Творческое использование наказания
Позвольте себе вспомнить какого-нибудь мелкого чиновника, который так или иначе сделал вашу жизнь ужасной. Опишите ситуацию. Теперь некоторое время размышляйте о соответствующем для него наказании. Решив, как наказать чиновника, представьте себе, что наблюдаете, как действует наказание. Убедитесь, что видите картину ясно, включая выражение лица этого человека в момент, когда он замечает, что именно вы пришли отомстить ему.
Продолжайте свою фантазию, пока не почувствуете, что с этим покончено.
Хотя в жизни у вас может никогда не возникнуть случая поквитаться с людьми, которые беспричинно на вас напали, с помощью своего воображения вы можете переключить свое внимание на новые вещи и позволить проявиться чувству собственной важности после таких фрустрирующих встреч.
По мере того, как ваше осознание меняется, меняется ваше поведение, и вы обращаетесь с окружающими людьми по-разному, они в свою очередь тоже начинают относиться к вам иначе. Изменив свое поведение и прочувствовав это, вы смо-.
жете решить, хотите ли вы оставить это новое поведение или изменить его еще раз.
Когда ваши друзья узнают о вашем новом поведении, они могут стать несчастными и начать протестовать. Люди не любят изменений и сопротивляются им, насколько возможно. Они заметят, что вы больше не хотите поддерживать старые роли и привычные способы отношений, и могут забеспокоиться, что вы специально заставляете их страдать. Непредсказуемо нарушая безопасность других, вы вынуждаете их рисковать и напоминаете о том, что они потеряли чувство полноты жизни.
Таким же образом вдруг вы можете обнаружить, что ваша работа вам больше не интересна и что вы способны к большему, чем она может вам предложить. Безопасность, которую она предлагает, больше не кажется вам такой важной, так как вы открыли в себе свою внутреннюю безопасность.
Вы можете предъявить своей семье различные требования или вовсе уйти из нее, если обнаружите, что ваши потребности не удовлетворяются. Контракт, заключенный между двумя людьми в прошлом, может больше вас не устраивать, поскольку с тех пор один или оба партнера изменились. Можно надеяться, что получится заключить новый контракт, но если это невозможно, следует расстаться.
Последствия изменений могут заставить нас захотеть что-то переделать; существует очень мало изменений, которые полностью необратимы. Так, мы никогда не можем вернуться назад, и возвращение в старый порядок вещей не означает, что прошлое взаимодействие будет продолжаться в настоящем. Ведь оба партнера изменились в результате разных событий, поэтому старые отношения могут только обновиться. И, может быть, расширение осознания, что приходит следом за изменениями, стоит полученной боли. Выбор за вами.
ГЛАВА 15
РИСК БЫТЬ ЖИВЫМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Пожалуйста, не надо о том, что вы изучали и как долго, сколько книг вы написали и что люди думают о вас,
но: чему вы научились?»
ИдрисШах
Беспокойные стремления влекут всех нас во внутреннее путешествие. Может статься, что это чувство неугомонности потеряно и больше не присутствует в нашей обычной жизни. Бывает очень сложно указать, чем конкретно вызывается это чувство, часто оно может возникать в результате незавершенной ситуации, касающейся наших потребностей.
Мне нужна лучшая работа, более волнующие или любовные отношения, более творческий образ жизни, красивое тело и так далее.
То, что мы действительно ищем в жизни, сопровождается некоторым риском. Кастанеда в своих многочисленных книгах заявляет, что Дон Хуан, его учитель, частенько говорил так: «Обычный человек ищет в глазах окружающих определенности и называет это уверенностью в себе. Воин ищет безукоризненности в своих собственных глазах и называет это скромностью». Означает ли это, что современный человек (мужчи-
на или женщина) должен быть воином, чтобы понять смысл жизни? Ответ за вами. Однако, большинство наших поисков «истины» ограничено книгами, воркшопами, курсами и путешествиями, которые кажутся полными обещаний. Но все же слишком часто «предложения к самоусовершенствованию» заканчиваются болезненными разочарованиями и дальнейшим желанием найти «правильное», и т. д.
