Типы личности при речевых нарушениях
В дальнейшем, если не проводить логопсихологическую работу, происходят патологические изменения в характере, поведении, личности в целом, формировании установок. В итоге личностные свойства человека с нарушением речи зависят от особенностей его характера, его отношения к своему дефекту. Выделяют несколько типов формирования личности.
Социально ориентированный (конформный). Данный тип демонстрирует конъюнктурное подчинение любым авторитетам в группе. Такие люди обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих интересов готов всегда найти оправдание своим поступкам.
Доминирующий. Этот тип людей характеризуется стремлением к лидерству, жаждой похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям, вместе с тем обнаруживает склонность к интригам. У таких людей слишком высокие притязания к себе и окружающим, они систематически провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Часто отлынивают от работы.
Чувствительный. Повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Такие люди обычно робки и застенчивы при посторонних, не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям.
В юношеском возрасте усиливаются трудности адаптации в связи с осознанием своей отличности от других, возникает комплекс неполноценности. Вместе с тем у таких людей формируется чувство долга, обнаруживаются высокие мо-
ральные требования к себе и окружающим. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.
Тревожный. Людям данного типа свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, усугубляющееся нарушением речи. Они редко вступают в конфликты, играют в основном пассивную роль, б сложных ситуациях ищут поддержки и опоры.
Интровертируемый. Люди с данным типом формирования личности характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности. Они любят одиночество, всеми силами избегают конфликтов с окружающими, протестуют только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Они имеют на все свою точку зрения, которую, вследствие неуверенности в своих силах, не отстаивают в спорах.
Гармоничный. Этот тип у людей с речевыми нарушениями встречается редко. Дети, развивающиеся гармонично, адекватно реагируют на свой речевой дефект. Они активны в своей деятельности. Стремятся к общению, особенно со взрослыми. При хороших способностях они обнаруживают недостаточную дисциплинированность. Иногда переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенны, переживают свои ошибки, но стремятся их исправить.
Сензитивным периодом в становлении характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет. Именно тогда наиболее продуктивно проводить логопсихологическую работу с детьми с речевой патологией, чтобы избежать формирования у них патологических черт личности. Им особенно свойственна зависимость от чужого мнения, поэтому важно вести работу и с родителями. Детям с речевой патологией еще больше, чем остальным, необходима поддержка взрослых, их старания в исправлении недостатков требуют поощрения и посильной помощи родителей или лиц, их заменяющих.
Мотивация общения
В связи с нарушением всех компонентов деятельности у таких детей наблюдаются и изменения мотивационного звена общения. Рассмотрим один из важнейших мотивов общения — мотив афиликации.
Мотив афиликации актуализируется и удовлетворяется только в общении людей. Он обычно появляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с окружающими.
В связи с нарушением речи у детей наблюдается нарушение мотива афиликации, который зачастую заменяется мотивом отвергания, проявляющимся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми. Доминирование у человека мотива отвергания формирует стиль его общения с окружающими, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.
Речевая деятельность нужна для общения. У детей с речевой патологией количество целей общения значительно уменьшается в силу имеющегося дефекта, преобладает ситуативное общение в пределах бытовой тематики.
Таким детям свойственно сужение возможностей коммуникации. Коммуникативная способность включает в себя экстралингвистические факторы, а также подразумевает наличие совпадений мотивационной и познавательной базы субъектов общения.
Низкий уровень языковой способности определяет и соответственно низкий уровень коммуникации, что, в свою очередь, усложняет процесс учебной (коррекционной) коммуникации, поскольку именно коммуникативная способность (способность адекватно целям обучения и воспитания организовывать неречевое и речевое взаимодействие логопсихолог—ребенок) является одним из условий успешности обучения в целом. Поэтому важно расширять коммуникативные способности ребенка с целью формирования и развития у него смысловой системы и связи личности с миром.
Становление речевой деятельности как первичной по отношению ко всем другим видам деятельности очевидно. Поскольку речь тесно связана со всеми ВПФ, она соответственно влияет на ход формирования и развития всех видов деятельности ребенка. Ввиду изменений личности ребенка с речевой патологией измененными оказываются и мотивы деятельности.
Вопросы и задания
1. Что входит в структуру личности?
2. Перечислите основные типы формирования личности.
3. Раскройте специфику личностной сферы детей с речевыми нарушениями.
Тест 17
1. Выберите самое узкое по содержанию понятие:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) характер.
2. Возрастные особенности, свойственные детям с речевой патологией с 3 до 5 лет:
а) низкая речевая активность, пассивность, отсутствие признаков ролевого поведения;
б) речевая активность, участие в сюжетно-ролевых играх;
в) смещение и смешение временных представлений, - путаница в моральных и мировоззренческих установках.
3. Тип формирования личности, для которого характерны робость, застенчивость, большая привязанность к родителям, комплекс неполноценности, повышенная чувствительность ко всему происходящему:
а) социально ориентированный;
б) доминирующий;
в) чувствительный;
г) тревожный;
д) интровертированный,
4. Возраст, который принято считать сензитивным в становлении характера:
а) 2—3 года;
б) 9—10 лет;
в) 2—10 лет.
5. Мотив общения, на который заменяется мотив афи-ликации у детей с речевой патологией:
а) отвергание;
б) аффект (агрессия);
в) стремление к власти.
6. Общение, преобладающее у детей с нарушениями речи:
а) деловое;
б) ситуативное;
в) внеситуативно-личностное.