Взаимовлияние возрастных и речевых кризисов
Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты служат новообразования. По мере взросления ребенок проходит через череду стабильных и критических периодов. В теории Л.С. Выготского феномены психического развития обозначают переход в возрастном развитии к качественно новому специфическому этапу.
Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, более соответствующей новому уровню психического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденное™ (до 1 мес), кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет и др.
Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, что не может иметь самых существенных последствий для его дальнейшего развития. Эти последствия чрезвычайно важны — они масштабны и охватывают всю жизнь ребенка. Соответственно, различной степени отклонения, возникшие в кризисные периоды, могут отрицательно сказываться в дальнейшем.
Чрезвычайно важную роль в развитии ребенка играет речь — средство общения с окружающим миром, способ получения информации и усвоения социального опыта. Формирование речи в кризисные периоды мы и попробуем проследить в данной работе.
Кризис новорожденности
Развитие ребенка открывается актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название «новорожденности». В момент рождения ребенок отде-
ляется от матери физически, но еще не биологически, в основных жизненных функциях оставаясь долгое время биологически несамостоятельным существом. Новорожден-ностъ — как бы соединительное звено между утробным и внеутробным развитием, совмещающее в себе черты того и другого. Это звено представляет собой в буквальном смысле переходный этап от одного типа развития к другому, коренным образом отличному от первого.
Мы можем говорить лишь о зачаточном состоянии психической жизни новорожденного, из которой приходится исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления сознания. Нет ни прирожденных представлений, ни действительного восприятия. Единственное, что может быть обнаружено, — это глухие, неясные состояния сознания, в которых чувственные и эмоциональные части еще нераздельно слиты.
Наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний обнаруживают уже в первые дни жизни ребенка по его общему виду, выражению лица, характеру крика. Крик — первое голосовое проявление ребенка, с помощью которого он может общаться с окружающими его взрослыми, проявляя свое недовольство чем-либо. О речевых проявлениях как таковых в этом возрасте говорить еще нельзя. Симптомом нового периода многие авторы считают появление между первым и вторым месяцем улыбки в ответ на обращение, т.е. первую специфическую реакцию ребенка на человеческий голос. А в конце первого месяца крик одного ребенка вызывает ответный крик у другого.
Кризис первого года жизни
Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни детально описано в многочисленных трудах. Он был изучен раньше всех остальных критических возрастов.
Становление ходьбы — первый момент в содержании данного кризиса. Ребенок в раннем детстве — уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ходьба становится основной формой его передвижения в пространстве.
Второй момент касается аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими реакциями. Имеется в виду, что в связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим.
Третий момент относится к речи, и на нем стоит остановиться подробнее.
Речь больше всего связана с возникновением детского сознания и с социальными отношениями ребенка. Именно в период кризиса первого года жизни можно говорить о процессе рождения речи. Начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящими и сам произносит слова.
Переход от безъязычного к языковому этапу развития и совершается посредством автономной детской речи. Еще Ч.Дарвин (1881), который прямо не занимался вопросами детской психологии, сумел заметить, следя за развитием своего внука, что, прежде чем перейти к языковому периоду, ребенок говорит на своеобразном языке.
Своеобразие заключается в том, что, во-первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава обычных слов. Ребенок повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, пробуя различные тона. Голосом он выражает свои потребности и эмоции, отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит «ма-ма», «да-да», «баба», некоторые лепетные слова.
Но эта речь моторно, т.е. с артикуляционной, фонетической стороны, не совпадает со «взрослой*. Ребенок обычно употребляет такие слова, как «пу-фу», «бобо», иногда обломки «наших» слов.
Слова автономной речи отличаются от наших слов и по значению. Это значение почти всегда очень сложно. Оно не расчленено на отдельные качества, как значения отдельных слов, а заключает в себе целую картину. Данные слова со стороны значений не совпадают с обычными словами, ни одно из них не может быть полностью переведено на наш язык. На самом деле ребенку недоступны и взрослые слова, и понятия. Его первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может значить в разные моменты «вот каша»; «дай кашу»; «горячая каша».
Отсюда вытекает еще одна особенность автономной детской речи: если эта речь в звуковом и смысловом отношениях отличается от нашей, то и общение с помощью такой речи должно резко отличаться от общения с помощью обычной речи. Общение возможно только между ребенком и теми людьми, которые понимают значения его слов, посвященными в шифр детской речи.
Раньше, чем овладеть нашей артикуляцией и фонетикой, ребенок овладевает какими-то рудиментами слов и значений, не совпадающими с нашими. Общение с детьми в этот период возможно только в конкретной ситуации. Слово может быть употреблено в общении только тогда, когда предмет находится перед глазами. 8 этом случае и слово становится понятным, поэтому такую речь называют ситуационной. Ситуационная речь ребенка может сопровождаться также различными жестами и мимикой, но это не устраняет всех трудностей понимания. По представлениям Л.С. Выготского, одна из самых нужных гипотез та, которая доказывает, что все гипобулические проявления ребенка вытекают из трудностей взаимного понимания.
Наконец, последняя из основных отличительных особенностей автономного языка заключается в том, что возможная связь между отдельными словами также чрезвычайно своеобразна. Этот язык обычно аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь (у нас это осуществляется с помощью синтаксиса и этимологии). Здесь преобладают другие законы связывания слов — законы объединения междометий, переходящих друг в друга, напоминающих ряд бессвязных восклицаний.