Гештальт-подход, описанный в этой книге, предлагает простые и практичные способы управления своей повседневной жизнью. Во-первых, познакомьтесь с упражнениями, приведенными в книге, и строго следуйте им. Во вторых, помните, что наша индивидуальность — это всего лишь иллюзия и что мы имеем много частей: иногда они находятся в конфликте друг с другом, а иногда — в конфликте с внешним миром. В-третьих, КОНТАКТ — это основополагающее переживание для того, чтобы жить «здесь и сейчас», а не следовать застарелым привычкам из раннего детства. В-четвертых, чтобы завершить «старое или неоконченное действие», мы должны научиться пребывать в ПРОЦЕССЕ, отбросить свои ригидные представления и творчески погрузиться в опыт каждодневных переживаний «здесь и теперь».
Риск быть живым - этот процесс можно сравнить с функционированием стройной системы или сооружения, где каждая отдельная часть структуры дает нам возможность функционировать как целое. Структура книги обслуживает только форму этого процесса, участие же в работе — это способ, которым мы можем достичь высшего удовлетворения в жизни. Это основа существования, Джон Энрайт называет его — это место. Это сознательная дисциплина от «где бы мы ни делали» до «что бы мы ни делали». Цель состоит в том, чтобы расширить свое понимание, достигнуть большей интеграции, большей целостности, более полного контакта, более ясной коммуникации и большего числа выборов относительно того, как можно хорошо жить.
Конечно, всегда есть выбор остановиться и прекратить усилия. И все же, как сказал Карлос Кастанеда, тому, кто вступил однажды на эту дорогу сердца, возврата нет. Путь ясен, да не прост. Вы можете спросить: «Что конкретно вы имеете в виду? » Ответ: «Откройте для себя сами».
Послесловие
«МУДРОСТЬ НАСТОЯЩЕГО»
Эта книга впервые была издана в 1971 и переработана в 1981. С того времени о гештальт-терапии было написано и издано еще много книг. Однако эта книга пользовалась постоянным спросом у студентов, врачей и широкой публики. Фриц Перлз, один из отцов-основателей гештальт-терапии, когда-то заметил, что она слишком хороша, чтобы ограничиваться только пациентами, которые ищут помощи в своих жизненных проблемах. И эта книга фактически доказала это. Она является полезным справочником для любого читателя.
В терапевтической практике мы постоянно получаем новые феномены. С одной стороны, в настоящее время наблюдается быстрое увеличение так называемых «альтернативных терапий», с другой стороны, стандартизированная практика терапии обязана развивать все больше диагностических процедур, которые требуются для медицинского страхования. И все же, как пишет доктор И. Ялом (2001): «...Сам акт стандартизации делает терапию менее реальной и менее эффективной...»
Гештальт-терапия спонтанна, процессуально-ориентирована и сфокусирована на «здесь и теперь». Она на является формулой для успеха и не предлагает структурных протоколов или обязательных процедур, которым надо следовать. Каждый человек весьма уникален в своем внутреннем мире, языке и культуре. Когда мы ведем диалог с гештальт-терапевтом, время от времени контакт между человеком и врачом открывает новые способы работы, выстраиваются совместные отношения, которые будут являться основой целебного процесса. Различные упражнения, ролевая игра и другие техники, приведенные в книге, это всего лишь инструменты для разворачивания этого диалога, и если упражнение не подходит, от него отказываются и развивают новое. Помните, что так называемая «эмпирически подтвержденная терапия» пока не могла ничего эффективно до-
казать из-за человеческой сложности. И новая «краткосрочная терапия» не так «кратко» доказывает что-либо в реальном мире практики.
Мы настоятельно рекомендуем использовать сновидения и образы. С тех пор как мы написали свою главу о работе со сновидениями, были издано бесчисленное количество книг по работе со снами в духе разных направлений: фрейдистского, юнгианского, визионерского, духовного и т.д. Однако геш-тальт-терапевтический способ работы со сновидениями — все еще самый эффективный и ясный способ достичь выздоровления человека. Мы не интерпретируем сны, но используем их как способ обнаружения более глубоких экзистенциальных сообщений в своем внутреннем мире.
