Функциональное питание (СД-II)

Вы переходите на функциональное питание и, по мере уменьшения уровня «сахара» в крови, уменьшаете (предварительно согласовав с вашим врачом) дозу лекарств, инсулина или того и другого. Далее происходит следующее.

На ранних стадиях диабета II типа необходимость в лекарствах отпадает практически сразу. При запущенном СД-II и диабете I типа возможно быстрое и существенное уменьшение доз лекарств и/или инсулина.

Чтобы не подвергать себя риску повышенного или пониженного «сахара», вы продолжаете измерять его уровень в крови домашним тестером, и он в пределах нормы. Маленькое чудо!

Через несколько дней эйфория проходит: несмотря на то, что в вашей диете нет ни грамма углеводов, «сахар» поднялся выше нормы, допустим, 160-180 mg/dl.

В панике вы звоните вашему врачу, заранее зная его/её рекомендацию: «Я же вам говорил, что диабет – неизлечимая болезнь… Немедленно возобновите лекарства, иначе я за вас не отвечаю… ».

Реакция абсолютно предсказуема, потому что, к сожалению, задача врачей – любой ценой держать «сахар» в пределах нормы, а не ваше полное выздоровление. Что же происходит на самом деле? Происходят нормальные для вашей ситуации явления – в основном, вследствие предшествующего «лечения»:

• Инерция лекарств . В организме всегда депонируется какое-то количество лекарств, остаточный эффект которых еще несколько дней понижает «сахар». По мере истощения депо, уровень «сахара» естественно повышается.

• Адаптация организма. Организм, как любая саморегулируемая система, в ответ на резкое исчезновение углеводов из диеты самокомпенсируется, т.е. производит глюкозу из аминокислот (белков) в привычном ранее количестве. Соответственно, «сахар» поднимается для поддержания гомеостаза (физиологического равновесия организма).

• Инсулиновая недостаточность. Независимо от причин, у вас действительно может быть низкий уровень эндогенного инсулина. Если вы использовали экзогенный инсулин, эндокринные железы, в том числе поджелудочная, имеют тенденцию прекращать секретировать гормоны при наличии искусственных аналогов. «Сахар» поднимается.

• Инсулинрезистенция . Так как инсулинрезистенция препятствует утилизации глюкозы даже при относительно высоком уровне инсулина (СД-II), возможно, ваш организм, по сравнению с абсолютно здоровым человеком, нуждается в гораздо более высокой концентрации глюкозы для обеспечения идентичных функций.

• Физиология организма . Физические нагрузки, болезни, операции, отравления, инфекции, продолжительный стресс, обезвоживание, некоторые лекарства и травы, а у женщин – овуляция, ощутимо повышают уровень глюкозы в крови даже у здоровых, а тем более у диабетиков. Эти пики обязательно должны контролироваться (см. ниже).

Бросившие курить отлично помнят долгую, омерзительно болезненную реакцию организма на отсутствие сигарет: тахикардия, мигрень, ломота в суставах, одышка, кашель, раздражительность. Виданное ли дело, чтобы врач в ответ на жалобы бросившего курить пациента сказал: «Немедленно возобновите курение, иначе я за вас не отвечаю… ». Увы, с сахарным диабетом, как правило, происходит именно так.

Есть ли основания для паники? Нет – если есть прогресс (нормализация). Да – если прогресса нет! Паника базируется не на том, что вы на медленном пути к выздоровлению (нормальный «сахар», отсутствие лекарств), а на том, что после многих лет «неизлечимой» болезни ваши анализы не такие, как у абсолютно здоровых. Наверное, вы сами догадываетесь, что стричь всех под одну гребенку – без скидки на возраст, вес, тип нервной системы и продолжительность болезни – нонсенс. Поэтому, если «сахар» в 140-160 для здорового – действительно отклонение от нормы, то для выздоравливающего диабетика (а тем более без лекарств) – возможно, приемлемый показатель, если уже наметилась тенденция к его уменьшению, подтверждаемая ежедневными измерениями уровня глюкозы домашним тестером.

Существует точка зрения (которую я разделяю), что «сахар» у диабетиков должен находиться на уровне 90 mg/dl (+/- 20 mg/dl). Функциональное питание и микродозы инсулина и/или метформин (Glucophage ) – наиболее щадящий способ поддерживать глюкозу в крови на желаемом уровне до полной реабилитации СД-II. Несомненно, микродозы инсулина безопаснее и эффективнее лекарств, потому что они воспроизводят натуральные факторы метаболизма глюкозы. Наиболее авторитетно и аргументированно этот вопрос обсуждается в книге Dr. Bernstein’s diabetes solution 1.

Функциональное питание и тесное сотрудничество с вашим лечащим врачом – самая оптимальная стратегия. Если бы я оказался в ситуации, описанной выше, то предпочел бы на некоторый срок инсулин (метформин имеет множество противопоказаний) возможному риску высокого «сахара», даже если этот риск краткосрочный. Так как чудес не бывает, наберитесь терпения и концентрируйтесь на вашем постепенном прогрессе, а не на немедленном исцелении.

