Кафедра микробиологии и патологической анатомии
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени К.Д. ГЛИНКИ
КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
ВЕТЕРИНАРНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЕ
ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ №1 И №2 СТУДЕНТАМ-ЗАОЧНИКАМ
ФАКУЛЬТЕТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
ВОРОНЕЖ 2005
Составители: профессор Субботина С.Г., доцент Жеглов В.В., доцент Жмуров Н.Г., доцент Сапожкова О.А., к.б.н. Рогов М.В.
Рецензенты: д.в.н., Лауреат премии Совета Министров СССР,
профессор Ануфриев А.И.
д.в.н., профессор Кузьмин Г.Н.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к опубликованию на заседании кафедры микробиологии и патанатомии (протокол № 3 от 26.11.2004 г.) и методической комиссией факультета ветеринарной медицины (протокол № 3 от 30.11.2004 г.)
УДК 576.8 (075.5)
Ветеринарная микробиология и иммунология: Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольных работ №1 и №2 студентам-заочникам факультета ветеринарной медицины / Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки; Сост.: Субботина С.Г., Жеглов В.В., Жмуров Н.Г., Сапожкова О.А., Рогов М.В. Воронеж, 2005. – 85 с.
I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Прежде чем приступить к изучению курса микробиологии, студент-заочник должен четко уяснить задачи и порядок изучения дисциплины.
Основными задачами вузовского курса ветеринарной микробиологии будут следующие:
1. Знакомство студентов с основами современных знаний о роли микроорганизмов в природе, медицинской, ветеринарной и сельскохозяйственной практике, промышленности, быту и пр.
2. Приобретение студентами (в объеме программы) прочных основ знаний и практических навыков по микробиологии, необходимых для успешного усвоения последующих общебиологических и специальных дисциплин, а главное, для широкого применения этих знаний и навыков в своей повседневной практической деятельности.
3. Приобщение студентов к исследовательской работе с целью научить их экспериментировать и делать выводы и обобщения на основании соответствующих наблюдений.
Ввиду ограниченного числа часов, отведенных для лекционных и практических занятий непосредственно в учебном плане и на кафедре, основной формой обучения студентов-заочников является самостоятельная работа. Поэтому для успешного усвоения материала при изучении курса ветеринарной микробиологии в несессионное время рекомендуется следующий план работы:
1. Подробное ознакомление с методическими указаниями и программой курса (методические указания программу курса не заменяют и не являются конспектом учебника).
2. Изучение материала по учебникам и руководствам, согласно программе курса и рекомендациям, данным в настоящих методических указаниях.
3. После усвоения материала по учебникам (руководствам), проверять свои знания путем ответов на вопросы для самопроверки. Не усвоив предыдущего материала, переходить к другому не рекомендуется.
4. Выполнив рекомендации, указанные выше, можно приступить к написанию контрольных заданий №1 и №2.
Готовые работы должны быть высланы в институт за две недели до очередной сессии. Студенты, не приславшие своевременно контрольные работы, на сессию не допускаются.
Во время сдачи экзамена контрольные работы обязательно предъявляются преподавателю и оставляются на кафедре. Качество выполнения контрольных работ учитывается при экзаменационной оценке.
В процессе работы над учебной литературой рекомендуется составлять конспект, что значительно облегчит усвоение материала. Запоминание специальной терминологии и названий микроорганизмов в русской и латинской транскрипции обязательно.
При изучении предмета необходимо просматривать иллюстративный материал и таблицы, что также облегчит процесс запоминания нужных сведений.
Выполненные контрольные работы должны свидетельствовать о том, как студент справился с программным материалом по данному курсу.
Полученные перед экзаменом проверенные работы студент должен просмотреть, продумать все замечания рецензента и доработать соответствующий материал.
Если у студента встречаются затруднения в процессе изучения материала или выполнения контрольных работ, рекомендуется обращаться на кафедру микробиологии университета за консультацией в устной или письменной форме.
