Понятие резистентности зубных тканей
В.В.Корчагина
Лечение кариеса зубов
У детей раннего возраста
Москва
МЕДпресс-информ
Лечение кариеса у детей.indd 1 03.03.2008 15:11:46
УДК 616.314-002-08:616-053.3
ББК 56.6
К70
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в любой форме и любыми средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Авторы и издательство приложили все усилия, чтобы обеспечить точность приведенных в данной книге показаний, побочных реакций, рекомендуемых доз лекарств. Однако эти сведения могут изменяться. Внимательно изучайте сопроводительные инструкции изготовителя по применению лекарственных средств.
Корчагина В.В.
К70 Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста / В.В.Корчагина. –
М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 168 с. : ил. ISBN 5-98322-389-5
Издание посвящено вопросу стоматологической санации детей раннего возраста. В нем подробно освещены методы и средства, используемые стоматологом в работе с детьми до 3 лет; приводятся примеры составления лечебно-профилактических программ для этих па-циентов; предлагаются способы психологической адаптации детей и их родителей к посе-щениям стоматолога.
Книга иллюстрирована рентгенограммами, фотографиями, рисунками, схемами. Пред-назначена для детских стоматологов, стоматологов общей практики, занимающихся лечени-ем детей, может быть интересна врачам-интернам, ординаторам, приобретающим навыки работы с детьми.
УДК 616.314-002-08:616-053.3
ББК 56.6
© Корчагина В.В., 2008
ISBN 5-98322-389-5 © Оформление, оригинал-макет. Издательство «МЕДпресс-информ», 2008
Лечение кариеса у детей.indd 2 03.03.2008 15:11:46
В жизни каждого человека самую важную роль, как прави-ло, играют два человека – это мать и учитель: один дает тебе жизнь бренную, а другой делает эту жизнь полезной и доброй.
Мне хотелось бы на первых страницах этого издания вы-разить слова глубочайшей признательности моему Учителю
в профессии, выдающемуся детскому стоматологу, ученому, замечательному Человеку, с которым мне посчастливилось общаться, пока я шла по пути овладения тонкостями этой благородной специальности, – профессору Тамаре Федоровне Виноградовой.
«Учатся у тех, кого любят», – эти слова И.Гете как нельзя более точно описывают две главные составляющие моего взаи-модействия с одним из самых совершенных Учителей, встре-тившихся в моей жизни.
Лечение кариеса у детей.indd 3 03.03.2008 15:11:46
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 6 | |
Причины развития кариеса у детей раннего возраста | 7 | |
Понятие резистентности зубных тканей | 7 | |
Влияние медико-биологических факторов на фор- | ||
мирование резистентности зубных тканей у детей | 8 | |
раннего возраста | ||
Влияние биохимических факторов риска на транс- | 12 | |
формацию резистентости тканей зуба к кариесу | ||
Клинические факторы риска снижения резистентно- | 19 | |
сти зубов к кариесу | ||
Влияние социально-экономических и эпидемиоло- | ||
гических факторов на повышение риска развития | 19 | |
кариеса у детей раннего возраста | ||
Современные методы лечения кариеса зубов у детей | 24 | |
до 3 лет | ||
Принципы группирования пациентов в соответствии | ||
с активностью и риском развития кариеса для со- | 24 | |
ставления лечебно-профилактических программ | ||
Планирование стоматологического лечения и про- | 26 | |
филактики кариеса у детей раннего возраста | ||
Подготовка детей и их родителей к лечению. Прин- | 31 | |
ципы психологической адаптации | ||
Лечение кариеса у детей раннего возраста с исполь- | 49 | |
зованием премедикации и местного обезболивания | ||
Клинические формы кариеса у детей раннего возрас- | 53 | |
та (ранний кариес). Принципы лечения | ||
Удаление временных зубов у детей до 3 лет | 91 | |
Протезирование зубов и зубных рядов у детей ран- | ||
него возраста в соответствии с планом реабилитации | 94 | |
после лечения кариеса |
Протезирование тонкостенными металлическими | 94 | |
коронками | ||
Лечение кариеса у детей.indd 4 03.03.2008 15:11:46
Глава 5
Глава 6
Современные стратегии профилактики раннего кариеса
Питание
Гигиена полости рта
Подавление микрофлоры
Повышение резистентности зубов
Описание клинических случаев
Приложения
Анкета для родителей ребенка раннего возраста с целью выявления риска развития кариеса
Карта обследования пациентов раннего возраста
у стоматолога с целью выявления факторов риска развития кариеса
Сводная ведомость выявления факторов риска развития кариеса у ребенка
Справочные материалы
Литература
100
100
101
102
103
106
133
133
135
138
139
153
Лечение кариеса у детей.indd 5 03.03.2008 15:11:46
ВВЕДЕНИЕ
«Дети – наше величайшее, неприкосновенное богатство» – эти слова Далай-Ламы могут стать девизом всех, кто работает с детьми. Они щедро впитывают любовь
и дарят окружающим свои улыбки. Ведь улыбка – веселость сердца, а смех – фи-зиономия ума. Ребенок не может жить без смеха. Значит, дети – умны и сердечны от природы, с рождения. Поэтому взрослые должны беречь улыбки детей, приум-ножая духовное богатство мира.