Не забывайте: сахарный диабет II типа характеризуется инсулинрезистенцией (замедленной утилизацией глюкозы) и при нормальном, и при повышенном уровне инсулина. Соответственно, у страдающих диабетом II типа нормальный для данного индивидуума уровень глюкозы в крови, как правило, выше общепринятой нормы. Если ваш «сахар» в течение многих лет зашкаливало за 200, 300 и выше, то для вас показатель в 120-140 благодаря функциональному питанию – первый шаг к полному выздоровлению! Даже такой относительно высокий уровень глюкозы начнет уменьшаться по мере снижения инсулинрезистенции, но это требует времени – месяцы, иногда, годы… В жизни все относительно: слепой был бы рад десяти процентам зрения, глухой – пяти процентам слуха… Пытаться понижать диабетикам «сахар» до уровня здоровых мегадозами лекарств и углеводов (60%!) так же безумно, как отказывать в лечении пожилым только потому, что они уже никогда не будут молодыми. А вот ювелирный контроль «сахара» во время реабилитации – залог выздоровления при СД-II, и единственный способ избежать осложнений при СД-I. К сожалению, у «специалистов» по диабету на все эти «мелочи» нет времени, а рядовые врачи со всеми перечисленными нюансами не знакомы по тем же обстоятельствам, по каким у меня, скажем, нет опыта квалифицированной интерпретации кардио- или рентгенограммы – каждый занят своим делом!

Устранение углеводов из вашего рациона – первый и ключевой шаг к обузданию гиперинсулинемии. Второй, не менее важный шаг – как можно быстрее восстановить адекватную реакцию организма на минимальное количество инсулина, независимо от его природы (эндогенный или экзогенный).

Сужаем круг проблем

Гиперинсулинемия – функция четырех факторов: (а) количества углеводов в питании , (б) секреции инсулина , (в) потребности организма в глюкозе и (г) метаболизма глюкозы в организме . До тех пор, пока организм в состоянии поддерживать деликатный баланс между этими четырьмя факторами, уровень инсулина (и глюкозы) в крови колеблется в пределах приемлемой нормы.

Ваш врач может диагностировать гиперинсулинемию по лабораторному анализу крови на serum C-Peptide (fasting ). C-Peptide – это белок, который производится поджелудочной железой параллельно с инсулином. Несомненно, прямой анализ на инсулин под нагрузкой (наряду с оральным глюкозотолерантным тестом) точнее и объективнее отражает динамику образования инсулина.

Длительная клиническая гиперинсулинемия обусловлена следующим сочетанием этих факторов: углеводы в питании – в избытке, секреция инсулина – высокая, потребность в глюкозе – низкая, метаболизм глюкозы – низкий. Устранение гиперинсулинемии возможно только при таком сочетании этих факторов: углеводы в питании – минимальные, секреция инсулина – минимальная, потребность в глюкозе – высокая, метаболизм глюкозы – нормальный.

Будучи людьми практичными, мы сужаем круг проблем, на которые мы действительно можем влиять:

• Углеводы в питании? Да, можем довести до приемлемого минимума при помощи функционального питания.

• Секреция инсулина? Да, можем существенно ее понизить, исключив углеводы, опять же при помощи функционального питания.

• Потребность в глюкозе? Да, можем повысить, увеличив физическую и/или интеллектуальную нагрузки. Если вы не шахматист, лесоруб или каменщик (у них дневные нужды в углеводах в 4-5 раз больше, чем у белых воротничков ), заняться физкультурой , которая поможет «сжечь» избыток углеводов, имеет смысл… Откуда, вы думаете, взялись все эти современные увлечения – от бега трусцой до марафонов и бесчисленных «джимов»? Конечно же, от необходимости «сжигать» невостребованные углеводы. Согласитесь, рекомендовать вместо физкультуры интенсивный спорт , особенно больным и пожилым, не только не практично, но и не умно.

• Метаболизм глюкозы? Да, можем улучшить с помощью пищевых добавок, которые в значительной мере «управляют» метаболизмом глюкозы и хронический дефицит которых – одна из ключевых составляющих сахарного диабета II типа в целом, гиперинсулинемии и инсулинрезистенции – в частности.

И материалы этой книги, и бо льшая часть моей книги «Функциональное питание» посвящены исключению или сокращению углеводов в питании. Это, надеюсь, понятно. И не мне вам советовать «заняться физкультурой» – попробуйте, если любите или еще можете… На мой взгляд, устранить избыток углеводов на вашем столе гораздо проще, чем потеть в спортивном зале. Это тоже очевидно. Остался метаболизм глюкозы , механизмы которого хорошо изучены и известны и специалистам, и «специалистам».

Наши рекомендации