При скармливании им мочевины
Студент должен знать, что рубец крупного рогатого и мелкого скота содержит большое количество различных видов микроорганизмов, среди которых имеются виды, способные усваивать азотистые вещества из различных аммонийных солей и из мочевины и строить белок своего тела из этих веществ. В результате изложенного в рубце жвачных накапливается микробная масса с большим содержанием белка, которая в сычуге и тонком отделе кишечника переваривается и тем самым обеспечивает белком организм животного.
Необходимо знать, что различные виды микробов рубца обладают различной способностью расщеплять мочевину. На какие группы делятся микробы рубца по способности расщеплять мочевину и накапливанию микробной массы? Необходимо также знать, какие корма создают благоприятные условия для мочевинорасщепляющих микробов при добавлении к ним мочевины.
Вопросы для самопроверки
1. Почему мочевина, добавленная к кормам, бедным белками, может восполнить потребность животного в белках?
2. Какая группа микробов наиболее эффективно использует мочевину?
3. Какие корма создают наиболее благоприятные условия для мочевинорасщепляющих микробов?
- РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В КРУГОВОРОЕ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ
При изучении этой темы необходимо уяснить, что микробы играют большую роль в жизни природы. Они являются связующим звеном между органическим и неорганическим миром. Разлагая в процессе гниения сложные органические вещества на простые соединения, они этим самым очищают поверхность земли от трупов животных и растительных остатков. В процессе гниения происходит минерализация сложных органических веществ, что имеет большое санитарное значение. Кроме того, в процессе разложения сложных органических веществ образуются неорганические вещества, необходимые для жизни растений. Таким образом, процесс разложения сложных органических веществ, происходящий в природе под влиянием жизнедеятельности микробов, способствует естественной очистке почвы и воды.
Необходимо обратить внимание на то, что возникновение, глубина и направление гнилостного процесса зависят от определенных видов микробов, участвующих в этом процессе и условий их жизнедеятельности. Одни виды микробов вызывают глубокий распад белковой частицы, другие – действуют на белок слабее. Необходимо знать виды микробов, относящихся к группе сапрогенных, и характер вызываемого ими гнилостного процесса. Глубина гнилостного процесса зависит также от степени доступа кислорода воздуха. В связи с этим необходимо уяснить характер разложения белковых веществ при тлении и гниении. Определение понятия гниения.
Гниение может возникать лишь в условиях, благоприятных для развития и жизнедеятельности гнилостных микробов. К числу этих условий относятся соответствующая температура и наличие влаги. При низких температурах и отсутствии влаги гниение задерживается или не возникает. Процесс гниения задерживается также под влиянием различных физических и химических факторов, что широко используется в пищевой промышленности.
Кишечник животных является благоприятной средой для развития гнилостных микробов; при сильном размножении их происходит интоксикация организма продуктами распада белков. Необходимо запомнить перечень преобладающих видов гнилостных микробов кишечника, а также их антагонистов.
Важно учесть, что при гниении трупов образуются продукты распада белковых веществ, ядовитые для организма (трупный яд), с чем необходимо считаться при вскрытии трупов.
В процессе гниения органических веществ происходит обогащение почвы азотистыми соединениями – солями азотистой иазотной кислот, пригодными для питания растений, поэтому изучение превращений азота имеет большое практическое значение.
Необходимо уяснить, что превращение органического азота в неорганические соединения происходит под влиянием различных групп микробов и не сразу, а последовательно. Под влиянием гнилостных микробов происходит аммонификация белковых веществ с образованием аммонийных солей. Необходимо усвоить сущность аммонификации мочевины. Образовавшиеся аммонийные соли под влиянием нитрифицирующих микробов подвергаются нитрификации с образованием солей азотистой иазотной кислот. Необходимо иметь четкое представление о сущности процесса нитрификации; о нитрозной и нитратной фазах нитрификации, о морфологических и биологических особенностях нитрозных и нитратных бактерий. Обратите внимание на то, что открытие нитрозных и нитратных микробов и установление фазности нитрификациипринадлежит русскому ученому – проф. С. Н. Виноградскому (1889).
