Рационально-эмоционально-поведенческая теория
Тремя основными психологическими аспектами деятельности человека являются мышление, эмоции и поведение. Все три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них часто вызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е. думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится и его эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменится поведение. Поведенческая психология делает акцент на изменении окружающей обстановки для изменения поведения, в то время как когнитивная психология сосредотачивается на изменении содержания мыслей. Существует немного психологических направлений, ориентированных непосредственно на эмоции, поскольку на эмоции трудно оказать прямое воздействие. В этом отношении теория РЭПТ, возможно, является уникальной, поскольку она фокусируется на взаимодействии мыслей и эмоций. Итак, первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Проще говоря, как мы думаем, так и чувствуем. Не события и другие люди заставляют нас «чувствовать хорошо» или «чувствовать плохо», а наши собственные мыслительные процессы определяют самочувствие. Поэтому, хотя внешние события в прошлом или настоящем оказывают влияние на нас, но они не являются причиной наших эмоций. Наши внутренние качества, наше восприятие и оценка внешних (8:) событий и обстоятельств являются более прямым и мощным источником наших эмоциональных реакций.
Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что в основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин «иррациональные верования». Эллис выделил некоторые конкретные иррациональные верования, типичные для нашей культуры, которые, по его мнению, создают много эмоциональных проблем. Например, широко распространено мнение, что человек должен быть любим и понимаем всеми значимыми лицами из своего окружения (Ellis, 1962, р. 61). Это верование иррационально, потому, что просто невозможно, чтобы все значимые лица одобряли наше поведение, всегда найдется кто-нибудь с другими взглядами. Даже если бы все одобряли нас, нам пришлось бы всё время беспокоиться о том, как сохранить их одобрение. Поэтому верование в необходимости одобрения со стороны всех значимых лиц является непосредственной причиной тревоги.
Большинство иррациональных верований можно отнести к одной из следующих основных категорий:
1. катастрофизация, т.е. преувеличение негативных последствий событий;
2. выражения « следует», «должен», «обязан», которые отражают неадекватно требования к людям или ситуациям;
3. выражения оценки ценности человека, как себя, так и других. Такая оценка предполагает, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие;
4. выражения потребностей, т.е. субъективных условий для счастья или выживания. В состоянии эмоционального дискомфорта у нас появляются нереальные желания. Само по себе желание безвредно, но нарушения возникают из-за того, что наши желания разрастаются до неадекватных требований, которые и являются источником эмоциональных нарушений. Эти требования составляют суть иррациональных верований и распознаются по таким ключевым словам как «следует», «должен», «обязан», «необходимо», «прихода гея».
Эллис часто знакомит своих пациентов с этой моделью эмоциональных расстройств на следующем примере:
Психотерапевт (В): Предположим, когда Вы уходили сегодня утром из дома, Вы сказали себе: «Я хотел бы взять с собой сегодня пять долларов, больше мне не нужно. Хотя это и не обязательно, но всё же я бы (9:) предпочел иметь с собой пять долларов». Позднее Вы обнаружили у себя в кармане только четыре доллара. Как по вашему мнению Вы бы себя чувствовали?
Пациент (П): Думаю, я был бы огорчен.
В: Правильно! Вы были бы огорчены или испытывали сожаление, но по этому поводу Вы бы с собой не покончили. А сейчас представьте, что уходя из дома Вы сказали себе: «Я должен взять с собой сегодня пять долларов, не больше. Но эти деньги я должен иметь при себе всегда». Позднее выяснилось, что у Вас только четыре доллара. Как бы Вы себя чувствовали?
П: Мне кажется, был бы очень расстроен.
В: Вы наверняка были бы расстроены, если бы обнаружили, что у Вас нет того, что Вы ДОЛЖНЫ иметь. Теперь допустим, Вы также считали, что всегда должны иметь пять долларов, однако в кармане у Вас оказалось шесть долларов. Как бы Вы себя чувствовали?
П: Был бы счастлив. Может быть даже слишком?
В: Да, возможно Вы бы чувствовали себя счастливым, но скоро Вы бы вновь испытывали беспокойство. Знаете почему?
П: Нет.
В: Предположим Вы потеряли два доллара или потратили, или Вас обворовали. Видите, в любом случае Вы чувствуете себя несчастным, когда считаете, что ДОЛЖНЫ иметь что-либо. Вы волнуетесь, когда у Вас этого нет и также волнуетесь, когда есть!
