Морфофункциональные основы ноцицепции при ибс
Оценка, характеристика, интерпретация болевого синдрома при ИБС и инфаркте миокарда невозможны без четкого представления об особенностях иннервации сердца.
Иннервация сердца осуществляется 6 сплетениями: 2 передними, 2 задними сплетениями в области передней поверхности предсердий и в области задней поверхности левого предсердия. Вся эта сеть формируется посредством верхнего, среднего и нижнего сердечных нервов, отходящих от верхнего и среднего шейных и шейно-грудного узлов пограничного симпатического ствола, а также ветвями блуждающего и диафрагмального нервов [Синельников Р.Д., 1968]. Как симпатические, так и парасимпатические нервы имеют в своем составе афферентные и эфферентные ветви. Миелинизированные и немиелинизированные афферентные волокна пронизывают все слои миокарда, образуя своими частично анастомозирующими окончаниями сплетения во всех отделах сердца — в миокарде, эпикарде, перикарде и прилегающих к сердцу сосудах. Таким образом, в сердце на единицу площади приходится больше рецепторных нервных окончаний, чем в наиболее богатых рецепторами участках кожи [Ясиновская Ф.П., 1980]. Афферентные волокна от рецепторов сердца и близлежащих сосудов разделяются на 2 группы: на волокна, связывающие рецепторы сердца с продолговатым мозгом, и на волокна, проводящие импульсацию от рецепторов сердца в спинной мозг. Волокна первой группы проходят в стволе блуждающего нерва, волокна второй группы вступают в спинной мозг в составе задних корешков от Cviii или Thi до Thvi или ThvTi. Клеточные тела этих спинальных афферентных волокон лежат в спинальных ганглиях, преимущественно в узлах Thiii-iv. При этом афферентные нервные волокна сердца, как и других внутренних органов, имеют прямую или непрямую проекцию на клетки V пластины спинного мозга, где происходит их конвергенция с кожными афферентными ветвями, что объясняет характерную иррадиацию при развитии кардиальной боли [Мелзак Р., 1981]. Большинство исследователей [Маляренко Ю.Е., Хаютин В.М., 1970; Косицкий К.И., 1975, Маляренко Ю.Е., 1978, White J., 1957, и др.] считают, что в передаче ноцицептивной импульсации участвуют афферентные волокна симпатических нервов, в частности проходящие в нижнем сердечном нерве. Они состоят из волокон типа А-б и С. В эксперименте было доказано, что именно С-полокна спинальной афферентной системы сердца осуществляют передачу болевых импульсов [Шур В.Л., 1971]. Вместе с тем в литературе имеются указания на то, что возбуждение вагусных афферентных ветвей может опосредованно влиять на ноцицепцию, уменьшая порог восприятия боли [Malliani A., 1982].
Вопрос о наличии специфических ноцицепторов, воспринимающих и передающих информацию о повреждающем воздействии в сердце, обсуждается в литературе, посвященной проблеме патогенеза ангинальной боли, и по сей день. В последние годы появились исследования, в которых опровергается возможность передачи болевой импульсации посредством специфических ноцицепторов. Так, В.М. Хаютин (1980), Т. Kumazawa, К. Mizimuno (1977) считают, что роль ноцицепторов в сердце могут выполнять афферентные С-волокна, претерминальный участок аксона которых и является ноцицептором.
Что является источником боли при ИБС, при остром инфаркте миокарда? Есть ли специфический алгогенный субстрат, вызывающий ноцицептивное раздражение? Ответ на эти вопросы также неоднозначен. Реальную основу для развития болевого синдрома при остром инфаркте миокарда представляет ишемия. Она может развиваться при недостаточности коронарного кровообращения вследствие поражения, атеросклеротического тромбоза или спазма коронарных артерий, или же при отсутствии адекватного их расширения при повышенной потребности миокарда в кислороде. Так или иначе, основным механизмом возникновения приступа стенокардии является несоответствие потребности в кислороде сердечной мышцы и возможностей коронарного кровотока [Чазов Е.И., 1971; Шхвацабая И.К., 1975, и др.]. В результате ишемии резко нарушается метаболизм в миокарде. Происходит накопление различных биологически активных веществ (апетилхолин, брадикинин), а также продуктов метаболизма (молочная кислота), которые оказывают раздражающее действие на нервные окончания. Повышению образования брадикннина способствуют активация симпатико-адреналовой системы, метаболический ацидоз, активация лизосомальных ферментов. Некроз тканей при инфаркте миокарда снижает активность кининаз, что является своеобразным потенцированием биологического действия кининов в этих условиях. С другой стороны, активация кининовой системы при ИБС может быть и первичной по отношению к гипоксии и некрозу миокарда. При этом ее активация наступает либо в силу психоэмоционального стресса, либо вследствие сдвигов метаболизма в сердечной мышце и включения активирующих ферментов лизосом лейкоцитов. Избыточное образование брадикинина может вызывать боль, нарушения микроциркуляции, изменения тканевого метаболизма и создавать условия для очаговой гипоксии миокарда [Дзизинский А.А., Гомазков О.А., 1976].
В результате нарушения коронарного кровотока развивается ишемия. В этих условиях усиливается расщепление гликогена в сердечной мышце, что приводит к резкому повышению содержания молочной кислоты, которое может превышать нормальное на 200 % [Родина И.Ф. и др., 1971]. Повышение проницаемости клеточных мембран приводит к увеличению содержания внеклеточного калия, накоплению гистамина, ацетилхолина. Накопление продуктов метаболизма в сердечной мышце обусловливает усиление афферентной импульсации [Кунаев А.Е., 1965; Uchida Y, Murao S., 1975].