Наряду с нитрификацией, т.е. с накоплением азота в почве в виде азотисто- и азотнокислых солей, происходит процесс денитрификации. Необходимо четко знать, в чем заключается сущность процесса денитрификации, какие виды микробов вызывают этот процесс и в чем заключается вред, причиняемый сельскому хозяйству денитрифицирующими микробами. Некоторые виды микробов обладают способностью фиксировать азот непосредственно из воздуха и накапливать его в почве в связанном виде. Необходимо уяснить, что процесс фиксации азота микробами имеет большое значение в азотном балансе почвы, значительно повышает ее урожайность. Благодаря этому процессу происходит компенсация потерь азота, которые несет почва в результате процесса денитрификации.
Необходимо знать морфологические и биологические свойства азотфиксирующих микробов – клубеньковых и свободноживущих, взаимоотношение клубеньковых бактерий и бобовых растений. Практическое использование азотфиксирующих микробов в сельском хозяйстве и принцип приготовления и использования бактериальных землеудобрительных препаратов (нитрагин, азотобактерин).
При изучении превращений углерода необходимо уяснить, что главным резервуаром его является атмосфера, где он находится в виде углекислоты. Углекислота атмосферы является источникомуглеродного питания для зеленых растений, которые при помощи солнечной энергии синтезируютсложные органические вещества. Для нормальной жизни растений необходимо постоянное пополнение атмосферы углекислотой. Расходуемый растениями углерод частично возвращается в атмосферу в виде углекислоты при дыхании животных. Главная же масса углерода возвращается в атмосферу при распаде органических веществ, происходящем под влиянием жизнедеятельности микробов. Определение понятия брожения.
Необходимо иметь четкое представление о следующих видах брожения:
Спиртовое брожение есть процесс разложения углеводов (сахаров) с образованием спирта и углекислоты. Возбудителями спиртового брожения являются дрожжевые грибки, а также некоторые виды мукоровых плесеней и бактерий. Необходимо знать биологические особенности культурных и диких дрожжей, условия возникновения и прекращения брожения, в частности, влияние кислорода. Использование спиртового брожения в различных отраслях промышленности; уясните, в чем сущность дрожжевания кормов и какие дрожжи для этого используются.
Уксуснокислое брожениеесть процесс окисления углеводов не до конечных продуктов, а до стадии органической кислоты. Наибольший выход уксусной кислоты получается при уксуснокислом брожении, т. е. при окислении этилового спирта особой группой уксуснокислых бактерий. Необходимо изучить морфологические особенности основных видов возбудителей уксуснокислого брожения и дифференциацию их по степени накопления уксусной кислоты в средах их обитания. Уксусная кислота получается также при различных брожениях углеводов как побочный продукт. Небольшие количества ее образуются при спиртовом, молочнокислом и масляном брожениях, а также при гниении. Ознакомьтесь с методами промышленного получения уксуса (из вина и спирта).
Молочнокислое брожение есть процесс расщепления сахаров на две частицы молочной кислоты. Необходимо знать морфологические и биологические свойства микробов возбудителей типичного и нетипичного молочнокислого брожения. Значение молочнокислых бактерий в молочном производстве. Биологические особенности молочнокислых бактерий, применяемых при изготовлении лактобациллина и ацидофилина. Состав закваски, применяемой при изготовлении кефира и кумыса и особенности брожения при изготовлении этих продуктов. Микробиологические процессы при изготовлении и созревании сыров и роль молочнокислых бактерий.
Основательно усвойте микробиологические процессы, протекающие при силосовании кормов в различных фазах. Особенности холодного и горячего метода силосования. Основные возбудители молочнокислого брожения при силосовании и условия, необходимые для их развития. Искусственное обогащение растительной массы заквасками культур молочнокислых бактерий.
