сахарным диабетом, оформления соответствующей медицинской документации.
4. План изучения темы.
1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов. (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устнойформе опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.
2.Практическая работа студентов: работа в поликлинике, клинические разборы, работа с медицинской документацией, деловые игры, алгоритмыОЛКМ (оценочные листы о мышления).
4. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.
5. Самостоятельная работа студентов.
5.1. Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы
-анатомия: эндокринная система, строение и функции поджелудочной железы, печень, ее функции в организме;
-биохимия: углеводный обмен, механизмы действия инсулина, метаболизм глюкозы;
-пропедевтика внутренних болезней: сбор жалоб, анамнеза, осмотр пациента с заболеванием эндокринологического профиля
-внутренние болезни: эндокринология (сахарный диабет, принципы диагностики, лечения и профилактики у взрослых)
-фармакология: препараты для лечения сахарного диабета 1 и 2 типов (классификация инсулинов, пероральных сахароснижающих препаратов).
-психология: психологические и деонтологические принципы при взаимодействии с пациентами.
Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний.
Для самопроверки и самокоррекции усвоения основных знаний и умений решите тестовые задания и сверьте с эталонами ответов.
Тестовые задания по теме «Ранняя диагностика сахарного диабета в амбулаторных условиях»
1.Инсулин стимулирует депонирование углеводов в форме:
А) глюкозы
Б) лактозы
В) гликогена
Г) сахарозы
Д) глюкозаминогликанов
2. Относительно сахарного диабета первого типа справедливо:
А) диабет требует постоянного лечения инсулином
Б) диабет чаще возникает в молодом возрасте
В) течение диабета сопровождается наклонностью к кетоацидозу
Г) характерны микроангиопатии
Д) все перечисленное
3. Наиболее объективным показателем компенсации углеводного обмена при сахарном диабете является:
А) гликемия натощак
Б) постпрандиальная гликемия
В) гликемия перед сном
Г) гликированный гемоглобин
Д) С-пептид
4. При обращении больного сахарным диабетом с жалобами на анорексию, тошноту, боли в животе следует:
А) рекомендовать голодание
Б) заподозрить диабетический кетоацидоз
В) рекомендовать прием антацидов и дальнейшее врачебное наблюдение
5. Для пожилого больного с сахарным диабетом характерно:
А) снижение массы тела
Б) склонность к лабильному течению
В) склонность к кетоацидозу
Г) избыточная масса тела
Д) снижение уровня инсулина
6. Гипогликемия у больного сахарным диабетом, как правило, не связана с:
А) введением неадекватно большой дозы инсулина
Б) приемом алкоголя
В) приемом сульфанилмочевинных препаратов
Г) приемом бигуанидов
7. В каких случаях проводится глюкозо-толерантный тест?
А) отсутствие клинических симптомов диабета и повышение гликемии натощак более 6,1 ммоль/л
Б) отсутствие клинических симптомов диабета и повышение гликемии натощак более 5,5 ммоль/л, но не выше 6,7 ммоль/л
В) отсутствие клинических симптомов диабета и повышение гликемии натощак более 5,5 ммоль/л, но не выше 6,1ммоль/л
8. На какой стадии нефропатии, как правило, скорость клубочковой фильтрации не снижается?
