Упражнение 7. фиксация на себе
Какие определения вы используете применительно к себе? Подумайте о некоторых из них, например «упрямый», «толстый», «парень что надо». Не связаны ли такие характеристики с тем, что вы кому-то, возможно, нравитесь именно таким? Всегда ли вы один и тот же или для разных людей вы охарактеризовали бы себя по-разному?
«Большую часть своей жизни я был «своим парнем», который никогда не задевает чувств других людей, всегда считается с их ощущениями, постоянно помогает им. Я хотел, чтобы люди любили меня, чтобы они нуждались во мне. И все же со многими мне это не удавалось, как я ни старался. Теперь я не прикладываю для этого столько усилий, и мне кажется, что гораздо больше людей любят и принимают меня — хотя иногда я бываю раздражителен и прямолинеен».
УПРАЖНЕНИЕ 8. ФИКСАЦИЯ
(Другие)
Подумайте о ком-нибудь из знакомых вам людей — например, об однокласснике или начальнике. Какие определения вы им даете? Какие роли вы исполняете, чтобы им подыграть или укрепить вас обоих в сложившемся стиле общения?
«Мой друг Вуди отличный рассказчик. Он развлекает меня, мне с ним хорошо, я позволяю ему развлекать меня, хотя чувствую, что за все долгие годы нашего знакомства я так и не узнал его по-настоящему. Он стал для меня чем-то вроде приятного ходячего телевизора».
Как другие фиксируют себя в отношениях с миром?
Большую часть времени мы играем роли,
ходя вокруг да около, избегая соприкосновений
и столкновений... фриц Перлз
Охотник на оленей не видит гор — страдалец
Хакуин (Мастер Дзен, Хвек)
Меняя свою повседневную жизнь, вам нужно как-то характеризовать свои представления и свои чувства. Время от . времени отказывайтесь от этого и обращайте внимание лишь на изначальные признаки, которыми пользуетесь для характеристик. Описывайте свои зрительные представления в терминах лишь цвета, размера, освещенности или затемненнос-ти, а чувства — лишь в терминах телесных ощущений. Характеризуя ощущение, например, усталости, попробуйте почувствовать, что из телесных ощущений приводит вас к этому выводу: может статься, что на самом деле вам просто смертельно скучно!
«Я узнал о себе одну вещь: как я реагирую на утверждения других людей, которые, как я думал, были направлены против меня. Когда я слепо верил в собственную ' непогрешимость, я не замечал, насколько мне больно:
вместо этого я думал, что я злюсь, и действовал соответственно (и неадекватно)».
Фиксация ограничивает нашу гибкость и способность к адаптации. Она приглушает пульс жизни в этом вечно меняющемся мире, порой уверяя нас, что «мы это уже проходили». Однако каждый момент времени нов и неповторим: так что мы все делаем впервые.
Гештальт-тренинг позволяет сломать устоявшиеся стереотипы поведения, побуждая нас обращать пристальное внимание на то, что мы чувствуем в данный момент времени, и то, что происходит в окружающем мире. Нам нужно видеть не только то, что мы сами собой сейчас представляем, но и то, как в данный момент мы вписываемся в общий порядок вещей и событий. И хотя это сопряжено с определенным риском, лишь гак мы можем четко соответствовать самим себе и окружающему миру, и только мы сами ответственны за то, что делаем.
мудрость
Я буду использовать себя во всей полноте
своих способностей, все доводя до конца
и стремясь к еще большему знанию и осуществлению.
НО
Я должен пройти через смерть, чтобы переродиться. Это и есть путь к мудрости.
Джордж Роснер
ГЛАВА 4
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ты волен делать что угодно.
Только перенеси последствия.
Шелдон Копп
Акт осознания — это не пассивное действие, скорее это агрессивное проникновение. Оно включает в себя выбор того, на чем нам следует сфокусироваться. Из мириад событий, происходящих в нашем сознании, мы все время выбираем одно или два, чтобы обратить на них внимание. Это еще и способ неизменного фокусирования на осознании телесных ощущений.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ОСОЗНАНИЕ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Позволив вниманию свободно блуждать во всех зонах осознания, начните ряд предложений словами «сейчас я осознаю...» и закончите их словами «.. .и беру ответственность за это на себя». Как обычно, старайтесь не оценивать сказанное и не пытайтесь угадать, что является целью этого упражнения. Просто следуйте нашему пожеланию и осознавайте происходящее.
«То, на чем я фокусируюсь, — это мой собственный выбор, в котором я выбираю — почувствовать или избежать. Вот сейчас я не чувствую (а на самом деле игнорирую) дрожь в ногах. Но я чувствую пустоту в животе».
Некоторые люди считают, что мы не отвечаем за то, кто мы есть, или за свой выбор, на чем остановить фокус своего сознания. Это философская точка зрения, порождающая беспомощность и отчаяние. Как только мы признаем, что независимо от заложенного в нас родителями и независимо от влияния общества мы сами несем за себя ответственность, в тот же момент у нас появится возможность для самоизменения и для собственного роста.
Рост подразумевает развитие самоосознания. Чтобы это стало возможным, мы должны сфокусировать свое сознание. Нам нужно не просто осознавать, но осознавать и качество своего осознания. То есть мы должны стараться осознать сущность процесса фокусировки сознания и своего над ним контроля. Мы должны также сделать выбор и действовать в соответствии с ним.
К несчастью, иногда случается так, что мы открываем в себе нечто такое, что предпочли бы не осознавать. «Например, у меня могут быть качества, которые мне не нравятся. Если я исключу их из процесса осознания, то я ограничу целую область, которую мог бы осознать. Часто последствия этого простираются далеко за пределы границ осознания. Например отказываясь понимать, что злость — это тоже часть меня самого, я, возможно, в такой степени буду останавливать себя в проявлениях злости, что окончательно потеряю способность выражать себя. Подобным образом те части меня, что я считаю запретными, могут сначала игнорироваться и со временем исчезнуть». Дети, наученные бояться собственной сексуальности, или взрослые, испытывающие отвращение к сексуальным переживаниям и ощущениям, учатся подавлять эти чувства, что может навсегда нарушить гармонию их сексуальной жизни. В обоих этих примерах потеря одной из граней личности приводит к снижению способности отвечать миру. И наоборот, взятие на себя ответственность за то, кто мы есть, ведет к великой способности дать миру ответ.
Не все пути развития ведут к пониманию того, кто мы есть, \в частности это касается тех путей, которые отрицают взаимосвязанность «всего со всем в этом мире».
Есть люди, уверенные в том, что человеческая сущность сама по себе плоха и что единственный путь просвещения — в подчинении, подавлении животного начала в себе. Несмотря на то, что определенные стороны бытия затрудняют достижение гармонии в жизни человека, гораздо больше сложностей создается игнорированием собственной природы и избеганием тех особенностей поведения, которых мы боимся. Как Данте, мы должны спуститься до дна ада, прежде чем уйти, и возможно — после мы узнаем, что не так уж мы и ужасны.
Мы очень многообразны, больше чем можем себе представить, а поведение, позволяющее нам «изжить животное начало в себе», может слишком дорого нам стоить — мы потеряем больше, чем способны вообразить.
Есть слабое утешение в знании, что я никогда
не буду прежним. Джордж Роснер