Строгому порицанию следует подвергать поведение тех, кто падает до прибора.
Опасность заключается в выработке привычки пассивного, бесконтрольного падения, а это при осложнениях в воздухе может привести к непоправимым последствиям.
Особое внимание в процессе занятий необходимо уделять изучению и правил в тренировке техники раскрытия запасного парашюта при аварийной ситуации в воздухе. Парашютист должен верить в надежную и безотказную работу запасного парашюта. Вера в безотказную работу запасного парашюта, твердые практические навыки в умелом приведении этого средства спасения жизни в действие в нужный момент – это и есть признак проявления у обучаемых воли парашютиста в психологической стабильности.
Парашютист должен себе отчетливо представлять, что существует отрезок времени и высоты, где только и может быть введен в действие запасной парашют и это положение от воина парашютиста скрывать нельзя, к этому и психологически и практически парашютист всегда должен быть готов.
Важно уделять большое внимание при формировании групп. При этом обучаемых распределять не только по весу и типу парашюта, но и с учетом их личного опыта в совершении прыжков, а также с учетом эмоционально-волевого самообладания каждого в группе. Каждый обучаемый должен знать, каким по счету он совершает прыжок.
Завершающим этапом подготовки парашютиста являются зачетные занятия по каждому элементу прыжка с парашютом. В процессе контрольных занятий каждому воину должна быть выставлена конкретная оценка за все его практические действия, за его умения и навыки.
Только на основании хороших и отличных оценок начальник службы может решить кого из обучаемых можно допустить к очередному прыжку. Наличие у каждого обучаемого оценок по знанию материальной части, умению укладывать парашют на прыжок, а также практических навыков действия в воздухе служит юридическим основанием для издания приказа по части о допуске к выполнению первого ознакомительного прыжка.
Контрольные оценки в процессе всех занятий имеют весьма важное поучительное значение для обучаемых.
Весь ход подготовки обучаемых к прыжкам необходимо отдавать гласности, должно находить широкое отражение в культурно-массовой работе.
Своевременное доведение до обучаемых приказа по части о допуске их к выполнению прыжков имеет исключительно важное психологическое и практическое значение и воспринимается ими как факт их эмоционально-волевой готовности к прыжку, рассеивает все их сомнения и страхи, вселяет уверенность в их собственные силы, создает здоровый рабочий прыжковый настрой у каждого обучаемого.
Большое значение в подготовительный период играет выполнение полета в экипировке парашютиста без выполнения прыжка. Хорошо, если есть возможность провести встречу с опытными парашютистами, показать фильмы о парашютистах, провести для обучаемых показательные прыжки.
Однако предстоящий прыжок с парашютом содержит элементы не только новизны, но и опасности, что в свою очередь, вызывает сложную эмоциональную реакцию. С одной стороны осознанный или безосознанный страх высоты, порожденный ожиданием прыжка, как необычного явления в жизни.
Психологическую готовность (неготовность) начинающего парашютиста можно определить по таким показателям, как настроенность, мотивация и установка на прыжок, уверенность или неуверенность в своей подготовленности, надежность парашютов и безопасность прыжка, степень волевого контроля за своими мыслями, речью, чувствами и действиями перед совершением прыжка. О готовности парашютиста свидетельствуют особенности его поведения и деятельности непосредственно перед посадкой в ВС и в ВС до отделения: безошибочность действий или наличие ошибок, в той или иной степени влияющих на безопасность прыжка, поведенческие реакции (например, степень отклонения координации движения от нормального состояния человека, наличие или отсутствие растерянности, суетливости, скованности), тон голоса и содержание речи непосредственно перед прыжком, а так же специфика вегетативных реакций (побледнение или покраснение кожи лица, тремор конечностей).
Наиболее значимыми критериями психологической готовности начинающего парашютиста, позволяющими в наибольшей степени предвидеть его возможность совершить прыжок с парашютом, являются:
безошибочность, своевременность и четкость действий при выполнении комплекса упражнений на тренажерах в ходе наземной и предварительной тренировках или выполнении их с ошибками, не влияющими на безопасность прыжка;
типичные для данного парашютиста психологические реакции (контроль за своими мыслями, чувствами и действиями);
типичные для парашютиста физиологические реакции или незначительное отклонение от них (тремор, частота пульса, величина артериального давления, покраснение или побледнение кожи);
степень уверенности в безопасности прыжка с данным (лично уложенным) парашютом, а также в своей всесторонней подготовленности , в своих силах и возможностях.
Однако готовность к прыжку с парашютом с учетом данных показателей не будет полной, если не учитывать возможность возникновения аварийных ситуаций. Готовность к выходу из аварийных ситуаций, встречающихся при совершении прыжков с парашютом, дополняет общую готовность, значительно усиливает ее, позволяет парашютисту более уверенно выполнять прыжки.
Готовность парашютиста к выходу из аварийной ситуации базируется на его знании возможных вариантов полного или частичного отказа в работе основного или запасного парашютов, случаев схождения парашютистов в воздухе, ошибочных или нерешительных действий при приземлении, навыках управления в стрессовых ситуациях своим психологическим состоянием, умении выбрать наиболее рациональный в сложившейся обстановке вариант действий, быстроте реакции и хладнокровии.
Подготовленность и готовность к выполнению прыжка с парашютом – постоянно развивающиеся и изменяющиеся явления.
Начальнику ПС и ПДС приходится работать с 2-мя основными категориями парашютистов:
v начинающие (перворазники, курсанты, летный состав, кандидаты в ИПДП, члены семей в/сл);
v опытные (ИПДП, члены СПДГ, спортсмены).