Маслянокислое брожение. Масляная кислота есть продукт расщепления углеводов, а в ряде случаев – жиров и белков. Возбудители маслянокислого брожения широко распространены в природе, они встречаются в почве, навозе, на растениях, в молоке и сыре. Необходимо знать условия жизнедеятельности возбудителей маслянокислого брожения и факторы, тормозящие этот вид брожения при силосовании кормов и в молочном производстве.
Обратите внимание на то, что этот вид .брожения вызывает порчу силоса и молочных продуктов. Накопление в силосе и молочных продуктах определенного количества масляной кислоты снижает качество этих продуктов. Дайте характеристику наиболее распространенных маслянокислых бактерий, анаэробов и аэробов.
Брожение клетчатки. Необходимо уяснить, что процесс брожения клетчатки играет большую роль в жизни природы. В клетчатке растений содержится большое количество углерода, под влиянием жизнедеятельности ряда бактерий и грибков происходит расщепление клетчатки до углекислоты. Брожение клетчатки происходит как в аэробных, так и в анаэробных условиях. Нужно иметь представление о морфологических и биологических свойствах микробов-целлюлозоразрушителей, встречающихся в желудке жвачных, об их роли в пищеварении и о том, в каких случаях они могут оказывать вред.
В аэробных условиях, кроме бактерий, разложение клетчатки вызывают некоторые актиномицеты и плесневые грибы. Какой целлюлозоразрушающий гриб вызывает отравление лошадей?
Уясните, что процесс брожения клетчатки, происходящий в природе под влиянием жизнедеятельности микробов, играет большую роль в образовании почвы. Процесс брожения клетчатки используется в промышленности.
Вопросы для самопроверки
1. Какой процесс называется гниением?
2. Аэробное и-анаэробное гниение.
3. Роль гнилостных процессов в природе.
4. Методы сохранения продуктов от гниения.
5. Минерализация органических веществ и ее санитарное значение.
6. Что такое процесс аммонификации белков?
7. Сущность процессов нитрификации и денитрификации.
8. Нитрифицирующие и денитрифицирующие микробы.
9. Какие группы микробов обладают азотфиксирующими свойствами, их характеристика и значение в сельском хозяйстве?
10.Бактериальные землеудобрительные препараты, их изготовление и применение.
11.Что называется брожением?
12.Возбудители спиртов ого брожения, их характеристика и практическое применение.
13.Микробиологические процессы при дрожжевании кормов.
14.Возбудители молочнокислого брожения, их характеристика и практическое применение в молочном производстве.
15.Лактобациллин, кефир, кумыс и принцип их приготовления.
16.Микробиологические процессы при холодном и горячем методе силосования кормов.
17.Фазы развития микрофлоры при силосовании кормов.
18.Основные возбудители молочнокислого брожения при силосовании кормов.
19.Возбудители уксуснокислого брожения.
20.Возбудители маслянокислого брожения, их характеристика и значение в молочном производстве и при силосовании кормов.
21.Возбудители брожения клетчатки и их роль в пищеварении жвачных.
- УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТЕ
Учение об инфекции
Запомните определение понятия «инфекция». Необходимо получить четкое представление об инфекции как сложном биологическом процессе, обусловленном патогенным микробом, макроорганизмом, внешней средой. Обратите внимание на то, что микроб (инфект) поступает в животный организм извне и далее размножается в нем, вызывая типичные для данного заболевания патологические изменения и клинические проявления (экзогенная инфекция). Назовите некоторые инфекции этого рода. Однако существуют и такие формы инфекции, которые возникают в результате активации патогенных микробов, пребывающих до проявления инфекции в состоянии сожительства с макроорганизмом (микробы-коменсалы). Такого рода инфекцию называют эндогенной. Назовите некоторые инфекции эндогенного происхождения. Стадии инфекции.
Запомните, что патогенный микроорганизм — специфическая причина всякой инфекции (без микроба нет инфекции). Однако решающая роль в направлении и исходе инфекционного процесса принадлежит макроорганизму, состоянию его защитных средств.
