Чем отличается молитва витр от ночной молитвы?
Молитва витр является частью ночной молитвы, но вместе с тем между этими молитвами есть разница.
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:
«Витр – это часть ночной молитвы. Это сунна и последняя из молитв, одним ракатом которой заканчивают ночную молитву (солят ал-лайл) в конце или середине ночи, или в начале ночи после совершения молитвы ‘ишаъ. Совершают столько ракатов, сколько пожелают, и завершают молитву одним ракатом». Источник: Фатава Ибн Баз (11/309).
Шейх ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Сунна – как словом, так и действием – делает различие между ночной молитвой и витром. Ученые так же сделали различие между этими молитвами с точки зрения хукма и способа совершения.
Слова различения из Сунны: приводится в хадисе Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, – что один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о способе совершения ночной молитвы, на что он ответил: «(Совершай) по два раката, а когда приблизится рассвет, соверши один ракат».Хадис передал ал-Бухари. См. «ал-Фатхь» (3/20).
Различающее действие из Сунны: приводится в хадисе Аиши, да будет доволен ею Аллах, – что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто молился в то время, когда я спала перед ним на его постели, если же он хотел совершить витр, то будил меня, и я совершала эту молитву вместе с ним». Передал ал-Бухари. См. «ал-Фатхь» (2/487).
Этот хадис так же приводит Муслим (1/51) со следующей формулировкой: «Он часто молился ночью, когда я лежала перед ним».Когда оставалось совершить витр, он будил ее, и она совершала витр.
Муслим (1/508) так же передал, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился ночью 13 ракатов, из которых совершал 5 ракатов витра, при совершении которых он садился только один раз в конце молитвы».
Он (Муслим) так же передал (1/513) от нее, что когда Са’д б. Хишам б. ‘Амир сказал ей: «Расскажи мне о витре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», она ответила: «И совершал 9 ракатов, в течении которых он садился только в восьмом ракате, когда он поминал Аллаха, восхвалял Его и взывал к Нему. Затем он поднимался, не произнося таслим, вставал и совершал девятый ракат, после чего снова садился, поминал Аллаха, восхвалял Его и взывал к Нему, а затем произносил таслим так, что мы могли услышать».
Что касается различия, которое делают ученые между витром и ночной молитвой с точки зрения хукма: мнения ученых разделились насчет обязательности молитвы витр. Абу Хьанифа считал витр ваджибом, как было передано от Ахмада в «ал-Инсоф» и «ал-Фуру’». Ахьмад сказал: «Оставивший витр преднамеренно – плохой человек, свидетельство которого не следует принимать».
Известным мнением нашего мазхаба (т.е. мазхаба Ханбала), а так же мазхабов Малика и Шафии является то, что это сунна.
Насчет ночной молитвы нет подобного разногласия.
В «Фатхь ал-Бари» (3/27) сказано: «Я не видел, чтобы кто-нибудь говорил, что ночная молитва обязательна, кроме мнения некоторых табиинов. Ибн Абд ал-Барр сказал: Некоторые табиины посчитали ночную молитву (киям ал-лейл) ваджибом, даже если она совершается только в течение времени, требующейся для доения овцы. Но, по мнению большинства ученых, эта молитва является желательной (мандуб)». Конец цитаты.
Что касается разделения учеными между способами совершения витра и ночной молитвы: наши ученые ханбалитского мазхаба делают различие между этими молитвами. Они сказали: «Ночная молитва делается только по два раката».Насчет витра они сказали: «Ее можно совершать в 5 или 7 ракатов, садясь только в последнем ракате. При совершении 9 ракатов нужно сесть в конце восьмого раката и прочитать ташаххуд, затем встать, не произнося таслим и совершить девятый ракат, после чего нужно сесть, прочитать второй ташаххуд и произнести таслим. Это сказал автор «Заад ал-Мустакъни’»».
Конец цитаты из «Маджму’ Фатава Ибн Усеймин» (13/262-264).
Таким образом, выяснилось, что витр является частью ночной молитвы, но отличается от нее способом совершения.
А Аллах знает лучше.
Время совершения витра.
Ученые едины во мнении в том, что время совершения витра наступает лишь с окончанием вечерней молитвы /‘ишаъ/ и длится до рассвета.