Но иногда детские улыбки обращают на себя внимание по другим причинам. Отсутствие или искажение молочно-белых жемчужинок зубов, с одной сторо-ны, делает их похожими на инопланетян, живущих по другим законам природы, но с другой – создает массу проблем, которые не существуют изолированно, мож-но сказать, что они отражают состояние организма в целом. Точно так же, как рябь распространяется по всей поверхности пруда, нарушения распространяются по всему организму, особенно сильно влияя на эмоциональную сферу. Издревле будучи одним из атрибутов красоты, зубы и их здоровье становятся очень значимы-ми уже для самых маленьких детей – 3 лет, у которых только-только пробуждается чувство индивидуальности, непохожести на других, чувство соответствия своему первому кумиру – маме или папе, у которых зубы есть, они белые и крупные. Малыш еще не понимает нюансов и не вдается в подробности. Он просто должен владеть тем, чем ему положено владеть от природы. Но…
Наверное, каждый из нас, работающих с маленькими детьми, испытывал ост-рое чувство жалости и собственного бессилия при виде быстро разрушающихся молочных зубов. Стремление помочь ребенку и осознание того, что психологи-ческие и физиологические особенности раннего возраста накладывают отпечаток на результат лечения, побудили меня обратиться к изучению возможности исполь-зования новых технологий стоматологии в работе с детьми до 3 лет и поделиться опытом применения их в современной клинике.
Комплекс средств и методов, которые мы применяли в процессе санации и по-следующего диспансерного наблюдения за ребенком, приостановил процесс разру-шения зубов и предупредил появление новых кариозных полостей. Это позволило нам внедрить в условиях клиники «Зубренок» ведение пациентов по индивидуально составляемым лечебным и профилактическим программам. Такой подход зареко-мендовал себя хорошо, и мы посчитали возможным поделиться с коллегами этим опытом. Реализация индивидуальных программ лечебных и профилактических ме-роприятий позволяет не только сохранить молочные зубы до их физиологической смены, но и привить ребенку устойчивый навык гигиены полости рта, а также такой необходимый любому культурному человеку навык заботы о своем здоровье и, в ча-стности, о здоровье собственных зубов.
Надеюсь, что книга будет интересна детским стоматологам и, в некотором роде, сумеет помочь в решении сложных вопросов ведения маленьких пациентов. Ко-нечно, я буду признательна за отзывы, замечания и рекомендации, советы или, может быть, рассуждения, которые поступят от читателей в адрес книги, так как они, безусловно, будут служить благородному делу усовершенствования качества оказания стоматологической помощи самой непростой категории пациентов – де-тям раннего возраста.
Лечение кариеса у детей.indd 6 03.03.2008 15:11:47
Глава 1
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ КАРИЕСА
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Один из первых вопросов, который задают родители детей раннего возраста на приеме у стоматолога: «Почему у моего ребенка такие зубы?» – заставляет вра-ча со скрпулезностью разведчика исследовать всю «историю» жизни малыша для обнаружения причин недуга, который, к сожалению, остается визитной карточкой человека на протяжении всей его жизни…
Так почему же? Из опыта работы я знаю, что врачи обычно не очень утруждают себя развернутыми ответами на этот вопрос, ссылаясь то на нехватку времени, то на неразговорчивость и забывчивость родителей, то на отсутствие окончательной яс-ности в его решении… В представлении многих врачей эта ясность действитель-но отсутствует, несмотря на изобилие научных данных об этиологии и патогенезе кариозной болезни. Но именно от нее зависит формирование того необходимого уровня доверия между врачом и родителем пациента, который позволит правильно выстроить лечебную тактику, получив эффективный устойчивый результат. Имен-но от этой ясности зависит логика составления плана лечения и профилактики. Именно она – фундамент авторитета врача, складывающийся при первом знаком-стве со своим новым пациентом: чем логичней и последовательней ответ и объ-яснения, тем большим вниманием к знанию врача проникается родитель. Не зря говорится «знание – сила»; родитель вверяет своего ребенка этой силе, надеясь на ее помощь и защиту.
