Фонетико-фонематический слух
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько видов нарушений: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. У детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанностьречи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). Методика обследования при ФФНР заключается в основном в исследовании фонетико-фонематического восприятия.
Ребенка просят:
— услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой
речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
— воспроизвести за экспериментатором слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т.п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
— выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее ус-ловлено); выделить слог из^яда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);
— определить наличие звука [с] в словах: «санки», «зонт», «нос», «щука» и т.п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
— повторить в заданной последовательности два слога типа [са]-[ша], если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, мол но предложить последовательность из трех слогов (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот, не давая возможности видеть свою артикуляцию);
— разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, «кит» и «кот», «кот» и «ком»;
— усложняя условия, предлагают повторить 3—4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на]-[та]-[ка], так и акустически близкие: [са]-[ша]-[за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).
Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем распознавании других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруд-
нений при совершении ребенком действий звукового анализа.
Обнаружить такие отклонения можно только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха. По результатам обследования фонематического восприятия экспериментатор делает выводы о взаимосвязи и взаимовлиянии фонематического восприятия и артикуляции звука; об условиях проявления нарушенного фонематического восприятия (в сложных фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах); о характере ошибок, которые могут возникать у дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму.
В целом выбор конкретной методики при исследовании слухового восприятия у детей осуществляется на основании имеющихся данных о наличии той или иной логопедической патологии, а также ряда особенностей диагностируемого ребенка: возраста, наличия речи, наличия других дефектов развития. При необходимости уточнения диагноза психолого-педагогическое обследование следует сочетать с медицинскими и сурдологическими методами.
Вопросы и задания
1. Каковы основные подходы ученых к исследованию детей возраста 5 лет?
2. Перечислите основные параметры развития речи детей 5 лет (по А.О. Богатыревой).
3. Опишите основные методы исследования слухового восприятия дошкольников с нарушениями речи.
4. Дайте характеристику ФФНР и предложите методику обследования фонетико-фонематического восприятия.
Тест 15
1. Направления, по которым идет развитие психических процессов у детей 5 лет:
а) специализация и дифференциация психических функций и возникновение произвольности;
б) начало развития речи и начало развития непроизвольности.
2. У 5-летних детей преобладает мышление;
а) наглядно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) словесно-логическое.
3. Функции речи, начинающие интенсивно развиваться в 5 лет:
а) планирующая и регулирующая;
б) коммуникативная и информативная;
в) обобщающая.
4. Методы, используемые для исследования слуха:
а) медицинские;
б) клинические;
в) психолого-педагогические.
5. Ученый, исследования которого были посвящены изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка:
а) Д.Б. Эльконин; в) 3. Фрейд;
б)АР.Лурия; г) З.И. Истомина.