Каких средств склонить людей

К психологическим

Переживаниям, необходимым

Для того, чтобы их глазам

Открылась глубинная истина.

К. Г. Юнг

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Если изобразить внутренний мир личности в виде паутины смысловых взаимоотношений, сотканной вокруг главной экзистенциальной позиции человека (допуская вольность в терминологии, вокруг его души), то измененное состояние сознания (ИСС) - это смещение последней, влекущее перестройку стереотипов самоосознавания - личностную трансформацию.

Представим себе наблюдателя, стоящего на лесной поляне и пытающегося определить направление своего дальнейшего движения. Все, что он видит, - это кромка леса, опоясывающая небосвод. Однако, достаточно залезть на высокое дерево, чтобы увидеть далекую панораму и выбрать путь. Внутренняя реальность человека такой же дремучий лес, а измененное состояние сознания - вид этого леса с новой точки зрения, отличной от предыдущей. Согласно }rni метафоре, путешествуя по жизни, мы все периодически пользуемся подобными способами ориентирования, хотя стремимся найти такие места, где окружающее будет просматриваться на много лет вперед. Иными словами, ИСС обладает познавательной ценностью, а не только развлекательной, как мы привыкли думать, и в определенных обстоятельствах может быть успешно использовано для достижения внутреннего покоя и равновесия.

ИСС - это экзистенциальный сдвиг смысловых связей, вызванный изменением позиции "наблюдателя" в сознании человека (разотождествлением с эго), временным выходом души из привычных ролевых позиций. Если перестройка происходит осознанно, то есть, человек понимает цели и смысл расставания с прошлой реальностью, то он расширяет свое сознание за счет утверждения новой личностно- ролевой позиции - душа обновляется.

В практике ЛСД часто описываются случаи задержки внутреннего перерождения. Если человек недостаточно глубоко анализирует себя, чтобы понять смысл происходящих перемен, формирование новой личностно-ролевой позиции и его сознании будет протекать болезненно, Б такие мгновения человека может охватить паника, ощущение собственной пустоты, "потерянность" или глубокая депрессия. На нашем примере с наблюдателем в лесу это может выглядеть следующим образом: забравшись на высокое дерево, он с ужасом обнаруживает, что безнадежно заблудился, и его знаний явно не достаточно, чтобы выбраться.

Как известно, существует множество специальных методов для достижения измененных состояний сознания, хотя и без этого ИСС занимают видное место в динамике внутренней жизни полноценного человека. Любая перестройка важных смысловых комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, влечет ощутимое изменение свойств сознания. С этой точки зрения, измененным можно назвать сознание людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис (личностная трансформация, вызванная контактом с художественным произведением) и т. д. ИСС так же стимулируют природный сон, различные фазы засыпания и пробуждения, сексуальные эмоции, гипноз и самовнушение, гипервентиляция организма (холотропное дыхание), сенсорная изоляция, длительное одиночество, наконец, действие на организм различных психоактивных веществ - все эти процессы непосредственно связаны с изменением характера мышления, глубины и способа самоосознавания.

О психоактивных веществах мы знаем, что все они, в той или иной степени, делают ИСС доступными для широкой аудитории и пользуются большим спросом. Так как многие из этих препаратов разрушительно действуют на организм и психику человека, необходим разумный выбор средств, позволяющих эффективно и безопасно удовлетворять психологическую потребность в переживании ИСС.

Едва ли можно назвать измененным состояние сознания человека, выкурившего сигарету с табаком: изменение самочувствия налицо, но на смысловом уровне никаких событий не происходит. Сомнительный эйфорический симптом никотинового отравления делает этот препарат объектом пристрастия для подавляющего большинства людей. В то же время общеизвестны разрушительные последствия привычки к табаку (болезни легких, опухоли, гипертония, тромбофлебит, стенокардия и др.).

Действие марихуаны гораздо более ощутима влияет на сложившиеся стереотипы мышления, прежде всего, смягчает психологическое напряжение, связанное с социальной неадаптированностью человека. Курильщик марихуаны уделяет больше внимания глубинным экзистенциальным проблемам, психоделический эффект каннабиальных смол делает внутренний мир человека более доступным для самонаблюдения и анализа. При отсутствии культурной изоляции и правовой травли злоупотребляющим анашой грозит не психическое расстройство, а полезная внутриличностная работа, подвергающая анализу источники негативных эмоций. С этой точки зрения репрессивная политика государства по отношению к марихуане обрекает народные толпы на бестолковое алкогольное забытье, из которого многие смогли бы выбраться, будь у них возможность заменить водку продуктами конопли.

Касательно физиологических последствий длительного употребления марихуаны написано несколько тысяч исследований. "Общее мнение состоит в том, что она не вызывает сколько-нибудь заметных или вообще никаких отдаленных последствий", - пишет известный американский психиатр Эрик Берн {31, с. 239}. В последующих главах мы подробнее остановимся на этой теме.

