Упражнение 1. внимание и избегание
ДЖЕЙМС
«С того момента, как я занялся гештальт-терапией, я очень изменился, сохранив свою суть. Несравненно возросла свобода выбора в моей жизни, при этом в поведении сохранились наиболее важные для меня черты. Я уже не следую неким предначертанным путем, а скорее в каждый момент времени решаю, в каком направлении мне идти. Я сильный, честолюбивый человек, и тем не менее у меня есть время для любимой. Я работаю с неистовой напряженностью и отдыхаю радостно и свободно. Став на путь гештальт-терапии, я стал отчетливее воспринимать окружающий меня мир и увидел существующее в нем многообразие для общения с людьми.
Жизнь легка с закрытыми глазами. Мир непониманья и забот Непременно свой конец найдет Без меня и без моих страданий.
ДжонЛеннон
Более ясное ощущение себя и окружающего мира не сделало мою жизнь беспроблемной, но сколько в ней стало красок! Во взаимоотношениях с людьми я стал более отважным и ощутил свои возможности. Иногда у меня появляется чувство, будто я сижу на брыкающейся лошади, а мир проносится мимо меня в бешеном темпе: краски его сливаются в одно пятно, а потом вдруг все проясняется по-новому. Случается, что меня уязвляют и задевают ситуации, от которых прежде, возможно, я был защищен, но Теперь, рискуя быть живым, я чувствую любовь окружающих, а раньше не позволял себе слышать даже тех, кто ценит и любит меня. Стараясь быть неуязвимым, занимая оборонительную позицию, я невольно, неосознанно создавал преграды для ощущения их заботы.
Вы спросите, зачем пробовать, для чего рисковать? Риск делает мою жизнь свежее, интереснее и полнее. Каждый раз, рискуя проявить что-то, мне характерное и чего окружающие, возможно, не приемлют, я могу оказаться непонятым и отвергнутым ими. В жизни любое действие приводит к тем или иным последствиям, некоторые из которых могут довольно дорого мне стоить. Прежде чем оказаться в вероятно болезненной для
меня ситуации, мне следует взвесить, стоит ли результат усилий. Каждый поступок должен иметь цель, и только я сам могу решить, стоит ли рисковать в данный момент времени и стоит ли игра свеч.
Изменилось мое миропонимание: я вижу, что нет ничего постоянного, все находится в непрерывном движении. Я получил обычное образование, меня учили видеть мир с очень определенной точки зрения: законы Ньютона были верными, пока Эйнштейн не внес в них изменений; и казалось, что родительский дом будет существовать всегда и сами они будут жить вечно. Но люди умирают и вещи меняются. И вместо того, чтобы всегда сожалеть или всегда приветствовать изменения, теперь я могу просто наблюдать их и воспринимать такими, какие они есть. Я могу раньше других увидеть истоки и начало изменений, поэтому они ранят и задевают меня не так сильно. Я верю в собственные силы, в то, что способен стоять на собственных ногах — как кошка, которая, упав с крыши, всегда приземляется на ноги.
Гештальт-философия — это не просто позитивный подход к жизни, это еще использование ее отрицательных моментов для творчества. Меня и по сей день посещают сомнения, я по-прежнему избегаю встреч с некоторыми людьми и стараюсь не заниматься некоторыми вопросами. Но теперь я внимательно прислушиваюсь к «негативным мыслям» о позитивных вещах, когда они как бы нашептывают мне: «Это утомительное занятие, тебе нужен новый подход» или «Этот человек собирается причинить тебе вред или напасть на тебя».
Я имею дело исключительно с конкретной реальностью, я верю лишь тому, что вижу и чувствую в действительности, а не моим мыслям о том, что я вижу и чувствую. Иногда поэтическим абстракциям все же удается поймать меня в ловушку, но значительно реже, чем прежде».
Загадка учителя: «Луна исчезает с морозного неба, половина ночи прошла. С кем же мне размышлять над этим холодным отражением на кристальной поверхности пруда?»
Ответ ученика: «Становится поздно. И раз тут никого нет, с кем можно поговорить, схожу-ка я в туалет и лягу в постель».
Жоэль Хоффман
тони
«Мое первое знакомство с гештальт-терапией состоялось на одном из трехдневных занятий. Я пришел туда, чтобы попытаться разрешить некоторые семейные вопросы, с которыми я безуспешно старался разобраться уже много месяцев. В этой группе я испытал сатори — пробуждение, и жизнь моя изменилась.
