Безнравственные действия над питомцами. Совращение (Австрия)
(Австрия. Уголовный кодекс, § 131, проект § 188. Германия. Уголовный кодекс, § 173)
Безнравственные действия над лицами, вверенными чьему-либо воспитанию или надзору и находящимися в большей или меньшей зависимости от совершающего эти действия, очень близки к преступлениям, описанным в предыдущем разделе, хотя они и не оскорбляют настолько нравственное чувство, как эти последние. Преступления этого рода, подведенные законодателем под особую статью, представляют психопатологический интерес только в исключительных случаях.
[1]Философские воззрения Гартмана (Philosophie des Unbewussten. Berlin, 1869. S. 583) сводятся к следующему. Любовь причиняет больше горя, чем радости. Отрада, ею доставляемая, не что иное, как чистая иллюзия. Разум повелевал бы избегать любви, если бы не роковое половое влечение; стало быть, самое лучшее – это подвергнуть себя кастрации. Те же взгляды, но без последовательности Гарт мана, мы встречаем уже у Шопенгауэра в его сочинении «Мир как воля и представление» (Die Welt als Wille und Vorstellung. 3 Aufl., Bd. 2. S. 586 ff.).
[2]В оригинале цитируется на французском языке. – Ред.
[3]В настоящем издании они приведены в переводе на русский язык. – Ред.
[4]Lombroso. Der Verbrecher. Übers, von Fränkel. S. 38 ff.; Westermarck. Geschichte der menschlichen Ehe. Übers, von Katscher und Grazer. Jena, 1893; Плосс. Женщина в естествознании и народоведении. Перев. под ред. д-ра А. Г. Фейнберга. Спб., 1898 г.; Мюллер Й. Половая жизнь первобытных народов. Лейпциг, 1902.
[5]По Вестермарку (указ. соч.): «Не чувство стыдливости породило появление одежды, но, наоборот, одежда вызвала возникновение чувства стыдливости. Первоначально, однако, прикрытие половых органов возникло из желания обоих полов понравиться друг другу».
[6]Этот общий взгляд, установленный, между прочим, и многими историками культуры, требует, однако, известного ограничения, поскольку символический и освящающий характер брака впервые сформулирован был в определенной, ясной форме лишь Тридентским собором, хотя уже самый дух христианства делает понятным освобождение женщины от того низкого положения, какое она занимала в древнем мире и в Ветхом завете.
Такое позднее признание значения брака объясняется отчасти легендой о последовательном создании женщины из ребра мужчины, об ее роли в грехопадении и о постигшем ее заклятии: «а он (муж) будет господствовать над тобою». Так как грехопадение, ответственность за которое Ветхий завет возлагает на женщину, легло в основу церковного учения, то социальное положение женщины должно было оставаться приниженным до тех пор, пока дух христианства не взял верх над легендами и схоластикой.
Достойно внимания то, что в Евангелии, если исключить запрещение развода (Мф 19:9), не содержится ни одного места в защиту интересов женщины. Милосердие к прелюбодейке и к кающейся Магдалине само по себе не касается положения женщины. Напротив, Послания св. Павла прямо указывают на то, что в положении женщины не должно быть ничего изменено (1. Кор 11: 3–12; Еф 5:22: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» и 33: «а жена да боится своего мужа»).
Насколько вина Евы вооружила против женщин отцов церкви, видно хотя бы из следующих выдержек из Тертуллиана: «Женщина, ты должна всегда ходить в печальной одежде и тряпье, глаза твои должны быть всегда полны слез. Ты погубила род человеческий». Св. Иероним еще строже относится к женщине. По его словам «женщина есть врата дьявола, путь беззакония, жало скорпиона» (De cultu feminarum 1, 1).
Каноническое право говорит: «Только мужчина создан по образу и подобию Божьему, но не женщина; поэтому женщина должна служить ему и быть его слугой!»
На соборе в Маконе в VI веке серьезно дебатировался вопрос о том, имеется ли вообще у женщины душа.
Подобные взгляды церкви довольно сильно повлияли на народы, принявшие христианство. У германцев после принятия новой веры пеня за смертоубийство женщины – наивное выражение ценности последней – в силу указанных причин была понижена (Falke J. Die ritterliche Gesellschaft. Berlin, 1862. S. 49). Об оценке обоих полов у иудеев см. III книгу Моисея 27:3–4.
Полигамия, в Ветхом завете (Второзаконие 21:15: «если у кого будут две жены и т. д.») ясно признанная, в Новом нигде, по существу, не отменяется. Действительно, христианские князья (например, Меровинги – Хлотар I, Харибер I, Пипин I и многие знатные франки) жили в многобрачии, в то время церковь нисколько против этого не возражала (Weinhold. Die deutschen Frauen im Mittelalter II. S. 15; ср. также Unger. «Die Ehe» и сочинение Луи Бриделя «Женщина и право» – Bridel L. L a femme et le droit. Paris, 1884).
[7]Ср. Friedländer. Sittengeschichte Roms; Wiedemeister. Der Сaesarenwahnsinn; Светоний; Moreau. Des aberrations du sens génésique.
