Питание человека и четыре стихии
Для нас, простых смертных, в нашей пище обязательно должны присутствовать все четыре стихии Природы. Если хотя бы одна из них представлена недостаточно, то человек неотвратимо начинает угасать. Конечно же, для каждого человека соотношение стихий в пище определяется индивидуально, согласно его конституции, степени развития и личной истории. Стихии земли и воды питают, в основном, капха дошу, иначе говоря, физическое и эфирное тела. Интенсивность протекающего в нас обмена веществ задает стихия огня, а на нервные процессы в наибольшей степени влияет стихия воздуха.
Есть еще стихия пространства, акаша, которая поддерживает нашу высшую организацию, целостность наших существ. Это именно она является источником высоко организованной информации и приносит осознанность в косные тела, делая их одухотворенными. Ее недостаточность приводит, например, к таким заболеваниям, как рассеянный склероз или рак.
О стихиях можно рассказать много интересного. Но сейчас я ограничусь лишь самым необходимым для дальнейшего понимания.
Стихии – это способ организации природных элементов. Физические образы – земля, вода и так далее – используются лишь для наглядности.
Стихию земли можно представлять себе как сухой, рассыпчатый, горячий песок. Взаимодействие элементов проявляет себя на очень коротком расстоянии. В этой стихии мирно угасают любые возмущения. А вот в стихии воды уже имеются дальние корреляции и взаимодействия, и поэтому возможно образование и распространение волн.
Стихия огня обладает активностью: вы бросаете спичку, и через минуту горит уже весь лес, если он был достаточно сухим. Например, обычные хронические болезни существуют на уровне стихии воды. Как только они переходят в стихию огня, это уже рак.
Стихия воздуха соединяет между собой уже очень удаленные области пространства. Фактически, «ветер», движение этой стихии, есть перемещение программ, массивов информации из одной пространственной области в другую.
В акаше, стихии пространства, все взаимосвязано. Она представляет собой единое неделимое Целое, однако в его множественном проявлении. Через акашу Единое управляет эволюцией мира.
Чем плотнее, объемнее взаимодействие в среде, тем выше стоит стихия в иерархии. Например, в земле взаимодействуют только ближайшие частички, в воде взаимодействие распространяется на размер потока. Ветер же может подуть так синхронно, что создаст проблемы для целого континента.
Соединяясь друг с другом, четыре стихии порождают «стихию» Жизни. И внутри нее взаимодействия уже не ограничены какой-то областью пространства и распространяются на всю Вселенную. То есть Жизнь у нас одна на всех, и мы все – ее части. И в процессе своей жизни мы постепенно поднимаемся от четырех низших стихий к акаше.
А теперь представьте себя строителем, который собирается воздвигнуть себе дом (физическое тело). Вам понадобится множество строительных материалов: песок, гравий, кирпичи, цемент, готовые стеновые блоки, средства обогрева, электрическая сеть и разнообразные инструменты.
Можно ли построить дом из одного только песка или гравия? Можно, но он простоит до первого дождя.
Нам ОДНОВРЕМЕННО будут необходимы и сыпучие, и штучные, и склеивающие строительные материалы. И, естественно, средства для их высушивания, закрепления.
Точно так же правильная система питания ОДНОВРЕМЕННО использует все стихии Природы, чтобы создавать и поддерживать тело и его структуры. Пренебрежение даже лишь одной из стихий неизбежно порождает проблемы. Об этом мы еще поговорим.
И, конечно же, весь процесс строительства направляет тот, кто, в конце концов, и поселится в новом доме: осознанность, его величество «Я», в которое вы можете подставить самого себя.
Пищевая троица
Главный урок жизни, который мы все проходим, состоит не в том, чтобы просто скользить по рельсам, приготовленным Матерью-Природой. Чтобы преуспевать в жизни, мы должны все время совершать усилия, пробуждать внимательность и осознанность, развивать в себе творческое начало, учиться смотреть на себя со стороны и корректировать свои состояние и поведение. Мы должны научиться строить самих себя.
Природа – вовсе не Эдем для человека, но и не поле битвы за выживание. Это, можно сказать, творческая лаборатория. Возможности для обретения успеха предоставлены – но сможем ли мы ими воспользоваться?
Пища, которую мы можем обнаружить в окружающей среде, как правило, далека от идеальной для нашего организма. Мы вынуждены так или иначе ее преобразовывать. Как минимум, надо ее разжевать и подвергнуть обработке пищеварительными соками. А еще лучше – обработать ее силами своего ума и соками творческих способностей. Именно так мы можем приблизиться к идеалу и создать ту пищу, которая поможет нам достигнуть высшей цели человеческого существа – обрести космический масштаб жизни.
