Механизмы порождения высказывания у детей
Модели порождения высказывания, разрабатываемые в психолингвистике, базируются на положениях Л.С. Выготского об опосредствованном знаками характере человеческой деятельности, о происхождении внутренней речи и переходе от внутренней речи к внешней. Речь проявляется «...от мотива, порождающего мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, в словах». Предложены различные модели порождения речи, однако все они включают этапы:
1) формирования замысла высказывания, связанного с доминирующей мотивацией, его планирования;
2) реализации программы высказывания;
3) сопоставления реализованного высказывания с исходным.
Авторы опираются на положение Л.С. Выготского о внутренней речи, которая характеризуется редуцированностью фонетики, особым смысловым семантическим
строением, чисто предикативным синтаксисом. Ведущим компонентом в семантическом строе внутренней речи выступает смысл, а не значение.
Предикаты-смыслы взаимодействуют друг с другом, так что предшествующие содержатся в последующем и его изменяют. Авторы полагают, что смысловой синтаксис на ранних этапах развития речи ребенка организует и глубинную и поверхностную структуры высказывания, которые в этом периоде не дифференцированы.
«Уход смыслового синтаксиса вглубь», появление нового поверхностного вида синтаксиса происходят, когда ребенок получает возможность внутренней репрезентации и оперирования более чем одним смысловым контекстом. В отличие от ребенка у взрослого смысловой синтаксис проявляется на поверхности в структурной организации диалога, в начальной части разговорной реплики, куда говорящий выносит наиболее важную часть высказывания. Операция смыслового синтаксирования у детей заключается в том, что ребенок выделяет самый значимый для него компонент целостной ситуации — тему высказывания, предикат, выражая его словом, а психологическое подлежащее — тема остается подразумеваемым, ясным из ситуации.
Овладение семантическими мотивированными понятиями агента действия или состояния, объекта действия, локатива и др., соотносящимися с грамматикой, предшествует овладению формально-логическим синтаксисом.
Каждый из синтаксисов (смысловой, семантический, формально-грамматический) создает основу для последующего, а затем вступает с ним в противоречие и, наконец, «снимается», оставаясь в структуре высказывания в трансформированном виде. Этапы языковой способности ребенка соотносятся с уровнями порождения речевого высказывания у взрослого.
Развитие языковых функций
Л.С. Выготский выделял регулятивную, индикативную, номинативную и сигнификативную функции при формировании речи у детей. Индикативная функция развивается первой, так как сначала, не называя предметы, ребенок указывает на них. Это — коммуникация с помощью жестов.
Далее формируются регулятивная и номинативная функции. После этого появляется сигнификативная функция, независимая от указания и наименования предмета. Л.С. Выготский пишет о возникновении нового сигнификативного типа деятельности, основное отличие которого от предыдущих заключается в переходе от непосредственно интеллектуальных процессов к опосредствованным с помощью знаков.
Знаки дословесной коммуникации практически не изучались с точки зрения развития их функций. Единственная попытка такого рода была сделана М. Хэллидеем, который предложил более полное деление функций по сравнению с общеупотребляемым. Развитие речи рассматривалось им с социологической точки зрения. Изучение родного языка проходит три стадии: дословесную, переходную и словесную.
Дословесная стадия состоит в овладении языковыми функциями, каждая из которых имеет основное и дополнительное значения. Исследователь выделяет семь функций.
1. Инструментальная — для удовлетворения материальных потребностей ребенка в виде вещей или услуг («Я хочу»),
2. Регуляторная — для контроля действий другого лица («Делай, как я говорю»).
3. Взаимодействия — для достижения и упрочения контакта со значимыми для ребенка лицами («Я и ты»).
4. Личностная — для выражения собственной индивидуальности и самопонимания («Вот и я»).
5. Эвристическая («Скажи мне»).
6. Воображения («Давай-ка, притворимся, что...»).
7. Информативная — для исследования окружения ребенка («Я хочу тебе что-то сказать»).
Инструментальная и регуляторная функции объединяются Хэллидеем в группу регулятивных функций. Личностная, эвристическая и информативная — в группу индикативных. Он выдвинул гипотезу о том, что данные функции появляются в порядке их перечисления, в первой стадии — раздельно, причем информативная — гораздо позднее остальных. Каждое «высказывание» ребенка имеет лишь одну функцию.
В переходной стадии любое выражение полифункционально. Овладение всеми функциями (за исключением информативной) служит необходимым и достаточным условием перехода к языку взрослого.