Психоделические исследования
Изучая мнения различных специалистов относительно психоактивных веществ, можно заметить, как научный мир поделился на сторонников и противников использования психоделических Препаратов. Отведавшие запретного зелья исследователи иногда поразительным образом меняют свое мировоззрение, что крайне настораживает "девственных" ученых и дает им повод заподозрить коллег в наркомании или пошатнувшемся рассудке. Тем не менее, число представителей нового мировоззрения, которые, помимо интереса к галлюциногенам, проповедуют мистицизм, неуклонно растет. Новая научная парадигма, пополняясь специалистами из самых разных областей общественной жизни, образует своеобразную субкультуру, представленную многочисленными группами единомышленников, чем-то напоминающими коммуны образованных и хорошо воспитанных хиппи.
Представители академической науки недоверчиво относятся к познавательным возможностям использования необычных состояний сознания. Любой мистический опыт эти ученые расценивают как результат психических отклонений, тем более, если он связан сприемом психоактивных веществ. Религиозное чувство возникло, возможноно, в опьяненном сознании первобытных людей, рассуждают эти исследователи - но если психоделики и были в их диете, то свою скромную роль они уже выполнили и современному человеку не нужны. Согласно такому мнению, люди выросли из "религиозных предрассудков" и все, что возвращает их к мистическому мироощущению, неуместно в научно-познаваемом мире, где нужна ясная голова и точный расчет.
Представители противоположного лагеря твердят в один голос о том, что за природной материальностью стоит Разум, некое информационное поле, команды которого люди воспринимают в виде естественных природных законов и смыслов собственного существования. Галлюциногены, позволяют изменять свойства сознания таким образом, что всеобщая смысловая обусловленность явлений действительности становится более очевидной и познаваемой. Поэтому в глубоко и древности вокруг использования галлюциногенных растений и грибов складывались религиозные культы и обряды (это подтверждают археологические раскопки древнейших культурных слоев и памятники цивилизаций, не так давно истребленных европейцами).
Изменения в сознании, происходящие после знакомства с психоделическими переживаниями, по мнению представителей контр- культуры, ведут к формированию более устойчивого типа мышления, ориентирующего людей на решение задач личностного роста и гуманистические ценности в целом. Это происходит за счет разрядки негативных психических комплексов, накапливающихся у человека с момента родовой травмы (дородовой период развития эмбриона также влияет на особенности его будущей психики). Психологические кризисы, возникающие у некоторых людей в период употребления галлюциногенов, следует понимать как важные этапы личностного роста, связанные с последовательным отреагированием биографических (и добиографических) моментов травмировавших переживаний, с реорганизацией ранее неосознаваемых психических структур. По мере освобождения от их эмоциональной напряженности человек все отчетливее ощущает трансцендентное, надличностное измерение собственного опыта, подчиняет интересы эго общечеловеческим смыслам существования, осваивает духовное отношение к окружающей действительности.
Переживание личного, интимного контакта с образом одушевленного Мира, отчетливое понимание значимости символа Бога, и подобные психические феномены людей, находящихся под воздействием психоделиков, сторонники новой научной парадигмы предлагают считать важным познавательным опытом, обладающим огромным потенциалом для самоактуалиэации человека. Конечно, каждая конкретная личность оформляет психоделические откровения в самобытные образы, обусловленные "установкой" и "обстановкой", но, в то же время, практически все исследователи этой области приходят к согласию относительно определенной фундаментальной системы представлений, которая говорит об экзистенциальном присутствии человека в гораздо более широком информационном поле, чем созданная им культура. Изменения в личности людей, знакомых с психоделическими переживаниями, связано в первую очередь с открытием этой смысловой структуры и считается важным этапом внутреннего роста в системе новых психологических представлений. Измененные состояния сознания, до сих пор считавшиеся признаком болезненных психических нарушений, становятся мостом в будущее, где, возможно, разовьются новые способы и свойства человеческого мышления. Как известно, к помощи растительных галлюциногенных снадобий прибегали шаманы, знахари, и колдуны всех времен и народов. Теоретически, нет оснований сомневаться в возможности нарушения пространственно-временных границ, если речь идет об информационном взаимодействии. Видимо, этим объявляются многочисленные парапсихологические феномены: примеры ясновидения, телепатия, магии, целительства и другие чудеса.
