Понятие резистентности зубных тканей

В.В.Корчагина

Лечение кариеса зубов

У детей раннего возраста

Москва

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

МЕДпресс-информ

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 1 03.03.2008 15:11:46

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

УДК 616.314-002-08:616-053.3

ББК 56.6

К70

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в любой форме и любыми средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Авторы и издательство приложили все усилия, чтобы обеспечить точность приведенных в данной книге показаний, побочных реакций, рекомендуемых доз лекарств. Однако эти сведения могут изменяться. Внимательно изучайте сопроводительные инструкции изготовителя по применению лекарственных средств.

Корчагина В.В.

К70 Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста / В.В.Корчагина. –

М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 168 с. : ил. ISBN 5-98322-389-5

Издание посвящено вопросу стоматологической санации детей раннего возраста. В нем подробно освещены методы и средства, используемые стоматологом в работе с детьми до 3 лет; приводятся примеры составления лечебно-профилактических программ для этих па-циентов; предлагаются способы психологической адаптации детей и их родителей к посе-щениям стоматолога.

Книга иллюстрирована рентгенограммами, фотографиями, рисунками, схемами. Пред-назначена для детских стоматологов, стоматологов общей практики, занимающихся лечени-ем детей, может быть интересна врачам-интернам, ординаторам, приобретающим навыки работы с детьми.

УДК 616.314-002-08:616-053.3

ББК 56.6

© Корчагина В.В., 2008

ISBN 5-98322-389-5 © Оформление, оригинал-макет. Издательство «МЕДпресс-информ», 2008

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 2 03.03.2008 15:11:46

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

В жизни каждого человека самую важную роль, как прави-ло, играют два человека – это мать и учитель: один дает тебе жизнь бренную, а другой делает эту жизнь полезной и доброй.

Мне хотелось бы на первых страницах этого издания вы-разить слова глубочайшей признательности моему Учителю

в профессии, выдающемуся детскому стоматологу, ученому, замечательному Человеку, с которым мне посчастливилось общаться, пока я шла по пути овладения тонкостями этой благородной специальности, – профессору Тамаре Федоровне Виноградовой.

«Учатся у тех, кого любят», – эти слова И.Гете как нельзя более точно описывают две главные составляющие моего взаи-модействия с одним из самых совершенных Учителей, встре-тившихся в моей жизни.

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 3 03.03.2008 15:11:46

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Глава 1

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Глава 2

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Глава 3

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Глава 4

ОГЛАВЛЕНИЕ

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Введение 6  
Причины развития кариеса у детей раннего возраста 7  
Понятие резистентности зубных тканей 7  
Влияние медико-биологических факторов на фор-    
мирование резистентности зубных тканей у детей 8  
раннего возраста    
Влияние биохимических факторов риска на транс- 12  
формацию резистентости тканей зуба к кариесу  
   
Клинические факторы риска снижения резистентно- 19  
сти зубов к кариесу  
   
Влияние социально-экономических и эпидемиоло-    
гических факторов на повышение риска развития 19  
кариеса у детей раннего возраста    
Современные методы лечения кариеса зубов у детей 24  
до 3 лет  
   
Принципы группирования пациентов в соответствии    
с активностью и риском развития кариеса для со- 24  
ставления лечебно-профилактических программ    
Планирование стоматологического лечения и про- 26  
филактики кариеса у детей раннего возраста  
   
Подготовка детей и их родителей к лечению. Прин- 31  
ципы психологической адаптации  
   
Лечение кариеса у детей раннего возраста с исполь- 49  
зованием премедикации и местного обезболивания  
   
Клинические формы кариеса у детей раннего возрас- 53  
та (ранний кариес). Принципы лечения  
   
Удаление временных зубов у детей до 3 лет 91  
Протезирование зубов и зубных рядов у детей ран-    
него возраста в соответствии с планом реабилитации 94  
после лечения кариеса    


Протезирование тонкостенными металлическими 94  
коронками  
   

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 4 03.03.2008 15:11:46

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Глава 5

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Глава 6

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Современные стратегии профилактики раннего кариеса

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Питание

Гигиена полости рта

Подавление микрофлоры

Повышение резистентности зубов

Описание клинических случаев

Приложения

Анкета для родителей ребенка раннего возраста с целью выявления риска развития кариеса