Поскольку основной тезис рационально-эмотивной теории гласит, что как мы думаем, так мы чувствуем, то чтобы разрешить эмоциональные проблемы, мы начинаем с анализа мыслей. Если дистресс является результатом нарушения мышления, то лучший способ избавиться от дистресса — изменить наши мысли.
Следующий принцип рационально-эмотивной теории утверждает, что разнообразные факторы, включая влияние наследственности и окружающей среды, имеют значение в происхождении иррационального мышления и психопатологии. Вероятно, у всех народов есть склонность легко формировать иррациональные верования, о чем свидетельствует их широкая распространенность. При этом культура, которой мы принадлежим, наполняет эти верования конкретным содержанием.
Как и многие современные психологические теории, рационально-эмоционально-поведенческая теория подчеркивает влияние на поведение не прошлого, а настоящего. Поэтому, согласно другому принципу рационально-эмотивной теории, наследственность и окружающая среда, хотя и играют важную роль в возникновении психопатологических расстройств, не так значимы для понимания механизмов сохранения этих расстройств. Люди сохраняют свои нарушения за счет внушения себе определенных идей. (10:)
Причиной эмоционального дистресса является приверженность людей иррациональным верованиям. Каким бы образом не возникали иррациональные верования, если бы пациенты критически оценивали свое мышление и отказывались от заблуждений, их деятельность была бы совершенно другой.
Еще один принцип рационально-эмотивной теории утверждает, что актуальные верования можно изменить, хотя не всегда это просто. Иррациональные верования поддаются постепенному изменению посредством активного и настойчивого наблюдения за своим мышлением и самоанализа. Таким путем достигается снижение уровня эмоционального дистресса.
Мифы и заблуждения
Мы хотели бы развеять некоторые из распространенных заблуждений о РЭПТ. «Рациональный» не означает «безэмоциональный». Рационально-эмоционально-поведенческая теория не утверждает, что все эмоции должны быть подавлены, наоборот, это естественно, что иногда мы бываем сильно расстроены. Даже когда рассудок доминирует, человек может испытывать неприятные эмоции, хотя и менее выраженные. Рациональное мышление отличается от иррационального по частоте, выраженности и продолжительности негативных эмоций, а не по их наличию или отсутствию.
Эмоции являются мощным мотиватором поведения в целом и изменения поведения в частности. Классический закон Иеркеса-Додсона (Yerkes-Dodson), описанный в большинстве учебников по общей психологии, указывает на связь между выраженностью эмоций и поведением. Когда люди не испытывают никаких эмоций или отмечается другая крайность — чрезмерно сильные эмоции, эффективность действий снижается. Например, если студент чрезмерно волнуется, он может провалиться на экзамене. Если же студент совершенно безразличен, то, вероятно, у него никогда не было мотивации изучать предмет и он также может не сдать экзамен.
Существует другое заблуждение: если человек не считает ситуацию «ужасной», у него не будет стремления изменить ее. Однако, термин «рациональный» не означает пассивного принятия событий. События и обстоятельства бывают двух видов: те, которые мы можем изменить и те, которые не можем. Принятие неблагоприятной реальности без слишком сильного расстройства предполагает следующее: признание того, что эта реальность существует, что она неприятна, но что было бы неразумно (11:) требовать или настаивать, чтобы такие события не повторялись. Конечно, индивид может сохранять бдительность и настойчиво пытаться предотвратить повторение таких событий. Однако, когда мы чувствуем себя расстроенными, мы не очень хорошо готовы решать проблемы и эффективно изменять окружающую обстановку.
Итак, рационально-эмоционально-поведенческая теория строится на следующих принципах:
1. Когнитивная сфера является наиболее важным, хотя и не единственным, фактором, определяющим эмоциональное состояние.
2. Иррациональное мышление часто вызывает нарушение эмоционального состояния.
3. У нас есть склонность мыслить иррационально и расстраивать себя, эта склонность получает подкрепление из нашего окружения.
4. Мы сами затягиваем состояние эмоционального дистресса, продолжая культивировать в себе иррациональное мышление.
5. Лучший способ уменьшить эмоциональный дистресс — изменить наши мысли и поведение путем настойчивой тренировки.
6. Рациональное мышление ведет к снижению частоты, выраженности и продолжительности эмоциональных расстройств, но не притупляет аффект и чувства.