Качественная стоматологичес-кая помощь детям
Стоматологическое лечение детей дол-жно быть для них положительным опы-том и развивать позитивное отношение
к стоматологии. Тревожно читать о том, что многие стоматологи, особенно в Великобритании, сомневаются в целесо-образности реставрации молочных зубов. Нам кажется, что такое мнение, распрос-траняемое в основном врачами государ-ственных поликлиник, а не детскими стоматологами, обусловлено скорее эко-
Рис. 1.1.Девочка с выраженным воспали-тельным процессом, развивающимся как осложнение нелеченного кариеса верхнего второго молочного моляра.
номическими факторами, чем убеждени-ем. Нет сомнений в том, что нелеченый кариес молочных зубов может вызывать развитие абсцессов и приносить детям боль и страдание. Детские стоматологи на базе стационаров нередко наблюдают выраженный инфекционный процесс в результате длительно не леченного кари-
Лечение и реставрация молочных зубов | |
еса молочных зубов у детей, которые | ления, может составить от нескольких |
регулярно проходили стоматологическое | минут до нескольких посещений. |
обследование у своих врачей (см. рис. 1.1). | Обычно большинство детей не боятся, |
В этих случаях обычно требуются госпи- | и одним из наиболее важных аспектов |
тализация ребенка и лечение под нарко- | проведения их лечения будет обеспече- |
зом, хотя этого можно было бы избежать, | ние гарантии того, что у них не разовь- |
если бы простое лечение по поводу кари- | ется страх перед стоматологическим вме- |
еса было проведено вовремя. К тому же | шательством. |
стоимость лечения в стационаре намного | Во вторую группу детей входят те, кото- |
больше, чем стоимость простого восста- | рым уже проводилось лечение зубов или, |
новительного и профилактического лече- | возможно, делались попытки такого лече- |
ния. Кроме того, такой негативный опыт, | ния. С этими детьми бывает трудно уста- |
полученный ребенком, может отрица- | новить контакт, но ситуацию можно пере- |
тельно отразиться на отношении ребенка | ломить убеждением. В таких случаях при |
к стоматологии в дальнейшем. Поэтому | планировании лечения следует прини- |
очень важно, чтобы каждый врач стома- | мать во внимание психологическую ситу- |
толог, занимающийся лечением детей, | ацию и рассчитывать время, необходимое |
научился проводить реставрацию молоч- | на установление контакта с ребенком. |
ных зубов техникой, позволяющей полу- | В этом атласе рассматривается ситуа- |
чить наилучшие результаты. Такой подход | ция, когда ребенок способен легко всту- |
в сочетании с хорошей программой про- | пать в контакт или взаимопонимание |
филактики обеспечит качественную сто- | с ним уже достигнуто. |
матологическую помощь детям. Качест- | Методика планирования лече- |
венная реставрация молочных зубов в тот | ния состоит в том, чтобы получить все |
момент, когда кариес был диагностиро- | необходимые анамнестические данные |
ван, также позволит тысячам детей избе- | о состоянии зубов у ребенка. Эта инфор- |
жать необходимости в удалении зубов под | мация учитывается при разработке плана |
наркозом – операции, которая должна | лечения у стоматолога таким образом, |
занимать лишь очень небольшое место в | чтобы завершить необходимое восста- |
детской стоматологической практике. | новительное лечение в возможно более |
короткое время. Согласно нашей кон- | |
цепции, оптимальный подход к лечению | |
Принципы планирования | зубов у детей включает в себя практику |
лечения | лечения по квадрантам. |
При планировании восстановительно- | |
го лечения зубов следует учитывать два | Диагноз |
типа детей. К первому типу относятся те, | |
у которых попытки лечения зубов до сих | Задачи реставрации зубов у ребенка |
пор не производились, но которые сейчас | должны быть определены до составления |
нуждаются в нем. Для таких детей необ- | плана лечения. Имеется в виду не только |
ходимо последовательное ознакомление | обследование зубов, но и оценка поведе- |
с процедурой реставрации зубов. Плани- | ния ребенка. Сначала следует понаблю- |
рование лечения должно включать посте- | дать за ребенком и его родителями или |
пенное, шаг за шагом, ознакомление | сопровождающим в комнате для ожида- |
ребенка с применением местного обез- | ния до того, как он вошел в стоматологи- |
боливания, вращающихся инструментов, | ческий кабинет. Следует также обратить |
руббердама и проведением реставрации. | внимание на взаимоотношения ребенка |
Время, необходимое для этого ознаком- | с родителями или сопровождающим. Это |