Передают со слов Абу Тамима аль-Джишани, да будет доволен им Аллах, о том, что ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, обращаясь к людям во время пятничной хутбы сказал:
«Поистине, Абу Басра рассказал мне о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах добавил для вас одну молитву, и это – молитва витр, так совершайте же её между вечерней и утренней молитвами”. Абу Тамим сказал: “Абу Зарр взял меня за руку, и мы прошлись по мечети и подошли к Абу Басру, да будет доволен им Аллах, и он спросил его: “Ты слышал, как посланник Аллаха сказал то, о чем говорил ‘Амр?» Он ответил: “Да, я слышал это от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!”». Этот хадис с достоверным иснадом передал Ахмад 6/7. [Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным. См. «Муснад» 23902].
Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Бывало так, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал витр как в первую часть ночи, так в середине и в последнюю часть ночи». Этот хадис с достоверным иснадом передал Ахмад 4/119. [Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис слабым из-за разрыва в иснаде. См. «Муснад» 17112].
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Абу Ќайс сказал:
«Я спросил у ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, о витре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и она сказала: “Иногда он совершал витр в первую часть ночи, а иногда в последнюю часть ночи”. Я спросил: “А каким было его чтение? Читал ли он про себя или же читал вслух?” Она ответила: “Он делал и то и другое. Иногда он читал вслух, а иногда про себя. Иногда, перед тем как ложиться спать он совершал полное омовение, а иногда он совершал малое омовение[Речь идет о совершении омовения после полового осквернения]”». Этот хадис передали Абу Дауд 1437, Ахмад 23314, Муслим 137/745, и ат-Тирмизи 449 и 2924.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Совершайте Витр до наступления утра» (Муслим 754).
Муслим также передал от ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Торопитесь совершить Витр до рассвета»
Муслим передал (752), что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:«Витр – это один ракат в конце ночи».
Тирмизи передал (469) от ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Когда наступает рассвет, завершается время всех ночных молитв и Витра, поэтому совершайте Витр до рассвета» (Хадис оценен как сахих шейхом Альбани в Сахих аль Тирмизи).
Бухари (472) и Муслим (749) передали, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Ночная молитва совершается по два раката, и затем, если вы считаете, что наступает рассвет, то совершите один ракат и таким образом вы совершите Витр (нечетное количество)».
Шейх ибн Усеймин сказал: «Это указывает на то, что время молитвы Витр заканчивается с наступлением рассвета, потому что это молитва завершающая все ночные молитвы, поэтому она не может совершаться после завершения ночи». Источник: Majmoo’ Fataawa Ibn ‘Uthaymeen, 14/115
Некоторые ученые считают, что время молитвы Витр продолжается до тех пор, пока человек не совершит утреннюю молитву, и в качестве довода они приводили истории от некоторых сахабов, которые совершали молитву Витр после рассвета, до того как был произнесен призыв (икама) на совершение утренней молитвы.
Ибн Рушд аль Куртуби сказал:
«В отношении вопроса времени молитвы Витр ученные единогласны в том, что ее время начинается после молитвы Иша и до начала рассвета, потому что это было передано через большое количество иснадов от Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Одно из самых сильных сообщений переданное Муслимом от Абу Надра аль Ауфи, в котором сказано, что Абу Саид спросил у Пророка (мир ему и благословения Аллаха) о молитве Витр и он ответил: «Витр наступает до рассвета».
Но они разошлись во мнениях относительно того, можно ли совершать молитву после рассвета. Некоторые из них сказали, что это не позволительно, другие сказали, что допустимо совершать Витр пока не была совершена утренняя молитва. Первое мнение было высказано Абу Юсуфом и Мухаммада ибн аль Хасаном, двумя учениками Абу Ханифы, Суфьяном аль Саури, а второе было высказано Шафии, Маликом и Ахмадом. Причиной для их разногласия являются действия некоторых сахабов, которые противоречили тому, что было в этих сообщениях.
Я считаю, что их действия не противоречат сообщениям, которые были переданы в отношении этого – я имею в виду сообщения, в которых сказано, что они позволяли совершать молитву Витр после рассвета. Они позволяли это в случаях, если необходимо было возместить совершение молитвы Витр, но не делали этого на регулярной основе. Их мнение противоречило бы хадисам, если они сказали, что эта молитва может совершаться после рассвета на регулярной основе. Подумайте об этом». Источник: Bidaayat al-Mujtahid, 1/147, 148.
Шейх ибн Бааз сказал: «Существует много хадисов по этой теме, которые указывают на то, что время витра заканчивается с рассветом». Источник: Fataawa al-Shaykh Ibn Baaz, 11/306.