Карта обследования пациентов раннего возраста

у стоматолога с целью выявления факторов риска развития кариеса

Сводная ведомость выявления факторов риска развития кариеса у ребенка

Справочные материалы

Литература

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

100

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

100

101

102

103

106

133

133

135

138

139

153

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 5 03.03.2008 15:11:46

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

ВВЕДЕНИЕ

«Дети – наше величайшее, неприкосновенное богатство» – эти слова Далай-Ламы могут стать девизом всех, кто работает с детьми. Они щедро впитывают любовь

и дарят окружающим свои улыбки. Ведь улыбка – веселость сердца, а смех – фи-зиономия ума. Ребенок не может жить без смеха. Значит, дети – умны и сердечны от природы, с рождения. Поэтому взрослые должны беречь улыбки детей, приум-ножая духовное богатство мира.

Но иногда детские улыбки обращают на себя внимание по другим причинам. Отсутствие или искажение молочно-белых жемчужинок зубов, с одной сторо-ны, делает их похожими на инопланетян, живущих по другим законам природы, но с другой – создает массу проблем, которые не существуют изолированно, мож-но сказать, что они отражают состояние организма в целом. Точно так же, как рябь распространяется по всей поверхности пруда, нарушения распространяются по всему организму, особенно сильно влияя на эмоциональную сферу. Издревле будучи одним из атрибутов красоты, зубы и их здоровье становятся очень значимы-ми уже для самых маленьких детей – 3 лет, у которых только-только пробуждается чувство индивидуальности, непохожести на других, чувство соответствия своему первому кумиру – маме или папе, у которых зубы есть, они белые и крупные. Малыш еще не понимает нюансов и не вдается в подробности. Он просто должен владеть тем, чем ему положено владеть от природы. Но…

Наверное, каждый из нас, работающих с маленькими детьми, испытывал ост-рое чувство жалости и собственного бессилия при виде быстро разрушающихся молочных зубов. Стремление помочь ребенку и осознание того, что психологи-ческие и физиологические особенности раннего возраста накладывают отпечаток на результат лечения, побудили меня обратиться к изучению возможности исполь-зования новых технологий стоматологии в работе с детьми до 3 лет и поделиться опытом применения их в современной клинике.

Комплекс средств и методов, которые мы применяли в процессе санации и по-следующего диспансерного наблюдения за ребенком, приостановил процесс разру-шения зубов и предупредил появление новых кариозных полостей. Это позволило нам внедрить в условиях клиники «Зубренок» ведение пациентов по индивидуально составляемым лечебным и профилактическим программам. Такой подход зареко-мендовал себя хорошо, и мы посчитали возможным поделиться с коллегами этим опытом. Реализация индивидуальных программ лечебных и профилактических ме-роприятий позволяет не только сохранить молочные зубы до их физиологической смены, но и привить ребенку устойчивый навык гигиены полости рта, а также такой необходимый любому культурному человеку навык заботы о своем здоровье и, в ча-стности, о здоровье собственных зубов.

Надеюсь, что книга будет интересна детским стоматологам и, в некотором роде, сумеет помочь в решении сложных вопросов ведения маленьких пациентов. Ко-нечно, я буду признательна за отзывы, замечания и рекомендации, советы или, может быть, рассуждения, которые поступят от читателей в адрес книги, так как они, безусловно, будут служить благородному делу усовершенствования качества оказания стоматологической помощи самой непростой категории пациентов – де-тям раннего возраста.

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 6 03.03.2008 15:11:47

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Глава 1

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ КАРИЕСА

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Один из первых вопросов, который задают родители детей раннего возраста на приеме у стоматолога: «Почему у моего ребенка такие зубы?» – заставляет вра-ча со скрпулезностью разведчика исследовать всю «историю» жизни малыша для обнаружения причин недуга, который, к сожалению, остается визитной карточкой человека на протяжении всей его жизни…

Так почему же? Из опыта работы я знаю, что врачи обычно не очень утруждают себя развернутыми ответами на этот вопрос, ссылаясь то на нехватку времени, то на неразговорчивость и забывчивость родителей, то на отсутствие окончательной яс-ности в его решении… В представлении многих врачей эта ясность действитель-но отсутствует, несмотря на изобилие научных данных об этиологии и патогенезе кариозной болезни. Но именно от нее зависит формирование того необходимого уровня доверия между врачом и родителем пациента, который позволит правильно выстроить лечебную тактику, получив эффективный устойчивый результат. Имен-но от этой ясности зависит логика составления плана лечения и профилактики. Именно она – фундамент авторитета врача, складывающийся при первом знаком-стве со своим новым пациентом: чем логичней и последовательней ответ и объ-яснения, тем большим вниманием к знанию врача проникается родитель. Не зря говорится «знание – сила»; родитель вверяет своего ребенка этой силе, надеясь на ее помощь и защиту.