Я чувствовал себя двигающимся в темном тоннеле, из которого, казалось, нет выхода. Какое-то время я был в панике: казалось, что я застрял здесь навсегда. Но постепенно стал сознавать, что в конце есть свет, и, преодолевая огромную боль и страх, стал медленно продвигаться к нему, пока вдруг не ощутил, что вырвался в чудесный сад, залитый солнечным светом.
Ничего похожего по силе и остроте до тех пор я не чувствовал. Медленно и обстоятельно я приступил к изучению гештальт-терапии, что позволило мне усвоить полученные знания.
По образованию я физик-прикладник. Гештальт-терапия очаровала меня своей экспериментальной сущностью. Здесь не надо зубрить и безусловно заглатывать какие-то догмы, которые должны были бы объяснить мне собственное поведение. Вместо этого мне предложили самому понять, как я реагирую вы различных ситуациях и как это — быть мной. Часто у меня бывают самые невероятные инсайты относительно моего поведения, иногда результаты невелики. И это не предопределено заранее. Теперь я понял, что могу пользоваться геш-тальт-упражнениями — они дают мне возможность определить, над чем работать дальше. Я будто бы в физической лаборатории. Я обнаружил, что нет необходимости в детальном и рациональном объяснении собственного поведения. Без сомнений, общая теория гештальт-терапии вполне доступна. Но как и в физике, эта теория основана на практике и проверяется опытным путем: она может указать путь к дальнейшим экспериментам, но достоверность ее должна всегда проверяться жизнью. Фактически теория гештальт-терапии является очень обобщенной, поэтому я крайне редко нахожу противоречия между нею и собственным опытом. Более того, я могу пользоваться экспериментами для того, чтобы заполнить пробелы в своей собственной теории о себе.
Изменения, произошедшие в моей жизни со времени знакомства с гештальтом, совершенно очевидны. Внешность моя изменилась настолько, что порой вызывает недоумение окружающих. Я довольно давно бородат и уже пять лет не стригся. Последнее, насколько я понимаю, было бунтом против суровости и подчиненности моей жизни, с чем я теперь не желаю мириться. А первое возникло из осознания, что я ненавижу ежедневное утреннее царапанье лица, именуемое бритьем, особенно если учесть, насколько ничтожен урожай волос, снимаемых при этом. Внешним изменениям сопутствовали и внутренние. (Хочу ли я того или нет, мой внешний вид длинноволосого и бородатого молодого человека в джинсах вызывает, например, у таможенного чиновника совсем иную реакцию, чем в случае гладко выбритого физика в костюме и при галстуке). В некотором смысле я, Тони, все тот же. Я по-прежнему узнаю и принимаю себя (даже если окружающие уже не могут!). Но теперь я делаю это охотно и с симпатией к себе, а не нехотя и осуждая. Я перестал скрывать свои болевые точки и слабости. Раньше я боялся, что, показывая их, могу стать более уязвимым и слабым: страх этот оказался беспочвенным. Я научился верить в себя. Я верю, что могу сделать почти все, стоит мне только захотеть. Все больше я убеждаюсь, что сам творю свою жизнь. Все чаще я счастлив, и, что еще важнее, теперь я знаю об этом. Конечно, у меня и сейчас бывают периоды депрессии и отчаяния. Но теперь я научился понимать, как они приходят, и даже это состояние души я использую, чтобы, лучше поняв себя, разрешить возникшие проблемы и самому отвечать за свою жизнь. Я учусь быть терпеливым к своим разочарованиям и видеть в них плодотворную почву для собственного роста, вместо того чтобы избегать их. Мне стало понятнее, в каком направлении прилагать усилия, а от чего отказаться. Я меньше боюсь контактировать с окружающими людьми, поэтому более охотно раскрываюсь и более расположен к ним. Я реже обижаюсь на них, хотя поначалу казалось, что такое поведение приведет к обратному. И если все же меня что-то задевает, это оказывается вовсе не так смертельно, как я думал раньше. Я не строю в своем воображении воздушных замков, а живу в реальном мире, как сказал однажды о себе
Ричард, один из моих лучших друзей: «Я заполняю собой всю Вселенную — до краев».
Избранный мною путь - не из легких. Однажды ступив на него, я понял, что дороги назад нет. Я уже не смог бы прикрыться, беспомощностью («Сейчас я не могу вас слушать», «Я не хотел причинить вам неприятности», «Это не моя вина»). Я больше не могу отрицать, что в возникновении трудностей в отношениях с кем бы то ни было есть и мой вклад. Для меня стало очевидно — я ответственен за то, что делаю, за то, кто я есть, независимо от того, нравлюсь я себе или нет.