Проникновение патогенного микроба в организм не всегда вызывает заболевание; решающее значение в возникновении болезни имеет состояние организма и условия его жизни.
Пути внедрения, локализации микроорганизмов и их токсинов в макроорганизме.
Необходимо различать понятия – «инфекция» и «инфекционная болезнь».
Запомните различные формы клинического проявления инфекционного процесса. Каковы основные критерии дифференцирования инфекционных и неинфекционных болезней? Следует учесть, что не всегда инфекционные заболевания заразны (например, столбняк, ботулизм)
Стадии развития и клинические проявления инфекционной болезни: типичное и атипичное (абортивное, стертое, злокачественное), молниеносное, острое, подострое, хроническое, ремиссии и рецидивы. Микробоносительство.
Патогенная активность одного и того же вида микроба может быть неодинаковой. Степень патогенности называется вирулентностью. Необходимо четко различать понятия «патогенность» и «вирулентность». Вирулентность патогенного микроба не постоянна и подвержена изменению под влиянием различных факторов, она может быть усилена или ослаблена, или полностью потеряна. Необходимо знать условия ослабления и усиления вирулентности. Необходимо также знать, что принимается за единицу вирулентности микроба (DLM) и что представляет собой средняя летальная доза (LD50).
Вирулентность представляет сумму болезнетворных свойств микроба. Необходимо знать, какие свойства микроба объединяются в понятия «инвазивность», «агрессивность», «токсигенность», наличие капсул, IgA-протеаз, ферментов и др.
Вирулентность патогенных микробов определяется рядом факторов, посредством которых они проявляют болезнетворное действие. К числу этих факторов относятся: ферментные системы, образование микробной клеткой капсулы, агрессинов, диффузионного фактора и токсинов. Необходимо знать значение ферментов (фосфатиназа, лецитиназа и др.), капсулы в инфекционном процессе, действие агрессинов на защитные средства организма и сущность действия диффузионного фактора, необходимо также знать свойства экзо- и эндотоксинов.
Различают следующие виды инфекций: простая, смешанная, вторичная или секундарная инфекция, реинфекция, рецидив, суперинфекция, параинфекция. Необходимо усвоить определение понятия указанных видов инфекций; При этом обратите особое внимание на различие понятий «смешанной» и «вторичной» инфекции.
В зависимости от степени распространения проникших в организм микробов и локализации их в отдельных органах различают следующие виды инфекции: сепсис, септицемия, бактериемия, токсемия, пиемия и септикопиемия. Необходимо дать определение каждого вида инфекции.
Необходимо уяснить, что в возникновении и развитии инфекционного процесса участвует весь организм как целостная система в единстве с окружающей средой. Микроб является специфической причиной инфекции, по направление и исход болезни принадлежат организму, важное значение при этом имеют условия жизни. На внедрение патогенного микроба в организм последний отвечает специфическими реакциями. При этом ведущую роль играет центральная нервная система, деятельность которой направлена на организацию защиты от воздействия патогенного микроба.
Возникновение инфекционного заболевания зависит от трех факторов: вирулентности микроба, состояния организма и условий внешней среды. Возникновение и распространение эпидемий и эпизоотий зависят, прежде всего, от социально-экономического строя общества.
Необходимо знать влияние на возникновение инфекционных болезней питания, ухода, содержания, эксплуатации, возраста и температурных условий.
Необходимо знать, что профилактика инфекционных болезней животных должна проводиться на основе следующих, мероприятий:
1. Повышение физиологической устойчивости организма.
2. Уничтожение источника инфекции во внешней среде.
3. Специфическая профилактика.
Вопросы для самопроверки
1.Какие формы взаимоотношений существуют между макро- и микроорганизмами?
2.Что такое условнопатогенные микробы?
3.Определение понятия «инфекция» и «инфекционная болезнь».
4.Основные критерии, характеризующие инфекционные болезни.
5.Что такое патогенность и вирулентность?