А) стадии микроальбуминурии
Б) стадии протеинурии
В) стадии ХПН
9. Максимально допустимый (для здоровых) уровень глюкозы в крови
через 2 часа после пероральной нагрузки глюкозой составляет
А) 8.43 ммоль/л
Б) 7.22 ммоль/л
В) 9.6 ммоль/л
Г) 10.1 ммоль/л
Д) 7.8 ммоль/л
10. Показанием к применению бигуанидов является все перечисленное, кроме
А) сахарного диабета 2 типа в сочетании с ожирением
Б) ожирения
В) хронических заболеваний, сопровождающихся тканевой гипоксией
11. При ранних признаках гипогликемии необходимо:
А) ввести 40% глюкозу
Б) ввести мезатон
В) ввести глюкагон
Г) съесть 2 ХЕ легкоусвояемых углеводов+2 ХЕ трудноперевариваемых углеводов
Д) вызвать скорую помощь
12. Для пожилых пациентов с сахарным диабетом характерно:
А) поздняя диагностика сахарного диабета
Б) изолированная постпрандиальная (после еды) гликемия
В) высокий почечный порог для глюкозы
Д) все перечисленное
13. Наиболее вероятной причиной слепоты у больного сахарным диабетом являются:
А) глаукома
Б) катаракта
В) пролиферирующая ретинопатия
Г) атрофия зрительных нервов
Д) автономная нейропатия
14. Относительно сахарного диабета 2 типа справедливо все перечисленное, кроме:
А) диабет требует постоянного лечения инсулином
Б) возникает чаще в пожилом возрасте
В) течение диабета обычно стабильное
Г) диабет обычно возникает на фоне ожирения
15. Критериями диагностики сахарного диабета являются показатели каппилярной крови натощак:
А) 5,6 ммоль/л
Б) 5,7 ммоль/л
В) 6,1 ммоль/л
Г) 5,8 ммоль/л
16. Критериями диагностики сахарного диабета являются показатели каппилярной крови через 2 часа после нагрузки 75 г глюкозы?
А) 7,9 ммоль/л
Б) 10,0 ммоль/л
В) 10,5 ммоль/л
Г) 11, 1 ммоль/
17. Показаниями для инсулинотерапии при СД 2 типа являются:
А) признаки дефицита инсулина (кетоз, потеря массы тела)
Б) острые осложнения СД
В) впервые выявленный СД 2 типа при наличии противопоказаний к применению ПССП
Г) все перечисленное
18. Наиболее объективным критерием оценки компенсации сахарного диабета является:
А) гликированный гемоглобин
Б) иммунореактивный инсулин
В) С-пептид
Г) фруктозамин
19. Суточная потребность во вводимом инсулине при впервые выявленном сахарном диабете составляет:
А) 0.3 ЕД на 1 кг массы тела в сутки
Б) 0.4 ЕД на 1 кг массы тела в сутки
В) 0.5 ЕД на 1 кг массы тела в сутки
Г) 1 на 1 кг массы тела в сутки
20. Обследование на сахарный диабет у пожилых лиц показано:
А) Обязательно всем
Б) Только при наличии факторов риска
В) Только мужчинам
Г) Только при наличии симптомов, характерных для сахарного диабета
21. Нормальные показатели глюкозы в капиллярной крови натощак:
А) 1,1-2,22ммоль/л
Б) 2,2-3,33ммоль/л
В) 3,3-5,54ммоль/л
Г) 6,6-8,8ммоль/л
22. При сахарном диабете в анализе крови отмечается:
А)гиперпротеинемия
Б)гипопротеинемия
В) гипергликемия
Г)гипербилирубинемия
23. При сахарном диабете в анализе мочи отмечается:
А) бактериурия
Б)глюкозурия
В) фосфатурия
Г) пиурия
24. Высокая относительная плотность мочи при сахарном диабете обусловлена появлением в ней:
А) белка
Б) глюкозы
В) билирубина
Г) лейкоцитов
25. Назовите специфическое для сахарного диабета осложнение:
А)кетоацидотическая кома
Б) гипертонический криз
В) отек легких
Г) легочное кровотечение
26. При кетоацидотической коме у пациента в выдыхаемом воздухе определяется:
А) запах алкоголя
Б) запах аммиака
В) запах ацетона
Г) отсутствие запаха
27. Какой вид комы характеризуется следующими признаками: бледное лицо,иногда красно-розовая окраска кожи, зрачки сужены, дыхание редкое,глубокое, шумное, мягкие глазные яблоки при надавливании, снижение тонуса мышц конечностей, запах ацетона изо рта:
А) гиперкетонемическая
Б) гипогликемическая
В) гиперосмолярная
Г) гиперлактацидемическая
28. Какая кома характеризуется признаками: предвестники в виде ощущенияголода, дрожи, потливости, нормальное, иногда замедленное дыхание, влажная кожа с нормальным тургором, нормальный или повышенный тонус глазных яблок, зрачки расширены:
А) гиперкетонемическая
Б) гипогликемическая
В) гиперосмолярная
Г) гиперлактацидемическая
29. Заболевание, при котором суточный диурез может составить 5 литров:
А) пневмония
Б) язвенная болезнь
В) сахарный диабет
Г) эндемический зоб
30. Симптомы, характерные для сахарного диабета:
А) жажда, кожный зуд
Б) отёки, боли в пояснице
В) сухой кашель, одышка
Г) снижение памяти, запоры
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме «Ранняя диагностика сахарного диабета в амбулаторных условиях»
№ вопроса | Эталон ответа | № вопроса | Эталон ответа |
В | Г | ||
Д | Г | ||
Г | А | ||
Б | В | ||
Г | А | ||
Г | В | ||
В | В | ||
А | Б | ||
Д | Б | ||
В | А | ||
Г | В | ||
Д | А | ||
В | Б | ||
А | В | ||
В | А |
Практическая работа.