Можно предположить, что я изменился бы так же или подобно тому просто так — по мере взросления. Но я в это не верю. Лишь исследуя свой внутренний мир, мы можем найти новые пути своего развития. У меня нет желания выдавать геш-тальт за универсальный путь к спасению. Но в нем я открыл для себя интерес и радость жизни, о которых не имел и представления: надеюсь, что вы, читатель, сможете понять, что геш-тальт предлагает и вам такую же возможность».
ЯРО
«Я сижу, пытаясь собраться с мыслями, и чувствую свою неудовлетворенность. Слова, такие правильные на бумаге, не в состоянии передать вам мой опыт, полученный с начала работы в гештальте: вам придется испытать это самим.
Основное значение моей работы в гештальте связано с осознанием — осознанием неприятностей, печалей, радостей и удач, осознанием попыток поделиться своими глубинными чувствами с другими людьми в тот момент, когда испытываешь все это.
Одно из наиболее значительных изменений в моей жизни связано с осознанием того, что я — не статичное, неизменное существо, а нахожусь в непрерывном, бесконечном развитии, что я — часть мира, что я взаимодействую и общаюсь с другими, а они со мной.
Я нахожусь в процессе постоянного взаимодействия с внешним миром и с миром внутренним. Различные черты моего характера тоже взаимодействуют друг с другом.
Временами я испытываю замешательство: тогда я выхожу из контакта с окружающим миром и в результате живу во внутреннем мире, который сам же и создал. Когда я начинаю осознавать границы и различия между моими представлениями о мире и тем, что реально существует «снаружи», я могу не спеша начать «играть» со своими фантазиями и использовать их в качестве помощников и источника энергии для творчества, а не в качестве топлива для депрессий.
Реальность — это жизнь здесь и сейчас в осознании себя и других, перетекающем без помех назад и вперед, как нужно мне. Волнителен контакт с тобой. Иногда в группе я ощущаю прилив энергии, витальность, жизнь, в касании — в ощущении дуновения в воздухе. Я чувствую как течет энергия — от меня к другим и от других ко мне. Этот процесс полон жизни!
По мере развития моего сознания возрастает и число возможностей выбора, открытых мне. Выражая свой гнев жене и замечая, что она ко мне прислушивается и значит может измениться, я понимаю, что мой гнев вполне уместен в этом мире. Осознание — первый шаг в нахождении возможностей выбора; в конечном счете я могу взять всю ответственность за свою жизнь. Это нечто такое, что должно быть прочувствовано и о чем трудно рассказывать — вот почему мы предлагаем вам в этой книге ряд экспериментов.
За годы обучения работе в гештальте я открыл для себя, что меняюсь будто сам но себе, не прилагая никаких особенных усилий. Происходящее со мной можно назвать постепенным изменением моего самосознания в сторону более уверенной, независимой, устойчивой личности. .
В то время как я пишу, я спрашиваю себя: где я сейчас? И отвечаю: «Я — в развитии. И я буду в этом процессе до конца своих дней». Моя теперешняя жизнь и существование отличны от прежних — теперь я способен ответить ясно и точно.
Я осознаю, чего хочу, когда хочу и могу ли реализовать свои желания — без ненужных повторений и противоречий в голове. Гораздо чаще я полон энергии и жизненной силы. Правда иногда и нет, но это уже другая моя сторона. Я люблю, когда влюблен, и прошу, когда мне что-то нужно. Для меня это и есть способ быть живым здесь и сейчас, жить в этот момент
своей жизни, перетекая из одного состояния в другое без усилий, подталкиваний, просто существуя.
За 20 или более лет, прошедших с момента первой публикации этой книги, я участвовал во многих инновационных событиях в Австралии и за ее пределами. Я помогал с образованием гештальт-института в Брисбене и гештальт-центра в Сиднее вместе с доктором Бэрри Бличарским. Позже мы стали участниками Австралийской и Новозеландской Ассоциации Геш-тальта (GANZ). Также я участвовал в гештальт-тренингах в Испании, Мексике, Германии, Швеции, Эстонии и Дании,' в результате чего эта книга была переведена на многие языки ».