[8]Указания эти, однако, стоят в противоречии с мнением Фридрай-ха («Учебник по судебно-врачебной практике» – Friedreich. H andbuch der gerichtsärztlichen Praxis, 1843, I. S. 271), согласно которому педерастия наблюдается очень часто у дикарей Америки, далее с взглядами Ломброзо (указ. соч. S. 42) и Блоха («Статьи по этиологии сексуальной психопатии») – Block. Beiträge zur aetiologie der Psychopathie sexualis. 2 t. 1903.
[9]Ср. Friedreich. Gerichtliche Psychologie. S. 389, где собраны многочисленные примеры. Так, монахиню Бланбекен неустанно преследовала мысль, что могло стать из части тела, утраченной при обрезании Спасителя.
Вероника Джулиани, причисленная по воле папы Пия II к лику святых, из благоговения к божественному ягненку брала земного ягненка к себе в постель, осыпала его поцелуями, прикладывала к грудям и даже давала ему несколько капель своего молока.
Св. Екатерина Генуэзская часто страдала столь сильным внутренним жаром, что для того, чтобы умерить этот жар, она ложилась на землю, восклицая при этом: «Любовь, любовь, я не в состоянии больше терпеть». В такие минуты она испытывала особое влечение к своему духовнику. Однажды она подняла его руку к своему носу и ощутила при этом запах, проникший ей в сердце, «небесный запах, сладость которого могла бы разбудить мертвых».
Подобной же страстью обуреваемы были св. Армелла и св. Елизавета к ребенку Иисусу. Известны искушения св. Антония Падуанского. Характерна старая протестантская молитва: «О если бы я обрела тебя, прелестный Эммануил, о если бы ты был у меня в постели, как это возрадовало бы тело мое и душу; о приди ко мне и да будет мое сердце твоей кельей».
[10]Ср. Friedreich. Diagnostik der psychischen Krankheiten. S. 247 ff.; Neumann. L ehrbuch der Psychiatrie. S. 80.
[11]Эта триада находит выражение не только в вышеописанных явлениях действительной жизни, но и в религиозной литературе и даже в изящных искусствах времен упадка. Знаменита в этом отношении, например, группа Бернини, изображающая св. Терезу, «которая в истерическом изнеможении опускается на мраморное облако, в то время как влюбленный ангел вонзает ей в сердце стрелу божественной любви» (Любке).
[12]Макс Мюллер выводит этимологию слов «фетиш» от лат. faotitus – искусственная, незначительная вещь.
[13]Deutsches Montagsblatt. Berlin, 20, 8, 88.
[14]Человек, принадлежащий, по Маньяну, к категории «позднейших спинно-мозговых», довольный и удовлетворяющийся всякой женщиной, может только найти исход своему сладострастию. Купленная или вынужденная любовь не есть любовь (Мантегацца). Тот, кто придумал поговорку: «в темноте все женщины одинаковы», был, наверно, большим циником. Способность мужчины к совершению полового акта вообще не служит еще доказательством, что последнее действительно доставляет ему высшее любовное наслаждение.
Ведь бывают мужчины, не любящие своих жен и все же могущие выполнить свои супружеские обязанности. В большинстве случаев, однако, при таких условиях отсутствует чувство сладострастия; здесь имеет место по преимуществу своего рода онанистический акт, часто выполнимый только при помощи фантазии, рисующей мужчине в это время образ другой, любимой женщины. Подобным обманом может быть даже вызвано чувство сладострастия, но в основании этого зачаточного психического удовлетворения лежит психический искусственный прием, совершенно так же, как при одиночном онанизме, когда для получения сладострастного ощущения приходится не раз прибегать к помощи воображения. Вообще та степень оргазма, с помощью которого дело доходит до появления сладострастного ощущения, мыслима, по-видимому, только при участии психики. Там, где существуют психические препятствия (равнодушие, отвращение, боязнь заражения, опасение беременности и т. п.), чувство сладострастия при совершении полового акта, как представляется, вообще отсутствует.
[15]В оригинале цитируется на французском языке. – Ред.
[16]Эстетическое воздействие при этих условиях не играет никакой роли, так как чувственная красота – понятие относительное, совершенно индивидуальное. Скорее, здесь может быть речь о бессознательном стремлении, так сказать, к самодополнению, об инстинктивном выборе сотоварища, который может создать наилучшие условия в целях продолжения рода. Хэвлок Эллис указывает, по-видимому, правильно, что женщина прежде всего обращает внимание на физические свойства мужчины.
Он ссылается при этом на Шатобриана, который однажды высказался следующим образом: «Известно, что женщина чувствует большее влечение к высокому, сильному мужчине, чем к малорослому, слабому, и я где-то читал, что девушка, которой бы предложили выбор между Геркулесом и Адонисом, отдала бы предпочтение Геркулесу».
[17]Феррир («Функции мозга») предполагает существование обонятельного центра в области gyrj uncinati (крючок гиппокампальной извилины). Цукеркандль («О центре обоняния», 1887), опираясь на сравнительно-анатомические исследования, думает, что аммонов рог принадлежит к обонятельным центрам.
