Другие состояния, возникающие у лиц на борт аварийного плавсредства
Морская болезнь
Морская болезнь проявляется потерей аппетита, слабостью, головокружением, тошнотой и рвотой. Существуют эффективные лекарственные средства предупреждения этой болезни (см. Главу 8).
Солнечные ожоги
Солнечные ожоги-одна из основных опасностей, грозящих людям в открытом море, независимо от того, на какой широте они находятся. Тяжбе ожогов может варьироваться от первой до третьей степени и зависит от длительности пребывания на солнце и возможности укрыться от него. Вначале возникает покраснение кожи, она отекает и становится болезненной. Этому могут сопутствовать лихорадка, тошнота, рвота, понос, слабое и даже прострация.
Для предотвращения солнечных ожогов нужно все время быть полностью одетым, а еще лучше - находиться в тени. Следует стараться не смотреть на солнце и на его отражения от воды. Лицам, находящимся на борту аварийного плавсредства, рекомендуется весь день носить темные очки. Помимо этих простейших мер предосторожности, все открытые части тела рекомендуется густо смазывать противоожоговым кремом.
Питье и питание
Если помощь долго не приходит, с течением времени становится все труднее удовлетворять потребность в воде и пище людей, находящихся на борту аварийного плавсредства. В таких ситуациях вода гораздо нужнее пищи. Запас продовольствия на спасательной шлюпке зачастую ограничен леденцами, которые дают организму мало энергии и в основном лишь поддерживают моральное состояние голодных людей.
На аварийных плавсредствах обычно имеется ограниченное количество питьевой воды, но на некоторых кораблях они снабжены специальными устройствами для обессоливания питьевой воды или солнечными опреснительными установками. С помощью каждого обессоливающего устройства можно получить до полулитра безопасной питьевой воды. Такая вода может иметь резкий запах и необычный цвет, но этого не следует бояться, потому что при получении в строгом соответствии с инструкциями она пригодна для питья. Производительность солнечных опреснительных установок пока весьма ограничена: в ясную погоду в районах с умеренным климатом одна такая установка дает около 4 л воды в день. Эта дистиллированная вода выглядит и пахнет лучше, чем вода, полученная путем обессоливания. Дополнител ным источником воды может служить дождь.
Если есть основания считать, что помощь придет позже чем через сутки, в первые 24 ч следует расходовать минимальное количество воды. Благодаря этому в организме находящихся на аварийном плавсредстве людей активизируются механизмы экономии воды, и в последующие дни потребность в воде снизится. У тех лиц, которые провели какое-то время в воде или наглотались морской воды, может иметь место сильная жажда, и их потребность в питье следует частично удовлетворять. По прошествии первых суток каждый человек должен потреблять поллитра воды в сутки. В тропическом климате при наличии достаточных запасов воды ее потребление следует увеличить, чтобы компенсировать усиленную потерю, связанную с интенсивным потоотделением.
Перегрев тела
В тропических районах люди, находящиеся на борту аварийного плавсредства, могут страдать от жары. В определенных обстоятельствах усиленное потоотделение является причиной очень большой потери воды. Организм в некоторой степени приспосабливается к жаре, однако полная акклиматизация наступает лишь у немногих людей.
Обезвоживание можно предотвратить сведением физической активности к минимуму в дневное время и рациональным использованием одежды в качестве тента.
Лечение обезвоживания заключается в потреблении больших количеств воды, если это позволяют ее запасы.
Тепловой коллапс возникает в результате потери воды и солей (симптомы и лечение описаны в Главе 8).
Тепловые судороги представляют собой болезненные спазмы мышц конечностей, спины и живота, причиной которых является потеря солей.
У лиц, страдающих тепловыми судорогами, кожа обычно влажная и холодная, и часто наблюдается подергивание мышц (более подробно это состояние описано в Главе 8).
Тепловой (солнечный) удар - состояние, требующее оказания неотложной помощи (более подробную информацию смотрите в Главе 8).