Восприятие, запечатление и запоминание.
Восприятие- формируется за счет мгновенной/сенсорной, иконической/ памяти.
Запечатление- в значительной степени зависит от функционального состояния структур мозга, доминирующей мотивации и т.д. На ранних этапах/младенческий возраст/ большую роль играет пассивное запечатление-«импринтинг»
Запоминание- это процесс направленный на сохранение полученной информации. В основе запоминания лежат ассоциативные процессы различных структур головного мозга: коры больших полушарий, лимбической системы и ретикулярной формации. Таким образом, получается, что запоминание есть связывание чего-либо нового с тем, что уже имеется, т.е. способность образовывать ассоциации.
ВИДЫ АССОЦИАЦИЙ:
1.Простые:а)простые ассоциации по смежности; б)простые ассоциации по сходству; в)простые ассоциации по контрасту. 2.Сложные:а)ассоциации по смыслу.
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СМЕЖНОСТИ – связывают между собой два предмета во времени, либо в пространстве (пример с комнатой: приходишь – забываешь, возвращаешься – вспоминаешь).
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СХОДСТВУ – связывают между собой два предмета или явления, имеющего общие черты.
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО КОНТРАСТУ – связывают между собой два явления противоположных по своим свойствам.
ЗАПОМИНАНИЕ бывает:
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – это ненамеренное запоминание, имеет особо важное значение в начальный период развития человека.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – стимулируется определенными волевыми усилиями. По характеру ассоциаций произвольное запоминание делится:
1. Механическое – в основе лежат простые ассоциации, возможно при многократном повторении материала. Этот вид запоминания присутствует там, где нет желания что-то запомнить или человек просто не может запомнить этот материал, потому что не может его понять. Это запоминание непрочное и плохо воспроизводится.
2. Смысловое, его этапы:
а) понимание смысла запоминаемого; б) анализ материала; в) обобщение; г) запоминание этого обобщения.
В основе запоминания лежит кратковременная память и процесс консолидации памяти, то есть переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Некоторые исследователи выделяют промежуточную память.
В основе кратковременной памяти лежит циркуляция возбуждения в замкнутых цепях нейронов/реверберация/.
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – процесс задержки или удерживания информации. Информация лучше удерживается, если она запоминается при помощи смыслового запоминания и еще когда информация окрашена была какими-то эмоциями. Сохранению информации также способствуют мотивации. Хранение информации осуществляется за счет долговременной информации.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - это не в коем случае не есть механическое повторение заученного. Это есть активный творческий процесс. Очень часто человек не помнит потому, что не может воспроизвести.
ЗАБЫВАНИЕ – это есть угнетение ассоциаций. Наиболее четко выражено забывание непосредственно после заучивания, это объясняется законом индукции, т.е. развиваются процессы торможения.
МЕХАНИЗМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ:
Если эта циркуляция продлится более 1 минуты, то происходит процесс трансформации в долговременную память. Долговременная память зависит от:
1. Возраста (у старых и очень молодых особей консолидация идет медленнее)
2. От генетических характеристик (линия мышей – Ц-56 – консолидация за 15 мин – т.е. очень умные мыши; крысы Брок Борн – дураки (нет вазопрессина), 16-е поколение от союза крыс-дураков – полное отсутствие памяти.
3. От функционального состояния мозга: если после формирования реакции избегания темного дать снотворное, то консолидация произойдет через неск. часов .
4. От эмоций - если информация несет яркую эмоциональную окраску – запоминание легче.
5. От интенсивности обучения: чем больше интенсивность, тем быстрее запоминание,
Химические вещества участвующие в механизмах памяти:
3 группы веществ:
1. Информационные молекулы (РНК-ДНК)
2. Классические нейромедиаторы (норадреналин, ацетилхолин, серотонин)
3. Нейропептиды.
1. Нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК). Блокада синтеза нуклеиновых кислот – животные стали плохо обучаться – плохая память. Введение очищенного экстракт мозга обученных крыс в мозг необученных (то же и с РНК), высокая готовность к обучению.
2. Нейромедиаторы: а) Ацетилхолин – под влиянием обучения вырастает активность холинорецепторов; Блокада холинорецепторов приводит к ретроградной. амнезии, т.е. стирается кратковременная память; б)Катехоламины– при запоминании выделяется норадреналин, который повышает чувствительность клеточных мембран к другим воздействиям (Если заблокировать синтез катехоламинов , то опыты Олдза не получится ( с раздражением центра удовольствия в гипоталамусе); в) Серотонин –ускоряет обучение
3.Нейропептиды –а) АКТГ, вазопрессин., окситоцин, и др. – стимулируют запоминание. б) эндогенные опиатные пептиды – ускоряют процессы консолидации.
Теории памяти
Морфологические теории
А) Рост дендритов и увеличение числа шипиков на дендритном дереве нейронов мозга, увеличение числа коллатералей аксонов нейронов./формы кодирования информации/.
Б)Образование новых синапсов./формы кодирования информации/.
Молекулярные теории
А/Нервные импульсы через системы посредников вызывает изменение в системе РНК, что приводит к синтезу в клетке специфических белков-«молекул памяти».
Б/Под влияниям нервных импульсов через систему посредников синтезируются специальные белки, которые встраиваются в мембрану в месте нахождения неэффективного синапса и это его превращает в эффективный синапс. /Современное толкование теории синапсов/.
Голографическая теория
Информацию хранит весь мозг и каждая его часть
107. Функциональная система…
Системы живых организмов не просто упорядочивают входящие в них отдельные элементы, но и объединяют их для осуществления отдельных жизненно важных функций организма.
Такие системы получили название функциональных систем.
Системообразующим фактором является полезный приспособительный для системы и организма в целом результат. им может быть:
1. показатель внутренней среды.
2. результат поведенческой деятельности, удовлетворяющий основные биологические потребности организма.
3. результат стадной деятельности животных, удовлетворяющий потребности сообществ.
4. результат социальной деятельности человека.
Центральная архитектоника целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К. Анохина.
Учение И.П Павлова о Высшей НервнойДеятельности явилось фундаментом, на основе которого стало возможно изучение поведенческого акта. Однако не всякий поведенческий акт можно объяснить с точки зрения рефлекторной теории И.П.Павлова. Так, не совсем понятно:
1) Почему один и тот же раздражитель вызывает неодинаковую ответную реакцию (например, пища у голодной собаки - одну реакцию, а у сытой - совсем другую)./мотивация/
2) Почему мы на красный свет иногда (когда нет машин, а мы очень торопимся) переходим перекресток улиц./память/
В связи с этим П.К.Анохин и выдвинул понятие о функциональной системе.
Функциональная система поведенческого акта-этосистемная динамическая, саморегулирующаяся организация, развертывающаяся в определенной последовательности, имеющая специфические узловые механизмы, участвующие в построении и реализации сложного приспособительного поведения.
Стадии формированияфункциональной системы поведенческого акта.
Схема функциональной системы поведенческого акта.
Афферентный синтез | Принятие решения | Акцептор результата действия | Эфферентный синтез | Целенаправленное действие | Полезный приспособительный результат | Обратная афферентация |
В центральной архитектонике функциональной системы условно выделяют несколько стадий:
1. Афферентный синтез
2. Принятие решения.
3. Формирование акцептора результата действия и программы действия.
4. Эфферентный синтез.
5. Целенаправленное действие.
6. Полезный приспособительный результат.
7. Обратная афферентация.