[18]Новейшие исследования Мюллера (Klinische und expérimentale Studien…, Deutsche Zeitschrift für Nervenheilkunde, xxI) делают весьма вероятным, что центр эрекции находится не в conus medullaris (нижний отдел, мозговой конус) спинного мозга, но в симпатических ганглиозных клетках у основания таза; таким образом, эрекция является рефлексом симпатического нерва.
[19]См. монографию Альберта Хагена об отношениях обоняния к половой деятельности (Hagen A. Die sexuelle osphresiologie. Charlottenburg, 1901), далее работу Молля «Исследования полового влечения» (Moll A. Untersuchungen über die libido sexualis. S. 377). См. литературу об исследованиях влияния обонятельных впечатлений на пробуждение полового влечения.
[20]Интересные, кроме того, наблюдения над любовным действием пота у обоих полов имеются у Фере (Féré. L ’instinct sexuel. Paris, 1899. P. 127).
[21]Лейкок (Nervous diseases of women, 1840) находил связь между пристрастием к мускусу и ему подобным запахам и половым возбуждением дам; см. также: Bernard L. Les odeurs dans les romans de Zola. Montpellier, 1889.
[22]Следующее наблюдение, сообщаемое Бине, по-видимому, противоречит этому воззрению, но, к сожалению, автор ничего не говорит о самом человеке, бывшем предметом наблюдения, а между тем при всех обстоятельствах это имеет решающее значение для связи между обонянием и половым чувством. Студент-медик Д. сидит на скамье в общественном саду, глубоко погруженный в чтение медицинской книги. Внезапно он чувствует сильную эрекцию. Он озирается и замечает, что другой конец скамьи занят раздушенной дамой. Д. мог объяснить себе появление эрекции только бессознательно до него дошедшим обонятельным впечатлением.
[23]Fliess. Die Beziehungen zwischen Nase und weiblichen Geschlechtsorganen. Wien, 1897; Cerviset. Contribution à l’étude du tissu erectile des fosses nasales. Thèse de Lyon, 1887; Peyer. – Münchener medizinische Wochenschrift, 4; Endriss. Dissertation. Würzburg, 1892.
[24]Meibomius. De flagiorum usu in re medica. London, 1765; Boileau. The history of the flagellants. London, 1783; Doppet. Aphrodisiaque externe. Paris, 1788.
[25]Cooper. Der Flagellantismus und die Flagellanten; Hansen. Stock und Peitsche im XIX Jahrhundart (Dohrn, Dresden), 2 Bde.; Corvin. Histo-rische Denkmale des christlichen Fanatismus. Leipzig, 1847; Förslemann. Die christlichen Geisslergesellschaften. Halle, 1828.
[26]Луперки – в Древнем Риме участники луперкалий, праздника плодородия, которые стегали ремнем из козлиной кожи встречных женщин, чтобы сделать их плодовитыми. – Ред.
[27]Zeig. für Literatur… der Hamburge. Korrespondenten, 1889, N 21.
[28]Сp. Garnier. Anomalies sexuelles. Paris. P. 514; Moll A.. Die kon-träre Sexualempfindung. 2 Aufl. S. 222; Frigerio. – Archivio di psichiatria, 1893; Cristiani. – Archivio delle psicopatia sessuali. P. 182: «автопедерастия у одного душевнобольного, подверженного приступам безумия».
[29]Ср. Roubaud. Traité de l’impuissance et de la stérilité. Paris, 1878.
[30]Bardach. Die Physiologie als Erfahrungswissenschaft, 1826–1840; Ploss. Das Weib, 1891, 3 Aufl; Ellis H. Mann und Weib (übers, von Kurella), 1894; Moll A. Die konträre Sexualempfindung, 3 Aufl. S. 3; Idem. Untersuchungen über die Libido sexualis, 1891–1898.
[31]Laurent. Les bisexués. Paris, 1894; Idem. De l’hérédité des gynécomastie. – Annales d’hygiène publique, 1890.
[32]См. Moll А. U ntersuchungen über die Libido sexualis. S. 335–350, где приведены многочисленные примеры извращенных половых особенностей в сфере как физической, так и психической, вплоть до извращения полового чувства.
