Виды вредных профессиональных факторов в ЛПУ у работников различных специальностей и их влияние на профессиональные болезни

Профессиональные вредности для медицинского персонала ЛПУ подразделяются на:

1) механические, 2) физические, 3) химические, 4) биологические и 5) психогенные.

1) Механические – в основном, относится к персоналу хирургического профиля (хирурги, акушеры-гинекологи, операционные сестры, стоматологи, массажисты) - вынужденное положение тела при операциях, манипуляциях; напряжение отдельных органов и систем; статическое напряжение скелетной мускулатуры («поза хирурга»), перенапряжение нервной системы. В результате вынужденной позы (при стоянии) увеличивается площадь стопы и через 4-6 лет появляются варикозные расширения вен на ногах, а от перенапряжения ЦНС развиваются ИБС и атеросклероз сосудов головного мозга.

2) Физические - рентгеновское (работники рентген-кабинетов), радиологическое (онкобольницы), ультразвуковое (УЗИ) и электромагнитное (физиотерапевтические отделения), излучения. Электромагнитное излучение при применении лазера в качестве скальпеля в гинекологии, офтальмологии, микроскопических исследованиях.

К физическим факторам относится действие производственного микроклимата отдельных профессий:

повышенной температуры и влажности – вызывают перенапряжение терморегуляции, приводящее к снижению иммунитета, частым простудам(при работе на дезкамерах, проведение термической дезинфекции медицинского инструментария и посуды в ЛПУ, бактериологических лабораториях, в бальнеологических, грязелечебных отделениях, прачечных);

повышенной температуры при сниженной скорости воздуха (при проведении операций). В отдельных профессиях имеет место повышенный шум от работающих приборов и агрегатов (цеха подачи кислорода, компрессорные).

Воздействие холода имеет место в морозильных камерах прозекторских и моргах.

Чаще физические факторы встречаются не в чистом виде, а в комбинации, например: вынужденное положение тела у хирурги + перенапряжение отдельных органов + химическое воздействие от эфирных паров + повышенная температура + сниженная вентиляция воздуха и + психогенная нагрузка.

При выжигании опухоли лазером в воздух поступают продукты горения опухоли - аэрозоли, вредные химические вещества – фосген, свет действует на роговицу оператора, может вызвать помутнение хрусталика. В рентген-кабинете к излучению добавляется выделения озона и окислов азота. В физиокабинетах при плохой вентиляции и отсутствии влажной уборки резко увеличивается в воздухе концентрация положительных аэроионов, затрудняющих дыхание и приводящих к преждевременному старению организма.

3) Химические - воздействие огромного арсенала продукции химической и фармацевтической промышленности – лекарственных, наркотических и дезинфицирующих веществ, витаминов и др.;

4) Биологические - вирусы, микробы, антибиотики, вакцины, сыворотки. В больнице и поликлинике действует инфекционный фактор – часто пациент является источников инфекции и при несоблюдении правил больничной и личной гигиены медработник может заразиться гриппом, СПИД, инфекционным гепатитом, холерой и другими инфекциями по профилю отделения. Поэтому медработники болеют чаще, чем население, гриппом в 2-3 раза, инфекционным гепатитом в 4-10 раз (если не прививаются) и др Манипуляции, связанные с кровью (забор и лабораторное исследование крови, операции, инъекции и др.) требуют особого внимания и соблюдения правил охраны труда по профилактике СПИДа и инфекционного гепатита.

5) Психогенные - это интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, связанные с напряженностью

медицинского труда. Как правило, они принадлежат к 3 классу вредности и происходят в связи:

а) с процессом общения с пациентом - это психологическое и эмоциональное напряжение, чувство ответственности за жизнь больного, за достоверность диагноза и назначенного лечения;

б) с состоянием стартовой готовности для принятия экстренных и важных для больного мер (у реаниматолога при критической ситуации, у акушерки при родах и т.д.);

в) с неорганизованным режимом труда - наличием суточных и ночных дежурств, ночных операций, что обусловливает срыв биоритмов; с отсутствием фиксированных обеденных перерывов; с большой загруженностью рабочего дня.