ФИГУРА И ФОН
Гештальт-терапия возникла в начале 1950-х годов в результате взаимодействия психоаналитика Фрица Перлза, гештальт-психолога и данс-терапевта Лауры Перлз и их сотрудников в Нью-Йорке и Калифорнии. Это стало частью гуманистической революции, известной как движение человеческих возможностей и сконцентрированной вокруг Абрахама Маслоу, Вирджинии Сатир и Карла Роджерса — они вместе с Фрицем Пер-лзом и другими заставили людей переоценить традиционный подход. Гештальт-терапия развивалась и внедрялась многими специалистами, в настоящее время существует довольно много литературы на эту тему. Одной из наиболее сильных сторон гештальт-терапии, по нашему мнению, является ее экспериментальная природа. Открытия, которые последуют за выполнением приведенных в этой книге упражнений-экспериментов, не требуют принятия никаких догм прежде, чем эти упражнения будут опробованы.
Немецкое слово «гештальт» означает «форма, фигура». Оно впервые было использовано в психологических исследованиях Келером и другими, кто на рубеже веков занимался изучением того, как мы создаем многозначное, выразительное целое из многих отдельных чувственных данных, получаемых из внешнего мира. Например, наблюдая корень, ствол, ветви и листья мы создаем целостное представление, называемое де-
ревом. Части эти формируют целое, являющееся чем-то большим, чем просто сумма частей. На этом маленьком примере, возможно, вы поймете, насколько велика роль наблюдателя в создании целостного представления, или «гештальта». Процесс распознавания любого объекта, формы или фигуры начинается с выделения его из окружения: объект должен быть виден как фигура на фоне. Как только объект попадает в фокус и границы между ним и фоном четко определены, можно говорить о формировании «гештальта». Пока мы не всмотрелись пристально и не зафиксировали свое внимание, наше зрительное восприятие мира постоянно меняется: по мере того как интерес и внимание переходят от одного объекта к другому, выделяются новые объекты, прежние становятся фоном.
Перлз и его сотрудники расширили подобные наблюдения на разные области нашей психологической жизни и объединили свои прозрения с психоаналитическими представлениями Фрейда, райхианской работой с телом и с другими терапевтическими знаниями.
По аналогии с описанным выше процессом восприятия, гештальт-терапевт верит в то, что каждая личность способна четко и гибко изменять сущность образа для выделения его из фона суммарного восприятия. Однако часто мы препятствуем этому естественному процессу и таким образом уменьшаем или даже теряем долю человеческого в нас. Аналитик-фрейдист интересуется причинами, которые заставляют нас самих себя останавливать. Гештальт-терапевт побуждает нас найти и понять, как в этот конкретный момент мы ограничиваем свое сознание и как мы можем расширить сознание себя и своего мира. Поэтому гештальт-терапию часто определяют как «тренинг осознания». Об осознании и пойдет речь в нашей следующей главе.
Ты сказал, что пришел искать. Мне нечего тебе дать,
кроме знания, как искать, — но ты думаешь,
что и так умеешь это делать.
ИдрисШах
ГЛАВА 2
ОСОЗНАНИЕ
Какой жестокостью ты должен обладать,
чтоб нежный стебель маргаритки
растоптать?
Хо-о
Основной тезис гештальт-терапии заключается в том, что осознание само по себе способно вызвать излечение. Большинство из нас в разные моменты своей жизни научились избегать осознания определенных частей своего «Я» и своего опыта. Обычно мы уклоняемся от осознания, чтобы избежать пугающих нас и неприятных чувств.
Существует множество способов избегания осознания, мы подробно обсудим их чуть позже. Некоторые из общих применяемых способов избегания — это отвлечение внимания от негативных чувств, отрицание существования неприятных чувств и ставшее привычкой стремление не допустить ситуаций, в которых возможно повторение чувств или поступков, которых мы стремимся избежать.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ОСОЗНАНИЕ
Будучи в одиночестве или лицом к партнеру, обратите внимание на то, что вас окружает. Выберите какой-нибудь
предмет и вслух детально опишите его, используя выражение «сейчас я осознаю...» Закончите это предложение описанием цвета или формы выбранного вами предмета. Старайтесь по возможности давать простые описания и отмечать наиболее очевидные детали окружения. Осознайте свою склонность интерпретировать эти первичные осознания и придавать им привычную форму.
Например:
Сейчас я осознаю овал белого цвета, очерченный
ободком более светлого тона.
Сейчас я осознаю длинный желтый предмет.
Сейчас я осознаю круглую часть ваших карих глаз,
отблески света в них.
