Первый этап допуск к экзамену
Студент допущен к экзамену если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.
Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).
1.Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.
2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.
3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.
Компетенции | Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию | Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения | Коэффициент успешности | Коэффициент сформиро-ванности компетенции |
ПК-5 Готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения | Знать | Кy1=n/5; | Уком=(0,36* Кy1)+(0,28* Кy2)+(0,36* Кy3) | |
З.5 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ | 1. Перечислите общеметодологические (объяснительные) принципы специальной психологии. 2. Дайте характеристику принципа комплексного подхода в специальной психологии. 3. Исключите несоответствующую характеристику: к конкретно-методическим принципам психологического изучения ребенка с ОВЗ относятся: сравнительный принцип, динамический принцип, принцип комплексного подхода, принцип уровневого анализа. | |||
З.6 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ | 4. Дайте характеристику метода наблюдения. 5. Верно ли высказывание: для психолого-педагогического изучения детей с нарушениями интеллекта не рекомендуется использовать метод анализа продуктов деятельности: да; нет. | |||
Уметь | Кy2=n/6; | |||
У.4 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений | 6. Раскройте структуру дефекта при нарушениях зрения (max - 3 балла) | |||
У.5 – определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | 7. Перечислите условия проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения (max - 3 балла). | |||
Владеть | Кy3=n/3. | |||
В.4 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений | 8. Раскройте сущность использования метода беседы в структуре психолого-педагогического обследования детей с нарушениями слуха (max - 3 балла). |
Второй этап - экзамен.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Анатомо-физиологические механизмы речи
2. Дыхательный механизм периферического речевого аппарата.
3. Фонационный отдел периферического речевого аппарата.
4. Артикуляционный периферического речевого аппарата.
5. Три функциональных блока в деятельности мозга по А.Р.Лурии.
6. Акустические характеристики устной речи.
7. Темпо-ритмическая организация устной речи.
8. Функциональная система речедвигательного акта.
9. Афферентный синтез,как специфический механизм функциональной системы.
10. Речевой онтогенез.
11. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития.
12. Характеристика заикания.
13. Речевые судороги. Типы судорог. Локализация.
14. Судороги дыхательного аппарата при заикании.
15. Судороги голосового аппарата при заикании.
16. Судороги артикуляционного аппарата.
17. Судороги мягкого неба при нарушениях темпо-ритмической стороны речи.
18. Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок.
19. Особенности речевого дыхания при заикании.
20. Характеристика сопутствующих речи движений.
21. Характеристика речевых уловок, вегетативных реакций, логофобий.
22. Особенности течения заикания. Типы течения.
23. Этиология заикания.
24. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза при нарушениях темпо-ритмической организации речи.
25. Особенности формирования ассиметрии мозга.
26. Особенности генетического фактора и психической травматизации.
27. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии.
28. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии.
29. Психолингвистический анализ заикания.
30. Особенности диагностики при заикании.
31. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся.
32. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся.
33. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.
34. Организация специального охранительного режима для заикающихся.
35. Приемы регуляции эмоционального состояния.
36. Методики устранения заикания у дошкольников.
37. Методики устранения заикания у школьников. Методики устранения заикания у подростков и взрослых.
38. Приемы развития координации и ритмизации движений.
39. Методика формирования речевого дыхания.
40. Технические средства обучения при заикании. Инструментальные методы воздействия.
41. Профилактика заикания.
42. Логоритмика в системе комплексной реабилитационной работы с заикающимися.
43. Роль Л.С. Выготского в развитии специальной психологии, в изучении особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии.
4.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене
«отлично» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
«хорошо» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
«удовлетворительно» | -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов. |
«неудовлетворительно» | - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. методические указания к организации деятельности студентов
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (абилитация, дизонтогенез, задержанное развитие, тотальное недоразвитие, Дефицитарное развитие, Дисгармоническое развитие, Искаженное развитие, поврежденное развитие, Компенсация, коррекция, метод, методика, онтогенез, функциональный генез, микрогенез, общие и специфические закономерности развития, отклоняющееся развитие, направленное развитие, спонтанное развитие, обучаемость, реабилитация, интеграция в общество лиц с ОВЗ, структура дефекта, методология специальной психологии) и др. |
Практические занятия | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение задач по алгоритму и др. |
Контрольная работа/индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др. |
Коллоквиум | Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др. |
Подготовка к экзамену | При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, материалы самостоятельной работы и практических занятий, рекомендуемую литературу и др. |