Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим больницы

1. Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь ЛПУ необходимо содержать в чистоте.

2. Весь инвентарь для уборки (ведра, миски и прочее) должны иметь маркировку с названием помещений и видов работ, использовать его надо строго по назначению и хранить отдельно.

3. Запас моющих и дез. средств в стационаре должен быть на 2-3 месяца.

4. Для сбора мусора и других отходов в коридорах, туалетах ставят урны, в процедурных, перевязочных, смотровых и др. кабинетах педальные ведра.

5. Влажную уборку помещений (мытье полов, протирание мебели, оборудования, подоконников, дверей) осуществляется с использованием моющих и дезинфицирующих средств не меньше 2 раз в сутки.

6. Палаты и другие помещения должны проветриваться не реже 4 раз в сутки с помощью форточек, фрамуг, окон.

7. Протирание оконных стекол проводится не реже 1 раза в месяц

Генеральную уборку палат, кабинетов, других помещений проводится по графику не реже 1 раза в месяц и предусматривает тщательное мытье стен, пола, всего оборудования, а также протирание мебели, светильников, защитных жалюзи. Дезсредства для мытья полов – 0.5% раствор хлорной извести или 1% раствор хлорамина.

Во время генеральной уборки асептических помещений используют дез средства – 6% перекись водорода с 0.5% моющим раствором. Норма затраты дезинфицирующего раствора 150-200 мл/м2

Генеральную уборку (мытье и дезинфекция) операционных, перевязочных проводится 1 раз в неделю с освобождением помещения от оборудования, мебели и инвентаря.

Помещения, где требуется особый режим стерильности (операционные, перевязочные, палаты реанимации, палаты новорожденных, недоношенных детей, процедурные, инфекционные боксы, боксы бактериологических и вирусологических лабораторий) должны в течение дня 2-3 раза кварцеваться бактерицидными лампами из расчета 1 Вт на 1 м3 помещения.

В этих помещениях используют только стерильное белье.

Смена постельного белья пациентам 1 раз в 7 дней. Загрязненное белье меняют сразу и хранят в (тканевых или полиэтиленовых) мешках в закрытой таре, которую легко продезинфицировать в санитарных комнатах не более 12 часов.

Постельное и др. белье инфекционных, обсервационных, гнойно-хирургических отделений перед стиркой обеззараживают с помощью дез.средств в стиральных машинах. Доставка белья грязного и чистого осуществляется в упакованном виде с маркировкой «грязное» «чистое» в мешках, их стирка осуществляется вместе с грязным бельем.

Запас чистого белья в отделении должен быть на 1 сутки, хранится в специально оборудованной бельевой или на посту у медсестры.

Все белье и посуда в отделении должны быть промаркированы.

Допускается нахождение пациента в отделении в домашней одежде. Каждый пациент должен иметь индивидуальное полотенце для рук, предметы личной гигиены – мыло, зубная щетка, паста, бритва, чашка, ложка, тарелка.

После выписывания каждого пациента (или смерти) должны быть заменены матрас, подушка, покрывало, при необходимости их дезинфицируют.

Спец одежда мед. персонала должна хранится в специальном помещении, в шкафах, отдельно от другой (верхней) одежды. Обувь должна быть сменная, моющаяся. Находится за пределами ЛПУ в спец.одежде и обуви запрещается.

Перед выполнением процедур, после замены белья, посещения туалета, проведения уборки, дезинфекции инструментов, перевязочного материала обязательно мытье рук с двухкратным намыливанием мылом.

Не допускаются к работе медперсонал с воспалительными, гнойными процессами, с температурой, симптомами гриппа или ОРВИ.

В хирургических отделениях, реанимационных, в отделениях, где находятся пациенты с иммунодефицитом перед началом смены медперсонал должен провести термометрию, осмотр зева и кожи.

Мед.персонал асептических отделений перед началом работы проходят через санпропускник, переодеваются, получают комплект стерильного белья – халат, бахилы, штаны, рубашку, маску, шапочку. Обрабатывают руки ватным тампоном, смоченным одним из антисептиков - 70% спирт этиловый, 0.5% раствор хлоргексидина в 70% спирте, либо 0.125 и 0.5% раствором хлорамина

Маски должны иметь 4 слоя, меняться каждые 4 часа. Использованные маски подлежат стирке и стерилизации

ХИРУРГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РУК персонала и кожи пациентов в случае проведения манипуляций, связанных с нарушением целостности кожных покровов.

1. Руки моют проточной водой с мылом в течении 1 минуты и споласкивают. Вытирают досуха стерильной салфеткой.

2. Обрабатывают руки 0.5% хлоргексидина 2-3 минуты (2.4% раствора рецептуры «С-4»); 2% йоддицерина – 4 минуты. Вытереть стерильной салфеткой

3. Для смягчения руки обработать раствором: глицерин – 50 мл, дистиллированная вода 40 мл и нашатырный или этиловый спирт 5 мл

Общее руководство за соблюдением санитарно-эпидемического режима обеспечивает главный врач или его заместитель по лечебной работе, а также врач-эпидемиолог (координирует всю работу по обеспечению режима и внутрибольничного контроля за ним).

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима осуществляет СЭС.

Объекты исследования при проведении санитарно-бактериологического контроля:

· воздух (температура, влажность, скорость движения воздуха, концентрация углекислоты, показатели химического и бактериального загрязнения воздуха)

· поверхности оборудования, мебели, стены (операционный стол )

· медицинские инструменты (интубационные трубки, маски наркозных аппаратов, роторасширители, ларингоскопы, эндоскопы,

· перевязочный и шовный материал, иглы, шприцы, хирургический инструментарий

· руки медперсонала (полотенца мед.персонала)

· кожа операционного поля (на предмет патогенного стафилококка, синегнойной палочки, бактерий кишечной группы, энтеровирусов

Ежегодно, не позднее чем за 2 недели до начала отопительного сезона должна быть проведена профилактическая проверка и ремонт системы отопления, вентиляции, застекления, утепления, оклеивания окон, утепление дверей и прочее.

Администрация больницы по договору с дезинфекционной службой организует постоянную профилактическую обработку помещений ЛПУ против грызунов и насекомых.

Наши рекомендации