Интерпретацией последнего наблюдения может быть: «Вы внимательно смотрите на меня».
«Будьте гибкими и изобретательными в своих описаниях: используйте ваши глаза, уши, осязание и обоняние». «Мне кажется весьма полезным полное погружение в это упражнение на некоторое время — например, на пять минут. Обычно в какой-то момент я ловлю себя на том, что мысли мои витают неизвестно где, и тогда я мягко, но настойчиво возвращаю себя к формуле «сейчас я осознаю, что...»»
«Обращая внимание на такую первичную сенсорную информацию, я начинаю осознавать, что же на самом деле происходит, в отличие от того, каковы мои представления о происходящем. В результате я начинаю взаимодействовать с окружающей меня реальностью, а не с собственными фантазиями о ней».
«Окружающий меня мир становится более полным».
Мы зачастую склонны говорить: «Я вижу твою серьезную улыбку» или «счастливый вид» или «ты хорошо выглядишь». Старайтесь по возможности не прибегать к таким оценочным суждениям: они толкают вас в русло собственного жизненного опыта, ибо используют сравнения, взятые из прошлых воспоминаний и переживаний. Для вас же важно осознать, что
происходит именно сейчас. «Сейчас я вижу твои глаза, они прекрасны и напоминают мне туман в лунную ночь» — это, конечно, красиво сказано и, возможно, правда. Но совсем не это мы имеем в виду, когда говорим об ощущениях и осознании. Проведите грань между тем, что вы видите на самом деле и тем, где вы делаете выводы и представляете себе что-то. Такие первичные сенсорные данные — это основа всех переживаний и одни из немногих четко определенных примет в нашей жизни. Очень важно уметь разделять реальность воспринимаемого нами и наши представления и мысли об этом. Между ними есть качественное различие. Эта грань и есть то, что стоит между реальностью и воображаемым миром.
В течение своей жизни я часто отвергал один авторитет только затем, чтобы заменить его другим. В сущности я боялся мысли о том, что в мире есть кто-то еще похожий на меня, кто знает меня так же хорошо. Теперь я пришел к ощущению, что совсем не обязательно прибегать к авторитетам, чтобы узнать, зачем и как жить. Наши нервы, глаза и уши должны начать проникать сквозь пелену, что они сплели для нас, в то время как наши руки хотят объять мир, а сердца — почувствовать его. Мы должны заново открыть свою способность ПРОБОВАТЬ САМИМ. Тогда мы тоже сможем судить о мире.
К Брукс «Сенсорное осознание»
Мы обогатимся, если приучим себя проверять время от времени качество своего существования. Нам следует развивать навыки отслеживания своих ощущений и осознания. На самом деле, мы можем стать очень чувствительными к моментам избегания и, обратив внимание на чувства, которые сопутствуют актуальному моменту избегания, сумеем еще раз исследовать аспекты себя, являющиеся ключом к дальнейшему росту. Например, если вы обнаружите, что вместо того, чтобы принимать участие в дискуссии, ваши мысли где-то витают, то первым шагом на пути к управлению собой может стать осознание того факта, что вы мечтаете среди бела дня. Сюда входит определение продолжительности ваших ежедневных мечтаний, их причин и, наконец, признание того, что вы это
делаете. В следующий раз оказавшись в состоянии такого витания, мысленно вернитесь к тому моменту, когда «выключились» из окружения и ушли в фантазии. Что случилось в этот Момент? Может быть, вы пытались избежать чувства гнева, печали, скуки или вины?
Когда ситуация, приведшая нас к потере осознания происходящего, станет ясна, следующий шаг — это решить, стоит ли находиться в состоянии полного осознания и насколько полезно избегание. Когда вы ходите вокруг больничной ограды, ваши основные чувства могут быть столь удручающими, что, возможно, и стоит «выключиться». Важно, чтобы вы знали, что у вас есть выбор — выключаться или нет. Большинство людей не подозревают о его существовании: они проводят большую часть своей жизни в «выключенном» состоянии.
Быть «выключенным» означает, что вы не осознаете того, что происходит в данный момент. Но этот момент — это все, что есть. Остальной мир продолжает жить, как и всегда, но все, что мы можем испытать в настоящем, происходит в нашем сознании именно сейчас. Мы не можем непосредственно сейчас ощущать наши воспоминания, мечты или фантазии о будущем. Они — наша коллекция сенсорных ощущений из прошлого. В них мало неожиданного. Но если мы выберем быть «включенными», не уходить от осознания, настоящее вокруг нас становится рогом изобилия, полным волнующих сюрпризов и открытий.