Давайте попробуем все-таки ответить на этот вопрос с учетом тех современных представлений, которые приняты сейчас в кариесологии. И особенно с учетом по-ложения о том, что кариес – бактериальная инфекция, приобретшая в настоящее время характер пандемии и реализующаяся в благоприятных условиях снижения общей и местной резистентности организма.
Глава 2
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
ЗУБОВ У ДЕТЕЙ ДО 3 ЛЕТ
Планирование стоматологического лечения и профилактики кариеса у детей раннего возраста
Программа профилактики (№1) для детей 0–3 лет с интактными зубами и низким риском развития кариеса (I группа)
Таблица 3 | |||
Мероприятия | 1-й год жизни | 2-й год жизни | 3-й год жизни |
1. Осмотры у стоматолога с: | 3 раза в год | 2 раза в год | 1 раз в год |
1.1. Определением риска развития кариеса | |||
1.2. Проведением санитарно-просветитель- | |||
ной работы с родителями (информирование | |||
о факторах риска развития кариеса; | |||
формирование и поддержание высокого | |||
уровня мотивации к профилактике кариеса | |||
зубов у ребенка) | |||
1.3. Консультированием по питанию | |||
2. Гигиенический уход за полостью рта | Протирание | Использование | Зубная щетка с минималь- |
в домашних условиях | влажным | щетки- | ным количеством зубной |
марлевым | напалечника | пасты (2 раза в день); | |
тампоном | однократно на | с 2,5 лет возможно приме- | |
однократно | ночь | нение ополаскивателя | |
на ночь | с фторидом олова («Just | ||
for kids»)1; жеват. резинки2 |
1, 2 | Применение ополаскивателя/жевательной резинки в этом возрасте ограничено интеллектуальной органи- | |
зацией ребенка, его способностью выполнять просьбы взрослого осмысленно. | ||
Лечение кариеса у детей.indd 26 03.03.2008 15:11:48
Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет
Программа профилактики (№2) для детей 0–3 лет с интактными зубами и умеренным риском развития кариеса (II группа)
Таблица 4 | |||
Мероприятия | 1-й год жизни | 2-й год жизни | 3-й год жизни |
1. Осмотры у стоматолога | 4 раза в год | 4 раза в год | 4 раза в год |
1.1. Определение риска развития | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
кариеса | |||
1.2. Выполнение базовой | + | + | + |
программы профилактики1 | |||
1.2.1. Полирование контактных | – | – | + |
поверхностей зубов флоссами | |||
1.2.2. Аппликация поверхностей | По 3 покрытия через день 2 раза в год | ||
зубов фторлаком | |||
1.2.3. Обработка участков сла- | 2 раза в год | 2 раза в год в течение | 2 раза в год в течение 2 |
боминерализованной эмали ЭГЛ2 | в течение 2 лет | 2 лет | лет |
1.2.4. Сепарация контактных | – | – | По мере формирования |
поверхностей тесно располо- | контактов, однократно | ||
женных зубов с последующей | в ходе диспансерного | ||
их обработкой ЭГЛ | осмотра | ||
1.2.5. Неинвазивная герметиза- | – | – | + |
ция фиссур моляров | |||
1.3. Контроль качества краевого | – | – | + |
прилегания герметика | |||
1.4. Проведение санитарно- | + | + | + |
просветительной работы |
1.4.1. Мотивация матери на | + | – |
снижение титра S. mutans и Lac- | ||
tobacilla (направление на лечение; | ||
назначение хлоргексидинсодер- | ||
жащих паст, ополаскивателей, | ||
жевательных резинок с ксилитом; | ||
покрытие зубов лаком «Cervitek») | ||
1.4.2. Консультация по питанию | Соблюдение | Мотивация на сбалан- |
кратности | сированность питания; | |
и режима | количество приемов | |
кормлений | пищи, включая пере- | |
кусы, не должно превы- | ||
шать 5; отказ от ночных | ||
приемов пищи; контроль | ||
потребления углеводов | ||
2. Гигиенический уход за полостью | После каждого | После каждого приема |
рта в домашних условиях | приема пищи – | пищи – протирание |
протирание | зубов марлевым | |
зубов марлевым | тампоном и кипяченой | |
тампоном | водой – днем; утром | |
и кипяченой | и вечером (после | |
водой | еды) – очищение зубов | |
щеткой-напалечником | ||
и пастой «R.О.С.S. baby» |
–
Мотивация на сбалан-сированность питания; количество приемов пищи, включая перекусы, не должно превышать 4; отказ от ночных приемов пищи; контроль потребле-ния углеводов
Чистка зубов 2 раза в день щеткой с зубной пастой;
с 2,5 лет – использование ополаскивателя после приема пищи; на ночь – минерализация зубов гелями «Tooth Mouss» и «R.О.С.S. baby»; флос-синг – перед ночным сном
Лечение кариеса у детей.indd 27 03.03.2008 15:11:48
Глава 2 | ||||||||||
Таблица 4 | ||||||||||
Мероприятия | 1-й год жизни | 2-й год жизни | 3-й год жизни | |||||||
3. Эндогенное применение | «Д-флюореттен | «Витафтор» | Таблетки натрия фторида | |||||||
препаратов фтора3 | 500» | |||||||||
4. Мотивация к повышению общей | Совместно с педиатром, ЛОР-врачом, узким специалистом, определяю- | |||||||||
резистентности организма | щим группу здоровья ребенка |
1 Под «базовой программой профилактики» понимается набор обязательных манипуляций, выполняемых у пациента на этапах диспансеризации с кратностью, определяемой степенью активности кариеса и риском его развития.