В упражнениях «Запоминание сновидений», «Оживление сновидений», «Возвращение утерянных сновидений» и т.д. вы найдете способы, как воздействовать на свои сновидения са-' мостоятельно или вместе с другими. Рекомендуем вам как можно чаще записывать и хранить свои сновидения и добавлять к ним свои чувства во сне, а также записывать, каким образом можно связать все части сновидения, если открыто беседовать с ними. Сновидения — это королевская дорога к осознанию.
Наконец, самый лучший способ достичь максимума пользы от гештальт-работы — это участвовать в воркшопе с опытным гештальт-терапевтом. Исследуя веб-страницы, вы сможете найти гештальт-институты по всему миру.
БИБЛИОГРАФИЯ
Однажды ученый пришел к философу-практику, чтобы определить, каково происхождение его философской системы. Но как только он задал свой вопрос, Мастер вручил академику восхитительный персик.
Когда ученый съел персик, Мастер осведомился, хочет ли тот еще. Ученый съел и второй персик.
Тогда философ поинтересовался: «Вам интересно, где этот персик был выращен ? »
«Нет», — ответил ученый.
«Вот и ваш ответ о моей системе», — заметил Мастер.
1. Brooks C.V.W. «Sensory Awareness: rediscovery of experiencing» N.Y. Viking Press, 1974.
2. Brown, George, «Human Teaching for Human Learning» N.Y. Viking Press, 1971.
3. Brown, George fed), «The Live Classroom: Innovation Through Confluent Education and Gestalt» N.Y. Viking Press, 1975.
4. Clarkson P., «Gestalt Counselling in Action» Sage pub. 1989.
5. Crocker S., «A Well Lived Life — Essays in Gestalt Therapy» Gestalt Institute of Cleveland press, 1999.
6. Downing, Jack (ed), «Gestalt Awareness» Harper & Row, San Francisco, 1976.
7. Downing, Jack & Marmorstein, Robert (eds), «Dreams and Nightmares: A Book of Gestalt Therapy Sessions», Harper & Row, N.Y. 1973.
8. Enright, John, «An Introduction to Gestalt Therapy» Esalen CA Edits. 1975.
9. Fagan Joen &Sheperd, Irma, «Gestalt Therapy Now» Science and Behavior Books, Palo Alto. 1970.
10. Geba, Bruno, «Breathe Away Your Tension: An Introduction to Gestalt Body Awareness Therapy» Random House, N.Y. 1973.
11. Greenwald, Jerry A, «Be The Person You Were Meant To Be» Simon & schuster, N.Y. 1973.
12. Herbert, Frank, «Dune», New English Library, London. 1968.
13. Hoffman, Yuhi, «The Sound of One Hand Clapping» Basic Books, N.Y. 1975.
14. R. Hycner& L.Jacobs, «The Healing Relationship in Gestalt Therapy» Gestalt Journal Press, 1995.
15. Kempler, Walter, «Principles of Gestalt Family Therapy» AS.Joh. Nordahls Trykkeri, Norway, 1973.
16. Kogan, Jerry, «Gestalt Therapy Resources» Lodestar Press, San Francisco, 1972.
17. Kopp, S.B., «Back to One: A Practical Guide for Psychotherapists» Palo Alto. CA Science & Behaviour Books, 1977.
18. Kopp, S.B., «The Naked Therapist» San Diego. CA. Edits. 1975.
19. Latner, Joel, «The Gestalt Therapy Book» Bantam Books, Toronto,, 1973.
20. Lederman, Janet, «Anger and The Rocking Chair: Gestalt Awareness With Children», Viking Press, N.Y. 1973.
21. Macken J., «Developing Gestalt Counselling» Sage pub. 1997.
22. Naranjo, Claudio, MD. «Gestalt Therapy: The attitude & practice of an atheoretical Experimentalism» Crown House pub. 1993.
