Ответственность за свои потребности
Придумайте как можно больше предложений, начинающихся со слов «мне нужно...» Включите сюда все стороны своей жизни — физическую, эмоциональную, интеллектуальную и духовную. Теперь вернитесь к началу и замените слова «мне нужно» на «я хочу». Прислушайтесь к себе и отметьте различия в ощущениях, если они существуют.
«Слово «нужно» вызывает у меня ощущение беспомощности, исчезающее, когда я говорю «хочу». Прямо сейчас я нуждаюсь в поддержке, но чтобы мне ее удовлетворить, мне нужно попросить кого-либо словами «я хочу, чтобы ты поддержал меня». Если я найду человека, который сможет мне помочь, моя потребность будет удовлетворена, момент неуверенности пройдет, и я пойду по жизни дальше». Нематериальные отклики со стороны других иногда столь же значимы и важны, как и материальные вещи, которыми мы обладаем. И возможно, сохраняя нечто, что мы считаем жизненно важным (например, одобрение старших), можно придти к нелепым и ущербным ситуациям. Так, можно сбиться со своего пути, демонстрируя другим, насколько мы успешны в достижении того, чего от нас ожидают. Временами такое
поведение может быть полезным и в высшей степени благоразумным, но в конечном счете оно становится саморазрушающим, поскольку энергия и внимание, которые могли бы быть использованы для достижения некой цели, распыляются на поиски одобрения. Кроме того, если мы ведем себя так, чтобы все время нравиться другим, можно заметить, что нам приходится постоянно себя контролировать и сдерживать свое поведение и потребности из страха, что кому-то где-то не понравится то, что мы делаем.
Следующее упражнение поможет вам почувствовать, насколько вы сдерживаете себя в том, чего хотите, из страха потери одобрения или популярности.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ОДОБРЕНИЕ
Мысленно представьте себе человека, чьей похвалы, признания или любви вам не хватает. Поговорите с этим человеком в своем воображении и расскажите ему, какими способами вы иногда пытаетесь все это получить.
Теперь представьте, что произойдет, если этот человек
вам откажет.
Какова цена этих вечных попыток заслужить одобрение?
Чем вы рискуете, не получив одобрения?
Стоит ли цена риска? Что делает вас более живым?
По мере того как нам становятся понятны наши страхи и потребности, пришедшие из детства и те, что непосредственно относятся к настоящему времени, нашей задачей- становится удовлетворение этих законных потребностей. По мере взросления мы обнаруживаем, что наши горизонты расширяются и что существует гораздо большее число способов удовлетворения потребностей, чем мы себе представляли. Так, например, можно заметить, что другие иногда занимают место наших родителей, ухаживая за нами и заботясь о нас. И теперь мы можем ответить им взаимностью. Некоторые люди из нашего окружения питают нас и тем самым удовлетворяют наши потребности. Другие же только кажутся к этому способными, но все происходит как-то не так и заканчивается тем, что мы недовольны, неудовлетворены или нам просто на-
вредили; такие люди, словами Келемана, являются для нас «токсичными». Способность избегать токсичных людей и находить тех, которые нас питают и нам приятны, является важным шагом на пути к зрелости. Даже если однажды мы уже сделали свой выбор друзей и любимых, у нас все равно остается право выбора: мы можем прямо попросить их сделать то, что нам нужно, или можем ими манипулировать.
Прямо просить других удовлетворить наши потребности — это рискованно: они могут отказать, в результате чего мы почувствуем себя задетыми, отвергнутыми или покинутыми. Если же мы будем манипулировать ими, то шансов оказаться отвергнутыми меньше, поскольку чаще всего манипуляции не осознаются. Но если удовлетворение наших нужд так или иначе задевает какое-либо из желаний другого, то он, являясь объектом нашей манипуляции, может случайно заметить ее и обидеться.
Непрямая манипуляция может принимать форму беспомощности, бесконечных вопросов, видимости обиды или других типов поведения, которые создают у того, кем манипулируют, ощущение, что тот, кто манипулирует, никак не может обойтись без его помощи. К несчастью, подобные попытки манипулирования другими людьми с целью достижения того, что кажется нам жизненно необходимым, часто входят в привычку и становятся бессознательными: манипулирование другими заменяет подлинное межличностное общение и подпитывает нашу зависимость от их ответа.
Наше стремление пользоваться манипуляциями уменьшается по мере того, как мы проясняем свои желания и начинаем осознавать разные способы их удовлетворения. При этом риск, заключенный в прямой просьбе, уменьшается Настолько значительно, что мы решительно можем себе позволить выразить свою просьбу. Рискуя, мы позволяем себе стать более уязвимыми и именно поэтому более способными ответить.
Если я буду проявлять себя не заботясь о том, как отреагируют другие, то кому-то будет все равно, а кому-то — нет. Но кто сможет полюбить меня, если никто меня не знает? Я должен рискнуть или жить в одиночестве.
С. Кот.
Хотя как индивидуальности мы должны взаимодействовать с другими людьми, чтобы удовлетворить свои потребности, но иногда мы становимся чрезмерно зависимыми и теряем способность стоять на своих собственных ногах и быть самодостаточными. Когда это происходит, мы теряем часть своей автономии и свободы действий.
Согласно Фрицу Перлзу, зрелость — это переход от поддержки со стороны окружающих к самоподдержке». Продолжение Нашего роста зависит от нашей способности поддерживать самого себя и использовать эту самоподдержку для того, чтобы найти поддержку в своем окружении. Нужно перемещаться между умением поддерживать себя и умением просить и принимать поддержку со стороны. Ничем не стесняемое движение между этими состояниями дает нам максимум свободы. Когда у нас есть выбор, мы несем ответственность за то, что выбираем в качестве источника своей поддержки — находится ли он внутри нас или в нашем окружении.