2 ЭГЛ – эмаль-герметизирующий ликвид.
3 Прием фторидсодержащих препаратов назначается только в тех случаях, когда достоверно известно, что содержание фтора в питьевой воде, потребляемой ребенком, ниже принятой нормы.
Программа профилактики №3 для детей (0–3 лет) с интактными зубами и высоким риском развития кариеса (III группа)
Таблица 5 | |||
Мероприятия | 1-й год жизни | 2-й год жизни | 3-й год жизни |
1. Осмотры у стоматолога | 4 раза в год | 4 раза в год | 4 раза в год |
1.1. Определение риска | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
развития кариеса | |||
1.2. Выполнение базовой | + | + | + |
программы профилактики: | |||
1.2.1. Профессиональное | + | + | + |
удаление зубной бляшки | |||
и зубного налета | |||
1.2.2. Полирование | – | – | + |
контактных поверхностей | |||
зубов флоссами | |||
1.2.3. Аппликация | Однократно 4 раза в год | ||
поверхностей зубов | |||
хлоргексидинсодержащим | |||
лаком «Cervitek» | |||
1.2.4. Лазеротерапия | – | – | 10–15 сеансов через день |
1.2.5. Обработка участков | 2 раза в год | 2 раза в год в течение 2 лет | 2 раза в год в течение |
слабоминерализованной | в течение 2 лет | 2 лет | |
эмали ЭГЛ | |||
1.2.6. Сепарация | – | – | По мере формирования |
контактных поверхностей | контактов, однократно | ||
тесно расположенных | в ходе диспансерного | ||
зубов с последующей | осмотра | ||
их обработкой ЭГЛ | |||
1.2.7. Неинвазивная | – | – | + |
герметизация фиссур | |||
моляров | |||
1.3. Контроль качества | – | – | + |
краевого прилегания |
герметика
Лечение кариеса у детей.indd 28 03.03.2008 15:11:48
Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет
Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчиво-сти, стремлении к частой смене впечат-лений, отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и быст-ро сменяются; легкий переход от слез к радости, и наоборот. Обычно пребывает
в хорошем настроении, поскольку легко и быстро переживает неудачи, не может находиться долгое время в тоске и уны-нии.
Это активный и шустрый ребенок, достаточно выносливый и неутомимый
в том занятии, которое его увлекает. Характер такого ребенка, как правило, легкий.
Рис. 2.Задумчивый двухлетний Василийперед началом приема всегда слушал ко-ротенькую сказочную историю, после чего «разрешал» доктору сделать все, что нужно, всегда ведя себя ровно и с пониманием.
Процессы возбуждения и торможе-
ния уравновешены, что обусловливает четкий ритм его жизни: легко засыпает,
рано просыпается.
Следует помнить о том, что такому ребенку чрезвычайно трудно долго быть сосредоточенным на каком-либо одном занятии, поскольку за сосредоточением следует расслабление его психической активности. Сфера интересов ребенка ши-рока. Он очень общителен, часто лидирует в группе. Однако привязанности его неглубоки, а уровень общения поверхностен. Жалость и сочувствие проявляются только на словах.
Среди них нет проблемных детей, так как такие дети отличаются легким ха-рактером и просто не могут долго пребывать в тревоге и плохом настроении. Они не мнительны, эмоционально устойчивы, уверены в себе.