Студентам-заочникам рекомендуется максимально использовать местные возможности по приобретению необходимых навыков в микробиологической технике. С этой целью студенту-заочнику целесообразно посещать ближайшую бактериологическую лабораторию (ветеринарную или любого профиля) для ознакомления с ее работой и организацией. Студент-заочник должен также максимально использовать условия диагностического кабинета ветеринарной лечебницы для приобретения навыков в микробиологических исследованиях при некоторых заболеваниях (туберкулез, бруцеллез, пастереллез, мыт, рожа свиней, актиномикоз, стригущий лишай, стафилококковая инфекция и др.)
Студенты , хорошо проработавшие теоретический учебный материал, выполнившие качественно контрольные работы и отработавшие лабораторные занятия, допускаются к сдаче зачета и экзамена по всему курсу.
Курс микробиологии делится на две части: первая – общая - с учением об инфекции и иммунитете и вторая – частная, или специальная микробиология.
Каждый студент обязан на 1-ое занятие привезти коллекцию из различных биопрепаратов и антибиотиков, применяемых в хозяйстве (районе, лечебнице), и иметь при себе спецодежду (белый халат и колпачок).
II. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИН
Морфология грибов
Дайте характеристику грибов. Каковы основные свойства этих организмов?
Актиномицеты(лучистые грибы) – класс микроорганизмов, широко распространенных в природе.
Необходимо знать, что актиномицеты занимают особой место в систематике микробов. В чем заключается сходство и различие их с бактериями и низшими грибами? Дайте характеристику морфологических и биологических особенностей актиномицетов (строение мицелия, способы размножения – формирование «воздушных» спор, фрагментация мицелия – оидии). Многие виды актиномицетов являются продуцентами активных антибиотиков. Перечислите известные вам антибиотики, продуцируемые актиномицетами.
Плесени.Дайте определение, что такое плесени. По какому признаку они определяются на фикомицеты и микомицеты? Необходимо детально изучить вопрос о размножении плесеней. Опишите формы спорообразования и спороношения плесеней. Дайте четкое определение понятий: оидии, хламидоспоры, конидии.
У грибов значительно выражена морфологическая вариабельность в зависимости от внешней среды. Необходимо дифференцировать понятия «полиморфизм» и «плеоморфизм». Детально изучите данные о морфологии мукора, пенициллиума, аспергилла, фузариума, кладоспориума.
Какова морфология молочной плесени?
Дрожжи– относятся к классу сумчатых грибов (аскомицеты).
Опишите строение дрожжевой клетки. Особенно важное значение имеет вопрос о способах размножения дрожжей. Что вам известно о бесполом и половом размножении дрожжей? Как практически используются дрожжи в пищевой промышленности?
Усвойте данные о систематике дрожжей.
Систематика бактерий
Чем отличается систематика бактерий от классификации животных и растений? На каких признаках основана современная систематика бактерий? Детально разберитесь, какова современная трактовка понятия вида бактерий (бинарная номенклатура). Необходимо знать принципы систематики и классификации микробов в современных определителях микробов.
Вопросы для самопроверки
1. Какие формы бактерий различают по их внешним признакам?
2. Морфологическое отличие стафилококков, стрептококков, диплококков.
3. Морфологические особенности лептоспир.
4. Цитоплазма и ее структура.
5. Отличие цитоплазмы молодых и стареющих бактерийных клеток.
6. Что такое волютин?
7. Ядерный аппарат у бактерий.
8. Хроматиновая субстанция цитоплазмы.
9. Функции клеточной стенки и цитоплазматической мембраны.
10. Что такое капсула, каково ее происхождение?
11. Химическая структура капсулы и условия капсулообразования.
12. Виды капсулообразующих бактерий.
13. Что такое спора и каково ее строение?
14. Чем объясняется большая устойчивость споры в сравнении с вегетативной формой бактерий?