Давайте попробуем все-таки ответить на этот вопрос с учетом тех современных представлений, которые приняты сейчас в кариесологии. И особенно с учетом по-ложения о том, что кариес – бактериальная инфекция, приобретшая в настоящее время характер пандемии и реализующаяся в благоприятных условиях снижения общей и местной резистентности организма.

Глава 2

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

ЗУБОВ У ДЕТЕЙ ДО 3 ЛЕТ

Планирование стоматологического лечения и профилактики кариеса у детей раннего возраста

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Программа профилактики (№1) для детей 0–3 лет с интактными зубами и низким риском развития кариеса (I группа)

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

      Таблица 3
Мероприятия 1-й год жизни 2-й год жизни 3-й год жизни
1. Осмотры у стоматолога с: 3 раза в год 2 раза в год 1 раз в год
1.1. Определением риска развития кариеса      
1.2. Проведением санитарно-просветитель-      
ной работы с родителями (информирование      
о факторах риска развития кариеса;      
формирование и поддержание высокого      
уровня мотивации к профилактике кариеса      
зубов у ребенка)      
1.3. Консультированием по питанию      
2. Гигиенический уход за полостью рта Протирание Использование Зубная щетка с минималь-
в домашних условиях влажным щетки- ным количеством зубной
  марлевым напалечника пасты (2 раза в день);
  тампоном однократно на с 2,5 лет возможно приме-
  однократно ночь нение ополаскивателя
  на ночь   с фторидом олова («Just
      for kids»)1; жеват. резинки2

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

1, 2 Применение ополаскивателя/жевательной резинки в этом возрасте ограничено интеллектуальной органи-  
   
зацией ребенка, его способностью выполнять просьбы взрослого осмысленно.  
     
   

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 26 03.03.2008 15:11:48

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Программа профилактики (№2) для детей 0–3 лет с интактными зубами и умеренным риском развития кариеса (II группа)

      Таблица 4
Мероприятия 1-й год жизни 2-й год жизни 3-й год жизни
1. Осмотры у стоматолога 4 раза в год 4 раза в год 4 раза в год
1.1. Определение риска развития 2 раза в год 2 раза в год 2 раза в год
кариеса      
1.2. Выполнение базовой + + +
программы профилактики1      
1.2.1. Полирование контактных +
поверхностей зубов флоссами      
1.2.2. Аппликация поверхностей По 3 покрытия через день 2 раза в год  
зубов фторлаком      
1.2.3. Обработка участков сла- 2 раза в год 2 раза в год в течение 2 раза в год в течение 2
боминерализованной эмали ЭГЛ2 в течение 2 лет 2 лет лет
1.2.4. Сепарация контактных По мере формирования
поверхностей тесно располо-     контактов, однократно
женных зубов с последующей     в ходе диспансерного
их обработкой ЭГЛ     осмотра
1.2.5. Неинвазивная герметиза- +
ция фиссур моляров      
1.3. Контроль качества краевого +
прилегания герметика      
1.4. Проведение санитарно- + + +
просветительной работы      

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru


1.4.1. Мотивация матери на +
снижение титра S. mutans и Lac-    
tobacilla (направление на лечение;    
назначение хлоргексидинсодер-    
жащих паст, ополаскивателей,    
жевательных резинок с ксилитом;    
покрытие зубов лаком «Cervitek»)    
1.4.2. Консультация по питанию Соблюдение Мотивация на сбалан-
  кратности сированность питания;
  и режима количество приемов
  кормлений пищи, включая пере-
    кусы, не должно превы-
    шать 5; отказ от ночных
    приемов пищи; контроль
    потребления углеводов
2. Гигиенический уход за полостью После каждого После каждого приема
рта в домашних условиях приема пищи – пищи – протирание
  протирание зубов марлевым
  зубов марлевым тампоном и кипяченой
  тампоном водой – днем; утром
  и кипяченой и вечером (после
  водой еды) – очищение зубов
    щеткой-напалечником
    и пастой «R.О.С.S. baby»