[33]Литература. Parent-Duchâtekt. Prostitution dans la ville de Paris, 1837; Rosenbaum. Entstehung der Syphilis. Halle, 1839; Idem. Die Lustseu-che im Alterthum. Halle, 1889; Descuret. La médecine des passions. Paris, 1860; Casper. Klinische, Novellen, 1860; Bastian. Der Mensch in der Ge-schichte; Friedländer. Sittengeschichte Roms; Wiedemeister. Caesarenwahn-sinn; Sehen. Deutsche Cultur– und Sittengeschichte. Bd. I. Kap. 9; Jeannel. Die Prostitution. Übers, von Müller. Erlangen, 1869; v. Krafft-Ebing. Neue Forschungen auf dem Gebiete der Psychopathia sexualis. 2 Aufl. Stuttgart, 1891; Taxil. La prostitution contemporaine. Paris, 1884; Frank Lydston. Philadelph. med. and surg. reports, 1889; Urquhardt. – Journal of Mental Science, 1891, January; Antonini. – Archivio di psichiatria, XII, 1, 2; Can-tarano. – La Psichiatria, V, 2, 3; Krams. Psychologie des Verbrechens, 1884; Kiernan. – The Medical Standard, 1889, November; Delcourt. Le vice à Paris, 1889; Lombroso. L’uomo delinquente. 2 ed., 1878; Toulmouche. – Annal, d’hygiène, 1868; Giraldès et Horteloup. Ibid. 1876 P. 419; Eulenburg. Klinisches Handbuch der Harn– und Sexualorgane, 1894. 4 Abt. S. 36; Moll. Untersuchungen über die Libido sexualis, 1897; Archivio delle psicopatie sessuali. Napoli (1896), volume unico; Tardieu. Des attentats aux moeurs. 7 éd., 1878; Emminghaus. Psychopathologie. S. 98, 225, 230 232; Schule. Handbuch der Geisteskrankheiten. S. 114; Marc. Die Geisteskrankheiten. Übers, von Ideler. II. S. 128; v. Krafft-Ebing. Lehrbuch der Psychiatrie. VII, 2; Moreau. Des aberrations du sens génésique. Paris, 1880; Kirn. – All-gemeine Zeitschrift für Psychiatrie, 39. H. 2–3; Lombroso. Geschlechtstrieb und Verbrechen in ihren gegenseitigen Beziehungen (Coltdammer’s Archiv. Bd. 30); Tarnowsky. Die krankhaften Erscheinungen des Geschlechtssinnes. Berlin, 1886; Ball. La folie erotique. Paris, 1888; Sérieux. Recherches clini-ques sur les anomalies de l’instinct sexuel. Paris, 1888; Hammond. Половое бессилие Перев. д-ра А. Г. Фейаберга. Спб., 1897; v. Krafft-Ebing. Ueber sexuale Perversionen – Leydens deutsche Klinik, 1901. VI; Schrenk-Notzing. Die Suggestionstherapie, 1892; Idem. – Zeitschrift für Hypnotismus, VII. H. 1 и 2, VIII. H. I; Moll. Die konträre Sexualempfindung. 3 Aufl., 1899; Idem. Untersuchungen über die Libido sexualis, 1897–1898; Hirschfela. -Jahrb. für sexuelle Zwischenstuben, Jahrg. I–IV; Bloch. Beiträge zur Aetiologie der Psychopathia sexualis, II t., 1903.
Весьма велико число французских романистов, посвящавших свое внимание извращению полового чувства; так, укажем на Катюла Мендеса, Пеладана, Лемонье, Дюбю де ла Фореста, Гюисманса, Золя.
[34]Интересный пример влияния, какое может оказать и (насильственное) представление неполового содержания, приводится Маньяном (Annales médico-psychologiques, 1885). Студенту, 21 года, с сильным наследственным отягощением, в прошлом онанисту, постоянно приходилось бороться с навязчивым представлением цифры 13. Каждый раз, когда он предпринимал попытку полового сношения, это навязчивое представление парализовало у него эрекцию и делало невозможным акт совокупления.
[35]Луйе-Виллерме также наблюдал мастурбацию у девочки 3–4 лет, а Моро (Aberrations du sens génésique. 2 éd. P. 209) – даже у девочки 2 лет. См. далее: Maudsley. Physiologie und Pathologie der Seele. Übers von Böhm. S. 218; Hirschsprung (Копенгаген). – Berliner klinische Wochenschrift, 1886, N 38; Lombroso. Der Verbrecher. Übers, von Fränkel. S. 119 ff.
[36]Marc. Die Geisteskrankheiten… Übers, von Ideler, I. S. 66.
[37]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[38]Magnan. Psychiatrische Vorlesungen. Übers, von Möbius. H. 2, 3. S. 27.
[39]См. Kirn. – Allgemeine Zeitschrift für Psychiatrie. Bd. 39; Legrand du Saulle. – Annales d’hygiène, 1868, Octobre.
[40]Maschka. Handbuch der gerichtlichen Medizin, III. S. 18.
[41]Lasègue. Les exhibitionistes. – Union médicale, 1871, 1 Mai.
[42]Legrand du Saulle. La folie devant les tribunaux. P. 530.
[43]Kirn. – Maschkas Handbuch der gerichtliche Medizin. S. 373, 374. Idem – Allgemeine Zeitschrift für Psychiatrie. Bd. 39. S. 220.
[44]Tarnowsky. Die krankhaften Erscheinungen des Geschlechtssinnes. Berlin, 1886. S. 77.
[45]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[46]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[47]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[48]Schopenhauer. Die Welt als Wille und Vorstellung, 1859. Bd. II.
[49]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[50]Ср. Krafft-Ebing R. Arbeiten aus dem Gesamtgebiet der Psychiatrie und Neuropathologie, 1899. IV. S. 389.
[51]Другие случаи см. Krafft-Ebing R. O p. cit., IV. S. 178, 179.