Часто принято различать зоны осознания. Внешняя зона включает осознание всего происходящего во внешнем мире, то есть всего того, что «не-Я». Внутренняя зона относится к ощущениям внутри, «под кожей». Кожа «служит» границей между этими двумя зонами. Стоит отметить, что приведенные здесь определения зон осознания служат лишь моделью, весьма полезной для различения и узнавания нашего осознания. Но эта модель имеет и границы применимости — она может стать нелепой, если ее рассматривать лишь как сочетание двух значительных деталей. Учитывая эти ограничения, если вы оказались в замешательстве при определении того, с какой из зон имеете дело, используйте следующий прием: если ощущения доступны только вам и никому другому, — это внут-
ренняя зона; если они доступны и другим людям, то это, вероятно, внешняя зона.
Третью зону называют «средней зоной», там имеют место все процессы планирования, воображения, желания, анализирования, воспоминания и так далее. Но об этом позже.
Осознание—это одновременно делание и знание.
Джон Энрайт
Следующие два упражнения приведены для того, чтобы вы почувствовали внешнюю и внутреннюю зоны.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ВНЕШНЯЯ ЗОНА
(Сенсорное осознание)
Сосредоточив внимание на внешней зоне, продолжайте предыдущее упражнение, завершая фразу «сейчас я осознаю...» Продолжайте осознавать то, что приходит к вам извне. Например:
Сейчас я осознаю черные полоски меж досок. Сейчас я осознаю обилие света в твоих глазах.
Наблюдайте реальность, а не свои мысли.
ФрщПерлз
ФИГУРА И ФОН
Одинокая сосна на холме прорисовывается На низком и сером небе перед рассветом.
Arogau
Из всего многообразия всевозможных ощущений мы выбираем лишь несколько и фокусируем на них свое внимание (как всегда — в каждый данный момент времени). Это выделенное нами ощущение становится «фигурой», обособленной от всех прочих, сливающихся в этот момент друг с другом на заднем плане и становящихся «фоном». Способностью к выделению четких и ясных фигур из окружающего их фона определяется то, насколько нам удается использовать окружающий мир для удовлетворения своих потребностей и продолжения роста. Следующее упражнение даст вам возможность попытаться исследовать ваш способ взаимодействия с окружающим миром.
УПРАЖНЕНИЕ 6. ФИКСАЦИЯ
(Предметы)
Не вдаваясь в подробности, представьте себе два или три стола, находящихся в комнате, где вы сидите. Вы когда-нибудь рассматривали их внимательно? Вас интересовало, из чего они сделаны и как собраны? Что вы чувствуете по поводу каждого из них? Какой стол вам нравится больше, чем другие? А теперь осмотрите его тщательно. Удавалось ли вам зафиксировать образ этого стола в воображении до того, как вы внимательно его осмотрели?
«Я поразился неуклюжей конструкции стола, стоящего у моей кровати, отвратительному виду его сосновых инкрустаций и дымчатого стекла на поверхности. Мне он не нравится, я избавлюсь от него».
ГЛАВА 4
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ты волен делать что угодно.
Только перенеси последствия.
Шелдон Копп
Акт осознания — это не пассивное действие, скорее это агрессивное проникновение. Оно включает в себя выбор того, на чем нам следует сфокусироваться. Из мириад событий, происходящих в нашем сознании, мы все время выбираем одно или два, чтобы обратить на них внимание. Это еще и способ неизменного фокусирования на осознании телесных ощущений.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ОСОЗНАНИЕ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Позволив вниманию свободно блуждать во всех зонах осознания, начните ряд предложений словами «сейчас я осознаю...» и закончите их словами «.. .и беру ответственность за это на себя». Как обычно, старайтесь не оценивать сказанное и не пытайтесь угадать, что является целью этого упражнения. Просто следуйте нашему пожеланию и осознавайте происходящее.
«То, на чем я фокусируюсь, — это мой собственный выбор, в котором я выбираю — почувствовать или избежать. Вот сейчас я не чувствую (а на самом деле игнорирую) дрожь в ногах. Но я чувствую пустоту в животе».
Некоторые люди считают, что мы не отвечаем за то, кто мы есть, или за свой выбор, на чем остановить фокус своего сознания. Это философская точка зрения, порождающая беспомощность и отчаяние. Как только мы признаем, что независимо от заложенного в нас родителями и независимо от влияния общества мы сами несем за себя ответственность, в тот же момент у нас появится возможность для самоизменения и для собственного роста.