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Мотивация на сбалан-сированность питания; количество приемов пищи, включая перекусы, не должно превышать 4; отказ от ночных приемов пищи; контроль потребле-ния углеводов

Чистка зубов 2 раза в день щеткой с зубной пастой;

с 2,5 лет – использование ополаскивателя после приема пищи; на ночь – минерализация зубов гелями «Tooth Mouss» и «R.О.С.S. baby»; флос-синг – перед ночным сном

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 27 03.03.2008 15:11:48


                Глава 2    
                   
                   
                   
                     
                     
                Таблица 4    
          Мероприятия 1-й год жизни 2-й год жизни 3-й год жизни    
        3. Эндогенное применение «Д-флюореттен «Витафтор» Таблетки натрия фторида    
        препаратов фтора3 500»        
        4. Мотивация к повышению общей Совместно с педиатром, ЛОР-врачом, узким специалистом, определяю-    
        резистентности организма щим группу здоровья ребенка      

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

1 Под «базовой программой профилактики» понимается набор обязательных манипуляций, выполняемых у пациента на этапах диспансеризации с кратностью, определяемой степенью активности кариеса и риском его развития.

2 ЭГЛ – эмаль-герметизирующий ликвид.

3 Прием фторидсодержащих препаратов назначается только в тех случаях, когда достоверно известно, что содержание фтора в питьевой воде, потребляемой ребенком, ниже принятой нормы.

Программа профилактики №3 для детей (0–3 лет) с интактными зубами и высоким риском развития кариеса (III группа)

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

      Таблица 5
Мероприятия 1-й год жизни 2-й год жизни 3-й год жизни
1. Осмотры у стоматолога 4 раза в год 4 раза в год 4 раза в год
1.1. Определение риска 2 раза в год 2 раза в год 2 раза в год
развития кариеса      
1.2. Выполнение базовой + + +
программы профилактики:      
1.2.1. Профессиональное + + +
удаление зубной бляшки      
и зубного налета      
1.2.2. Полирование +
контактных поверхностей      
зубов флоссами      
1.2.3. Аппликация Однократно 4 раза в год  
поверхностей зубов      
хлоргексидинсодержащим      
лаком «Cervitek»      
1.2.4. Лазеротерапия 10–15 сеансов через день
1.2.5. Обработка участков 2 раза в год 2 раза в год в течение 2 лет 2 раза в год в течение
слабоминерализованной в течение 2 лет   2 лет
эмали ЭГЛ      
1.2.6. Сепарация По мере формирования
контактных поверхностей     контактов, однократно
тесно расположенных     в ходе диспансерного
зубов с последующей     осмотра
их обработкой ЭГЛ      
1.2.7. Неинвазивная +
герметизация фиссур      
моляров      
1.3. Контроль качества +
краевого прилегания      

герметика

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 28 03.03.2008 15:11:48

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчиво-сти, стремлении к частой смене впечат-лений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и быст-ро сменяются; легкий переход от слез к радости, и наоборот. Обычно пребывает

в хорошем настроении, поскольку легко и быстро переживает неудачи, не может находиться долгое время в тоске и уны-нии.

Это активный и шустрый ребенок, достаточно выносливый и неутомимый

в том занятии, которое его увлекает. Характер такого ребенка, как правило, легкий.

Рис. 2.Задумчивый двухлетний Василийперед началом приема всегда слушал ко-ротенькую сказочную историю, после чего «разрешал» доктору сделать все, что нужно, всегда ведя себя ровно и с пониманием.

Процессы возбуждения и торможе-

ния уравновешены, что обусловливает четкий ритм его жизни: легко засыпает,

рано просыпается.

Следует помнить о том, что такому ребенку чрезвычайно трудно долго быть сосредоточенным на каком-либо одном занятии, поскольку за сосредоточением следует расслабление его психической активности. Сфера интересов ребенка ши-рока. Он очень общителен, часто лидирует в группе. Однако привязанности его неглубоки, а уровень общения поверхностен. Жалость и сочувствие проявляются только на словах.

Среди них нет проблемных детей, так как такие дети отличаются легким ха-рактером и просто не могут долго пребывать в тревоге и плохом настроении. Они не мнительны, эмоционально устойчивы, уверены в себе.

При взаимодействии с таким ребенком взрослый должен удержать его сначала

на короткое время, а затем на все более

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

длительное.Чемлучшеотношенияребен-

ка и взрослого, тем лучше это получится.

