Творческое использование критики
Представьте, что вы разговариваете с человеком, которого хотите раскритиковать. Детально перечислите все, что вы хотите подвергнуть критике. Теперь представьте, что вы очень сердиты на него, и выразите ему свой гнев непосредственно на уровне чувств, не пытаясь оправдать причины этого гнева.
А теперь покритикуйте этого же человека с наилучшими намерениями — насколько можете себе это представить.
Что вы чувствуете по поводу этого человека теперь?
В восточных традициях обучения, особенно в дзен-буддиз-ме, лишь в случае подлинной заинтересованности в своем ученике Учитель критикует его работу. Ученик рассматривается как безусловная изначальная ценность, сначала Учитель, желая сконцентрироваться на нем, оценивает важность исполнения им работы и лишь затем добавляет критику.
Причина, по которой двое не желают друг перед другом полностью разоблачиться, заключается в том, что поступи они так, они стали бы уязвимыми, беззащитными и отдали другому чрезмерную власть над собой. Тогда они смогут ранить, отравить и навсегда погубить друг друга! И как часто в жизни они приходят к концу отношений, становясь болью и мукой друг для друга! Уж лучше поддерживать легкие и поверх-
11-2356
ностные отношения — тогда шрамы не столь глубоки и душа не кровоточит. Пытаясь узнавать кого-то, погружаясь в этот новый мир, мы делаем окончательный и бесповоротный прыжок в неизвестность.
Олдридж Кливер
Чтобы слышать критику, мы должны стать открытыми и перестать обороняться. Помогает знание того, что вся критика — это приложение чужой системы ценностей к нашим усилиям, потому что будучи самодостаточными, мы не должны жить в соответствии с чужими ожиданиями, если только не мы сами их выбрали. Такое необоронительное отношение важно и в других ситуациях.
Чтобы позволить себе быть любимыми, мы должны ослабить свою оборону и рискнуть оказаться беззащитными перед людьми, от которых хотели бы любви. Мы должны оставить свою бдительность и попытки управления и позволить тем, кто нас любит, выражать свою любовь так, как это им свойственно; иначе они скорее будут выражать нас и делать то, что им говорят, а не выражать собственные чувства.
Многие люди говорят, что кого-то ищут, чтобы полюбить, однако они не позволяют себе почувствовать, насколько уже любимы. Они могут так этого и не узнать, если не перестанут себя контролировать и сдерживать. Чтобы ощутить себя любимым, следует позволить другим гладить себя словесно или физически так, как им хочется, чтобы выразить свою любовь. Делая конкретные указания по поводу того, как им следует вас любить, вы лишь приучаете их вести себя по отношению к вам удовлетворяющим вас способом, но не позволяете им проявлять свою любовь. Жесты, движения, приемлемые для вас, могут мешать их выражению любви к вам тем способом, который их тоже удовлетворит. Контролируя способы проявления другим человеком любви к себе, вы устраняете элемент спонтанности. Преимуществом контроля, несомненно, является управление риском; но, как это всегда бывает при управлении, результат предсказуем и жизнь пресна.
Чтобы по-настоящему понять и оценить состояние, когда вы любимы, вы должны позволить себе быть открытыми. Вы
должны почувствовать, что же на самом деле вам дается, не оценивая прежде, чем отреагируете. Если вам не нравится даваемое, тогда вам решать — сказать ли человеку об этом, предоставляя ему возможность выразить свою любовь как-то иначе. Если он готов рискнуть, тогда он действительно проявляет себя своим собственным способом, а не является вашей марионеткой.
Позволить себе быть любимым так, как описано выше, непросто, но это единственная возможность почувствовать любовь другого человека. Любовь, как и критика, включает общение и контакт с другим человеческим существом. Она может быть благотворна; однако истинная любовь включает и элемент риска. Можно бояться риска быть любимым, но в таком случае любовь может никогда не прийти к вам.
Защищаясь от любви и критики, мы глухи и не слышим других людей. Иногда наши защиты мешают общению. Когда я чувствую гнев, у меня есть выбор — общаться с кем-нибудь или нет. Риск выражения себя состоит в том, что я могу спровоцировать гнев у другого или оказаться им отвергнутым; если же я не буду выражать себя, я должен подавить эти чувства, обратить их внутрь. Обычный способ, которым мы пользуемся, чтобы не выразить свой гнев или ярость — это убедить себя в том, что эти чувства нерациональны. Мы приучены обществом быть рациональными; испытывать гнев обычно означает быть безрассудным. Поэтому мы выражаем его не прямо, а превращая в «оправданную» враждебность. Одной из возможных форм проявления гнева является враждебная критика, другая форма — это враждебность «во имя высших интересов»; как например у таможенника или полицейского на парковке, создающего ненужные жизненные трудности, говоря при этом: « Это всего лишь моя работа». Такие люди часто весьма вредоносны и находят прекрасную нишу для себя в работе, которая позволяет им оставаться враждебными, освобождая их от ответственности за это. Так придирчивый таможенный чиновник бывает очень тщателен, потому что считает свою работу чрезвычайно важной и чувствует удовлетворение от собственной власти над людьми, которые вынуждены прибегать к его услугам. Поскольку не всегда удается избежать воз-
никновения неприятных эмоций при таких встречах, нам следует знать, что многие мелкие чиновники на самом деле проявляют особое рвение и делают гораздо больше, чем требуют их «служебные обязанности». Так как власть и сила на их стороне, в подобных случаях тщетно пытаться отгородиться от враждебности, которую они в нас вызывают. После столкновения можно поразмыслить над своими возможностями. Несмотря на то, что такие люди часто оставляют в вас ощущение незавершенности, неудовлетворенности, то количество энергии, которое потребовалось бы для завершения некоторых геш-тальтов, может оказаться даже больше, чем вы уже отдали. Поэтому скорее вы предпочтете разрешать такие ситуации в воображении, чем в реальной жизни.
УПРАЖНЕНИЕ 6.