Функции лимбической системы.
1. Обеспечивает формирование наиболее общих функций организма, которые реализуются через сопряженные частные реакции.
2. Является центром интеграции вегетативных и соматических компонентов эмоциональных и мотивационных состояний, сна, ориентировочно-исследовательской активности.
3. Происходит взаимодействие экстероцептивных и интероцептивных воздействий (вегетативные реакции).
4. Взаимосвязи в лимбической системе обусловливают возможность значительного усиления эмоций, ее длительность и нередко переход эмоции в застойное патологическое состояние (поясная извилина – истинно рецептивная зона переживания эмоций).
5. Возбуждение с лимбической системы на новую кору (лобные доли) обеспечивает целенаправленную деятельность. Без участия новой коры эмоция получается неполноценной, она теряет свой биологический смысл и выступает как ложная.
6. Обеспечивает организацию оборонительного, пищедобывательного и полового поведения.
7. Влияет на процессы запоминания (гиппокамп).
8. Тесно связана с механизмами сна.
Наиболее полифункциональными и изученными образованиями являются гиппокамп и миндалевидные тела.
Гиппокампнаходится в глубине височных долей мозга (часть старой коры головного мозга на медиальной стенке нижних рогов боковых желудочков). Он представлен стереотипно повторяющимися модулями, связанными между собой и с другими структурами. Связь модулей создает условия циркулирования активности в гиппокампе при обучении.
Большинство нейронов полисенсорны. Выраженная фоновая активность. Длительная реакция (до 12 с) нейронов на однократный стимул (цикл генерирования возбуждения).
Предположительные функции гиппокампа.
1. Организация ориентировочного рефлекса.
2. Внимание.
3. Регуляция вегетативных функций.
4. Регуляция мотиваций и эмоций.
5. Управление произвольными движениями.
6. Механизм памяти и обучения.
7. Формы поведения, связанные с активным торможением.
При удалении гиппокампа:
1. Становится сложно вырабатывать цепные условные рефлексы; условные рефлексы на время; сложные дифференцировочные условные рефлексы;
2. Переделка ранее выработанных систем условных связей становится невозможной (стереотипное поведение).
Вероятно, гиппокамп участвует в регистрации новой информации, сравнивает вновь поступающую информацию с уже имеющимися следами; выявляет сигналы, подлежащие запоминанию, обеспечивает условия для формирования долговременной памяти.
Навыки и знания, приобретенные до поражения гиппокампа, остаются сохраненными. Любая новая информация не запоминается (антероградная амнезия) и проявляется ретроградная амнезия, при которой объем кратковременной памяти может оставаться нормальным, но перехода в долговременную не будет. Таким образом, страдает общий характер памяти – возможность перехода кратковременной памяти в долговременную.
При повреждении гиппокампа доминантного (левого полушария у правшей) – хуже запоминается словесный материал.
При повреждении правого гиппокампа – хуже запоминаются лица, сочетания линий.
Снижение эмоциональности, инициативности, замедление скорости основных нервных процессов, повышение порогов вызова эмоциональных реакций.
Миндалевидное тело (миндалина)расположена в глубине височной доли мозга. Ядра миндалины полисенсорны.
Функции.
1. Коррегирующее влияние на деятельность стволовых образований.
2. Регуляция вегетативных и моторных реакций, представляющих собой внешние проявления афферентных состояний (через гипаталамус).
3. Ориентировочно – исследовательская реакция.
4. Пищевое и половое поведение.
5. Влияние на ВНД, память и сенсорное восприятие.
При повреждении миндалины.
1. Нарушение ранее выработанных дифференцировочных условных рефлексов.
2. Затрудняется выработка новых условных рефлексов.
3. Становится очень сложной переделка сигнальных значений условных раздражителей.
При раздражении.
Испуг, страх, агрессия, сопровождающиеся выраженными моторными, вегетативными и голосовыми компонентами.
При удалении.
1. Гиперсексуальность. Прекращается после кастрации или разрушения вентромедиального гипоталамуса.
2. Исчезновению страха (исчезают некоторые врожденные безусловные рефлексы, реализующие память об опасности).
3. Нарушение взаимоотношений в стае (группе), избегание сородичей, вожаки становятся подчиненными.