Каждая часть или система нашего организма в некотором смысле подобна компьютерному устройству. Одного «железа» или, в данном случае, «мяса», недостаточно – нужны еще программы, под управлением которых эти системы работают. И лишь в самом своем конкретном, «скомпилированном» проявлении эти программы биологического развития находятся в наших телах. Исходные же коды этих программ рассредоточены в окружающей нас природной среде. Поэтому наша связь с ней вовсе не умозрительна, а совершенно конкретна. Наши высшие принципы распределены вокруг, а низшие сконденсированы в теле.
Любое информационное устройство есть одновременное и согласованное взаимодействие трех сторон, трех принципов: материальной структуры, энергетической основы и управляющей информации. Каждый компьютер состоит из системного блока, сети электропитания и комплекта программ, возглавляемого операционной системой. Материальное обеспечение устаревает или выходит из строя, а запасы энергопитания могут исчерпаться. А вот компьютерные программы, можно сказать, вечны – пройдя свой путь развития, они могут быть извлечены из старого и установлены в новом системном блоке.
Живые существа являются такими же информационными устройствами, но созданными не на кремниевой, а на органической основе.
По мере развития существ роль материальности в них уменьшается, а роль информации возрастает. Однако даже при достижении наивысших высот все равно остается некий аналог телесности, который на санскрите, древнем языке мудрецов, называется «вахана», то есть носитель. Без ваханы можно быть свидетелем, но невозможно действовать и быть творцом. Мы, собственно говоря, и строим себе эту вахану – всей чередой своих существований и воплощений.
Каждый из этих трех принципов нашего существования мы поддерживаем и восполняем из природной среды. Мы заимствуем из нее не только энергию, но также и готовые жизненные структуры (например, кишечные бактерии-сопрофиты). Но, что самое важное в контексте данного обсуждения, мы получаем из среды потоки биологических программ, постоянные обновления нашей операционной системы, без которых наша адаптация к непрерывно изменяющемуся миру абсолютно невозможна. Рефрен дарвинистов о естественном отборе может вызвать лишь улыбку: вот бумажный человечек заходит в мартеновскую печь – и долго ли продлится его естественный отбор?
Нас с Природой связывает постоянный двусторонний информационный поток. Если он прерывается, мы умираем немедленно. Если он ослабляется, мы начинаем деградировать. Информация поступает к нам отовсюду – с пищей, ионными токами, с электромагнитными полями. Ее приносят в себе вирусы. Она содержится в пище. Информация поселяется в нас и начинает действовать.
Классическая диетология признает в пище существование только энергетического компонента и некоторых структурных элементов, называемых «незаменимыми» – аминокислот и эссенциальных жиров. Информационная же составляющая игнорируется полностью. Поэтому диетологи ничего и знать не хотят о ферментах, хотя понемногу ситуация исправляется.
И нам часто не хватает вовсе не ферментов нам не хватает чистоты и организованности нашего тела. Наша собственная внутренняя среда несовершенна – вот в чем дело.
Однако ферменты – это еще не информация, а ее, так сказать, переносчики. Действие ферментов программируется окружающей средой, в том числе – биологической средой нашего организма. В зависимости от того, как устроена («расставлена») эта среда, действие ферментов может измениться совершенно радикально.
При температуре выше 43 градусов по Цельсию далеко не все ферменты погибают, как это принято считать в сыроедении. Множество ферментов прекрасно действуют и при гораздо более высоких температурах – вплоть до точки кипения воды. Однако при 43 градусах разрушается сам механизм передачи биологической информации, который отвечает за построение высокоразвитых существ. Поэтому глупо, как это делают аганжированные диетологи, защитники «вареного» питания, сводить обсуждение о термообработке к сохранности витаминов или аминокислот при кипячении. Это все равно что рассыпать книгу на буквы и радоваться тому, что буквы сохранились. Слова-то и смысл необратимо утеряны!
Но с другой стороны, если у книги только аннотация и оглавление на русском языке, а весь остальной текст – на китайском, много ли пользы принесет вам перелистывание ее страниц? В этом случае разумнее оставить себе только несколько первых страниц, а остальные вернуть в библиотеку – это мы и делаем в процессе глубокого ферментирования пищи.
К счастью, настало время, когда эти вопросы можно обсуждать на языке информатики, которая придает традиционно считавшимся «мистическим» понятиям конкретный и точный, «научный» смысл. Например, жизненная сила предстает перед нами как поток информации, понижающей энтропию. И каждый человек, который в достаточной степени развит и сумел очистить свой организм от хаоса индустриального общества, в состоянии эти информационные потоки, во-первых, ощутить, а во-вторых, адресно направить – чтобы излечить себя или другого человека от болезни, усилить творческий потенциал, решить ту или иную проблему.