15. Назовите некоторые виды спорообразующих бактерий (бацилл).
16. Группы бактерий по расположению жгутиков.
17. Место, занимаемое актиномицетами в систематике микроорганизмов.
18. Морфология актиномицетов.
19. Способы размножения актиномицетов.
20. Что такое «воздушные споры» актиномицетов?
21. Характер роста актиномицетов на питательных средах.
22. Перечислите виды актиномицетов, продуцирующих антибиотики.
23. Общая характеристика грибов.
24. Морфология микомицетов.
25. Особенности размножения мукора.
26. Что такое оидии, хламидоспоры, конидии?
27. Плеоморфизм патогенных грибов.
28. Морфологические особенности родов плесеней аспергилла и пенициллиум.
29. Морфология грибов фузариум, клодоспорум и оидум.
30. Общая характеристика дрожжей.
31. Способы размножения дрожжей.
32. Биохимическая активность дрожжей и практическое использование их в отдельных отраслях народного хозяйства.
33. Основные принципы систематики бактерий.
34. Современная трактовка понятия о виде бактерий.
35. Принцип Линнея в наименовании бактерий.
36. Классификация бактерий по Красильникову.
- ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
В микробной клетке содержится большое количество воды (80%). Вода служит не только дисперсионной средой для коллоидов, растворителем кристаллических веществ, но и сама участвует в различных химических процессах (присоединение молекулы воды приводит к гидролизу органических соединений). Кроме воды, в микробных клетках содержится около 20% сухого вещества.
Особое внимание нужно обратить на белковый состав микробной клетки; усвоить, какие протеиды содержатся в цитоплазме. Нуклеиновые кислоты, роль ДНК и РНК в жизни бактериальной клетки. Наряду с белками большое значение в жизни микробной клетки имеют углеводы и липоиды. Назовите имеющиеся в цитоплазме включения.
Питание микробов.При жизни бактериальной клетки происходит обмен веществ с окружающей их внешней средой: из окружающей среды микробы усваивают необходимые питательные вещества, а продукты обмена выделяются из клетки наружу.
По типу питания микроорганизмы делятся на аутотрофы и гетеротрофы. Гетеротрофы подразделяются на метатрофы (сапрофиты) и паратрофы. Необходимо четко знать характеристику названных групп бактерий и представителей каждой группы.
Знание особенностей питания микроорганизмов имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Создание надлежащих условий питания для отдельных видов бактерий обеспечивает накопление бактерийной массы и ее продуктов жизнедеятельности, что очень важно в условиях биопромышленности, пищевой промышленности и др. Перечислите основные питательные среды животного и растительного происхождения, употребляемые для культивирования микроорганизмов. Нужно хорошо усвоить, что следует под названием «ростовые вещества» (биоактиваторы) и их значение в развитии микроорганизмов. Необходимо получить четкое представление о механизме поступления питательных веществ в клетку. Дайте определение понятия тургор, плазмолиз и плазмоптиз; при каких условиях эти явления происходят?
Дыхание микроорганизмов.Дыхание у бактерий – сложный процесс окисления различных соединений (органических и неорганических) – протекает идентично процессу дыхания у животных и растений, однако имеет и свои особенности. У аутотрофных бактерий (серобактерий, нитрозо- и железобактерий) дыхание происходит за счет окисления неорганических соединений. Образование конечных продуктов процесса дыхания (СО2, Н2О) отмечается не у всех видов бактерий (напр., уксуснокислые бактерии окисляют этиловый спирт до уксусной кислоты).
Все виды микробов по типу дыхания подразделяются на аэробов и анаэробов. Необходимо детально уяснить сущность каждого типа дыхания и знать, как усваивается кислород аэробами и анаэробами.
