Аль-Кунут в молитве аль-фаджр.

Не узаконено то, чтобы выделять молитву фаджр для ду'а аль-Кунут! Только по причине беды и нужды. От аби Малика аль-Ашжа'ий передаётся то, что он спросил своего отца: "О отец, поистине ты совершал молитву за пророком, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия и абу Бакром, и 'Умаром, и 'Усманом, и 'Али...совершали ли они ду'а аль-Кунут в молитве фаджр"?, и он ответил: "О сынок, это новшество!" Передали ан-Насаи и Ахмад и ас-Саррадж, так же абу Я'ля в "аль-муснад", с хорошим иснадом.

И это был сахаба, да будет доволен им Аллах, и он объяснил, что посланник Аллаха и праведные халифы не совершали это ду'а. Пророк, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, завещал и призывал умму держаться за его сунну и сунну праведных халифов, и много кто противоречит этому.

От 'Урбада ибну Саария, да будет доволен им Аллах, который сказал:

"Увещевал нас посланник Аллаха, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, сильным увещеванием, от которого сжимались наши сердца, и проливались из наших глаз слёзы, и мы сказали: о посланник Аллаха! Это прощальное увещевание?! Так оставь нам завещание?! И он, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, сказал: «Я завещаю вам бояться Аллах, слушаться и подчиняться, даже если вами будет управлять раб из хабаши, а тот, кто будет жить после вас, увидит много разногласий. Держитесь моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путём, схватитесь за НЕЁ коренными зубами. И сторонитесь новшеств, поистине каждое нововведение есть заблуждение!»

Приводят абу Дауд "сахих сунан абу Дауд", №3851, ат-Тирмизи "сахих сунан ат-Тирмизи", №2157, ибн Маджа "сахих сунан ибн Маджа", №40. Смотри так же "сахих ат-тар'иб уа ат-тархиб", №34, и "китаб ас-сунна" ибну аби 'Асыма, стр.54, с тахкыком шейха аль-Альбаний.

И здесь нет разделения между сунной посланника Аллаха и сунной праведных халифов, эта одна сунна, в этом не может быть сомнений. На это указывает местоимение "ها" в слове "عضّوا عليها", который указывает на ед. число... И посланник Аллаха, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, приказал сторониться нововведений.

И сподвижник пророка указал нам на то, что посланник Аллаха запретил совершать бид'а (нововведения), разве мы не задумаемся над этим!

От Са'ида ибн Джубэйра передаётся, что он сказал: "Поистине аль-Кунут в молитве фаджр - бид'а".Сказал в "аль-ируа", (436), подтверждая слабую передачу от ибну 'Аббаса: "Достоверно, что это слова Са'ида ибну Джубэйра".

А что касается того, что передал Мухаммад ибну Сириин, что он спросил Анаса ибну Малика о том, читал ли посланник Аллаха аль-Кунут в молитве фадж? И он сказал: «да». И ибну Сириин спросил: он делал это до руку' или после? И он ответил: «после руку' тихо».

Приводит имам аль-Бухарий, №1001 и имам Муслим, №677, и другие.

Речь идёт о аль-Кунут во время трудного положения, во время беды. И для этого ду'а не выбиралось отдельной молитвы, и было это ду'а после руку', и не делал его посланник Аллаха, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, кроме как на кого-либо или для кого-либо.

И от абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаётся, что: "Посланник Аллаха когда хотел призвать на кого-нибудь или для кого-нибудь делал аль-Кунут после рук'...". Приводит имам аль-Бухарий, №4560.

...Так же пришёл однажды 'Асым и спросил Анаса ибну Малика о ду'а аль-Кунут, сказав: "аль-Кунут до руку' или после?",Анас ответил: "до", затем 'Асым сказал: "Если мне передадут от тебя, что после?"Анас ответил: «Скажи солгал! Поистине совершал аль-Кунут посланник Аллаха, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, после руку' месяц, так были посланы 70 человек, их называли "чтецами", к племени многобожников из Неджда. Что касается людей, убивших этих чтецов, то они не относились к числу (вышеупомянутых многобожников), и у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был с ними договор и только после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение месяца обращался к Аллаху с мольбами покарать их (за это)».

Приводит имам аль-Бухарий, №1006.

И видно, что Анас отрицал аль-Кунут после руку'. Становиться понятно, что аль-Кунут в аль-витр совершается до руку'. А после руку' совершается аль-Кунут во время беды и трудностей или призывая на кого-либо.

Что же по поводу хадиса, в котором говорится: "что посланник Аллаха, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, совершал аль-Кунут в молитве фаджр до того, как разлучился с этим миром".То этот хадис - мункар, отвергаемый, в нём абу Джа'фар ар-Раазий, его имя 'Ийса ибну Махан, (был правдивым, однако с плохой памятью - от ибну Хаджара).

Сказал ибну ат-Туркманий: ... сказал ибн Ханбаль и ан-Насаи: он не силён в хадисах. Сказал абу Зар'а: ошибался много. Сказал Фуляс: слабый памятью и сказал ибну Хиббан: передавал слабые, отвергаемые хадисы от известных....Смотри разъяснения в "ад-Да'ифа", (1237).