6.Что принимается за единицу вирулентности микроба?
7.Методы ослабления и усиления вирулентности микроба.
8.Факторы вирулентности микроба.
9.Экзо- и эндотоксины, их свойства и отличительные признаки.
10.Что такое анатоксин?
11.Условия возникновения инфекционного процесса.
12.Определение понятий септицемия, бактериемия и септикопиемия.
13.Определение понятий простой, смешанной, секундарной инфекций, реинфекции, суперинфекции и параинфекции.
14.Факторы внешней среды, влияющие на возникновение и течение инфекционного процесса.
Иммунология
Приступая к изучению проблемы иммунитета, следует прежде всего четко усвоить понятие иммунологии как науки, ее задачи и основные вехи в развитии (Дженнер, Дорсе, Эдельман, Мильстайн, Келлер, Ерне и др.).
Определение понятия «иммунитет». Иммунная система и ее функции. Центральные и периферические органы иммунной системы. Функция Т- и В-лимфоцитов. Кооперативные взаимоотношения в иммунном ответе с участием антигенов комплекса гистосовместимости, фагоцитов, Т- и В-лимфоцитов. Формы иммунного реагирования: синтез антител и клеточных факторов, иммунологическая память, толерантность, аллергия.
Антигены.Понятие «антиген». Аллергенные, изогенные и кселогенные антигены. Антигены бактериальной клетки: поверхностные, соматические, жгутиковые. Факторы, влияющие на свойства антигена: чужеродность, молекулярная масса, строение веществ, иммуногенность, специфичность. Антигенные детерминанты. Антигенная специфичность: видовая, групповая, типовая и др.
Антитела.Понятие «антитела». Природа и функция антител. Структура иммуноглобулинов различных классов. Понятие об активном центре антител. Первичный и вторичный иммунный ответы. Понятие о «нормальных» и «неполных» антителах. Моноклониальные антитела. Феномены взаимодействий антиген-антитело. Реакции антиген-антитело, используемые при диагностике инфекционных болезней: нейтрализации, иммунофлоуресценции, иммуноферментный метод, агглютинации, преципитации, связывания комплемента и др.
Аллергия.Понятие «аллергия». Типы аллергии: гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Характеристика аллергенов. Механизм развития гиперчувствительности обоих типов. Инфекционная аллергия.
Иммунологическая толерантность. Факторы, обусловливающие толерантность. Иммунопатологические реакции. Иммунодефициты. Иммуностимуляция и принципы иммунокоррекции. Адъюванты.
Виды иммунитета. Приобретенный иммунитет: постинфекционный, поствакцинальный, активный и пассивный, колостральный, антитоксический, стерильный и нестерильный, местный иммунитет.
Понятие о естественной резистентности макроорганизма. Факторы резистентности, передающиеся по наследству.
Взаимодействие специфических и неспецифических факторов в формировании устойчивости макроорганизма к возбудителям инфекционных болезней. Гуморальные и клеточные формы защиты. Возрастные особенности иммунологического статуса животных.
Биопрепараты.Биотехнологические основы производства. Принципы контроля на чистоту роста, безвредность, реактогенность и активность.
Вопросы для самопроверки
1. Определение понятия иммунитет.
2. Формы иммунитета и их характеристика.
3. В чем сущность инфекционного иммунитета?
4. Связь инфекционного и стерильного иммунитета.
5. Определение понятий антиген, антигенное действие и антигенная реакция.
6. В чем различие между полноценным и неполноценным антигенами?
7. Определение понятия антитело.
8. Какова химическая природа антитела?
9. Какие клетки организма продуцируют антитела?
10.Какие группы антител Вы знаете?
11.Определение понятия антитоксин.
12. Каковы закономерности нейтрализации антитоксином экзотоксина?
13.Практическое применение антитоксинов.
14.Что такое преципитины, преципитиноген, преципитат?
15.Как проводится реакция преципитации?
16.Механизм реакции преципитации.
17.Что Вам известно о специфичности реакции преципитации?