Ковер жизни
Многие специалисты-естественники, и в первую очередь западные, до сих пор заражены предрассудком вульгарного материализма 18 века, который они считают образцом научности. Они видят мир как механизм, состоящий из множества шестеренок. Вот у какого-то человека недостаток магния. А мы ему добавим магния в рацион, и все придет в норму.
Добавляют магния – а человек и вовсе начинает рассыпаться. Оказывается, пониженное содержание этого элемента было защитной, приспособительной реакцией организма на какое-то другое разрушительное воздействие, которое осталось вне поля внимания прямолинейных лекарей.
Многие сыроеды все проблемы сводят к энзимам. Есть энзимы в пище – значит, все хорошо, а если их мало – надо добавить. Но если дать энзимов больше, чем сам человек в состоянии принять и включить в работу, они сначала иссушат, а потом прожгут ему кишечник, усвоение пищи нарушится и начнется потеря веса.
Если же посмотреть на вещи системным взглядом, то становится ясно, что тот или иной макро – или микроэлемент, витамин, энзим или еще что-нибудь – это всего лишь одна из нитей в руках Природы, ткущей свой ковер Жизни. Важно не то, что данная конкретная нить вставлена в ткацкий станок, а в каком контексте это сделано и с какой целью. Природа может добиться своей цели бесчисленным множеством путей. А мы будем удивляться: вчера этого элемента был недостаток, а сегодня превышение нормы.
Букв в нашем алфавите всего тридцать три, но составленных из них слов – сотни тысяч. А количество возможных предложений и вовсе не поддается исчислению. И если вы хотите передать кому-то сообщение, вы можете использовать синонимы, намеки, тайные шифры. И ваш адресат схватит идею, в то время как те, кто хотел бы подглядеть тайное послание, останутся недоумевать.
Совершенно бессмысленное дело – бороться с Природой! Пытаться ее перехитрить, осуществить какую-нибудь «хакерскую» проделку. Вот, некоторые пытаются остановить механизм старения путем блокирования определенных генов. И может создаться иллюзия, что дело действительно начинает получаться. Но я с уверенностью скажу, что эффект всегда будет временным, а вскоре после такого воздействия начнется и вовсе обвальное падение, аналогичное раку.
Было бы откровенным невежеством пытаться свести здоровье и процветание человека к набору съедаемых им пищевых веществ. Потому что процветание определяется тем, нашел ли человек свое место в Природе, выполняет ли он предназначенную ему роль, или нет. Иначе говоря, является ли он осознающей себя частью Природы, или же он пытается ей противостоять.
Если Природа захочет поднять или понизить ваш жизненный статус, то она это сделает, будьте уверены! И вы будете только руками разводить, удивляясь, как ей это удалось. А что удивляться, она же смотрит на ваши карты вашими же собственными глазами. Природа настраивает и направляет потоки информации – никакой мистики, просто точный расчет. И неохватный с точки зрения человеческого мышления объем обстоятельств и факторов неминуемо, неуклонно сойдется в назначенный Природой фокус.
Как природа заботится о нас
Мне приходилось часто встречать высказывания сыроедов-романтиков, что вот-де, Природа позаботилась о нас и создала для нас все необходимое. А мы, глупые и неблагодарные, изобретаем что-то свое, искусственное.
На мой взгляд, эта мысль выражает собой лишь часть, одну сторону истины. Точно так же, как убежденность технократов в том, что природа косна и невежественна, и поэтому человек имеет право делать с ней все, что захочет – такие убеждения отражают лишь другую сторону той же самой истины.
Давайте разбираться. Вот в саду поспели фрукты. Действительно ли это Природа приготовила нам яблоки и груши? Да, это сделала Природа, с помощью своих инструментов – деревьев, насекомых, бактерий, грибков, природных стихий нашей планеты, солнечного света и излучения звезд. Все это удивительным образом переплелось и превратилось в румяные плоды.
Но кому предназначены эти плоды? Каждый из участников процесса их выращивания преследовал свои собственные цели. Дерево, например, совершенно не имело в виду, что его груши будут поедать какие-то животные или люди. Дерево счастливо отцвело, перелив свою жизненность сначала в завязи, которые потом превратились в плоды. Оно предполагало, что эти плоды создадут благоприятную среду для развития семечек либо, в крайнем случае, удобрят землю рядом с деревом.
Но обнаружились и другие претенденты на эти плоды: вот уже мышь обгрызла упавшую грушу, ее попробовали также и вороны, а дрозды взялись за дело прямо на дереве, даже не дожидаясь, пока созревший плод упадет. Для шершней и ос созревание плодов – это райское время. В этот период они переходят на питание небесным нектаром.
При поверхностном взгляде эта картина представляется почти идиллической. Но если посмотреть внимательно, то ситуация оказывается насыщенной борьбой за достижение своих собственных интересов и насыщенной множеством конфликтов. Вот птица клюнула надоевшую ей осу. А другая оса ужалила муху, чтобы не мешала. Так что гармония здесь очень относительная.