Рост подразумевает развитие самоосознания. Чтобы это стало возможным, мы должны сфокусировать свое сознание. Нам нужно не просто осознавать, но осознавать и качество своего осознания. То есть мы должны стараться осознать сущность процесса фокусировки сознания и своего над ним контроля. Мы должны также сделать выбор и действовать в соответствии с ним.
К несчастью, иногда случается так, что мы открываем в себе нечто такое, что предпочли бы не осознавать. «Например, у меня могут быть качества, которые мне не нравятся. Если я исключу их из процесса осознания, то я ограничу целую область, которую мог бы осознать. Часто последствия этого простираются далеко за пределы границ осознания. Например отказываясь понимать, что злость — это тоже часть меня самого, я, возможно, в такой степени буду останавливать себя в проявлениях злости, что окончательно потеряю способность выражать себя. Подобным образом те части меня, что я считаю запретными, могут сначала игнорироваться и со временем исчезнуть». Дети, наученные бояться собственной сексуальности, или взрослые, испытывающие отвращение к сексуальным переживаниям и ощущениям, учатся подавлять эти чувства, что может навсегда нарушить гармонию их сексуальной жизни. В обоих этих примерах потеря одной из граней личности приводит к снижению способности отвечать миру. И наоборот, взятие на себя ответственность за то, кто мы есть, ведет к великой способности дать миру ответ.
Не все пути развития ведут к пониманию того, кто мы есть, \в частности это касается тех путей, которые отрицают взаимосвязанность «всего со всем в этом мире».
Есть люди, уверенные в том, что человеческая сущность сама по себе плоха и что единственный путь просвещения — в подчинении, подавлении животного начала в себе. Несмотря на то, что определенные стороны бытия затрудняют достижение гармонии в жизни человека, гораздо больше сложностей создается игнорированием собственной природы и избеганием тех особенностей поведения, которых мы боимся. Как Данте, мы должны спуститься до дна ада, прежде чем уйти, и возможно — после мы узнаем, что не так уж мы и ужасны.
Мы очень многообразны, больше чем можем себе представить, а поведение, позволяющее нам «изжить животное начало в себе», может слишком дорого нам стоить — мы потеряем больше, чем способны вообразить.
Есть слабое утешение в знании, что я никогда
не буду прежним. Джордж Роснер
УПРАЖНЕНИЕ 3.
УПРАЖНЕНИЕ 4. БЕСПОМОЩНОСТЬ
Начните несколько предложений словами «Я не могу...» Подумайте о том, что вы не способны сделать в данный момент своей жизни, включая действия физические (игра в хоккей или на скрипке) и умственные (решение сложного уравнения, приведение в порядок финансовых дел). Если это дается вам с трудом, скажите: «Я делаю это тупое упражнение». Как обычно, мы советуем прямо проговорить эти утверждения — наедине или с партнером. Быстро определите, что вы чувствуете при произнесении этих фраз. Постарайтесь запомнить громкость вашего голоса, свою позу, телодвижения или их отсутствие.
А теперь повторите те же утверждения, заменив слова «я не могу» словами «я не буду». Проделывая это, старайтесь не оценивать содержание и смысл произносимого. Просто говорите — осознавайте при этом, что вы чувствуете, в каком положении находится ваше тело, как звучит ваш голос. Почувствовав, что забыли какое-то предложение, скажите «Я не буду помнить, что...» и прочувствуйте, что при этом происходит.
«В первый же раз, когда я сделал это упражнение, я начал понимать, что гораздо меньше ограничен в действиях,
4-2356
чем я мог себе представить. Например, я сказал: «Я не могу играть на пианино», а когда заменил «не могу» на «я не буду», выяснил, что определенно могу играть, но всегда предпочитал направлять усилия в другую сторону. Полезно вспоминать этот урок в тех случаях, когда сравниваешь себя с кем-то более опытным и умелым».
Уходя от ответственности, мы чаще всего ведем себя так, будто не можем отвечать за себя. Алкоголик скорее скажет: «Я не могу перестать пить», чем «Я не перестану пить». В смысле поведения это скорее всего означает, что он мог бы бросить пить, остановив поднесение стакана ко рту. Но на каком-то уровне, сознает он или нет, весь его организм делает выбор в пользу пьянства.