Нужно знать, что для анаэробов свободный молекулярный кислород токсичен и при доступе его анаэробы не развиваются. Дыхание анаэробов осуществляется за счет атомарного кислорода, в противоположность аэробам, которые используют молекулярный кислород. Необходимо знать, что такое облигатные и факультативные анаэробы, что такое микроаэрофилы.
Важно знать методы создания анаэробиоза, применяемые для культивирования анаэробов.
Большое теоретическое и практическое значение имеет знание ферментативной способности микробов. Что вам известно о специфичности действия ферментов, продуцируемых микроорганизмами? Использование ферментативных процессов в разных отраслях народного хозяйства (виноделие, пивоварение, производство уксуса, хлебопечение). Специфическая ферментативная активность патогенных бактерий используется для дифференциации их видов. Необходимо детально изучить классификацию ферментов бактерий.
Размножение бактерий и рост бактериальных культур.Бактерии размножаются путем поперечного деления. Процессы в цитоплазме и ядре, предшествующие делению клетки, еще пока остаются невыясненными. Уясните, как влияют различные факторы внешней среды на интенсивность размножения. Нужно знать, какие фазы развития претерпевает бактериальная культура в жидкой питательной среде и чем характеризуется каждая фаза. Рекомендуется начертить схематическую кривую роста бактериальной культуры.
Каково назначение питательных сред, применяемых в бактериологической практике? Перечислите основные плотные питательные среды. Нужно усвоить, в чем особенность проявления роста бактерий на плотных питательных средах, что собой представляет колония. Основные формы колоний и их строение.
Микроорганизмам свойственно пигментообразование. Пигментообразование – стойкий видовой признак, который учитывается при классификации бактерий, дрожжей и плесеней. Обратите внимание на условия пигментообразования; принципы классификации пигментов. Назовите наиболее распространенные виды пигментообразующих бактерий.
В природе широко распространены фотобактерии. Назовите виды светящихся бактерий и где чаще их можно обнаружить? Какие условия необходимы для получения чистых культур фосфоресцирующих бактерий?
В ряде отраслей пищевой промышленности используется способность некоторых видов бактерий продуцировать ароматические вещества (ароматобразующие бактерии). Следует ознакомиться с видами ароматобразующих бактерий, используемых в молочной промышленности.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое органогены и их содержание в бактериальной клетке?
2. Какие протеиды входят в состав цитоплазмы?
3. Как разделяются микроорганизмы по типу питания и характеристика каждого типа?
4. Характеристика метатрофов, паратрофов; представители этих групп микробов.
5. Источники азотистого питания и углеродного питания бактерии.
6. Основные питательные среды для культивирования бактерий.
7. Ростовые вещества микробов (биоактиваторы).
8. Что такое тургор бактериальной клетки и чем он обусловлен?
9. Что такое плазмолиз и плазмоптиз, при каких условиях эти явления происходят?
10. Сущность процесса дыхания у бактерий.
11. Сущность аэробного и анаэробного типов дыхания.
12. Какие ферменты участвуют в процессе дыхания?
13. Методы создания анаэробиоза.
14. Классификация ферментов бактерий.
15. Практическое использование ферментативной активности бактерий в промышленности.
16. Дифференциация различных видов бактерий по их биохимическим свойствам (ферментативная активность).
17. Каким путем размножаются бактериальные клетки и быстрота этого процесса?
18. Влияние различных факторов внешней среды на интенсивность размножения.
19. Фазы развития культур в жидких питательных средах и характеристика каждой фазы.
20. Что представляет собой бактериальная колония?
21. Морфология колоний.
22. Виды светящихся бактерий.
23. Виды ароматобразующих бактерий.
- ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МИКРООРГАНИЗМЫ
Глубокое изучение этого раздела особенно важно для практической деятельности ветеринарного врача. Химические, физические, биологические факторы широко используются для стерилизации, дезинфекции, консервирования различных продуктов, для направленного изменения определенных свойств микроорганизмов, при получении биопрепаратов и для других целей.