Алкоголь активно вмешивается в обстоятельства личности, но редко позволяет сделать какие-либо выводы, по той причине, что оживление ментальных процессов очень кратковременно и сменяется тяжелыми симптомами отравления, а при передозировке - помрачением сознания. Суть алкогольного опьянения в том,, что это зелье лишь приоткрывает неосознаваемые структуры психики, но не позволяет их анализировать или наблюдать (как в случае приема галлюциногенов), более того - часто провоцирует отреагироваяие задетых комплексов вытесненного опыта. Поэтому там, где алкоголь, - всегда драки, несчастные случаи и бесконечные выяснения отношений.

Общеизвестно, что в России это средство использует подавляющее большинство дееспособного населения в возрасте от 16 до 60 лет. На почве массового пьянства часто происходят необъяснимо чудовищные преступления: сели родственники выпивать - в результате кто-нибудь кого-нибудь зарезал... Особенности этого опьянения хорошо знакомы всем. Едва ли есть более опасное в криминогенном отношении зелье.

По мнению некоторых психотерапевтов, воздействие невысоких доз кокаина и других стимуляторов (эфедриновые препараты, амфетамины) иногда благотворно влияет на семантику внутреннего мира и личностную мотивацию. Однако современные исследования не дают повода сомневаться, что использование любых стимулирующих препаратов в той или иной степени разрушительно для организма и психики, поэтому привычка к этим веществам недопустима.

Морфий, героин и другие опиаты вызывают эйфорию полного психосоматического расслабления и подавляют ментальную активность человека, столь необходимую для преодоления стереотипов мышления. Это является причиной сильного пристрастия, возникающего у любителей опийных наркотиков. Регулярное употребление опиатов приводит порой к очень тяжелым последствиям, а не регулярным сделать его очень сложно. Эйфория опийная - это не психоделический транс, наступающий после пика переживаний и заряженный экзистенциальным смыслом. Эйфория мака - это абсолютное спокойствие, вызванное отсутствием всякого смысла. Баловство со смертью - позволить себе даже раз побывать под очарованием опия. Но если человек уже в его лапах, выбраться можно и, конечно, нужно.

Вероятность шансов зависимого прямо пропорциональна его личной готовности сказать: "Хватит - завтра я иду к наркологу". После "снятия с дозы" вероятность шансов бывшего наркомана опять прямо пропорциональна его личной готовности в любое время дня и ночи сказать: "Я туда не вернусь никогда". В качестве важного приложения к этой схеме следует добиться реабилитации психоделической терапии и легализовать марихуану в медицинских целях. Тогда депрессии, сопутствующие долгому периоду забывания опия, будут вполне терпимы даже для слабохарактерного человека.

Профессиональное использование галлюциногенов позволяет пережить пациенту глубокое и осознаваемое внутреннее перерождение, необходимое для запуска механизмов личностного роста. Изменения личности, вызванные употреблением психоделиков, не хаотичны и не случайны. Они связаны с попытками индивида нащупать более отстраненную позицию наблюдения за собой, чтобы изучить активизированные компоненты прежде вытесненного психического опыта. Психоделическая терапия - эффективный способ преодолеть поверхностное самоосознавание, привести семантику личности в соответствие с объективными нравственными представлениями, которые известны каждому, но недооцениваются вследствие распространения атеизма.

ПРИСТРАСТИЕ

Почему же столько людей страдают от пристрастия к психоактивным веществам, будучи не в силах организовать свое поведение таким образом, чтобы их привычки помогали решению экзистенциальных проблем, а не приводили к обратному?

Во-первых, наша "культура" не верит в подлинность мистического опыта, вызываемого растительными галлюциногенамн. Возможно, страх перед необычным духовным мировоззрением заставляет ответственных людей следовать советам церкви, для которой психоделические травы и грибы - дьявольщина.

Во-вторых, наша цивилизация, забывшая о своих архаичных корнях, не умеет правильно использовать природные психоактивные снадобья. Международный (!) закон ограничивает нас в диете, и мы знакомы только с развлекательной и, соответственно, болезненной стороной опьянения, в то время как в состояниях качественно другого транса активизируются очень важные свойства психики. Настолько важные, что от них зависит и душевное, и физическое здоровье человека (недаром шаманизм объединяет духовную практику с целительством).

В-третьих, наша культура, выросшая на алкоголе, не желает признавать, что психоделические растения, изменяющие сознание человека без органических нарушений, более уместны в качестве психоактивной пищи, чем успокаивающие и стимулирующие препараты, даже такие, как алкоголь и табак. Несмотря на то, что самые тяжелые виды пристрастия преодолеваются с помощью психоделической терапии, культура стремится не допустить возникновения подобной практики, прежде всего, сохраняя уголовное наказание за распространение, хранение и транспортировку конопли (которая вроде бы и не опасна, но "ведет к тяжелым наркотикам", а потому - зачем что-то менять? Пусть любители конопли нарушают закон, может в тюрьмах поймут, что культуре нужны пьющие).

Тем временем культурный раскол собирает свои жертвы. Врачи не могут им помочь, потому что "лекарствами от одержимости" торгует черный рынок, а государство не желает что-либо менять, боясь нарушить сложившиеся финансовые механизмы, связанные с легальной и нелегальной торговлей опьяняющими зельями.