Сказал ибн аль-Кайим, да смилостивится над ним Аллах, в "заадуль-ма'ад", (1/271): «Это из невозможного, чтобы посланник Аллаха, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, постоянно после руку' говорил ду'а аль-Кунут, повышая при этом голос, и за ним повторяли сахабы постоянно, до тех пор пока не был разлучён с этим миром, и после всего этого никто из уммы об этом не знал! Это затерялось? Никто из мусульман, сподвижников этого не помнил!

Но нет, они говорили: "поистине это новшество!"».

И сказал (Ибн Каййм в "заадуль-ма'ад"), на стр. 276, связывая это с хадисом, который предшествовал, разъясняя несоответствие его достоверному: «...даже если удостоверить его, то всё равно нет в нём доказательства на конкретное ду'а. А ведь, поистине, аль-Кунут применяется как к стоянию, так и к молчанию, и к непрерывному, постоянному поклонению, и к ду'а, и к тасбиху, и к смирению, как сказал Всевышний Аллах в суре ар-Руум, в 26 аяте: «И Ему принадлежит то, что в небесах и не земле, и всё перед Ним покорны».

И в другом аяте, из суры ат-Тахрийм, аят 12: «И была одной из покорных».

Сказал Зейд ибнуль-Аркам: "когда был ниспослан аят:

«И выстаивайте перед Аллахом смиренно»,было приказано нам молчать, не произнося ни слова".Приводят имам аль-Бухарий, под №4534, и имам Муслим, № 539.

И кто из них скажет, что Анас хотел указать на конкретное ду'а, из всех тех, которые входят в понятие аль-Кунут?»

Сказал, (Ибн Каййм в "заадуль-ма'ад"), на стр.283: «А то, что имеют в виду фукаха (факихи), и большинство людей, говоря о ду'а аль-Кунут, то имеют в виду известное ду'а: "Аллахумма хдиний фийма хадайт... " и до конца. И вы слышали то, что не пришло от пророка, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, чтобы он читал аль-Кунут в молитве фаджр, до того как уйти из этого мира. И так же праведные халифы, и остальные сахабы. Смотрите не понимание сподвижников значения слова аль-Кунут, связывайте с их толкованием...» (конец цитаты).

После этого спросим: почему вы выделяете конкретную молитву фаджр для ду'а аль-Кунут?

Если они скажут, что на это указывают Коран и Сунна.

Мы скажем: указывает то, что предшествовало в разъяснение... без конкретизации?! Однако нет, это было во всех молитвах, и только во время трудности или беды!

От Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:

"Был аль-Кунут в магриб и фаджр".Приводит имам аль-Бухарий, №1004.

От абу Хурэйры, да будет доволен им Аллах: "Что посланник Аллаха, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, когда совершал молитву 'ишаа и после слов "Сами'а Ллаху лиман хамадах", до сажда совершил ду'а: "О Аллах спаси 'Айаша ибн аби Раби'а...".Приводит имам Муслим, №675.

От аби Саляма ибну 'абдур-Рахмана, что он слышал как абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Клянусь Аллахом, приблизилось к вам то, как молился посланник Аллаха, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия. И абу Хурайра совершал это ду'а в зухр, в 'ишаа и в фаджр, и призывал для верующих и проклинал неверных». Приводит имам Муслим, №676.

И приходят некоторые указания без упоминания определённой молитвы, как в хадисе от Анаса:

"Совершал аль-Кунут пророк, да ниспошлёт на него Аллах мир и благие приветствия, на протяжение месяца, взывая к Аллаху против племён Ри'ль и Закуан".

Это от имама аль-Бухарий, №1003, и имама Муслима, №677.

И мне не известно о том, что это ду'а совершалось в 'аср, однако это заходит в общее понимание молитв. А что касается молитвы фаджр, то нет для неё конкретизации.

И помощь только от Аллаха.

Источник: "маусу'атуль-фикхийя аль-муяссира".

Спросили шейха аль-Фаузана:

«Какой хукм ду'а аль-Кунут в рака'ате молитвы витр, после выпрямления с руку'? А так же в молитве фаджр, во втором рака'ате, после поднятие с руку'? И какое положение для ду'а лучше?»

Шейх ответил:

«Что касается ду'а аль-Кунут в молитве витр, то это сунна, и выполняется это ду'а перед руку'. И так же не желательно постоянство в этом. Однако нужно совершать его иногда, а иногда оставлять.

А ду'а аль-Кунут после руку', в молитве фаджр, то, как говорят большинство учённых, делать это нельзя, кроме как в состояние беды и трудности для мусульман. И если случилась беда с мусульманами, то разрешено имам мечетей взывать к Аллаху с этим ду'а, чтобы Он устранил беду.

А без такой нужды делать это нельзя, на это нет указаний в шариате, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал это постоянно, и не делали это халифы после него, да будет доволен ими Аллах.

А хадис, который указывает на то, что посланник Аллаха совершал это ду'а в молитве фаджр до того, как покинул этот мир, то этот хадис не подходит для довода, вернитесь к словам имама ибн аль-Кайима в книгу "задуль-ма'аад", в вопрос №11».

Источник: фетва под № 45, из сборника фетв шейха аль-Фаузана.

Наши рекомендации