Влияние физических и химических факторов.К физическим факторам относятся: температура, высушивание, свет, ультрафиолетовые лучи, лучи Рентгена, электричество, высокое давление и механическое сотрясение. Химические факторы: кислоты, щелочи, формалин и др. К этой же группе следует отнести влияние концентрации водородный ионов (рН) среды. К биологически факторам относятся: бактериофаг, антибиотики, фитонциды.
В разделе «Влияние физических воздействий» нужно усвоить все данные о влиянии температуры и высушивания. Необходимо знать температурные зоны для развития микроорганизмов: температурный оптимум, температурный минимум и максимум. Дайте характеристику психрофилов, мезофиллов и термофилов.
Нужно знать, в чем сущность процессов самонагревания растительных масс (сено, зерно и др.). Какие виды термогенных микроорганизмов обусловливают эти процессы?
Как используется биотермогенез для дезинфекции навоза?
Приведите данные об устойчивости вегетативных форм и спор бацилл к термическим воздействиям.
Объясните, почему высушивание может привести к гибели бактерий. Приведите примеры различной чувствительности микробов к высушиванию. При каких условиях высушивание обеспечивает продолжительное сохранение жизнеспособных бактерий? Высушивание является хорошим консервирующим средством продуктов и кормов. Объясните сущность консервирования высушиванием.
Опишите, какими опытами демонстрируют действие света на микробы. Нужно знать, что такое фотодинамический эффект.
Необходимо иметь представление о действии ультрафиолетовых лучей, лучей радия и лучей Рентгена на различные виды бактерий. Влияние на микробов ультразвука и практическое применение ультразвуковых установок.
Изучая влияние химических факторов внешней среды, нужно обратить особое внимание на следующее: какие группы химических веществ обладают бактерицидным и бактериостатическим действием на бактерии, какое значение имеет химическая диссоциация в действии веществ на бактериальную клетку, степень устойчивости бациллярных спор к химическим ядам и практическое значение химического обеззараживания. Ознакомьтесь с сущностью бактерицидного действия различных химических веществ. Детально изучите данные об условиях дезинфицирующего действия химических веществ на бактерии. Каково значение химической структуры бактерий для чувствительности к антибиотикам и анилиновым краскам?
Бактерии проявляют положительный и отрицательный химиотаксис. Следует уяснить, в чем сущность этого явления.
Для жизнедеятельности микроорганизмов большое значение имеет рН среды. Необходимо знать оптимальный рН для большинства патогенных бактерий, дрожжей и плесеней. Дайте характеристику, как изменяется рН среды в процессе созревания силоса, какое действие оказывает молочная кислота на микроорганизмы при силосовании.
Раздел «Стерилизация и дезинфекция», ввиду особого практического значения необходимо изучить детально. Необходимо хорошо усвоить, что такое стерилизация и в чем ее отличие от дезинфекции. Подробно изучите различные методы стерилизации. Нужно особенно хорошо знать, как проводится стерилизация в автоклаве. В чем заключается метод пастеризации и каково его практическое применение?
Дайте точное определение, что такое антисептика и асептика.
Влияние биологических факторов.К биологическим факторам внешней среды относятся: бактериофаг, антибиотики и фитонциды.
Отечественной микробиологии принадлежит открытие бактериофагии. Ознакомьтесь с историей учения о бактериофагии.
Дайте определение понятия бактериофагия. Перечислите основные свойства бактериофага.