23. Nevis E. (ed), «Gestalt Therapy — Perspectives and Applications» GIC press, 1992.
24. Passons, William R, «Gestalt Approaches in Counselling» Holt, Rinehart& Winston. N.Y. 1975.
25. Peris, Fritz & Baumgardner, Patricia, «Legacy from Fritz. & Gifts form Lake Cowichan», Science and Behaviour Books, Inc., Palo Alto, CA. 1 975.
26. Perls, Frederick & Van Dusen, Wilson, «Gestalt Is.» Real People Press, Lafayette, CA. 1969. Retermed below Editor — Stevens.
27. Perls, Frederick, «Ego, Hunger and Aggression» Vintage Books, N.Y. 1969.
28. Perls, Frederick, «The Gestalt Approach and Eye Witness to
Therapy» Science and Behaviour Books, Palo Alto, 1973.
29. Perls, Frederick, Hefferline, R. & Goodman, P. «Gestalt Therapy» Dell, N.Y. 1965.
30. Perls, Frederick, «Gestalt Therapy Verbatim» Real People Press, Lafayette, CA. 1969.
31. Perls, Frederick, «In and Out of the Garbage Pail» Real People Press, Lafayette, CA. 1969.
32. Polster, Erving& Mirian, «GestaltTherapy Integrated: Contours ofTherapy and Practice» Brunner/Mazel, N.Y. 1973.
33. Pursglove, Paul, «Recognitions in Gestalt Therapy» Harper Colophon Books, N.Y. 1971.
34. Rhyne, janie, «Gestalt Art Experience», Wadsworth Publishing Company Inc., Belmont, CA. 1973.
35. Satir, Virginia, «People making», Science and Behavior Books, PaloAlto.CA.1972.
36. Satir, Virginia, «Conjoint Family Therapy» Science and Behavior Books, CA. 1964.
37. Schiffman, Muriel, «Gestalt SelfTherapy» Self-Therapy Press, MenloPark,CA.1971.
38. Shah, Idries, «Reflections» Penguin, Maryland. 1972.
39. Shah, Idries, «Thinking of the East» Penguin, U.S.A. 1972.
40. Shah, Idries, «Caravan of Dragons» Penguin, U.S.A. 1972.
41. Shah, Idries, «The Suits» Jonathon Cape. 1969.
42. Shah, Idries, «Tales of the Dervishes» Dutton. 1967.
43. Shepard, Martin, «Fritz: An Intimate Portrait of Fritz Perls and GestaltTherapy», Saturday Review Press, N.Y. 1 975.
44. Shostrom, Everett, «Man, The Mainpulator» Bantam Books, Toronto. 1972.
45. Simkin, James S. (ed), «Festschrift for Fritz Perls» Author Los Angeles. 1968.
46. Simkin, James S., «Minilectures in Gestalt Therapy» World Press, CA. 1974.
47. Smith, Edward W.L, «Growing Edge of Gestalt therapy» Brunner/Mazel, N.Y. 1976.
48. StarakY., Bernet A., Maclean A., «Grounds For Gestalt» Foreground Press, NZ, 1994.
49. StarakY, Bernet A., Maclean A., «More Grounds for Gestalt» Foreground Press, NZ, 1996.
50. Stephenson, F.D., «GestaltTherapy Primer» C.C.
Thomas,
Springfield, Illinois. 1974.
51. Stevens, Barry, «Don't Push the River» Real People
Press, Lafayette, CA. 1971.
52. Stevens, John 0., (ed), «Gestalt Is.» Bantam Press, N.Y.
1977.
53. Stevens, John 0., (ed), «Awareness» Real People Press, Lafayette, CA1971.
54. Walker, James Linwood, «Body and Soul: Gestalt Therapy and Religious Experience», Abingdon Press, Nashville. 1972.
55. Yalom, Irvin D. «The Gift ofTherapy: reflections on being a therapist» Piatkus Books, 2002.
56. G.M. Yontef, «Awareness, Dialogue & Process»
Bookmasters Inc.