Теперь поэкспериментируйте со своими чувствами поддержки от окружения и зависимости. Шарлотта Роснер показала нам это прекрасное упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
САМОПОДДЕРЖКА ПРОТИВ ЗАВИСИМОСТИ
Договоритесь с партнером, кто из вас будет зависимым человеком, а кто - поддерживающим. Теперь оба встаньте, и тот, кто выбран зависимым, должен прислониться к поддерживающему; Позвольте человеку, который поддерживает ваш вес, сделать вам приятное и расслабьтесь, ощущая, как вас поддерживают. Тот, кто поддерживает, должен принять на себя вес того, кто к нему прислонился, и постараться, чтобы тому было удобно, насколько это возможно.
Постойте несколько минут в этом положении, пока тот, кто поддерживает, не начнет физически уставать. В этом положении оба человека взаимозависимы, и тот, кто исполняет поддерживающую роль, должен выразить свои чувства.
Например:
Тот, кто поддерживает: «О, я так устала. На самом деле я хотела бы, чтобы он стоял сам».
Зависимый: «Знаете, это так приятно, расслабиться в ее руках; очень похоже, будто я совсем себя не контролирую».
Тот, кто поддерживает: «На самом деле мне очень грустно оттого, что мне приходится держать весь этот вес. Почему бы ему самому не стоять на своих ногах?»
Зависимый: «Так приятно растянуться здесь. Я чувствую, что обо мне действительно заботятся».
Тот, кто поддерживает: «Мне и правда плохо от всего этого, и если ты не будешь стоять сам, я брошу тебя на пол».
Зависимый: «Пожалуйста, не бросай меня — я по-настоящему боюсь, что не смогу подняться».
Знакома ли вам какая-нибудь из этих ролей? Какую из ролей вы бы предпочли? Обсудите это со своим партнером.
Мы можем по привычке искать поддержки у окружающих, следуя правилам и прямо не отвечая за свои действия. Как госслужащие следуют законам правительства, так и мы можем жить, рабски следуя ожиданиям и правилам своих родителей. Если мы однажды вступили на эту дорогу, когда родители были еще живы, и получили от них за это некое вознаграждение — больше любви, одобрения или принятия — мы можем так никогда и не попытаться понять, чего же мы сами хотим от жизни, и лишь постоянно будем оправдывать ожидания своих родителей. Жесткое следование правилам или ожиданиям увековечивает нашу собственную беспомощность и в результате приводит к неподвижности и снижению спонтанности. Конечно, некоторые правила действительно непреложны. Например, езда на машине по правой стороне дороги предотвращает столкновение с другими автомобилями, и лично я предпочитаю следовать этому правилу.
«Указание помнить о правилах означает, что у каждого есть выбор — следовать им или нет; и если нет, то приходится брать на себя ответственность за последствия».
В более личных аспектах своей будничной жизни мы должны осознавать свои нужды и желания и нести за них ответ-
ственность, а не пытаться следовать чьим бы то ни было правилам о том, чего бы нам следовало хотеть и в чем нуждаться. Например, если непосредственно сейчас я чувствую, что мне нужен кто-то, кто помассирует мне шею, то проще всего попросить об этом кого-то из окружающих. Позже мне может понадобиться поесть, тогда я могу либо сам найти еду, либо попросить кого-то сделать это для меня.
Чем больше я способен к ответу, тем больше у меня возможностей обогатить свою жизнь и, пользуясь тем, что я человек, стать хозяином своей судьбы, более ясно осознать и получить от жизни то, что мне нужно. Я знаю себя всего, до конца, так что когда я вопрошаю мир: «Что ты от меня хочешь?» Сам Бог отвечает мне: «А что ты хочешь от Меня ? »
Суфий Сеинг
ГЛАВА 6
КОНТАКТ
Одинокие бабочки танцуют в воздухе,
пока не встретятся:
Какая застывшая пара!
Басе
Чтобы четко видеть происходящее, мы должны обладать способностью фокусировать зрение: без этой способности мир может казаться набором размытых красочных мазков. Для хорошей фокусировки необходимо четкое определение границ видимого нами предмета — так, чтобы он отделялся от остальных предметов, находящихся в поле зрения. Если сознание представить себе как прожектор, которым мы управляем по собственной воле, то высвечиваемый им объект есть «фигура», а неосвещенное пространство является «фоном».
Не все видимые феномены можно выделить из окружающего их фона; например, тигр в джунглях настолько сливается с фоном, что жертва не может его заметить. Так очертания тигра не замечаются обезьяной до тех пор, пока не становится поздно!
Между понятиями «возникающая из фона фигура» и «контакт» существует очевидная связь. Четко определенная фигура находится в контакте с фоном. Границы между фигурой и фоном определены.
9 67
Если они размыты, фигура сливается с фоном и перетекает в него. Например, когда дым выходит из сигареты, его сначала можно четко различить в окружающем воздухе: дым находится в контакте с воздухом. Когда же он поднимается вверх, его границы размываются, он сливается с воздухом, создавая туман — дым растворяется в воздухе, буквально сливается с ним. Контакт между двумя объектами можно определить как существование границ между ними. Когда границы размыты, происходит слияние, контакт уменьшается или ослабевает.
Такое понимание контакта и слияния является основой одной из моделей, которая описывает различные способы взаимодействия с собственным миром. Как и большинство других моделей поведения, она полезна лишь до определенного предела; если принимать ее слишком буквально, забывая, что это лишь модель (то есть упрощение), она может превратиться в нелепость, и следование ей может оказаться саморазрушающим. Мы надеемся, что с этой оговоркой работа с моделью будет вам полезна для расширения вашего понимания себя. Следующие упражнения служат для этого удачной отправной точкой.