Доказательства тех, кто считает молитву Уитр твердой Сунной.

Большинство ученных как предшественников, так и последователей, а также и многих сторонников мазхаба Абу Ханифы считали совершение молитвы Уитр весьма желательным, но не обязательным.

А имам аль-Хаттаби сказал: “Ученые были единогласны в том, что молитва Уитр не является обязательной, исключением чему было то, что переда Хасан ибн Зияд от Абу Ханифы, что он назвал эту молитву обязательной. Но сторонники его мазхаба не говорят так, и даже если это достоверно от Абу Ханифы, то единогласное мнение (иджма’) в этом вопросе опередило его утверждение!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 1/286.

Их доводы следующие:

1. Тальха ибн ‘УбайдуЛлах рассказывал, что на вопрос человека: “Что Аллах вменил мне в обязанность из молитвы?” пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пять молитв в течение дня и ночи». Он спросил: “Обязан ли я делать что-либо сверх этого?!” пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, если только сам не пожелаешь сделать это»". аль-Бухари 46, Муслим 11.

2. Ибн ‘Аббас рассказывал, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлял Му’аза с призывом в Йемен, среди прочих наставлений он сказал ему: «И извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершения пяти молитв в течение дня и ночи!» аль-Бухари 1/352, Муслим 1/34.

Имам аш-Шаукани говорил: “Это самый наилучший довод на то, что Уитр не является обязательным, так как Му’аз был направлен в Йемен незадолго до смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Найлюль-аутар” 3/13.

3. Аль-Мухаддаджи рассказывал, что когда один человек спросил Абу Мухаммада о молитве Уитр, он сказал: “Уитр уаджиб так же, как и обязательные молитвы”. Когда эти слова передали ‘Убаде ибн Самиту, он сказал: “Абу Мухаммад солгал (здесь имеется в виду не намеренная ложь, а ошибка), ибо я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всемогущий вменил в обязанность пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!»”Этот хадис передали Абу Дауд 425, ан-Насаи 1/230 и в “аль-Кубра” 314, ад-Дарими 1577, Малик 1/14, Ибн Маджах 1401, Ахмад 5/317. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и ан-Навави. [Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса См. «Сахих Абу Дауд» 410].

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что молитв, вмененных в обязанность, только пять, и не больше!” См. “ат-Тамхид” 23/289.

4. ‘Али ибн Аби Талиб говорил: “Поистине, Уитр не является обязательной молитвой, подобно пяти обязательным молитвам! Однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Уитр”. Ат-Тирмизи 1/282, Ибн Маджах 1/370. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

Эти сообщения от сподвижников указывают на то, что они не считали молитву Уитр обязательной, хотя среди них и было разногласие по этому поводу. Абу Мухаммад, который говорил, что Уитр уаджиб - это Мас'уд ибн Аус аль-Ансари, относительно которого было даже сказано, что он участник битвы при Бадре. Также мнение о том, что молитва Уитр является обязательной передается от Абу Айюба аль-Ансари. Ибн Аби Шайба № 6930.

Что же касается слов 'Убады: "Солгал Абу Мухаммад!", то речь идет о том, что он ошибся!

И мнение Убады сильнее, чем Абу Мухаммада, поскольку Абу Мухаммад не привел аргумент на свои слова, а 'Убада привел слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно того, что обязательным молитв пять!

5. Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Уитр сидя на своем верблюде”. аль-Бухари 999.

Он также говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Уитр верхом, в какое бы направление не шло животное, и он не совершал на верховом животном обязательные молитвы!” Муслим 700.

Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби говорил: “В этом хадисе довод против тех, кто считает Уитр обязательным. Ученые единогласны, как это передал Къады ‘Ийяд, в том, что обязательная молитва не совершается верхом на животном, если не считать причину, как страх или болезнь!” См. “аль-Муфхим” 2/342.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Это тот довод, который приводили в качестве того, что Уитр не является обязательным и что он относится к добровольным молитвам. Ведь если бы Уитр был обязательным, как пятикратные молитвы, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал бы его верхом на животном, имея возможность совершить его стоя!” См. “Фатхуль-Бари” 9/182.

Шейх аль-Мубаракфури говорил: “Знай, что большинство ученых приводили в качестве довода на то, что молитва Уитр не является обязательной этот хадис от Ибн ‘Умара. И это ясный довод на это, поскольку обязательная молитва не совершается верхом на животном!” См. “Тухфатуль-ахуази” 2/538.

Вывод.

На основании всего сказано становится ясно, что доводы большинства ученых, считающих совершение молитвы Уитр желательным, но не обязательным, являются сильнее и достоверность хадисов, на которые они опирались не вызывают никаких сомнений.

Однако узнав о том, что Уитр не уаджиб мусульманам не следует переставать его совершать! Речь шла о том, каково положение этой молитвы в шариате, что бы знать какое место занимает оно в Исламе, и знать совершен ли грех за не совершение этого поклонения и необходимо ли принести за это покаяние!

Кстати вот некоторые высказывания имамов, считавших совершение молитвы Уитр не обязательным, но, тем не менее, строго побуждавших совершать эту молитву:

Имам аш-Шафи’и относительно молитв Уитр и Духа говорил: “Я не одобряю для мусульманина оставление этих молитв, даже если и не обязываю их совершением. Но тот, кто оставил совершение всех добровольных молитв хуже, чем тот, кто оставил одно из них!” См. “аль-Умм” 1/260.

Имам Ахмад говорил: “Тот, кто сознательно оставил совершение молитвы Уитр, тот плохой человек, и не следует принимать от него свидетельства!” См. “аль-Мугъни” 1/827.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Молитва Уитр лучше, чем все добровольные молитвы, совершаемые в дневное время!” См. “Маджму’уль-фатауа” 23/88.

Наши рекомендации