Наглядный материал к занятию.
1. Стандартная проектно-техническая документация.
2. Макеты и ситуационные планы лечебного учреждения, графические схемы планировки участка и зданий
3. Строительные нормы и правила СНиП 2.08.02.-89 «Общественные здания и сооружения»
4. СанПиН 2.1.3.2630 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
5. Санитарно-технический паспорт ЛПУ.
Рекомендуемая литература.
1. Г.И.Румянцев, Е.П.Вишневская «Общая гигиена», М., Медицина 1985г.
2. Ю.П.Пивоваров, О.Э.Гоева, Т.А.Козлова «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене», М., Медицина, 1983г.
3. Е.А.Губарев, В.И.Евдокимов и др. «Основы общей гигиены». Учебное пособие, Курск-Белгород,2001г.
4. Е.П.Ковалева, Н.А.Семина «Профилактика внутрибольничных инфекций» Руководство для врачей, М., ТОО «Рарогъ», 1993г.
5. В.Д.Беляков, Т.А.Семененко, М.К.Шраго. «Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека» М., Медицина, 2001г.
6. «Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене» под ред. Е.И.Гончарука, М., Медицина, 2002г.
7. А.М.Большаков, В.Г.Маймулов «Общая гигиена» Учебное пособие. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2006г.
Дополнительная литература
1. Э.М.Шпелевский, Знушко С.М. «Основополагающие организационные вопросы больничной гигиены» М.Медицина 1979г.
Тема № 13-14. Особенности планировки приемного, детского. Поликлиника. Экспертиза проектов (разбор конкретных ситуаций).
Цель занятия: изучить особенности архитектурно-планировочных и строительно-технических мероприятий по размещению, устройству и изоляции приемного и детского отделений, поликлиники. Освоить методы гигиенической оценки планировки приемного и детского отделений, поликлиники. Отработать самостоятельные навыки студентов по гигиенической экспертизе проектов планировки приемного и детского отделений, поликлиники, а также по самостоятельному составлению корректирующих гигиенических рекомендаций. Научиться составлять рациональные гигиенические рекомендации по планировке приемного и отделений, поликлиники.
Продолжительность занятия 6 часов.
Программа занятия.
1. Во введении преподаватель раскрывает и систематизирует перечень характерных особенностей организации работы приемного и детского отделений, поликлиники как базу функциональной обоснованности взаимосвязей изучаемых отделений с прочими подразделениями больницы.
2. Студенты готовятся к занятию по соответствующим разделам учебной литературы. На занятии проводится проверка знаний студентов с использованием тестов, либо устной проверки преподавателем самостоятельной подготовки студентов.
3. Отработка методов гигиенической оценки планировки приемного и детского отделений, поликлиники. Освоение алгоритма гигиенической экспертизы проекта приемного и детского отделений, поликлиники. Студенты, разбившись на подгруппы, работают в указанных отделениях, производя самостоятельное изучение особенностей планировки отделений, поликлиники (разбор конкретных ситуаций).
4. Итоговый контроль усвоения темы осуществляется преподавателем путем оценки самостоятельно сформированных студентами гигиенических оценок по выполненной экспертизе проектов планировки приемного и детского отделений, поликлиники.
Тесты усвоения.
Уровень | Вопрос | Эталон ответа |
Исходный | 1. Лечебные учреждения запрещается располагать: а) вблизи источников шума; б) в зеленой зоне; в) на участках, имеющих загрязнения почвы химического или органического характера; г) с наветренной стороны по отношению к промпредприятиям; д) с подветренной стороны по отношению к промпредприятиям. 2. При выборе земельного участка под строительство больницы следует учитывать: а) удаленность от источников шума; б) возможность расположения длинной оси здания в направлении с востока на запад; в) возможность присоединения к имеющимся сетям водопровода и канализации; г) возможность электрификации и газификации; д) удобные подъездные пути и подходы. 3. При смешанной системе строительства больниц в отдельно стоящих зданиях размещаются: а) патологоанатомический корпус; б) инфекционное отделение; в) детское отделение; г) поликлиническое отделение; д) родильное отделение. 4. Какое отделение требует особого обособления на участке больницы (с отдельным подъездным путем)? а) патологоанатомическое; б) поликлиническое; в) детское; г) родильное; д) онкологическое. 5. Факторами, обуславливающими оптимальные гигиенические условия в больницах являются: а) системы строительства больниц; б) обеспеченность коечным фондом; в) мощность больницы; г) расположение больницы в плане населенного пункта; д) планировка и благоустройство участка больницы. 6. Зоны, выделяемые на участке больницы: а) лечебных неинфекционных корпусов; б) лечебных инфекционных корпусов; в) садово-парковая; г) хозяйственная; д) патологоанатомического корпуса. 7. Отделения больницы, которые должны иметь изолированные приемные отделения: а) терапевтическое; б) хирургическое; в) детское; г) акушерское; д) инфекционное. 8. Поликлиники следует размещать: а) в отдельно стоящих зданиях; б) в зданиях, примыкающих к стационару; в) в местах размещения общих для стационара и поликлиники лечебно-диагностических отделений; г) в приспособленных помещениях; д) в административных зданиях. 9. Основные помещения отделения функциональной диагностики: а) электрокардиографии и векторографии; б) оксигенометрии и капилляроскопии; в) электроэнцефалографии; г) эндоскопический кабинет; д) кабинет обследования органов дыхания. 10. Кабинеты флюорографии планируются в: а) терапевтических отделениях; б) поликлиниках; в) психоневрологических диспансерах; г) противотуберкулезных диспансерах; д) хирургических отделениях. | а,в,д а,б,в,г,д а,б,г а а,б,в,г,д а,б,в,д в,г,д а,б,в а,б,в,г,д б,г |
Итоговый | Освоение алгоритма гигиенической экспертизы проекта приемного и детского отделений, поликлиники. |