Vi. правила приземления. меры по предупреждению травматизма.
Приземление – завершающий этап прыжка, требующий от парашютиста концентрации внимания и строгого соблюдения установленных правил безопасного приземления.
При выполнении прыжков не связанных с высокой точностью приземления одним из способов уменьшения нагрузки при приземлении является уменьшение скорости приземления за счет перевода купола на "малый" снос, при котором скорость приземления при наиболее благоприятных условиях можно довести до минимальной. Перед приземлением парашютист должен выполнять действия в следующей последовательности:
- на высоте 150 - 100м парашютист должен на управляемом куполе стать на "малый" снос и, если ощущается снос по ветру (назад), развернуться в подвесной системе (парашют Д-1-5у);
- соединить ноги в коленях и ступнях, затем согнуть в коленях и в зависимости от силы ветра вынести вперед;
- ступни ног держать параллельно земле. Приземляться надо на полные ступни обеих ног, мышцы ног должны быть напряжены, при этом не следует стремиться устоять на ногах, выполнить перекат (кульбит). Голову и руки при этом поджать к груди. Категорически запрещается опираться на выставленную прямую руку, ладонь или локоть.
В процессе выполнения прыжков может возникнуть ситуация, когда парашютист не может обеспечить приземление на площадку и вынужден приземляться на препятствие. Во всех случаях вероятного попадания на препятствия парашютист должен использовать управляемость парашюта или применить глубокое скольжение, путем сильного натяжения группы соседних строп, чтобы избежать попадания на препятствие.
При снижении на лес - парашютист должен развернуть парашют против ветра, при сносе назад развернуться в подвесной системе в направлении сноса. Ноги плотно сжать, согнуть в коленях и вынести вперед, держа их напряженными. Подбородок опустить на грудь. Захватить скрещенными накрест рукам передние свободные концы подвесной системы так, чтобы вены рук были обращены к лицу, предохраняя лицо и шею от ударов о стволы и ветви деревьев. При зависании на высоких деревьях принять меры к безопасному спуску на землю, используя для этой цели распущенный купол и стропы запасного парашюта.
При попадании на стену здания - развернуться лицом к стене вывести ноги вперед так чтобы удариться о стену ступнями ног и скользнуть по стене до земли. При попадании парашютиста на середину крыши здания надо быстро освободиться от купола парашюта с помощью замков отсоединения свободных концов или ножа и удержаться на здании, В случае попадания на край крыши, не допуская гашения купола спрыгнуть с парашютом на площадку около строения.
При попадании на телеграфные провода или провода ЛЭП, по возможности подтянувшись в подвесной системе, пройти над проводами. Если это не удалось, попытаться ступнями ног оттолкнуться от проводов, при этом предохранять лицо и голову от возможных ударов об столб или провода. Если парашютиста сносит вдоль линии, ему надо развернуться по ветру боком так, чтобы оттолкнуться от проводов во внешнюю от линии сторону, избегая попадания между проводами и не допуская попадания их между ногами.
Приземление на скат горы или обрыва производится по тем же правилам, что и при спуске на строение.
Техника управления парашютом при приземлении определена РО (РТЭ). Она зависит от типа парашюта, скорости ветра у земли, состояния площадки на месте приземления и опыта парашютиста в выполнении прыжков с парашютом.
Положение купола парашюта у парашютиста перед приземлением должно быть всегда строго против ветра, за исключением тех парашютов, приземление на которых по ветру оговорено РО (РТЭ).
Начинающие парашютисты при приземлении в штиль (скорость ветра у земли до 2м/с, парашют поступательно движется или не имеет поступательного движения относительно земли) должны напрячь все мышцы тела и приземляться на полные ступни ног, а руками (с высоты 5-10м до земли) подтягиванием задних свободных концов амортизировать приземление. После касания земли не пытаться устоять на ногах, выполнить перекат (кульбит). Голову при этом поджать к груди. Категорически запрещается опираться на выставленную прямую руку, ладонь или локоть.
При скорости ветра до 4м/с на малом сносе с полностью отпущенными стропами управления движется поступательно назад с незначительной скоростью) начинающему парашютисту необходимо напрячь мышцы тела и приземляться на полные ступни, а руками (с высоты 5-10м) подтягиванием передних свободных концов амортизировать приземление. После касания земли выполнить перекат, предварительно поджав к груди голову и руки. В момент касания поджимать ноги под себя или искать землю ногами запрещается.
Опытные парашютисты, приземляясь на малом сносе, с тренировочными парашютами с круглыми куполами, при максимально допустимой для них скорости ветра должны амортизировать приземление натяжением передних свободных концов парашюта, а после переката немедленно перехватить стропы, подтягивая их, погасить купол парашюта.
Гашение купола при протаскивании осуществляется забеганием с подветренной стороны от купола или подтягиванием нескольких нижних строп управления до полного погашения купола. Если из-за сильного ветра погасить купол не удается - отсоединить купол основного парашюта при помощи замков отсоединения свободных концов, а при их отсутствии - обрезать ножом один из свободных концов.
После приземления парашютист должен собрать и уложить парашют в переносную сумку, прибыть на старт, доложить РПП о выполнении прыжка и сдать парашюты дежурному по площадке приземления.
Условием для безопасного приземления на запасном парашюте круглой формы является положение тела строго лицом по сносу. При запасе высоты необходимо довернуться до нужного направления. Для этого необходимо вытянуть 1-2 задние стропы на треть их длины (образовать киль) и удерживая их одной рукой другой рукой подтянуть на длину руки несколько строп справа или слева от киля, в зависимости от того в какую сторону необходимо довернуться. Положение ног и рук - как пря обычном приземлении, все мышцы тела напряжены.
Причинами травматизма при приземлении могут быть:
· недостаточная психологическая подготовка (страх прыжка, боязнь высоты и приземления, сомнения в правильности своих действий);
· нарушение техники приземления (приземление с вращением, встреча земли боком, с расставленными ногами или не на всю ступню, с выставлением руки или локтя, с неправильно выполненным кувырком, попытка "найти" приближающуюся землю ногами и т. п.);
· приземление на препятствие или неблагоприятную подстилающую поверхность;
· повышенная скорость приземления;
· низкая общефизическая подготовка парашютиста;
· пренебрежение мерами безопасности и переоценка парашютистом своих возможностей.