В литературе нашла отражение и другая точка зрения на причину возникновения боли при остром инфаркте миокарда. Так, имеются данные, на основании которых причиной патологической импульсации считается не непосредственное нарушение метаболизма в миокарде, а изменение в этих условиях сократимости ишемизированной сердечной мышцы, приводящее к пролабированию стенки желудочка, ее патологическому растяжению и раздражению механорецепторов желудочков сердца [Мдинарадзе Ю.С. и др., 1965; Droste С., 1987].
Вероятно, что для усиления афферентной импульсации при ишемичсском поражении сердечной мышцы имеют значение оба механизма: как непосредственное раздражение химическими веществами нервных окончаний, так и усиление импульсации, обусловленное патологическим растяжением миокарда.
Рассматривая пути проведения ноцицептивных импульсов от сердца, необходимо еще раз отметить особенности его иннервации и анатомического расположения. Так, путь проведения импульсов от сердца до спинного мозга значительно короче, чем, например, от дистального отдела нижней конечности. Поэтому, соответственно, и порог ноцицептивных рефлексов для сердца ниже. Как показали экспериментальные исследования, доза алгогенного вещества, необходимая для сердца, в 500 раз меньше, чем для конечности [Хаютин В.М., 1980].
Таким образом, особенности иннервации сердца: богатство симпатических волокон, проведение чувствительных волокон через звездчатый узел, конвергенция чувствительных афферентов сердца с чувствительными кожными нервными ветвями — обусловливают особенность сердечной боли, ее высокую интенсивность и широкую иррадиацию [Гаевский Ю.Г., 1973; Аллилуев И.Г. и др., 1985].
Вместе с тем хорошо известен тот факт, что у 16—20 % больных с острым инфарктом миокарда боль отсутствует или выражена незначительно [Вотчал Е.И., Мальцев Л.М., 197.2; Мальцев Л.М., 1975]. Вероятно, существенное значение для наличия боли и степени ее интенсивности имеют количество рецепторов в мышце сердца, состояние проводящих путей, а также состояние ЦНС. Изучение болевого порога у больных с ИБС показало, что интенсивность болевого приступа находится в обратной зависимости от болевого порога, определенного методом давления. Чем выше порог боли, тем менее выражен болевой приступ [Kawanshi D., Rahimtoola S., 1987].
Кроме того, постепенное развитие нарушений метаболизма, которое чаще наблюдается при безболевых инфарктах миокарда, имеющих в своей основе склеротическое стенозирование коронарных артерий, не создает того интенсивного залпа раздражения сердечных афферентных нервов, которое наблюдается при внезапно развившемся нарушении коронарного кровотока, когда не успевает сработать воротная система на уровне спинного мозга и предотвратить раздражение восходящих путей, несущих информацию в ЦНС.
Таким образом, ишемия приводит к стимуляции афферентной импульсации, особенности иннервации сердца способствуют ее быстрому распространению в ЦНС, где формируются эфферентные компоненты болевого синдрома.
В ЦНС формируется реакция на болевое ощущение, оценка его значимости. Для кардиогенной боли характерна выраженная эмоциональная реакция больного, которую в подавляющем большинстве случаев сопровождают чувство страха, напряженности, боязнь смерти. В литературе имеется подробное описание болевого синдрома во всех его проявлениях при приступах стенокардии и остром инфаркте миокарда, но представляется уместным, именно останавливаясь на характеристике патогенеза болевого синдрома, привести слова Сенеки, дошедшие до нас спустя 20 веков: «.. .у меня были всякие болезни, но я был просто болен, но когда было это - я умирал» [Джулиан Д., 1980]
В развитии эфферентных механизмов боли принимает активное участие симпатико-адреналовая система, развивается сложный комплекс вегетативных двигательных реакций. Резко повышается содержание катехоламинов в крови, что приводит к стимуляции кровообращения, повышению общего периферического сопротивления, усилению сокращения поврежденного миокарда. Гипердннамическая реакция кровообращения сопровождает течение болевого синдрома, по данным В.Н. Чеобана (1982), у 43,4% больных. В успениях стрессорной активации кровообращения резко возрастает потребление кислорода миокардом, увеличивается нагрузка на поврежденную сердечную мышцу, что может обусловить распространение ишемии, а значит и повысить интенсивность афферентной импульсации. Кроме того, в условиях активации симпатико-адреналовой системы происходит мобилизация калликреин-кининовой системы, что сопровождается повышенной выработкой брадикинина, роль которого в реализации болевого синдрома уже обсуждалась. Немаловажное значение для прогрессирования патологического процесса на фоне активизации симпатико-адреналовой системы имеет повреждающее действие катехоламинов на миокард, который в отличие от скелетной мышцы обладает способностью адсорбировать норадреналин и адреналин [Raah W., 1959].
Таким образом, в условиях реализации эфферентных реакции болевого синдрома при остром инфаркте миокарда резко возрастает нагрузка на него, что приводит к усилению метаболизма, накоплению веществ, обладающих алгогенным свойством, и усилению ноцицептивной афферентной импульсации, а следовательно, и интенсивности болн, формируя порочный круг, разорвать который возможно только с помощью многокомпонентной треапии, направленной на различные его звенья.