1. Планирование лечения | ||||||||||||||||
Ребенку нравится, чтобы его называли . . . . . . . . | ||||||||||||||||
СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА | ||||||||||||||||
Имя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | Дата рождения | . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Адрес | ||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | Братья/сестры 1. | Возраст . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 2. Возраст . . . . . . . . . . . . . . . | |||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3. Возраст . . . . . . . . . . . . . . . | |||||||||||||||
Медицинский анамнез: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
Стоматологический: Наблюдения Да__ | Нет__ | Удаление зубов | Да __ | Нет __ | ||||||||||||
анамнез | Пломбы | Да__ | Нет __ | Инъекционная анестезия Да __ | Нет __ | |||||||||||
Герметизация | ||||||||||||||||
фиссур | Да__ | Нет _ | Наркоз | Да __ | Нет __ | |||||||||||
Понравилось:. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
Не понравилось: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
Оценка поведения ребенка родителями: | Отлично Хорошо Удовлетв. Плохо Очень плохо | |||||||||||||||
Прогноз поведения ребенка (по мнению родителей): Хорошо | Будет сотрудничать | Выдержит | ||||||||||||||
ВНЕРОТОВОЙ ОСМОТР | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
ВНУТРИРОТОВОЙ ОСМОТР | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
ЗУБНАЯ ФОРМУЛА: | ||||||||||||||||
П | Л | |||||||||||||||
ДИАГНОЗ | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||||||||||||
Рис. 1.2.Форма стоматологической истории болезни. |
18 Лечение и реставрация молочных зубов
именно та стадия, когда можно отметить страх или сложные взаимоотношения, которые нужно будет учитывать при про-ведении лечебных процедур, а значит, и реализации плана лечения.
Анамнез следует собирать у родителей, включая эпизоды предыдущего поведе-ния ребенка во время лечения и рестав-рации зубов. Кроме того, у родителей сле-дует узнать, применялись ли ранее мес-тное обезболивание и руббердам. Также необходимо отметить в анамнезе, какие зубы удаляли ранее под местным или общим обезболиванием. Эти данные дол-жны быть занесены в стоматологическую историю болезни (см. рис. 1.2).
Первое посещение включает в себя осмотр зубного ряда с оценкой степе-ни активности кариеса зубов, состояния гигиены полости рта, наличия гингиви-та и пародонтита. Полость рта должна быть тщательно обследована на предмет возможной патологии. До начала лече-ния следует привести к норме показа-тели гигиены полости рта и предпри-нять меры для установления контакта с ребенком.
Диагностика кариеса зубов
Перед реставрацией молочных или постоянных зубов необходимо определить распространенность кариозного процесса.
Заполнение стоматологической исто-рии болезни предусматривает клиничес-кое обследование полости рта с помощью зубоврачебного зеркала при хорошем освещении и после просушивания каж-дой кариозной полости. Все кариозные полости и ранее наложенные пломбы
и искусственные коронки должны быть отмечены в зубной формуле. Если есть возможность, нужно применить тран-силлюминацию. При описании риска развития кариеса необходимо отмечать следующие клинические данные:
• окрашивание полостей и фиссур;
• изменение цвета эмали;
• состояние апроксимальных поверх-ностей – сохранены или разрушены (рис. 1.3).
Также должно быть отмечено наличие хронических или острых периодонталь-ных абсцессов или свищей с гнойным отделяемым, свидетельствующих о пато-логии периодонта (рис. 1.4).
Обязательно нужно тщательно обсле-довать зубы под пломбами и металличес-кими коронками на предмет выявления
и рецидива кариеса под ними. Особое внимание нужно обращать на пломбы из стеклоиономерных цементов и компо-зитного материала, так как их примене-ние для восстановления молочных зубов малоэффективно, они часто нуждаются в замене. Разрушенный молочный моляр с несостоятельной пломбой из стекло-иономера показан на рисунке 1.5. Слиш-ком часто предпринимались попыт-ки пломбирования глубокой полости в молочном зубе с помощью материа-ла, не способного быть состоятельным в течение длительного времени. Рассасы-вание пломбы по краям или разрушение краев зуба приводит к дефекту пломбы. Во многих случаях, когда полость изна-чально слишком глубока, имеет место необратимый некроз пульпы и форми-руется периодонтальный абсцесс. Такая ситуация показана на рисунке 1.4.