[52]Как на пример сексуальной анастезии можно указать, между прочим, и на великого английского сатирика Свифта. Адольф Стерн («Восемнадцатое столетие. Биографические картины и этюды», 1874) говорит в написанной им биографии Свифта следующее (с. 34): «Чувственный элемент любви, по-видимому, совершенно отсутствовал в нем; доказательство – непринужденный цинизм, проглядывающий во многих местах его писем. Тот, кто внимательно вдумается в некоторые страницы, посвященные позднейшим путешествиям Гулливера, и в особенности в описание брака и потомства гуигнгнмов, благородных коней из последней главы, едва ли усомнится в том, что знаменитый сатирик питал своего рода отвращение к браку, и во всяком случае не испытывал чувства, притягивающего один пол к другому». Действительно, наиболее загадочные стороны характера Свифта, равно как и отдельные его произведения, как, например, «Дневник для Стеллы» и «Путешествия Гулливера», становятся понятными, только если признать Свифта половым анестетиком.
[53]Ultzmann. Über männliche Sterilität – Wiener medizinische Presse, 1878, N 1; Über Potentia generandi et coeundi – Wiener Klinik, 1885. H. 1. S. 5.
[54]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[55]У лиц с сильно развитой половой гиперестезией, сопровождающейся приобретенной раздражительной слабостью полового аппарата, дело может дойти даже до того, что уже при одном взгляде на понравившуюся женскую фигуру, под влиянием психополового центра, без всякого периферического раздражения половых органов приводится в действие не только эрекционный, но и эякуляционный механизм. Такому субъекту достаточно уже мысленно воспроизвести акт полового сношения с женщиной, которую он встречает в вагоне, в гостиной и т. п., чтобы у него наступил оргазм с последующим семяизвержением.
Хэммонд описывает ряд подобных случаев с лицами, поступавшими к нему из-за последовательного развития бессилия, и упоминает, что эти лица применяли для обозначения указанного процесса выражение «мысленное совокупление». Молль из Берлина сообщил мне совершенно аналогичный случай, в котором больной употребил точно такое же выражение.
[56]Раздражение женских половых органов губами и языком: от лат. cunnus женский половой орган, lingua – язык. – Ред.
[57]Названо так по имени знаменитого маркиза де Сада, романы которого полны сладострастия и жестокости. Во французской литературе термин «садизм» получил право гражданства для обозначения этого извращения. Эйленбург (Klinisches Handbuch der Harn– und Sexualorgane) разбирает относящиеся сюда явления под термином «активная алголагния».
[58]Moll A. Die konträre Sexualempfindung, 8 Aufl. S. 160; Krafft-Ebing R. A rbeiten, IV. S. 106; Idem. — Leydens deutsche Klinik, VI Abt. 2. S. 137; Eulenburg. Grenzfragen des Nerven– und Seelenlebens. XXI. S. 1.
[59]См. знаменитое стихотворение А. де Мюссе «Андалузка»:
О Боже, как она прекрасна,
Когда в порыве и мольбе
Объятья простирает властно
И, содрогаясь сладострастно,
Зовет любовника к себе.
[Перев. А. Арго].
(В этом переводе опущены, в частности, такие «детали», как упоминаемые автором в предпоследней строке данного отрывка «неистовые поцелуи и укусы». – Ред.)
[60]Novalis. Fragmenten; Görres. Christiische Mystik. Bd. III. S. 460.
[61]Blumröder. Über Irresein. Leipzig, 1836. S. 51 (в оригинале на латинском языке. – Ред.).
[62]В экзальтации, в пылу сражения в сознание вторгается и представление об экзальтации сладострастия. Ср. у Грильпарцера описание битвы, приводимое одним из воинов:
«Кличем огласились долы, / Рати сшиблись налету, / Щит к щиту – / День веселый! / И ярость мечей / Сечет горячей / Врагов и друзей. / Как любо колоть / Упругую плоть, / В угаре хмельном / Идти напролом»
(«Сон – жизнь», 1 акт) [Перев. Св. Свяцкого].
[63]Шульц (Wiener medizinische Wochenschrift, 1869, N 49) описывает удивительный случай с одним молодым человеком, 28 лет, который в состоянии был совершать с женой половой акт только тогда, когда он предварительно приводил себя в гневное настроение.
[64]Об аналогичных явлениях у животных во время течки см. у Ломброзо (Der Verbrecher. Übers, von Fränkel. P. 18).
[65]У животных также инициатива поисков полового партнера принадлежит самцу; нередко наблюдается мнимое или действительное бегство самки. Тогда налицо такое же соотношение, как между хищным животным и его жертвой.
[66]Завоевание женщины совершается в настоящее время в утонченной форме ухаживания, обольщения, хитрости и т. п. Но из истории культуры и из антропологии мы знаем, что бывали времена и существуют еще народы, у которых любовное домогательство заменяется грубым насилием, похищением, даже приведением женщины в беспомощное состояние нанесением ударов. Возможно, что атавистические наклонности такого рода способствуют вспышкам садизма.
