Диагностика собственно слуховой агнозии

Для изучения этого нарушения используются аудио­записи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум лью­щейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.).

Ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай зву­ки, которые я тебе предложу. Ты должен их узнать и на­звать мне».

После чего ребенку предъявляется аудиозапись и ана­лизируются результаты обследования. Нарушение слухо­вой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слухо­вой агнозии).

Диагностика слухоречевой памяти проводится с по­мощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3—4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом — лес — стол», «ночь — кот — мост — дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последова­тельности.

Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние эле­менты, говоря, что остальные не запомнил. Это наруше­ние носит модально-специфический характер. Если та­кому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

Диагностика аритмии

По данным Н.Н. Трауготт и ее сотрудников, у больных аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из се­рии последовательных звуков. С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередую­щихся через разные промежутки времени (или сгруппи­рованных в определенные структуры), по два, три, четы­ре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются. Ребенок должен различить и запом­нить структуру ритма и затем воспроизвести его.

Диагностика амузии

Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь про­сит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой.

Диагностика нарушений интонационной стороны речи

Для исследования данного нарушения слухового гно-зиса применяются различные варианты тестов. Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытает­ся провести дифференцировку голосов мужчины и жен­щины. Диагност может предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный ком­понент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], кото­рые он должен четко различить и повторить.

Диагностика речевой акустической агнозии

При исследовании данного вида слуховой агнозии ребен­ку предъявляются ряды «оппозиционных» [б]—[п], [д]—[т] или «коррелирующих» [г]—[к], [к]—[г], [р]—[л], [л]—[р] фо­нем, а также ряды слогов («ба-па», «да-та»). Диагност пред­лагает ребенку внимательно прослушать предъявляемые звуки, а затем повторить их. По данным методики выясня­ется, что дети, страдающие речевой акустической гнози-ей, воспринимают звуки речи как нечленораздельные шумы, не могут отличить близкие, отличающиеся только одним признаком фонемы (больные повторяют «ба-па» как «ба-ба» или «па-па»). При этом они ощущают какое-то от­личие, которое не в состоянии уяснить.

Задание

Охарактеризуйте основные виды слуховых агнозий.

Тест 5

1. Основными причинами слуховой агнозии являются поражения:

а) слухового анализатора;

б) вторичных отделов височной коры головного мозга;

в) затылочной области коры.

2. Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия:

а) при сохранной элементарной чувствительности;

б) нарушенной элементарной чувствительности;

в) нарушении элементарной слуховой чувствительности.

3. К основным видам слуховой агнозии относят:

а) аритмию, амузию, соматоагнозию, собственно слу­ховую агнозию, речевую акустическую агнозию;

б) буквенную агнозию, оптико-пространственную агно­зию, амузию, нарушение интонационной стороны речи, аритмию;

в) речевую акустическую агнозию, аритмию, амузию, собственно слуховую агнозию, нарушение интона­ционной стороны речи.

4. Вид слуховой агнозии, который является основным источником сенсорной афазии:

а) речевая акустическая агнозия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) собственно слуховая агнозия.

5. Нарушение, для выявления которого ребенку пред­лагается пропеть фразу:

а) амузия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) речевая акустическая агнозия.

6. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нару­шения фонематического слуха:

а) аритмия;

б) собственно слуховая агнозия;

в) речевая акустическая агнозия.

7. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:

а) ребенок не может выработать слуховые дифферен-цировки;

б) не способен различить сходные звуки;

в) не способен узнать знакомую мелодию.

8. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков:

а) собственно слуховая агнозия;

б) аритмия;

в) речевая акустическая агнозия.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Затылочная область больших полушарий мозга обеспе­чивает, как известно, процессы зрительной перцепции. При Этом собственно зрительную перцептивную деятельность (зрительный гнозис) обеспечивают вторичные отделы зри­тельного анализатора в их взаимосвязи с теменными струк­турами. При поражении затылочно-теменных отделов моз­га (как левого, так и правого полушария) возникают раз­личные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий.

Виды зрительных агнозий

Самостоятельное диагностическое значение в нейро­психологии имеют предметная, симультанная, лицевая, символическая и цветовая агнозии.

Предметная агнозия

Предметная агнозия возникает при поражении «ши­рокой зоны» зрительного анализатора и может быть оха­рактеризована как отсутствие процесса узнавания или как нарушение целостности восприятия предмета при воз­можном опознании отдельных его признаков или частей. Она может иметь различную степень выраженности — от максимальной (агнозия реальных предметов) до мини­мальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга). Как правило, наличие развернутой предметной агнозии свидетельствует о двустороннем поражении затылочных отделов.

При односторонних поражениях структура зрительной предметной агнозии различается. Поражение левого полу­шария в большей степени проявляется нарушением вос­приятия объектов по типу перечисления отдельных дета­лей, в то время как патологический процесс в правом по­лушарии приводит к фактическому отсутствию акта идентификации.

Симультанная агнозия

Симультанная агнозия возникает при дву- или право­стороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких

зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспри­нимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информа­ции, являющаяся в данный момент объектом внимания. Симультанная агнозия не всегда имеет отчетливую вы­раженность. В ряде случаев наблюдаются лишь трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с поте­рей каких-либо деталей или фрагментов. Эти трудности могут проявляться при чтении, рисовании. Нередко си­мультанная агнозия сопровождается нарушением движе­ний глаз (атаксия взора).

Лицевая агнозия

Лицевая агнозия проявляется при поражении правого полушария мозга (средних и задних его отделов). Степень ее выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях (неузнавание знакомых лиц или их фотографий) до неузнавания самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное на­рушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запо­минания лиц.

В чем специфика «лица» как зрительного объекта по сравнению с предметом? Интерпретация нарушения ли­цевого гнозиса как дефицитарности целостного восприя­тия объекта подтверждается данными о трудностях игры в шахматы, имеющих место у больных с поражением пра­вого полушария.

К тому же в восприятии лица всегда содержится вклад индивидуальности воспринимающего, усматривающего в лице нечто свое, субъективное, даже если это портреты из­вестных людей. Специфика воспринимаемого лица и в его неповторимой целостности, отражающей индивидуальность «образца», и в отношении воспринимающего к оригиналу.

Символическая агнозия

Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к расстройству восприятия сим­волов, характерных для знакомых пациенту языковых си­стем. Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохранении их написания. Это явление называется сим­волической агнозией. Изолированно буквенная и цифро­вая агнозия встречается достаточно редко. Обычно при более широком поражении с «захватом» собственно те­менных структур с их функцией пространственного ана-

лиза и синтеза нарушается не только восприятие, но и написание и списывание графем. Тем не менее важно, что этот симптом имеет левополушарную локализацию.

Цветовая агнозия

Цветовая агнозия — наименее изученная форма нару­шения зрительного восприятия. Однако имеются данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга. Они проявляются трудностями в диф-ференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолето­вый, оранжевый, пастельные тона). Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета реальных предметов по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъяв­ляемых на отдельных карточках.

В заключение описания синдромов нарушения зритель­ной перцепции следует сказать, что, несмотря на доста­точно тонкий их анализ в клиническом нейропсихологи-ческом аспекте, в этой области существует достаточно «белых пятен», главным из которых является определение факторов, нарушение которых при локальных поражени­ях мозга приводит к формированию столь разнообразных расстройств зрительно-перцептивной деятельности.

Наши рекомендации