Необходимо чередовать активность с от-    
дыхом, тогда периоды активности будут    
более длительными. В процессе обще-    
ния необходимо активизировать фанта-    
зию сангвиника: чем активнее работает    
фантазия, тем дольше ребенок будет со-    
средоточен на одном занятии. Дети-сан-    
гвиники легко переключаются с одного    
дела на другое, но недостаточно усидчи-    
вы в любом из них.    
Общение с сангвиником не вызыва- Рис. 3.Для трехлетнего Игоря приобрели  
ет проблем: он недолго фиксирует вни- вестибулярную пластинку, которая помо-  
мание на неприятных переживаниях, жет ему избавиться от привычки сосания  
быстро забывает о своих детских бедах, пальца. Несмотря на внешнее спокойствие,  
необидчив, любое дело начинает с наде- Игорь очень эмоционален, и палец во рту –  
ждой на успех и склонен видеть во всем своеобразная защитная реакция на «неспра-  
ведливости», окружающие малыша.  
   
     
   

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 39 03.03.2008 15:11:50

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Глава 2

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

светлые стороны. Замечания взрослых он пропускает «мимо ушей». Но догово-риться с таким ребенком нетрудно.

Ребенок-флегматик

Уравновешен, осторожен, сдержан, спокоен. Эмоциональное состояние его всегда ровное. Устойчив к стрессам, маловозбудим, чувствительность невысока. Движе-ния небыстрые. Трудно переключается на другое занятие. Предпочитает однооб-разные игры и занятия, аккуратен и педантичен; часто играет один, игрушки акку-ратно убирает, консервативен в пристрастиях – к определенной еде, «своей» чашке и ложке, игрушкам.

Ест медленно, с удовольствием, непривередлив в еде, поэтому часто имеет лиш-ний вес.

В играх и занятиях предпочитает соблюдение традиций и правил, их нарушение вызывает у него раздражение и даже ярость.

Он любит тепло и ненавидит душевные волнения.

Может подолгу сидеть один, напевая или слушая любимую мелодию. Информация входит в него медленно, поэтому нужно много раз повторить одно

и то же для запоминания. Если нарочито «пошуметь» на него, он лучше соображает. Память надежная. Темп речи медленный, переключение с одного занятия на другое требует времени.

Дети-флегматики не очень общительны. Предпочитают общество одного по-стоянного друга или избранного взрослого, но любят играть и одни.

На внешние впечатления реагируют не ярко, живут в мире своих образов, пере-живаний. С новыми людьми сходятся с трудом. В своих привязанностях холодно-ваты, равнодушны. Взрослым не следует слишком докучать такому ребенку своей любовью, напротив, надо самому быть внешне немного равнодушным, поскольку так он легче проснется к душевному теплу.

Среди флегматиков встречаются проблемные дети, хотя и нечасто, из-за их спо-койствия и эмоциональной устойчивости. В случае если нанесенная обида про-росла в его душе, он будет долго помнить и переживать ее, что создает основу для мнительности и подозрительности. Нарушить душевное равновесие маленького флегматика трудно, но если это произошло, то в гневе он может быть непредска-зуем и мстителен.

Ребенок-меланхолик

Высокочувствителен. Эмоции глубокие и устойчивые при слабом их внешнем вы-ражении. Склонен к мнительности и обидчивости. При неблагоприятных условиях воспитания могут развиться повышенная эмоциональная возбудимость и рани-мость, замкнутость и отчужденность.

Среди меланхоликов подавляющее число проблемных детей, с большим коли-чеством разнообразных страхов.

Кажутся пугливыми, замкнутыми, неуверенными и острожными. Не сразу вхо-дят в общую игру, но при вхождении в нее всецело ей отдаются.

Любят мечтать, фантазировать, они хорошие актеры. В их действиях много не-понятного, что обусловлено богатством их внутреннего мира. Обычно они грустны, слишком рассудительны и ведут себя как взрослые. Они привязчивы, отзывчивы на ласку, общительны и чистосердечны, но лишь с теми, кого они любят. С посто-ронними – скрытны, ранимы и обидчивы, «замыкаются» в себе по любому поводу.

Круг их общения узок, но связи глубоки и искренни.

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru Понятие резистентности зубных тканей - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 40 03.03.2008 15:11:51