Также следует уделить внимание состоянию молочных резцов и оценить возможности реставрации таких зубов. В большинстве случаев даже при значи-тельном разрушении коронок зубы могут быть восстановлены композитными мате-риалами с помощью целлулоидных кол-пачков, если имеется достаточно дентина
и оставшейся эмали. Могут быть восста-новлены даже четыре сильно разрушен-ных резца верхней челюсти (рис. 1.6).
Заполнение зубной формулы
Состояние всех зубов должно быть отражено в зубной формуле. Важно внес-
1. Планирование лечения | |
Рис. 1.3.Нарушение краевого гребня – кон-тактного пункта зуба в области молочного моляра. При утрате более одной трети крае-вого гребня в процесс вовлекается пульпа. В этом случае необходимо лечение пульпита (витальная ампутация или пульпэктомия) (см. главу 4).
Рис. 1.4.Свищевой ход с гнойным отделяе-
мым в области первого молочного моляра
с разрушенной пломбой из стеклоиономера.
В этом случае показано удаление пломбы
и эндоскопическое лечение (см. главу 4).
Рис. 1.5.Молочный моляр с разрушеннойпломбой из стеклоиономерного цемента. В таком случае требуется удаление пломбы и лечение пульпы (см. главы 4 и 5).
Рис. 1.6.Молочные резцы верхней челюсти,разрушенные кариесом, возникшим вследст-вие применения искусственного питания через бутылочку для кормления. Эти зубы могут быть восстановлены с использованием целлулоидных колпачков (см. главу 6).
20 Лечение и реставрация молочных зубов
Рис. 1.7.Рентгенограмма «в прикус»,демонстрирующая дефект среднего размера на дистальной поверхности 84 зуба, который не определился клинически.
а | b | |
Рис. 1.8.Рентгенограммы «в прикус» | ||
также важны для диагностики кариеса | ||
окклюзионных поверхностей. (а) На кли- | ||
нической фотографии показана герметиза- | ||
ция фиссуры 85 зуба, которая была прове- | ||
дена в предыдущее посещение без предва- | ||
рительного изготовления рентгенограммы | ||
«в прикус». Обратите внимание на тень | ||
под герметиком. (b) На рентгенограмме «в | ||
прикус» обнаружена большая кариозная | ||
полость под герметиком. (с) После прове- | ||
дения эндодонтического лечения и фикса- | ||
c | ции стальной коронки на 85 зубе. | |
ти в эту формулу наличие всех имеющих-ся зубов, пломб, искусственных коронок (независимо от того, какого они качес-тва) и кариозных полостей. Пломбы
и искусственные коронки обычно отме-чают синим или черным цветом, а все кариозные полости – красным.
Любые пигментированные, обесцве-ченные или разрушенные поверхности зуба, пигментированные полости и фис-суры, периодонтальные абсцессы и сви-щи также должны быть отмечены в зубной
формуле. Кроме того, должны быть обо-значены полностью разрушенные зубы (резцы), хотя тактика врача в отношении их не рассматривается в данной книге.
Точные записи о состоянии зубов
и локализации кариозных полостей необ-ходимы для составления плана лечения, а также могут потребоваться для прове-дения судебно медицинской экспертизы. Зубная формула должна заново запол-няться в каждое посещение ребенка при плановых осмотрах. Это следует делать,
1. Планирование лечения | |
Первоначальная | ||
рентгенограмма | ||
(скрининг) | ||
Низкий риск | Высокий | |
развития кариеса | риск | |
Молочный | Рентгенограмма | |
прикус | «в прикус» через | |
12 мес. |
Высокий | ||||||||||||||
Низкий | риск | |||||||||||||
Постоянный | риск | Низкий | ||||||||||||
прикус | риск | |||||||||||||
Рентгенограмма | Рентгенограмма | |||||||||||||
«в прикус» через | «в прикус» через | |||||||||||||
Высокий | ||||||||||||||
24 мес. | 6 мес. | |||||||||||||
риск | ||||||||||||||
Низкий риск развития кариеса | Высокий риск развития кариеса |
Рис. 1.9.Схема проведения рентгенологического обследования ребенка, основанная наопыте лечения кариеса зубов.
