Диагностика речевых нарушений
Необходимо помнить, что чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревожиться стоит не только тогда, когда у ребенка нет речи в 2 года, а уже, когда запаздывает гуление и лепет. Адекватная помощь возможна, только если выявлены причины возникших проблем, т.е. поставлен диагноз.
Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения (история внутриутробного и раннего развития), которые содержат ответы на определенные вопросы.
• Как протекали беременность и роды?
• Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм?
• Как плакал ребенок? (Громко, тихо; напористо, слабо; высоко, низко.)
• Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?
• Чем можно было его успокоить? Не создавалось ли ощущения, что малыш беспричинно плачет или заходится криком?
• Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились.)
• Можно ли было понять, что требовал ребенок криком и какова была его ответная реакция на понимание?
• Когда появился интерес к погремушкам или к каким-нибудь другим предметам? Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами?
• Какие звуки, их сочетания произносил ребенок? Когда они появились, насколько разнообразными были, какими интонациями сопровождались?
• Когда появились первые слоговые цепочки? Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно или в ответ на обращение взрослого?
Существуют конкретные диагностические признаки нарушения речевого развития в младенческом возрасте.
• К концу 1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением.
• К концу 4-го мес. он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
• К концу 5-го мес. не реагирует на звуки; не поворачивает голову в сторону взрослого.
• К концу 6-го мес. наблюдаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика; нет подготовительного кряхтения перед криком, гуление однообразно; ребенок не смеется; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
• К 7 мес. не узнает голоса близких, не может адекватно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
• К концу 9-го мес. у него нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
• К концу 10-го мес. малыш не выполняет простые словесные команды; нет подражательных игровых действий.
• К 1 году не может произнести ни слова, не выполняет простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не реагирует на свое имя; не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
Коррекция речевых нарушений
Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля. Комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении дефекта. Коррекционный процесс должен охватывать все основные формы детской активности, способствовать формированию (в соответствии с возрастом) познавательной деятельности, развитию ВПФ, ассоциативных связей и т.д.
От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей. При правильной организации занятий не только устраняются возникшие нарушения, но и решаются задачи профилактики.
Понимание
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок понимает речь взрослого. Нужно проверить, может ли малыш выполнить следующие инструкции: «Обними маму»; «Поцелуй папу»; «Пожалей бабуш-
ку»;
«Закрой глаза»; «Помаши ручкой»; «Возьми маму за руку»; «Принеси ложку».
Слуховое внимание
С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собаки, сигналы машин, музыка, речь людей. Но младенец не сразу способен их различать и оценивать. Это умение приходит со временем. Оно необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь.
Ребенку следует научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно быть сформировано произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи.
Направления работы:
— пробуждать интерес к звукам окружающего мира и звукам речи;
— учить дифференцировать речевые и неречевые звуки; тихие и громкие звуки;
— формировать умение определять направление и источник звука; локализовать звук в пространстве;
— учить дифференцировать звукоподражания;
— прививать навык локализовывать и узнавать голос;
— формировать умение различать голоса различной громкости, ориентироваться на смысл сказанного;
— развивать речевую память и устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.
Имитация и звукоподражание
Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами...» побуждают ребенка вслед за взрослым воспроизводить ситуацию, а затем и подражать его речи. Подражание облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов.
В присутствии малыша следует говорить за разных зверюшек, имитировать звуки, издаваемые ими («гав-гав», «мяу», «ква-ква»); произносить междометия, отражающие эмоциональные состояния («ай-ай-ай», «ох»). Ребенок начнет «заражаться» обстановкой взаимодействия, повторять вслед за взрослым.
Желательно не просто просить малыша повторить звукосочетания, а создать игровую ситуацию. Например,
взрослый говорит, что ему холодно («бррр»), играет в прятки («ку-ку»), укладывает игрушки спать («бай-бай»), кормит кукол («ням-ням»), играет с водой («кап-кап»), говорит по телефону («алё, динь»).
Зрительное восприятие
Взрослые могут наклеить в альбом фотографии самых близких ребенку людей и рассматривать этот альбом вместе с ним.
Вопросы и задания
1. Каковы условия нормального становления речевой деятельности?
2. Раскройте особенности психического развития ребенка с речевой патологией.
3. Какие анамнестические данные необходимы для диагностики отклонений в речевом развитии?
4. Предложите комплекс мероприятий для коррекции речевого дефекта на ранних этапах онтогенеза.
Тест 11
1. Дети с органическим поражением мозга характеризуются:
а) раздражительностью, возбудимостью, расторможен-ностью;
б) заторможенностью, вялостью, утомляемостью;
в) негативизмом.
2. Для комплекса оживления младенцев с речевой патологией характерно:
а) его отсутствие или парадоксальность;
б) выраженная дифференцированность.
3. Категория детей, у которой комплекс оживления проявляется в более ранние сроки:
а) с недоразвитием речи;
б) воспитывающиеся в условиях полноценного эмоционального общения с матерью;
в) растущих в условиях эмоциональной депривации.
4. У младенцев с нарушением речевого развития в возрасте 6—9 мес. отклонениями от нормального психического развития являются:
а) ориентировочная реакция;
б) общий комплекс оживления и подражательная улыбка;
в) игровое манипулирование.
5. При сложном дефекте (сенсорных и двигательных нарушениях) у ребенка имеет место:
а) выраженное отставание в развитии речи;
б) сформированное^ словесно опосредованных форм памяти;
в) высокий уровень развития словесно-логического мышления.
6. Для детей с речевой патологией типично:
а) задержанное формирование гностических функций;
б) активное развитие познавательной деятельности;
в) развитие навыков общения.
7. У младенцев с речевым недоразвитием отмечается:
а) сформированное слуховое внимание;
б) хорошее понимание обращенной речи;
в) несформированность фонематического восприятия.
§ 2. ДОСЛОВЕСНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