В одну ночь не совершается два витра, и о двух ракаатах после витра.
Тот, кто совершил молитву витр и затем желает увеличить число молитв, может сделать это, однако он не должен повторять витр.
В этом вопросе разногласят ученые из числа сподвижников и саляфов.
Сказала группа из них: "Кто сделал витр в начале ночи - а затем читал какие-то молитвы после него - тот нарушил свой витр, и ему нужно сделать витр снова".
Это слово АбдуЛлаха Ибн Умара, Али, Усмана, Ибн Мас'уда, Макхуля, Урвы, и ряда других сподвижников и табиинов, и слово имама Исхака Ибн Рахавейхи, и одна из двух передач от имама Ахмада. См. "Аль-Истизкар", 2/117.
Большинство же саляфов сказали: витр делается лишь один раз за ночь, и не делается повторно.
И это слово Абу Бакра ас-Сиддыка, Аммара Ибн Ясира, Аиши, Ибн Аббаса, Абу Хурейры, Тауса, Ибрахима ан Нахаи, и других сподвижников и табиинов, и также слово имамов Малика, АбдуЛлаха Ибн аль-Мубарака, Суфьяна ас-Саури, аш Шафии, аль-Аузаи, Ахмада Ибн Ханбаля, Абу Саура, ат-Тирмизи, Мухаммада Ибн Насра аль-Марвази, и других больших имамов саляфов, и также слово последователей Абу Ханифы. См. "Сунан ат Тирмизи", 2/318, "Аль-Истизкар", 2/118, "Салятуль витр", 82.
Их довод хадис который передали передали Абу Дауд, ан-Насаи, и ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха говорил: “Нет двух молитв витр одной ночью”».
Этот хадис передали Абу Дауд 1439, ан-Насаи 1679, ат-Тирмизи 470, Ибн Хузайма 1101, Ахмад 4/23. [Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1276].
От ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил слова приветствия так, что мы могли слышать его и затем совершал молитву в два рак’ата сидя, после произнесения слов приветствия». Этот хадис передал Муслим 139/746.
Со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, сообщается: «Он, да благословит его Аллах и приветствует, после совершения молитвы витр, сидя совершал молитву в два рак’ата».
Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд 1350-52, ат-Тирмизи, ан-Насаи 1601, 1651 и другие. [Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 1651].
Возмещение пропущенного витра.
Большинство ученых считает, что восполнение пропущенного витра является узаконенным.
Как передали об этом аль-Байхаки, а аль-Хаким подтвердил его достоверность в соответствии условиям аль-Бухари и Муслима, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас проснется утром, не совершив витр, пусть совершит его».
Этот хадис передали аль-Байхаки и аль-Хаким 1/446. [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-Джами’ ас-Сагъир» 378].
В отношении того, кто проспал молитву аль-Уитр, однако имел намерение совершить её, приводятся слова Абу Дарды: «Тому, кто лёг на постель (спать), вместе с намерением встать для совершения ночной молитвы, однако сон одалел его (глаза были тяжелы), и он проспал до утра, запишется то, что он намеревался сделать. А сон его был милостоней ему от его Господа, Велик Он и Всемогущ».
Хадис приводят ан-Насаи и Ибн Маджа. (Иснад хадиса достоверный. Приводят его ан-Насаи в книге «'Амаль аль-йаум уа аль-лейля» (стр. 55, хадис 891), Ибн ас-Сунний в книге «'Амаль аль-йаум уа аль-лейля» (стр. 357, хадис 766), с прерванным иснадом, как на это указал аль-Миззий в «Тахзийб аль-Камаль» (1/57). Однако ан-Насаи привёл его с другим иснадом под номером (892), а этот иснад является достоверным. И Аллах лучше знает. Также достоверность этого хадиса подтвердил исследователь книги «'амаль аль-йаум уа аль-лейля» ан- Насаи, и исследователь книги «'Амаль аль-йаум уа аль-лейля» Ибн ас-Сунний. Аллах лучше знает).
Это сообщение, даже если передаётся в форме «маукуф» (Когда сообщение останавливается на сподвижнике), однако положение его «марфу'» (То есть, возносится до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, т.к. сообщить об этом сподвижник мог, только имея знания от пророка, да благословит его Аллах и приветствует).
Узаконенным является для мусульманина, если он проспал молитву аль-уитр или же пропустил её из-за головной боли и т.п., совершить (восполнить) её днём. Что касается количества рака'атов восполняемой молитвы, то (мусульманин) тут может выбрать из двух вариантов:
Первый: Совершить молитву аль-уитр точно так, как он её совершает (обычно). То есть, если он совершает её обычно в три рака'ата, то восполнить её может также в три рака'ата. Если пять, то пять и т.д.
Это взято из хадиса Абу Са'ид аль-Хъудрий, который сообщил, что посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проспал молитву аль-уитр или забыл совершить её, то пусть совершит её когда вспомнит».
(Хадис достоверный. Приводят его Абу Дауд в книге «Молитв», в главе: «Мольба после аль-Уитра» (1431), ат-Тирмизий в книге «Молитв», в главе: «О том, кто проспал молитву аль-Уитр или забыл совершить её» (466), Ибн Маджа в книге «Совершение молитвы и Сунна в этом», в главе: «О том, кто проспал молитву аль-Уитр или забыл её» (1188). Достоверность хадиса подтвердил большой учёный Ахмад Шакир в своём исследовании сборника («Сунан») ат-Тирмизий. Также достоверность его подтвердил исследователь книги «Джами' аль- Усуль» (6/60), и шейх аль-Альбани в «Сахих сунан аби Дауд»1268. Аль-‘Ираки сказал: «Иснад этого хадиса достоверный».).
Второй: Совершить днём* двенадцать рака'атов.
*(Имеется в виду во время ад-Духа, которое начинается после восхода солнца на высоты копья и заканчивается примерно за 20-30 минут до зенита).
Это то, что передала 'Аиша из действий посланника,(да благословит его Аллах и приветствует), сказав: «Он (посланник Аллаха), если одолевал его сон или же головная боль препятствовала совершению ночной молитвы, совершал её днём в двенадцать рака'атов».
(Хадис достоверный. Приводит его имам Муслим в книге «Молитва путников и сокращение её», в главе: «Общее положение ночной молитвы и о том, кто проспал её или не совершил её из-за болезни» (746). Это часть длинного хадиса. См. «Джами' аль-Усуль» 6/91-96 и «Фатху аль-Барий» 2/480).
У Ахмада и у ат-Табарани приводится (хадис) с хорошим иснадом:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (иногда) совершал молитву витр, когда он просыпался утром».
Этот хадис передали Ахмад 6/242 и ат-Табарани в «аль-Аусат». [Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад этого хадиса хорошим. См. «аль-Муснад» 26100].
О времени восполнения молитвы витр, существуют разногласия. Ханифиты считают, что ее можно восполнять в любое время за исключением того времени, когда вообще запрещается совершать молитву. Последователи аш-Шафи’и считают, что можно восполнять ее в течение любого времени ночи или дня.
Малик и Ахмад считают, что пропущенную молитву витр следует восполнять после рассвета до истечения времени утренней молитвы.