Проблема настолько сложна, что может дезориентировать даже зрелого человека, столкнувшегося с наркотиками: спровоцировать затяжной аффект или неосознаваемое компенсаторное поведение пристрастие. Таким образом, во многом сама культура разжигает безумие в воспаленном воображении нарушителей табу. Если занять иную мировоззренческую позицию, как это сделал Т. Маккенна, многое становится на свои места:

"Наш единственно разумный курс - курс на реабилитацию психоактивных веществ, воспитание масс, а также на шаманизм как междисциплинарный и профессиональный подход к этим реальностям. То, что болеет, когда мы вдруг злоупотребляем психоактивными веществами, так это наши души; шаман же - целитель душ {5, с. 308}.

Стоят ли по-прежнему отказываться от великой архаичной традиции, умевшей правильно использовать природные психоактивные снадобья? Наша тяга к этим растениям, по всей видимости, не пагубный инстинкт, а закономерное требование организма, лучше всего понимающего, что свойственно "нормальному" человеку, а что нет...

Ограничения в выборе психоактивной пищи необходимы, но не должны сводиться к алкоголю и табаку, поскольку эти зелья, заменяют познавательный психоделический эффект опасным наркотическим, то есть исключают возможность лечебного и познавательного использования измененных состояний сознания. Раз уж мы докатились до такой жизни, что пользуемся алкоголем и табаком ежедневно, не следует ли признать, что все давно смирились с "наркоманией" как таковой, что пришла пора честного разговора о "дурных" привычках?

На мой взгляд, есть два очевидных требования к психоактивной пище, которую человек выбирает для регулярного употребления: !) частое использование снадобья не должно вредить организму или вызывать необратимые физиологические изменения, 2) прекращение употребления препарата не должно вызывать физического недомогания или психических отклонений. Если эти требования соблюдены, то подобная "наркомания", на мой взгляд, допустимая форма "самолечения".

Знаменитый американский писатель и исследователь, знаток пагубных привычек Уильям Берроуз в книге "Голый завтрак" пишет следующее:

"Когда я говорю о пристрастии к наркотикам, я не имею в виду ни коноплю, ни марихуану, ни любой препарат гашиша, мескалина, Banisteria Caapi, ЛСД, священных грибов, ни любые другие наркотики галлюциногенной группы... Нет оснований полагать, что употребление какого-нибудь галлюциногена приводит к физической зависимости. Действие этих препаратов физиологически противоположно действию джанка (героин - ам. сленг, прим. ред.). Прискорбное смешивание этих двух классов наркотиков возникло благодаря усердию как американского, так и других бюро по борьбе с наркоманией" {39, с. 79}.

Прежде чем отстаивать преимущества психоделической диеты, следует отметить, что острая психологическая зависимость от опьяняющих веществ возникает у тех, кто не умеет радоваться жизни, кто не захвачен какими-то важными задачами или интересом к чему-либо, то есть, предоставлен эго-мотиваиии. Какие бы вещества ни появились в руках таких людей, к ним всегда возникает интерес. Зависимость - это также реакция на душевную пустоту или боль. когда существование начинает приносить удовольствие, пристрастие исчезает. К сожалению, жизнь, понимаемая и принимаемая я контексте современной философской доктрины, чаще всего провоцирует у нас депрессию, а не хорошее настроение. Фундамент невроза одержимости - в укоренившемся неверии.

Мы разучились переживать личный контакт с Миром, и поэтому поверили в идею о его неодушевленности. Мы замкнулись в себе: внутренний мир стал похож на "крепость", и многие сходят с ума от невозможности покинуть границы этой "крепости". Мы разучились осознавать себя частью окружающей нас жизни, так как атеизм изолирует душу человека от действительности. Необходимо обратиться к иной системе ценностей.

Алкоголизм, наркомания и многие другие расстройства личности являются хроническими заболеваниями эго-центрированного сознания. Его главный недостаток состоит в том, что человек не видит себя "со стороны" - отсутствует надличностная ролевая позиция, откуда можно было бы взглянуть на свое эго. Анализировать себя такие люди умеют только с позиции "я", что, естественно, провоцирует большие погрешности в собственной оценке. Человек должен иметь возможность в любой момент покинуть сферу сугубо личных интересов, отходя на позиции "внеличностных", трансперсональных понятий. Иначе, он подвержен тяжелым депрессиям и совершенно беспомощен в лапах собственного эго, большая часть которого подобно айсбергу коренится в подсознании, то есть неосознаваема.

В концепции трансперсональной психологии пристрастие к психоактивным веществам предстает как неосознанный духовный голод. С. Гроф пишет:

Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что духовное измерение здесь часто скрыто за очевидной и самодеструктивной природой этого расстройства {16, с. 129}.

Во многих случаях интенсивная и иногда полностью захватывающая человека потребность в наркотиках, алкоголе, пище, сексе или других объектах зависимости в действительности является замешенной потребностью в целостности, в каком-то более широком смысле своего бытия, в Боге - той потребностью, которая не может быть удовлетворена никакими проявлениями внешнего мира {16, с. Зб}.

Наши рекомендации