И вот в процесс распределения природных даров вмешивается человек. Он вовсе не является единственным разрушителем гармонии – он, как и другие участники этой игры, просто старается сместить ее к своей пользе.
Хм, получается, что на самом деле все в природе есть смертельная схватка за существование и Дарвин был прав? И социальные дарвинисты, пропагандирующие и оправдывающие конкуренцию между людьми, правы вслед за ним?
Так бы оно и было, если бы мы упустили из вида самого главного игрока в этом спектакле: Саму Природу. Если посмотреть взглядом с Ее вершины, то все вокруг представляет собой потоки жизни, перетекающие из одной своей формы к другой. Во всем есть свой смысл, своя причина – даже если она нам пока что не видна и непонятна.
Если смотреть глазами мухи, которую съедает птица, то жизнь чудовищно жестока и несправедлива. А с точки зрения Природы жизненная энергия просто сменила форму – на более совершенную.
Появление человека на арене эволюции мало что меняет – поначалу. Однако человечество несет в себе возможность гуманизации окружающей природы – оно способно смягчить ее дикие нравы, устранив жестокость противостояния видов и существ, заменив его сначала на мягкую конкуренцию, а затем и на симбиотическое сотрудничество.
Я говорю «возможность», поскольку до настоящего времени большинство людей действительно ведут себя как наиболее жестокие и безжалостные хищники в Природе. Но в недрах современного человечества уже развился многочисленный отряд его представителей, живущих по другим принципам. Эти люди исповедуют иные взаимоотношения с природной средой, и, на мой взгляд, эволюционное будущее принадлежит именно им. Ведь они являются активными выразителями природного интереса и, можно сказать, являются инструментами действия Самой Природы.
Так что в глобальном масштабе человек вовсе не является разрушителем природной гармонии. На самом деле это именно Целостность Природы действует его руками, разворачивая свои невежественные и угрюмые царства к совершенству. Человек – это особый орган действия Живой Природы. Можно без преувеличения сказать, что каждое отдельное человеческое существо является своего рода нейроном головного мозга Планеты Земля, которую с легкой руки Джеймса Лавелока (James Lovelock) и древних греков стали называть Мать-Гея.
Ошибка романтически настроенных любителей природного образа жизни состоит в том, что Природа находится не где-то там, в дебрях Амазонки или африканских джунглях. На самом деле она стоит прямо здесь – как мы с вами! Даже в мыслях мы не должны позволять себе отрывать самих себя от Единой Природной Жизни. Потому что одно только допущение возможности нашего отдельного от Природы существования немедленно начинает подталкивать нас к фатальным ошибкам.
Как же Природа руководит человеком? Точно так же, как и любым другим живым существом – для этого имеется особый механизм. Но только в человеке он развернут с наибольшей силой. Я имею в виду пробужденную осознанность и творческое мышление.
Не только изменения ближайших обстоятельств окружающей среды направляют наше развитие и наши поступки, как это хотелось бы видеть дарвинистам! Гораздо более яркое влияние оказывает прямой канал присутствия в нас Самой Природы – осознанность. Об этом я постараюсь более подробно рассказать в следующих разделах, а пока что сосредоточусь вот на чем.
Оказывается, вовсе не все люди гадят на природе! Осмотритесь вокруг – есть множество тех, кто оберегает и облагораживает природную среду. Прекрасные сады, парки, цветники, заповедники – кто все это создал? Кто научил животных жить в мире?
Человек создал в природе многое, что не могло бы существовать в ее дикой среде. Например, оранжереи роз. Человек потенциально является совестью, умом и главной творческой силой Природы. Поэтому очень неубедительно звучат слова некоторых биологов о том, что в заповедниках человек не должен вмешиваться в естественное течение природных процессов. Вот упала обезьяна с дерева и сломала себе лапу – пройди мимо, иначе помешаешь естественному отбору. У меня свой взгляд на эти вещи: милосердие – это наиболее значимый фактор естественного отбора. Если вдруг окажется, что какому-то живому существу вы способны оказать реальную помощь, то смело беритесь за дело и помогайте! О подобных взаимоотношениях с братьями нашими меньшими я расскажу в истории о Рамалинге.
И уж конечно, человек, вооруженный сознанием, интуицией и творческим мышлением, вполне в состоянии создавать для себя совершенную пищу – которой вы нигде не найдете в дикой местности. Ни на тропических островах, ни в тайге, ни в бассейне Амазонки или даже в тундре. Потому что изначальное место пребывания такой пищи – тайники Единого Сознания нашей Вселенной. И нам остается лишь извлечь оттуда рецепты здоровой, питательной и вкусной еды. Хотя для этого все равно придется изрядно поработать.