Шефер (Йена) реферирует в «Jahrbücher der Psychologie», II. S. 128, две истории болезни, приводимые Пайером. В первом случае вид сцен борьбы, даже на картине, вызывал состояние сильнейшего полового возбуждения; во втором тот же эффект достигался при истязании мелких животных. Референт прибавляет к этому: «Склонность к борьбе и страсть к умерщвлению составляют до такой степени преобладающий атрибут мужского пола во всем ряде животных, что тесная связь этой стороны мужских наклонностей с чисто половой стороной, очевидно, несомненна. Полагаю, впрочем, возможным констатировать на основании вполне установленных наблюдений, что и у мужчин вполне здоровых в психическом и половом отношении первые смутные, бессознательные предвестники половых стремлений могут быть пробуждены чтением возбуждающих охотничьих описаний и сцен борьбы, соответственно бессознательному стремлению подать повод к воинственным детским схваткам (детская борьба), в которых ведь тоже находит себе выражение основное влечение половой жизни к возможно более экстенсивному и интенсивному соприкосновению с партнером вместе с более или менее явственной мыслью об одолении».
[67]Бывает иногда, что случайное зрелище пролитой крови и т. п. впервые приводит в движение преобразованный психический механизм садиста и пробуждает скрытое извращенное влечение.
[68]См. Metzger. Gerichtliche Arzneiwissenschaft. Hrsg. von Remer. S. 539; Klein. – Annalen, X. P. 176, XVIII. P. 311; Heinroth. System der psych.-gerichtliche Medizin. S. 270; Neuer Pitaval, 1855, 23 Т. (случай Блеза Ферража).
[69]Lombroso С. Geschlechtstrieb und Verbrechen in ihren gegenseitigen Beziehungen – Goltdammers Archiv. Bd. 30.
[70]Ibid. S. 12.
[71]Подобный же факт см. у Кёлле (Kölle. Gerichtlich-psychiatrische Gutachten, 1896. S. 48.
[72]В оригинале цитируется на английском языке. – Ред.
[73]Mac-Donald. Le criminel-typé, 2 éd. Lyon; Spitzka. – the Journal of nervous and mental disease, 1888, December; Kiernan. – The Medical Standard, 1888, November-December.
[74]Georget. Darstellung der Processe Leger, Feldtmann etc. Übers, von amelung. Darmstadt, 1827.
[75]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[76]Maschka. – Prager Vierteljahrschrift, 1886, I. S. 79; Gauster, см. Maschka. Handbuch der gerichtlichen Medizin, IV. S. 489.
[77]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[78]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[79]Michéa. – Union médicale, 1849; Brierre de Boismont. – Gazette médicale, 1859, 21 Juillet; Moreau. O p. cit. P. 250; Epaulant, интересная монография под заглавием «Вампиризм» – «Vampyrisme» (nécrophilie, nécrosadisme, nécrophagie), Lyon, 1901, с изложением всех известных в литературе случаев.
[80]Аналогичный этому случай сообщает Нери (Archivio délie psicopatia sessuali, 1896. P. 109). Один господин, 50 лет, пользовался в публичном доме только теми девушками, которые соглашались, одетые в белую одежду, лежать недвижно, симулируя мертвых. Он же осквернил труп родной сестры, введя половой член в рот умершей вплоть до семяизвержения! (В оригинале на латинском языке. – Ред.) Это чудовище, кроме того, обнаруживало фетишистские склонности к волосам молодых женщин и к отрезанию ногтей у девушек, возбуждавших в нем половые вожделения.
[81](В оригинале на латинском языке. – Ред.). Симон (Crimes et délits. P. 209) приводит наблюдение Лакассаня, которому один приличный господин признался, что он испытывает сильнейшее половое возбуждение только тогда, когда он присутствует при похоронах.
[82]Michéa. – Union médicale, 1849; Limier. – Annales médico-psychologiques, 1849. P. 153; Tardieu. Attentats aux moeurs, 1878. P. 114; Legrand du Saulle. La folie devant les tribunaux. P. 524.
[83]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[84]Таксиль (указ. соч., с. 180) приводит более подробные сообщения об этом психополовом чудовище, представляющем собой образчик привычного сатириаза одновременно с половой парестезией. Маркиз де Сад простирал свой цинизм до того, что вполне серьезно идеализировал свое жестокое сластолюбие и провозгласил себя апостолом основанного на этом учения. Подвиги его в этом направлении (он, например, привел в состояние полового бешенства приглашенное им общество дам и мужчин, дав им кантаридин в форме шоколадных конфет) повели к заключению его в Шарантонское заведение для душевнобольных. Революция в 1790 г. возвратила ему свободу. Он стал писать эротические романы, изобиловавшие сценами сладострастия и жестокости. Когда Бонапарт сделался консулом, маркиз де Сад поднес ему в дар свои романы в роскошном переплете. Консул приказал уничтожить его произведения, а самого автора вновь заточить в Шарантон, где он и умер в 1814 г., 74 лет. Де Сад был неистощим в своих невозможных романах, явно имевших целью пропаганду его учения. По счастью, в настоящее время они стали библиографической редкостью. Сохранились доныне: «История Жюстины» (4 тома), «История Жюльетты» (6 томов), «Философия в будуаре» (London, 1805). Интересна биография де Сада, составленная Ж. Жанином (1835). Новое научное и обстоятельное сочинение о С. написал д-р Марсиа (Biblioteque de criminologie, XIX. 1889. Paris. Masson); во вступлении дан анализ и перечень сочинений Сада. См. далее: Dühren. Marquis de Sade, 1900 (прекрасное сочинение о культуре и нравах xVIII в.).