Огромное значение в изучении бактериофага сыграло применение электронной микроскопии (определение величины частицы, формы фага, действие фага на бактерийную клетку). Обратите особое внимание на процессы, происходящие в бактерийной клетке под воздействием фага. Что называется вторичными культурами при бактериофагии? Необходимо иметь представление о лизогенных культурах и условиях, способствующих освобождению фага этими культурами. Бактериофаги обладают специфичностью действия. Специфичность фагов широко используется не только с лечебной целью, но также и в лабораторной практике при проведении бактериологической диагностики (идентификация выделенной культуры и др.). Что такое моновалентные и поливалентные фаги? Фаги обладают антигенными свойствами. Это обстоятельство дало возможность получить антифаговые сыворотки. Антифаговые сыворотки специфичны и нейтрализуют гомологичный фаг. Влияние различных факторов внешней среды на бакериофаг имеет большое практическое значение. Нужно знать, какое влияние оказывает на фаг нагревание при различных температурах (50º, 65º, 80º), высушивание, холод, рН среды. Приведите данные, характеризующие степень устойчивости фага к химическим дезинфекторам.
Нужно знать методику получения бактериофага, четко уяснить, как проводится определение его активности (титрование фага), знать методику усиления литической активности фага.
Важным обстоятельством является изменчивость бактерий под воздействием фага (вторичные культуры имеет измененные антигенные свойства). Запомните, какие фаги нашли применение в ветеринарии. Бактериофаг, помимо лечебного назначения, применяется и с диагностической целью. Важным показателем в санитарно-микробиологической оценке воды является обнаружение фага в воде при бактериологическом исследовании.
Ознакомьтесь, какие точки зрения имеются в отношении природы бактриофага и какие положения выдвигаются в подтверждении этих теорий.
В разделе «Антибиотики» познакомьтесь с учением Мечникова об антогонизме микробов, а также с историей открытия антибиотиков. Дайте определение, что такое антибиотики; назовите основные группы микробов – продуцентов антибиотиков.
В ветеринарии антибиотики применяются при многих заболеваниях как лечебное средство. В последнее время в животноводстве широко используются антибиотики как стимуляторы роста молодняка. Методы применения антибиотиков для стимулирования роста молодняка и микробиологическая теория стимуляции роста. Нужно знать принцип изготовления пенициллина, что такое единица активности пенициллина и как определяется активность пенициллина и других антибиотиков. Нужно знать, на какие виды микробов действует пенициллин, практическое применение пенициллина в ветеринарии.
Необходимо также получить полное представление о стрептомицине, биомицине, террамицине; знать принцип получения каждого названного антибиотика, единицы измерения их активности, на какие виды бактерий каждый из них действует и практическое применение в ветеринарии.
Что такое антибиотикоустойчивость? Какое практическое значение имеет это явление?
Дайте определение, что такое фитонциды. Что вам известно о химической природе фитонцидов?
Вопросы для самопроверки
1. Температурный оптимум для различных видов патогенных микробов.
2. Характеристика психрофилов, мезофилов и термофилов.
3. Виды термогенных бактерий и их роль в самонагревании навоза, влажного сена и других растительных материалов.
4. Влияние различных температур на жизнедеятельность бактерийной клетки.
5. Влияние высушивания на вегетативную и споровую форму бактерийной клетки.
6. Каким опытом демонстрируется действие света на микробы?
7. Что такое фотодинамический эффект?
8. Действие ультрафиолетовых лучей на различные виды бактерий.
9. Действие лучей радия, лучей Рентгена на бактерии.
10. Что такое положительный и отрицательный химиотаксис бактерий; бактерицидное и бактериостатическое действие?
11. Какие группы химических веществ обладают таким действием на бактерии?
12. Действие молочной кислоты на гнилостные микроорганизмы при силосовании.
13. Значение химической диссоциации при действии кислот и щелочей на бактерии.
14. Степень устойчивости бациллярных спор к химическим ядам.
15. Практическое значение химического обеззараживания.
16. Оптимум рН среды для большинства патогенных бактерий.
17. Какой рН среды благоприятен для дрожжей и плесеней?
18. Изменение рН среды при созревании силоса.
19. Что такое стерилизация?
20. Виды термической стерилизации.
21. Какие виды стерилизации существуют, кроме термической стерилизации?