При взаимодействии с таким ребенком взрослый должен удержать его сначала
на короткое время, а затем на все более
длительное.Чемлучшеотношенияребен-
ка и взрослого, тем лучше это получится.
Необходимо чередовать активность с от- | ||
дыхом, тогда периоды активности будут | ||
более длительными. В процессе обще- | ||
ния необходимо активизировать фанта- | ||
зию сангвиника: чем активнее работает | ||
фантазия, тем дольше ребенок будет со- | ||
средоточен на одном занятии. Дети-сан- | ||
гвиники легко переключаются с одного | ||
дела на другое, но недостаточно усидчи- | ||
вы в любом из них. | ||
Общение с сангвиником не вызыва- | Рис. 3.Для трехлетнего Игоря приобрели | |
ет проблем: он недолго фиксирует вни- | вестибулярную пластинку, которая помо- | |
мание на неприятных переживаниях, | жет ему избавиться от привычки сосания | |
быстро забывает о своих детских бедах, | пальца. Несмотря на внешнее спокойствие, | |
необидчив, любое дело начинает с наде- | Игорь очень эмоционален, и палец во рту – | |
ждой на успех и склонен видеть во всем | своеобразная защитная реакция на «неспра- | |
ведливости», окружающие малыша. | ||
Лечение кариеса у детей.indd 39 03.03.2008 15:11:50
Глава 2
светлые стороны. Замечания взрослых он пропускает «мимо ушей». Но догово-риться с таким ребенком нетрудно.
Ребенок-флегматик
Уравновешен, осторожен, сдержан, спокоен. Эмоциональное состояние его всегда ровное. Устойчив к стрессам, маловозбудим, чувствительность невысока. Движе-ния небыстрые. Трудно переключается на другое занятие. Предпочитает однооб-разные игры и занятия, аккуратен и педантичен; часто играет один, игрушки акку-ратно убирает, консервативен в пристрастиях – к определенной еде, «своей» чашке и ложке, игрушкам.
Ест медленно, с удовольствием, непривередлив в еде, поэтому часто имеет лиш-ний вес.
В играх и занятиях предпочитает соблюдение традиций и правил, их нарушение вызывает у него раздражение и даже ярость.
Он любит тепло и ненавидит душевные волнения.
Может подолгу сидеть один, напевая или слушая любимую мелодию. Информация входит в него медленно, поэтому нужно много раз повторить одно
и то же для запоминания. Если нарочито «пошуметь» на него, он лучше соображает. Память надежная. Темп речи медленный, переключение с одного занятия на другое требует времени.
Дети-флегматики не очень общительны. Предпочитают общество одного по-стоянного друга или избранного взрослого, но любят играть и одни.
На внешние впечатления реагируют не ярко, живут в мире своих образов, пере-живаний. С новыми людьми сходятся с трудом. В своих привязанностях холодно-ваты, равнодушны. Взрослым не следует слишком докучать такому ребенку своей любовью, напротив, надо самому быть внешне немного равнодушным, поскольку так он легче проснется к душевному теплу.
Среди флегматиков встречаются проблемные дети, хотя и нечасто, из-за их спо-койствия и эмоциональной устойчивости. В случае если нанесенная обида про-росла в его душе, он будет долго помнить и переживать ее, что создает основу для мнительности и подозрительности. Нарушить душевное равновесие маленького флегматика трудно, но если это произошло, то в гневе он может быть непредска-зуем и мстителен.
Ребенок-меланхолик
Высокочувствителен. Эмоции глубокие и устойчивые при слабом их внешнем вы-ражении. Склонен к мнительности и обидчивости. При неблагоприятных условиях воспитания могут развиться повышенная эмоциональная возбудимость и рани-мость, замкнутость и отчужденность.
Среди меланхоликов подавляющее число проблемных детей, с большим коли-чеством разнообразных страхов.
Кажутся пугливыми, замкнутыми, неуверенными и острожными. Не сразу вхо-дят в общую игру, но при вхождении в нее всецело ей отдаются.
Любят мечтать, фантазировать, они хорошие актеры. В их действиях много не-понятного, что обусловлено богатством их внутреннего мира. Обычно они грустны, слишком рассудительны и ведут себя как взрослые. Они привязчивы, отзывчивы на ласку, общительны и чистосердечны, но лишь с теми, кого они любят. С посто-ронними – скрытны, ранимы и обидчивы, «замыкаются» в себе по любому поводу.
Круг их общения узок, но связи глубоки и искренни.
Лечение кариеса у детей.indd 40 03.03.2008 15:11:51