[85]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[86]Ср. Kraus. Psychologie des Verbrechens, 1884. S. 188; D r. Hofer – Annalen der Staatsarzneikunde, 6 Jahrgang. H. 2; Schmidts Jahrbücher. Bd. 59. S. 94.
[87]Wharlon. A treatise on mental unsoundness. Philadelphia, 1873, 623. По газетным сообщениям, в декабре 1890 года в Майнце совершен был ряд подобных покушений. Молодой парень, лет 14–16, прижимался в толпе к женщинам и девушкам и наносил им острым оружием уколы в ногу. Его арестовали. Он произвел впечатление душевнобольного человека. Дальнейшие подробности об этом случае, с высокой степенью вероятности представляющем образец садизма, отсутствуют.
[88]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[89]Маньян, сообщено у Туано: Attentats aux moeurs. P. 451, подробнее сообщено в работе Гарнье – Annales d’hygiène publique, 1900, Février. P. 112.
[90]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[91]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[92](B оригинале на латинском языке. – Ред.). Лео Таксиль (La corruption. Paris, Noiret. P. 223) приводит такие же свидетельства. Бывают также мужчины, требующие от проститутки всовывать язык в анальное отверстие (в оригинале на латинском языке. – Ред.).
[93](В оригинале на латинском языке. – Ред.). Лео Таксиль (указ. соч., с. 224) рассказывает, что в парижских лупанариях держат для любителей особые снаряды в виде палок, но в действительности представляющие собой лишь наполненные воздухом патроны, какими пользуются, например, цирковые клоуны, угощая друг друга ударами. Садисты прибегают к ним для иллюзорного бичевания женщин.
[94]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[95]Жбанков(?) (Archives d’antropologie criminelle, XIII. P. 697) указывает на Достоевского, который уже отмечал связь между физическим бичеванием и половой жизнью у активных в смысле пробуждения и удовлетворения садистских ощущений субъектов, у истощенных импотентов в целях повышения потенции. Саниченко сообщает об инспекторе лицея, который ежедневно велел сечь в своем присутствии до 50 воспитанников и при этом испытывал настоящий экстаз.
[96]Сын Ивана Грозного, Дмитрий, испытывал огромное наслаждение при виде предсмертных судорог овец, кур, гусей, которых резали в его присутствии (Bibliothèque de criminologie, XIX. P. 278).
[97]Легенда о вампирах особенно распространена на Балканском полуострове. У новогреков она восходит к доисторическим временам, к древнему мифу о ламиях и мормоликах – женщинах, высасывающих кровь. Миф этот обработал Гёте в «Коринфской невесте». Стихи, относящиеся к вампиризму: «высасывают кровь твоего сердца» и т. д., становятся вполне понятными лишь при сравнении с древними источниками.
[98](Крафт-Эбинг цитирует Молля на латинском языке. – Ред.). Еще один случай садизма женщины Молль описывает в 3-м издании своего труда «Die konträre Sexualempfindung». S. 507. Это настоящая противоположность мазохизму мужчины и представляет идеал желаний мазохиста.
[99]Ужасную картину придуманного вполне женского садизма рисует нам гениальный, но несомненно и сам психически ненормальный Генрих фон Клейст в своей трагедии «Пентесилея». В 22-м явлении героиня, охваченная сладострастно-кровожадным бешенством, разрывает на куски заманенного в ее руки, преследуемого ею в любовном чаду Ахилла, натравливает на него свою свору.
«Срывая одежду с его тела, она вонзает свои зубы в его белую грудь и впивается зубами в правую сторону, а ее псы, Оксус и Сфинкс, в соревновании с нею – в левую; когда я явился, рот и руки ее обливались кровью» и затем, когда ужасное зрелище привело Пентесилею в себя:
«Мертвого ли я лобзала? Нет – я его не лобзала? Разорвала в самом деле?
– Так это была ошибка; лобзания, укусы, это похоже одно на другое, и кто любит от сердца, легко может смешать их друг с другом».
В новейшей литературе также встречается описание женского садизма, в особенности у Захер-Мазоха в его романах, о которых нам придется еще говорить, далее у Эрнста фон Вильденбруха в «Брунхильде», у Рашильда в «Маркизе де Сад» и др.
[100]Литература. Krafft-Ebing. Neue Forschungen auf dem Gebiet der Psychopathia sexualis, 2 Aufl.; Idem, Arbeiten aus dem Gesamtgebiet der Psychiatrie und Neuropathologie, IV. S. 127–160; Moll. Die konträre Sexualempfindung, 3 Aufl., 276; Eulenburg. Grenzfragen des Nerven– und Seelenlebens, XIX. Sadismus und Masochismus, 1902; Fuchs. Therapie der anomalen Vita sexualis. Stuttgart. Enke. (Наблюдение 56); Schrenk-Notzing. Die Suggestionstherapie, 1892; Seydel – Vierteljahrschrift für gerichtliche Medizin, 1893, IV. 2 (интересные письма мазохиста); Bloch. Beiträge zur Aetiologie der Psychopathia sexualis, 2 T. Dresden, 1903.