Вместо того, чтобы воспринимать человека в качестве набора условных рефлексов и объекта для прихотей судьбы, гештальт-философия видит его как существо, всегда имеющее выбор. Удивительно, насколько легко такая перемена в восприятии и осознании себя приводит к заметным изменениям в поведении. Даже когда мы страдаем от боли, вызванной внешним источником, мы можем реагировать разными способами — принять эту боль, бороться с ней, жаловаться на нее или заниматься поисками избавления.
Конечно, поиск избавления от боли не есть единственный вариант, но если мы ищем — это наш собственный выбор, выражаемый действиями, сколько бы мы ни говорили о своей беспомощности. В некотором смысле невозможно избежать принятия решения и ответственность все равно лежит на нас.
Излишние обобщения с использованием неопределенных местоимений (например, «это» или «что-то») вместо личных «я» или «ты» — вот в чем чаще всего выражается использование языка для того, чтобы отказаться от собственной ответственности за сказанное и за то, к кому мы обращаемся.
УПРАЖНЕНИЕ 5. ОБОБЩЕНИЯ
Работая с партнером, опишите нечто ранее происходившее с вами с помощью слов «это», «кто-то», заменив ими
слова «я» и «ты». А теперь расскажите историю заново,, вернувшись к личным местоимениям «я» и «ты».
Например:
«Бывает довольно неприятно, когда кто-то обнаруживает, что документы не готовы к сроку» замените на «Мне было довольно неприятно, когда ты обнаружил, что я не подготовил документы к сроку!»
Вы заметили разницу в качестве своего общения с партнером, когда использовали «я» и «ты» вместо «это» и «кто-то»? Когда мы решаемся принять ответственность за собственные чувства, мы заявляем о своей человечности и побуждаем других людей к ответу. Они могут не узнать нас или даже, воспользовавшись нашей человечностью, напасть на нас, претендуя на то, что сами безгрешны. Несомненно, бывают случаи, когда вы, говоря о ком-то другом, на самом деле описываете самого себя. Так или иначе, необходимо понимать, что у нас действительно есть выбор, как пользоваться словами.
Многие вопросы, особенно начинающиеся со слов «почему», маскируют утверждения или скрытые требования. Это удобная форма принятого в обществе сокрытия определенных чувств, которые легко было бы распознать, если высказать прямое утверждение. Например за вопросом: «Почему бы тебе не заняться сегодня обедом пораньше, дорогая?» может скрываться следующее: «Я очень голоден и хотел бы, чтобы ты подала обед». Но выбирая вопросительную форму, я пытаюсь избежать открытого конфликта, который, возможно, последует за прямым требованием.
Мы часто грешим, используя вопросы как способ постоянно просить помощи. «Как мне открыть эту банку?» или «Как ты сажаешь эту рассаду? » Более прямо то же самое можно выразить иначе: «Не откроешь ли ты эту банку? » или «Я хочу, чтобы ты посадила эту рассаду». Несомненно, некоторые вопросы могут быть вызваны просто потребностью в информации, но за бесконечными просьбами о том, чтобы нам рассказали, как сделать то или иное дело, прячется чувство беспомощности.
Человек, постоянно задающий вопросы, часто как бы находится в состоянии фрустрации. Вопрошающий все время требует ответов, а потому внимания к себе — как ребенок.
Если внимательно слушать задающего вопрос, может выясниться, что ему на самом деле не нужна информация или сам вопрос не нужен, или что пациент в некой части себя ленив... Подлинные вопросы легко отличить от надуманных — последние рассчитаны на то, чтобы заставить или упросить другого так или иначе нечто сделать определенным образом. С другой стороны, вопросы типа: «Как дела?» и «Осознаешь ли ты, что...» выражают истинную поддержку.
Левщки и Перлз
УПРАЖНЕНИЕ 6. ВОПРОСЫ
В своей повседневной жизни попробуйте превратить некоторые из вопросов в утверждения или просьбы. Например:
Вопрос «Почему ты хочешь выпить еще стаканчик, дорогой?» станет утверждением-просьбой — «Дорогой, остановись, я думаю, тебе уже хватит».
Когда прямое высказывание утверждений и просьб войдет в привычку — уменьшится и наша терпимость к бесконечным вопросам со стороны других людей. Одним из последствий могут стать перемены в некоторых взаимоотношениях. Из-за того, что привычка замены прямых утверждений вопросами столь характерна для нашей речи, глупо ожидать, что с изменением вашего языка изменится и язык окружающих. Отказ