Это мы не проходили, это нам не задавали
Даже у абсолютно здорового человека пики и падения уровня глюкозы в крови могут существенно отклоняться от «нормы». Нарушения углеводного обмена характеризуются не столько пиками и падениями, сколько их продолжительностью во времени. Несмотря на весьма обширные и глубокие знания о диабете, методология диагностики и лечения диабета в США только поверхностно учитывает эти факторы, концентрируясь преимущественно на анализе верхних пиков уровня глюкозы в крови. В результате такого упрощенного подхода, диагноз «сахарный диабет» или не ставится вообще (пропустили пики высокого «сахара»), или ставится ошибочно (случайно зацепили пики, не выяснив их причины).
Особенно часто от этого подхода страдают дети, у которых «случайно» диагностируют диабет I типа и немедленно «сажают на иглу» с инсулином. В США вероятность постановки неправильного диагноза ребенку – «сахарный диабет I типа» – достаточно высокая. Принципиальные причины – доминирующий стиль питания и халатность медицинского персонала; сопутствующие – физиология ребенка и её интерпретация. Как правило, предпосылки примерно следующие:
• На фоне перегрева, отравления или инфекции (особенно мочеполовых органов) у ребенка происходит обезвоживание из-за чрезмерного потения, поноса или диуреза (бесконтрольного мочеиспускания).
• Ребенок утоляет сильную жажду привычными напитками – соками, колами или чаем (обычным или ice tea). Эти напитки содержат не только значительное количество немедленно усваиваемого сахара (более полутора столовых ложек на стакан), но и часто ударные дозы кофеина, который является сильнейшим диуретиком (мочегонным). Ребенок пьет еще больше…
• За этим следует одно из двух состояний: в результате еще большего обезвоживания ребенок теряет сознание, или… в результате необычайно высокого уровня глюкозы в крови – тут уж никакой инсулин не справится! – происходит гипергликемическая кома (обычно без кетонурии или ацидоза).
• Родители вызывают скорую помощь. Уже по дороге в госпиталь у ребенка берут кровь, а по прибытии немедленно делают экспресс-анализ. Компьютер показывает запредельно высокий уровень глюкозы, и дежурный врач немедленно назначает инъекцию инсулина, физиологический раствор и т.п.
• В подобной ситуации даже кетонурия и ацидоз – козырные карты в арсенале эндокринологов – не могут служить подтверждением «сахарного диабета» у вашего ребенка, а лишь указывают на краткосрочную почечную недостаточность и гипогликемию (низкий «сахар») после введения ребенку массивной (для него) дозы инсулина для нормализации «высокого сахара» в анализе.
• Через день-другой состояние ребенка стабилизируется, и без дополнительных анализов или оценки причин, предшествующих инциденту, его выписывают с диагнозом «сахарный диабет» и инструктируют родителей администрировать инсулин и углеводную диету… абсолютно здоровому ребенку.
Как вы, наверное, догадываетесь, комбинация экзогенного (извне) инсулина и углеводной диеты еще более наркопатичны, чем сигареты или кокаин, со всеми вытекающими отсюда последствиями… К счастью, в большинстве случаев, быстро обратимыми. Если у вашего ребенка (или у ребенка ваших знакомых и близких) диагностирован диабет I типа при подобных внезапных обстоятельствах, вероятнее всего, что диагноз был поставлен неправильно. Перед тем, как начать выяснять истину, задайте себе следующие вопросы:
• Предшествовали ли инциденту травма, пищевое отравление, инфекция или перегрев?
• Пил ли ребенок напитки с сахаром и кофеином?
• Делался ли ребенку оральный глюкозотолерантный тест и анализ на уровень инсулина?
Если ответы на первые два вопроса – да , а на третий – нет , обратитесь к компетентному педиатру-эндокринологу, чтобы проверить функциональность поджелудочной железы вашего ребенка. Если к такому специалисту нет доступа, вы можете сами проследить динамику уровня глюкозы с помощью домашнего тестера, в зависимости от типа пищи и дозы инсулина. Не забывайте: длительный прием экзогенного инсулина подавляет деятельность поджелудочной железы и одновременно увеличивает инсулинрезистенцию, поэтому «нормальный» уровень глюкозы у вашего ребенка всегда будет выше, чем у здорового ребенка. (Подробно об этом – в главе «Нарушения углеводного обмена у детей ».)
Несомненно, в подобную ситуацию могут попасть и взрослые, только с той разницей, что взрослые более осторожны, менее подвержены быстрому обезвоживанию, и с ними проще выяснить истинную причину гипергликемии, чем с детьми или их шокированными родителями. Вот вам и тили-тили , трали-вали…