[101]См. биографию Захер-Мазоха в сочинении: Eulenburg. Grenzfragen des Nerven– und Seelenlebens, 1902, XIX. S. 46–51.
[102]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[103]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[104]Это различие в мужестве, с одной стороны, по отношению к стихийным явлениям, с другой – по отношению к волевым конфликтам обращает на себя внимание, хотя и является единственным намеком на эффеминацию.
[105]Transactions of the Colorado State Medical Society quoted in the «Alienist and Neurologist», 1883, April. P. 345.
[106]Поучительные примеры см: Seydel – Vierteljahrschrift für gerichtliche Medizin, 1893. H. 2. S. 275–276.
[107]Существовал во Франции в рамках основанного в конце XI в. аббатства, в котором под руководством настоятельницы (аббатисы) объединялись мужская и женская общины; упразднен в 1792 г. – Ред.
[108]Лео Таксиль (указ. соч., с. 228) описывает мазохистские сцены в парижских домах терпимости. Мужчины, одержимые этим извращением, и там называются «рабами».
В книге Кофиньона «Развращенность в Париже» имеется глава «Одержимые страстью», дающая материал для этой темы. Но наиболее убедительным доказательством распространения мазохизма служит тот факт, что он фигурирует в газетных объявлениях, даже не прикрытый фиговым листком. Так, в «Ганноверишес Тагеблатт» от 4 декабря 1895 г. нам пришлось наткнуться на такого рода публикацию:
«Захер-Мазох (109 404). Дам, интересующихся и воодушевленных произведениями этого писателя и героинями его романов, покорнейше просят указать свой адрес в экспедицию газеты, гарантируется полнейшая тайна».
В том же номере газеты помещено и другое аналогичное объявление!
[109]Möbius. J. J. Rousseaus Krankheitsgeschichte. Leipzig, 1890; Châtelain. L a folie de J. J. Rousseau. Neuchâtel, 1891.
[110]В оригинале цитируется на французском языке. – Ред.
[111]Die krankhaften Erscheinungen des Geschlechtssinnes. Berlin, 1886.
[112]Следует, однако, строго отграничить область мазохизма от той затронутой в книге Циммермана главной темы, что любовь содержит в себе элемент страдания. Уже с древних времен неразделенную любовь описывают как «полную радости и горя», и поэты много говорили о «сладостных муках» и «мучительном наслаждении». Это не должно быть смешиваемо с явлениями мазохизма, как то делает Циммерман, подобно тому как нельзя сюда относить случаи, когда не отвечающую на любовь женщину называют «жестокой». Во всяком случае, заслуживает удивления, что Гамерлинг («Амур и Психея». 4-я песнь) для выражения этого чувства пользуется совершенно мазохистским образом – бичеванием и т. п.
[113]Moll Л. Die konträre Sexualempfindung, 3 Aufl. Berlin, 1899. S. 281 ff. и 317 ff.
[114]Ср. новую работу этого автора о «пассивизме» в «Archives d’antropologie criminelle», 1892, VII. P. 294.
[115]См. Hionen Thsang in: Mémoires sur les contrées occidentales, перевод с китайского St.Julien. I, 124.
[116]Влечение к попиранию себя ногами встречается также у религиозных мечтателей; ср. «Странную историю» Тургенева.
[117]В этом смысле необходимо указать на наблюдение 36 в книге Молля «Исследования полового влечения» («Untersuchungen über die Libido sexualis». Bd. I. 2 T.), a также на наблюдение 56 в 10-м издании нашей «Половой психопатии». Доктор Молль (указ. соч., с. 136) приводит против взгляда на фетишизм ноги и башмака вообще как на явление (иногда скрытого) мазохизма то возражение, что при таком толковании является загадочным, почему фетишист столь часто отдает предпочтение дамским сапогам с высокими каблуками, затем сапожкам или башмакам непременно особого вида, например застегивающимся с помощью пуговицы, лакированным и т. д. На это возражение я должен заметить, что, во-первых, высокие каблуки как раз и характеризуют сапог как дамский и что, во-вторых, фетишист, независимо от полового характера своего влечения, предъявляет к своему фетишу также всевозможные требования эстетического рода. Ср. ниже наблюдение 89, далее интересную теорию, которую высказал Ретиф де ла Бретонн, сам склонный к фетишизму башмака, у Молля в его «Untersuchungen über die Libido sexualis» (S. 498–499).
[118]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[119]Ср. показательный случай у Молля (Untersuchungen über die Libido sexualis. S. 320).
[120]С фетишизмом башмака, очевидно, находится в связи тот факт, что некоторые из подобного рода индивидов, которых не удовлетворяет половой акт или они не в состоянии его совершить, заменяют его трением своих членов между женских ног (в оригинале на латинском языке. – Ред.).
[121]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[122]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[123](В оригинале на латинском языке. – Ред. ). С этим влечением к отвратительному мы встречаемся также в наблюдении 68 8-го издания настоящей книги. Оно, по-видимому, вообще нередко наблюдается у копролагнистов и опирается на фетишизм.
[124]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[125]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[126]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[127]В оригинале на латинском языке. – Ред.
[128]В оригинале на латинс