Автономная детская речь вырабатывается при активном участии ребенка. Она представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который соблюдается в речевом развитии всякого ребенка, являясь необходимым периодом в его развитии. Автономная речь выполняет основную генетическую функцию, т.е. служит мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому.
Кризис трех лет
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важнейших симптомов этого кризиса.
Для того чтобы осмыслить, что происходит в период трехлетнего возраста, надо рассмотреть симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план (первый пояс симптомов).
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, — возникновение негативизма. Имеются в
виду такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых.
Второй симптом — упрямство — реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
Третий симптом — строптивость. Ребенок протестует против норм воспитания, установленных взрослыми, против образа жизни. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают.
Четвертый симптом — своеволие, своенравие, заключающееся в стремлении ребенка к самостоятельности.
Возможны также проявления протеста (бунта), обесценивания и деспотизма. Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими...», — писал Л.С. Выготский.
Как пишет Д.Б. Эльконин, кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть выделение своего «Я». Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое «Я».
Но существует и второй пояс симптомов, т.е. последствия основных симптомов, их дальнейшее развитие. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов.
В результате мы очень часто имеем дело с невротическими реакциями детей, носящими болезненный характер, такими, как энурез, ночные страхи, неспокойный сон. В этот период возможны резкие затруднения в речи, заикание.
В норме у детей развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его, т.е. формируется фонематическое восприятие. Дети овладевают связной речью. В этом возрасте происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем, что ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздевой, к З годам у детей оказываются сформированными все основные грамматиче-
ские категории. Различные эмоциональные нарушения или переживания ребенка в этом возрасте могут привести к серьезным последствиям.
У детей 3-летнего возраста отчетливо проявляется познавательный интерес. Они любят задавать вопросы, причем самый распространенный «почему?». И в данной ситуации затруднения в речи приводят к замедленному пополнению активного словаря ребенка. Непроизвольные задержки, вынужденные повторения, растягивание отдельных слов, наблюдаемые при заикании, нарушают общение с окружающими. Подобные проявления усиливаются в стрессовых ситуациях и могут способствовать развитию нежелания ребенка вступать в речевое общение.
Кризис семи лет
Школьный возраст, как и все предыдущие этапы, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.
Изменения носят более глубокий и сложный характер, чем при кризисе трех лет.
Внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, несколько вычурного, искусственного, манерного, натянутого поведения. Самой существенной чертой этого кризиса можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. В каждом его переживании, проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникает новое отношение к себе.
Впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств, т.е., если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация, у него возникало аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.
Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривля-ние) преходящи. Возникает и острая борьба переживаний. Многие авторы указывают на то, что кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды, в которой он протекает. В этот период речь занимает все большее место В общении и во все возрастающей степени становится средством регулирования поведения.
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, более совершенным употреблением слов и предложений, осваивают грамматические правила построения высказываний.
Значительно расширяется их словарный запас. В этом возрасте можно говорить не только о количественном, но И качественном изменении речи. Многие дошкольники умеют читать, что оказывает большое положительное влияние на их интеллектуальное развитие. Огромную роль приобретает новый вид речи — письменная.
Кризис тринадцати лет
Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет («я сам»), только теперь это «сам» в социальном смысле. В литературе данный этап описывается как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания». Кризис 13-ти лет относят к числу острых. Проявляется он тремя основными симптомами.
Первый симптом — негативизм. Иногда этот возраст так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок как бы «отталкивается» от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14—16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Поэтому можно предположить, что негативизм является следствием недостатков педагогического подхода.
Второй симптом — снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда дается творческое задание (например, сочинение). Дети способ-
ны выполнять на прежнем уровне только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции {выведению следствия из посылок, умозаключению), т.е. происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития.
Третий симптом — интенсивность умственного развития. Происходят не количественные, а качественные изменения интеллекта, которые влекут за собой новые способ поведения и механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление, что проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Он охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
Происходит открытие мира психического, когда внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсификация процессов самовосприятия, самонаблюдения, познания мира собственных переживаний. Разделяются мир внутренних переживаний и объективная действительность. Многие подростки ведут дневники.
Мышление в подростковом возрасте — не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, более ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект).
Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития. Новое мышление оказывает влияние и на язык, и на речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.
Идет дальнейшее развитие устной и письменной речи, значительно увеличивается словарный запас. Дети оперируют все более сложными грамматическими конструкциями, усваивают все более отвлеченные понятия. Их ответы становятся более содержательными и доказательными.
Расширяется круг обшения подростков: их отношения с окружающими становятся более разнообразными. В речевом общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение всту-
пать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и понимания, достигать поставленных целей.
Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и семи лет (нормативная регуляция). У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания. Возникают сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда это состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
В 17 лет происходит становление ценностно-смысловой саморегуляции поведения. Если человек научится мотивировать, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение приводит к подчинению этих действии новым законодательным схемам. И на данном этапе речь играет огромную роль в жизни человека. Часто используется речевая регуляция поведения — молодым людям свойственны философские рассуждения вслух, отображение эмоций и внутренних переживаний в речевой деятельности.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основную специфику кризиса новорожденное™ .
2. В чем заключаются новообразования кризиса первого года жизни?
3. Проведите сопоставительный анализ кризиса трех лег и подросткового кризиса.
4. Саковы основные проявления кризиса семи лет?
5. 1ем характеризуется кризис юношеского возраста?
Глава 4
КОММУНИКАТИВНАЯ
СФЕРА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