В результате изучения темы студент должен
Знать:
1. Понятие о сахарном диабете. Основные факторы риска, этиопатогенетические особенности основных типов диабета;
2. Классификация сахарного диабета.
2. Особенности клинических проявлений различных вариантов течения сахарного диабета;
3. Методы диагностики сахарного диабета на амбулаторно-поликлиническом этапе;
4. Принципы лечения сахарного диабета. Профилактика;
5. Методология комплексной реабилитации пациентов с сахарным диабетом. Санаторно-курортное лечение;
6. Особенности клиники, диагностики, алгоритм оказания неотложной помощи у пациентов с сахарным диабетом. Показания для госпитализации
7. Особенности диспансеризации пациентов с нарушениями углеводного обмена, взаимодействие со специалистами.
8. Экспертиза трудоспособности при сахарном диабете.
Уметь:
1. Провести осмотр пациента и сделать общее предположение о заболеваниях эндокринной системы.
2. Выявить состояние гипергликемии и определить ее генез.
3. Провести обследование больного в условиях поликлиники, исключить симптоматические гипергликемии.
4. Выявить факторы, способствовавшие возникновению и развитию сахарного диабета.
5. Назначить индивидуализированное лечение в условиях поликлиники и меры вторичной профилактики.
6. Провести экспертизу трудоспособности пациентам с сахарным диабетом.
7. Оформить амбулаторную карту пациента, листок нетрудоспособности, санаторно-курортную карту пациента.
8. Определить группу здоровья конкретного пациента, правильно организовать диспансерное наблюдение.
9. Оказать неотложную помощь при острых осложнениях сахарного диабета, в том числе при диабетических комах на догоспитальном этапе.
10. Консультировать пациента и семью особенностям ухода, методам самоконтроля, правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;
11. Эффективно общаться с пациентами, учитывать этический аспект при контакте с различными возрастными группами;
Владеть:
1. Современными методами анализа, оценки, интерпретации и модификации результатов клинических и лабораторно-инструментальных обследований для своевременной диагностики сахарного диабета и его осложнений.
2. Методами первичной и вторичной профилактики сахарного диабета (на основе доказательной медицины).
3. Алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту.
4. Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями, современными методами оценки, интерпретации и модификации результатов клинического обследования.
5. Диагностическими мероприятиями по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний, алгоритмом оказания экстренной помощи при сахарном диабете.
6. Тактикой организационных мероприятий при проведении госпитализации больных сахарным диабетом в плановом и экстренном порядке. Методологией проведения диспансеризации пациентов с нарушениями углеводного обмена.
7. Навыками и опытом применения современных противодиабетических препаратов.
8. Современными методиками реабилитационных мероприятий (медицинские, социальные и профессиональные) среди пациентов с сахарным диабетом .
9. Современными методами обучения пациентов с сахарным диабетом и их родственников.
10. Навыками проведения экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов с сахарным диабетом, оформления соответствующей медицинской документации.
Задания на закрепление темы занятия.
Для самопроверки и самокоррекции усвоения основных знаний и умений по теме занятия решите ситуационные задачи и сверьте с эталонами ответов.