Механизмы порождения высказывания у детей

Модели порождения высказывания, разрабатываемые в психолингвистике, базируются на положениях Л.С. Выгот­ского об опосредствованном знаками характере человече­ской деятельности, о происхождении внутренней речи и переходе от внутренней речи к внешней. Речь проявляется «...от мотива, порождающего мысль, к оформлению са­мой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, в словах». Предложены различные модели порождения речи, однако все они включают этапы:

1) формирования замысла высказывания, связанного с доминирующей мотивацией, его планирования;

2) реализации программы высказывания;

3) сопоставления реализованного высказывания с ис­ходным.

Авторы опираются на положение Л.С. Выготского о внутренней речи, которая характеризуется редуцирован­ностью фонетики, особым смысловым семантическим

строением, чисто предикативным синтаксисом. Ведущим компонентом в семантическом строе внутренней речи вы­ступает смысл, а не значение.

Предикаты-смыслы взаимодействуют друг с другом, так что предшествующие содержатся в последующем и его из­меняют. Авторы полагают, что смысловой синтаксис на ранних этапах развития речи ребенка организует и глу­бинную и поверхностную структуры высказывания, кото­рые в этом периоде не дифференцированы.

«Уход смыслового синтаксиса вглубь», появление но­вого поверхностного вида синтаксиса происходят, когда ребенок получает возможность внутренней репрезента­ции и оперирования более чем одним смысловым кон­текстом. В отличие от ребенка у взрослого смысловой син­таксис проявляется на поверхности в структурной орга­низации диалога, в начальной части разговорной реплики, куда говорящий выносит наиболее важную часть высказывания. Операция смыслового синтаксирования у детей заключается в том, что ребенок выделяет самый значимый для него компонент целостной ситуации — тему высказывания, предикат, выражая его словом, а психо­логическое подлежащее — тема остается подразумевае­мым, ясным из ситуации.

Овладение семантическими мотивированными по­нятиями агента действия или состояния, объекта дей­ствия, локатива и др., соотносящимися с граммати­кой, предшествует овладению формально-логическим синтаксисом.

Каждый из синтаксисов (смысловой, семантический, формально-грамматический) создает основу для последу­ющего, а затем вступает с ним в противоречие и, нако­нец, «снимается», оставаясь в структуре высказывания в трансформированном виде. Этапы языковой способности ребенка соотносятся с уровнями порождения речевого высказывания у взрослого.

Развитие языковых функций

Л.С. Выготский выделял регулятивную, индикативную, номинативную и сигнификативную функции при фор­мировании речи у детей. Индикативная функция развива­ется первой, так как сначала, не называя предметы, ре­бенок указывает на них. Это — коммуникация с помо­щью жестов.

Далее формируются регулятивная и номинативная фун­кции. После этого появляется сигнификативная функция, независимая от указания и наименования предмета. Л.С. Выготский пишет о возникновении нового сигнифи­кативного типа деятельности, основное отличие которого от предыдущих заключается в переходе от непосредствен­но интеллектуальных процессов к опосредствованным с помощью знаков.

Знаки дословесной коммуникации практически не изу­чались с точки зрения развития их функций. Единственная попытка такого рода была сделана М. Хэллидеем, который предложил более полное деление функций по сравнению с общеупотребляемым. Развитие речи рассматривалось им с социологической точки зрения. Изучение родного языка про­ходит три стадии: дословесную, переходную и словесную.

Дословесная стадия состоит в овладении языковыми функциями, каждая из которых имеет основное и до­полнительное значения. Исследователь выделяет семь функций.

1. Инструментальная — для удовлетворения материаль­ных потребностей ребенка в виде вещей или услуг («Я хочу»),

2. Регуляторная — для контроля действий другого лица («Делай, как я говорю»).

3. Взаимодействия — для достижения и упрочения кон­такта со значимыми для ребенка лицами («Я и ты»).

4. Личностная — для выражения собственной индиви­дуальности и самопонимания («Вот и я»).

5. Эвристическая («Скажи мне»).

6. Воображения («Давай-ка, притворимся, что...»).

7. Информативная — для исследования окружения ре­бенка («Я хочу тебе что-то сказать»).

Инструментальная и регуляторная функции объединя­ются Хэллидеем в группу регулятивных функций. Личност­ная, эвристическая и информативная — в группу индика­тивных. Он выдвинул гипотезу о том, что данные функ­ции появляются в порядке их перечисления, в первой стадии — раздельно, причем информативная — гораздо позднее остальных. Каждое «высказывание» ребенка име­ет лишь одну функцию.

В переходной стадии любое выражение полифункцио­нально. Овладение всеми функциями (за исключением информативной) служит необходимым и достаточным условием перехода к языку взрослого.

Наши рекомендации