- 1993.
f*^T ТУТ ПСИХОТЕРАПИИ И I | / НЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Свидетельство о гос. ак ^-^-^ -2014 от 20.07.2005 г. Гос. лицензия МО РФ
№169357от25.07.2005 Ш ist.ru; http://www.psvqrad.ru;
http://www.psybook.ru i 127055, г. Москва, ул. Новолесная, д. 6 «Б»,
стр.1 |
тел/факс: (495) 987-44-50 (многоканальный, с 10 до 20 час.):
ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
для работы в системе здравоохранения и частной практики
с выдачей государственного диплома о профессиональной
переподготовке по специальности «Клиническая психология»
ПСИХОЛОГ => КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ
S соответствии с Приложением № 2 приказа МЗ РФ № 438 от 16.09.2003 г., медицинский (клинический) психолог, работающий в учре- ждении здравоохранения - это специалист с высшим психологическим образованием по специальности клиническая психология (030302), либо специалист с другим высшим психологическим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по клинической психологии.
При работе в учреждениях здравоохранения клинические психологи
по разряду, оплате и льготам приравниваются к врачам Принимаются: психологи, педагоги-психологи, социальные и др. психологи, бакалавры психологии, студенты 4, 5-го курсов факультетов психологии (параллельно с основным обучением).
Формы обучения- очная, очно-заочная и вечерняя, от 9 до 16 месяцев
Виды специализации при переподготовке:
1. Интегративный подход в психологической коррекции
2. Арттерапия
3. Гипноз эриксоновский и эриксоновская психотерапия
4. Детская и подростковая психологическая коррекция и психотерапия
5. Зависимого и созависимого поведения психологическая коррекция и психотерапия
6. Когнитивно-поведенческая психотерапия
7. Кризисных состояний и постстрессовых расстройств коррекция и психотерапия
8. Пренатальная и перинатальная психология и психотерапия
9. Психосоматических расстройств психологическая коррекция и психотерапия
10. Семейный психолог (специализация, включающая-обучение по системной семейной, детской, подростковой, перинатальной психологии и психотерапии)
11. Символдрама в психотерапии и психологической коррекции
12 Системная семейная психотерапия
13 Телесно-ориентированная психотерапия
14 Трансакгный анализ и Терапия нового решения
15 Трансперсональная психотерапия
16 Экзистенциальная психотерапия
С программами переподготовки, расписанием занятий можно ознакомиться в Институте или на сайте института http://www. psvinst. ru
УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ НА DVD
в книжном магазине института www.psvbook.ru
АРТТЕРАПИЯ
Базовые техники арттерапии. Арттерапия в работе с глубинным бессознательным
Драматерапия и сценическая пластика. Сказкотерапия. Маскотерапия, работа с куклами
Арттерапия кризисных состояний. Арттерапия в работе с детьми ГИПНОЗ ЭРИКСОНОВСКИЙ И КЛАССИЧЕСКИЙ
Эриксоновский гипноз: базовый курс. Метафоры в эриксоновском гипнозе ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Арттерапия в работе с детьми. Коррекция психосоматических расстройств у детей НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
НЛП-практик, циклы 1, 2,3-й. НЛП-мастер ЗАВИСИМОСТИ
Психологические основы формирования и комплексный подход к лечению
зависимостей и созависимостей.
Лечение зависимостей: алкоголизма, наркоманий, переедания, табакокурения.
Кодирование и гипноанализ. НЛП в работе с алкоголизмом, наркоманиями
Лечение алкоголизма методом эмоционально-стрессовой психотерапии по Довженко
НЛП и эриксоновская терапия в работе с избыточным весом
Психотерапия игровой и компьютерной зависимости
Психотерапия нарушений пищевого поведения
Коррекция безлюбовного сценария, любовной и сексуальной зависимости КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ
Суициды - психотерапевтическая помощь
Психотерапия возрастных и экзистенциальных кризисов
Десенсибилизация психических травм с помощью движений глаз
Терапия последствий травм по методу М. Мюррей ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Психология, физиология и сопровождение беременности.
Избранные техники перинатальной психологии. Мультимодальный подход ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