даже если не показаны никакие новые восстановительные методы лечения.
Внутриротовое обследование в сово-купности с качественными рентгено-граммами и другими диагностическими тестами дает возможность составления оптимального плана лечения.
Детали плана лечения с установлени-ем числа посещений следует обсудить
с родителями ребенка. Это необходимо, потому что успех лечения будет зависеть от участия и поддержки родителей. Если родители не хотят приводить ребенка или не могут себе позволить необходимые затраты времени и денег, необходимо раз-работать альтернативный план лечения. Однако здесь мы рассматриваем случаи, когда план лечения одобрен одним из родителей или опекуном и восстанови-тельное лечение может быть проведено при содействии родителей и ребенка.
Рекомендуется, чтобы после одобре-ния одним из родителей план лечения был им подписан. Это особенно важно, когда речь идет об оплате лечения.
Рентгенограммы
Рентгенологическое обследование
с целью диагностики кариеса необходи-мо повторять через определенные интер-валы времени. Это зависит от риска раз-вития кариеса у ребенка. Не существует жестких правил относительно промежут-ков времени между выполнением рен-тгенограмм «в прикус». Предлагаемая нами схема показана на рисунках 1.7 и 1.8. Она основывается на интенсивнос-ти заболеваемости кариесом у ребенка и определяет необходимость рентгенов-ских снимков «в прикус» через 6 или
МЕСТНОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ
Введение | и, особенно, когда ребенку необходимо |
лечить большое количество зубов. Поэто- | |
Эффективное обезболивание является | му местная анестезия показана во всех |
залогом успешного лечения зубов. Наи- | случаях лечения зубов, за исключением |
более широко в стоматологии использу- | пломбирования композитным матери- |
ется метод инфильтрации тканей путем | алом полости I класса молочных моля- |
введения местных анестетиков для пре- | ров. Каждый детский стоматолог должен |
рывания передачи нервных импульсов, | владеть техникой проведения местной |
повсеместно называемый «местная анес- | анестезии, потому что без нее многие |
тезия» (но, вероятно, более точным тер- | из современных методов лечения, опи- |
мином будет «местная аналгезия»). | санных в других разделах данной книги, |
Существует несколько методов обез- | невозможно применить в стоматологи- |
боливания зубов, ингаляционные анес- | ческой практике. |
тетики, электронейроаналгезия и гип- | Прежде чем сделать местную анестезию, |
ноз. Тем не менее местная анестезия | следует тщательно собрать анамнез с целью |
остается наиболее широко используемым | выявления всех возможных противопока- |
методом, поскольку она проста в приме- | заний к применению конкретного метода |
нении, эффективна, редко дает ослож- | или к препаратам, использующимся для |
нения и довольно хорошо переносится | обезболивания (табл. 2.1 и 2.2). |
большинством детей. | Целью этой главы является представ- |
Необходимость местной анестезии при | ление некоторых широко используемых |
лечении молочных зубов многими стома- | методов местной анестезии, которые мож- |
тологами оспаривалась, так как бытовало | но успешно применять для детей. Следует |
мнение, что молочные зубы «нечувстви- | обратить внимание на возможность пере- |
тельны» к боли. Устранение небольших | дозировки анестетиков. Многие больные |
кариозных дефектов у некоторых детей | дети имеют низкую массу тела, и макси- |
возможно и без местной анестезии. Одна- | мально допустимые дозы у них могут быть |
ко это не является нормой для всех детей | превышены (см. табл. 2.3). |
Таблица 2.1 | |
Противопоказания к проведению местной анестезии в стоматологии | |
Нарушения свертываемости крови | Противопоказана местная анестезия, за исключением |
случаев, когда проводится возмещение недостающе- | |
го фактора свертываемости крови | |
Абсцесс в месте инъекции | Эффективная анестезия может быть достигнута |
с помощью проводниковой анестезии | |
Злокачественная гиперпирексия | Может быть необходимо предварительное лечение |
дантроленом натрия | |
28 Лечение и реставрация молочных зубов
Таблица 2.2