18.Что такое агглютинины и агглютиноген?
19.Обязательные условия для правильной постановки РА.
20.В каких направлениях может быть использована РА?
21.В чем сущность метода адсорбции Кастеллани?
22.Отличие и сущность мелкозернистой и крупнозернистой агглютинации?
23.Что такое соматический и жгутиковый антигены?
24.Что такое бактериолизины?
25.Опишите активный и пассивный опыты Исаева-Пфейффера.
26.Что такое комплемент и кем он был открыт?
27.Что такое гемолизин и техника его изготовления?
28.Что такое бактериолитическая и гемолитическая системы?
29.Что такое титрация комплемента и каково ее назначение в РСК?
30.Какие показатели РСК характеризуют положительный, слабоположительный и отрицательный результаты РСК?
31.Что такое опсонины?
32.Что такое фагоцитарное число?
33.Что такое фагоцитарный индекс?
34.Техника опсоно-фагоцитарной реакции (ОФР).
35.Специфические и неспецифические факторы иммунитета, их значение в иммуногенезе и взаимосвязи.
36.Течение инфекционных заболеваний, при которых имеет место поражение головного мозга (примеры).
37.Влияние функционального состояния высших отделов нервной системы на течение инфекционных болезней (примеры).
38.Влияние зимней спячки и наркоза на течение экспериментальной инфекции (примеры).
39.Микроб и антиген как чрезвычайные раздражители.
40.Определение антимикробного иммунитета.
41.Роль охранительного торможения в инфекции и иммунитете.
42.Что такое иммунный стереотип?
43.Роль рецепции в инфекции и иммунитете (клетки иммунной системы).
44.Суммация токсических и антигенных раздражений.
45.В каких случаях наступает иммунное торможение (тормозная фаза)?
46.Влияние условного рефлекса на фагоцитарную реакцию.
47.Что представляет собой анамнестическая реакция и ее значение в иммунологии?
48.Факторы неспецифического иммунитета.
49.Лизоцим и его роль в защите организма от микробов.
50.Защитная роль слюны, желудочного сока, желчи, слез, носового секрета.
51.Какие защитные процессы происходят в зоне воспаления?
52.Основные свойства фагоцитов.
53.Завершенный и незавершенный фагоцитоз (примеры).
54.Роль фагоцитарной реакции в инфекции и иммунитете.
55.Что такое РГС и ее роль в инфекции и иммунитете.
56.Гормональные факторы иммунитета.
57.Где и как происходит соединение антигена и антитела согласно новым иммунохимическим представлениям?
58.В каких пропорциях соединяются антиген и антитело?
59.В чем сущность клониально-селекционной (мутационной) теории иммунитета (Бернета)?
60.Положительные и отрицательные моменты в учении Безредка о так называемом местном иммунитете.
61.Что представляет собой антивирус по Безредка?
62.Что такое анафилаксия?
63.Как проявляется анафилактический шок у животных, в частности у морских свинок?
64.Понятие о сенсибилизирующей и разрешающей дозах анафилактогена.
65.В каких случаях возможна массовая анафилактическая реакция у животных?
66.Какова специфичность и степень чувствительности феномена анафилаксии?
67.Как можно предупредить анафилаксию?
68.Каковы заслуги Безредка в открытии антианафилаксии?
69.Что такое пассивная анафилаксия и ее сущность?
70.Роль гистамина и ацетилхолина в анафилаксии.
71.Какова роль нервной системы в явлениях анафилаксии?
72.Определения понятия «инфекционная аллергия».
73.При каких инфекционных заболеваниях используется аллергическая реакция в целях диагностики?
74.Что такое положительная и отрицательная анергия?
75.Каково значение метода и места введения аллергена для аллергической диагностики?
76.Что такое парааллергия?
77.Какова роль нервной системы в аллергических реакциях?
78.Какова связь иммунитета и аллергической реактивности?
79.Что такое феномен Коха и его роль в патогенезе туберкулеза?