В академических научных кругах не спешат отказываться от привычного определения сознания как продукта работы мозга. Отчасти так оно и есть (мозговые травмы влекут нарушения сознания), но лишь отчасти: индивидуальное сознание можно представить продуктом работы надиндивидуального Сознания в биологической ткани мозга. Критикуя стереотипы традиционного научного подхода, известный американский исследователь ЛСД, доктор медицинских наук Станислав Гроф пишет:
"Иллюстрацией может послужить такой пример, как телевизор. Качество изображения и звука строго зависит от правильности работы всех компонентов, а неисправность или поломка какого-то из них приведет к весьма специфическим искажениям... Никто из нас не увидит в этом научного доказательства того, что программа должна генерироваться в телевизоре, поскольку телевизор - искусственная система и се функции хорошо известны. А ведь как раз такой по типу вывод получен механистической наукой в отношении мозга и сознания". {13, с. 39}
Вещества, которые использовал в своей работе С. Гроф, - не единственный способ убедиться в справедливости этих идей. Достаточно примеров врожденного человеческого мистицизма, не требовавшего какой-либо химической стимуляции. Лучшие люди планеты, включая пророков, ученых, писателей и философов, могут быть смело названы мистиками. Поэтому неясно, что дает основание представителям академической науки считать подобные психические свойства отклонением. Видимо, речь идет о вере или недоверии новому измерению человеческого опыта, а также о средствах контакта с той, пока еще сверхъестественной (сверх-опытной для нас) реальностью, которая стала доступна людям на данном этапе их развития.
Сакральное применение психоактивных веществ имеет многотысячелетние корни. Но следует заглянуть глубже: по последним предположениям (мы познакомимся с ними ниже), растительные галлюциногены помогли нам стать людьми. История сложилась таким образом, что традиции архаичного язычества (шаманизма) были забыты на несколько тысяч лет. В период Новой эры подобными экспериментами занимались мистические ответвления ведущих мировых религий (оккультизм), и только переворот в психофармакологии двадцатого столетия сделал широко известными сокровенные тайны сектантов и колдунов.
О знакомстве с ЛСД свидетельствуют книги или интервью Махариши, Ошо, Бхагтиведанты и других учителей эзотерического знания. Для них вопрос о подлинности мистических переживаний, возникающих под действием галлюциногенов, не столь принципиален, как для представителей традиционного мировоззрения, но споры о "качестве" психоделического самораскрытия, тем не менее, имеют место. Многие стараются подчеркнуть неполноценность и нечистоту подобного опыта:
"Химические костыли", "скользкая и предательская ступенька, о которой можно забыть, когда ручей перейден..." {11, с. 166} и другие подобные выражения можно прочитать и услышать от представителей медитирующей аудитории. По мнению большинства гуру, медитация - королевская дорога к Богу, психоделики - одна из возможных дорог.
Споры на эту тему продолжаются и в научных кругах. Доктор философии, специалист в области религиоведения Хьюстон Смит (Университет Беркли) пишет, что связь природных средств изменения сознания с духовной практикой очевидна: растительные галлюциногены могли послужить отправной точкой возникновения многих религиозных направлений, позднее забывших о своих психоделических корнях. Трансперсональные переживания (мистический или "пиковый" опыт), спонтанно посещающие некоторых вполне здоровых и трезвых людей, свидетельствуют о том, что это врожденное свойство нашей психики, которое, безусловно, зависит от социальных и генетических факторов личностного развития, и в то же время может быть стимулировано и растительными галлюциногенами. Американский исследователь, доктор философии Хьюстон Смит пишет следующее:
"При соответствующем психическом состоянии и в соответствующих условиях психоделики могут вызвать религиозные переживания, неотличимые от переживаний, происходящих спонтанно..."
Когда У.Стейса, который считается авторитетам в области философии мистицизма, спросили, подобны ли психоделические переживания мистическим, он ответил: "Вопрос не в том. похожи ли они на мистические переживания или нет: они суть мистические переживания".