Комплексное воздействие этих факторов, например у акушера – роды + возможные осложнения + ночное дежурство + готовность к сложной ситуации -все это приводит к нервно-эмоциональным срывам, устранение которых в организации рационального трудового дня и отдыха.

3. Оптимизация труда медработников. Мероприятия по профилактике действия вредных и опасных факторов на здоровье медработников

1) еще при отборе студентов осуществлять профориентацию и профотбор на специальности, к которым предъявляются повышенные требования (реаниматолог, хирург);

2) оптимизировать режим труда и отдыха - не позволять необоснованные перегрузки, дежурства; соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

3) не допускать загрязнения воздуха на рабочих местах – над местом загрязнений оборудовать вытяжку и работать с ней; проветривание и УФЛ-облучение помещений;

4) проходить медосмотры - предварительные при поступлении на работу и периодические – раз в год, с обследованиями терапевтом, хирургом, невропатологом, офтальмологом, гинекологом;

5) соблюдать правила охраны труда, производственную и личную гигиену (защищать глаза, кожу, слизистые, легкие, избегать электротравм);

6) постоянно повышать свою производственную квалификацию;

7) аттестация рабочих мест по охране труда по категориям вредностей с составлением программы снижения их патогенного действия или их устранения.

Контрольные вопросы

1. Основные источники вредного и опасного воздействия на работника в ЛПУ.

2. Структура профзаболеваний в ЛПУ.

3. Основные причины возникновения травм, несчастных случаев и профзаболеваний в ЛПУ.

4. Химические факторы профессиональной вредности в медицине.

5. Биологические факторы профессиональной вредности в медицине.

6. Физические факторы профессиональной вредности в медицине.

7. Механические факторы профессиональной вредности в медицине.

8. Психогенные факторы профессиональной вредности в медицине.

9. Источники ионизирующего излучения в медицине и их применение

10. Облучение и его воздействие на организм.

11. Источники электромагнитного излучения в медицине и его действие на организм.

12. Места перегретого микроклимата в медицине и его влияние на организм.

13. Вредности у хирурга (акушерки) в операционной и их профилактика.

14. Вредности у медсестры в манипуляционной и их профилактика.

15. Профилактические мероприятия, направленные на охрану здоровья медработников.

Раздел 5. УРБОЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩА, ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тема № 15: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

ЗНАНИЯ:

1. Основные экологические и гигиенические проблемы городов: особенности городского воздуха и микроклимата, водоснабжения и санитарной очистки. Мероприятия по охране окружающей среды в городе и на селе.

2. Гигиенические требования к планировке, освещенности, отоплению, вентиляции в жилых помещениях.

3. Нормируемые параметры микроклимата. Нормы искусственной освещенности комнаты. Основные системы отопления жилых зданий, виды вентиляции по способу подачи воздуха в помещение.

УМЕНИЯ:

1. Использовать полученные знания в просветительной работе с населением по улучшению городской среды.

2. Определять параметры воздушной среды, естественную и искусственную освещенность в помещениях, давать им оценку.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Экологические и гигиенические проблемы урбанизации.

2. Особенности формирования городской среды. Особенности атмосферного воздуха и микроклимата городов. Особенности села.

3. Проблемы водоснабжения и санитарной очистки городов.

4. Микроклимат жилых помещений и общественных зданий. Освещение естественное и искусственное. Отопление местное и центральное. Вентиляция жилых и общественных зданий.

5. Состояние здоровья населения городов.

6. Причины ухудшения качества воздушной среды закрытых помещений, «синдром больных зданий».

7. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды в городе: планировочные, технические, санитарно-технические и организационные.

8. Требования к планировке жилищ и строительным материалам.

Наши рекомендации