22. Как проводится стерилизация в автоклаве?
23. Пастеризация и ее применение.
24. Чем отличается дезинфекция от стерилизации?
25. Что такое антисептика?
26. Что такое асептика?
27. Морфология бактериофага. Свойства фага.
28. Моно- и поливалентный фаг.
29. Антигенные свойства фага и антифаговые сыворотки.
30. Влияние рН среды на развитие и жизнедеятельность фага.
31. Степень устойчивости фага и гомологичных бактерий к химическим дезинфекторам.
32. Методика выделения фага.
33. Методика определения активности фага (титрование).
34. Метод усиления активности бактериофага.
35. Практическое применение фага.
36. Значение бактериофагии для целей бактериологической диагностики.
37. Лизогенные культуры бактерий.
38. Какие точки зрения имеются в отношении природы фага?
39. Учение Мечникова об антагонизме микробов и практическое приложение его учения.
40. Что такое антибиотики?
41. Продуценты антибиотиков.
42. Пенициллин и принцип его изготовления.
43. Что такое единица активности пенициллина?
44. На какие виды микроорганизмов действует пенициллин?
45. Практическое применение пенициллина в ветеринарии.
46. Стрептомицин, принцип получения, единица его активности.
47. На какие виды бактерий действует стрептомицин.
48. Антибиотики тетрациклинового ряда (биомицин, террамицин и др.) и их практическое применение в ветеринарии.
49. Антибиотики как стимуляторы роста молодняка.
50. Антибиотикоустойчивые расы бактерий.
51. Антибиотики неомицинового ряда, их практическое применение.
52. На какие виды микробов действуют фитонциды и чем они действуют на бактерийную клетку?
- НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ МИКРООРГАНИЗМОВ
Наследственность и изменчивость микроорганизмов – важнейшая проблема микробиологии. Наиболее существенным вопросом данной главы является направленное изменение микробов. Ознакомьтесь с историей учения о наследственности и изменчивости микробов. Концепции мономорфизма и плеоморфизма, их критика. Новый этап в учении об изменчивости – направленное изменение микробов с целью получения полезных форм микроорганизмов в медицине, ветеринарии, сельскохозяйственном производстве и промышленности. В основе направленного изменения микробов лежит использование закона единства организма и внешней среды и достижений генетики в изучении механизма передачи наследственности. Приведите примеры, подтверждающие единство микроорганизмов и внешней среды.
Понятие наследственности изменчивости. Материальные основы наследственности. Структура ДНК и РНК. Генетический код и передача информации. Понятие о геноме, генотипе и фенотипе. Хромосомные детерминанты, контролирующие основные таксономические свойства микроорганизмов. Внехромосомные генетические детерминанты (плазмиды), контролирующие антагонистическую активность (бактериоцины), множественную трансмиссивную устойчивость к лекарственным препаратам (R-факторы), гемолитическую активность (HLI- и ENT-плазмиды), чувствительность к специфическим «мужским» факторам (F-фактор).
Природа изменчивости микробов. Фенотипическое проявление изменчивости (диссоциация, модификация). Генотипическая изменчивость. Спонтанные и индуцированные мутации у бактерий.
Природа мутагенов и механизм мутагенного действия. Роль среды в отборе и закреплении мутационных изменений в процессе эволюции.
Рекомбинативная изменчивость у бактерий: трансформация, трансдукция, конъюгация. Направленная изменчивость микроорганизмов. Принципы генной инженерии. Значение учения об изменчивости микробов в диагностике, специфической профилактике инфекционных болезней и получении производственных штаммов микроорганизмов с полезными свойствами.
Фильтрующиеся формы бактерий(ультраформы, микроформы).Необходимо уяснить, в чем отличие авизуальных форм от исходных бактерийных. Опишите рост фильтрующихся форм в жидкой и плотной питательных средах, а также их морфологические особенности (данные микроскопии). Из способов получения фильтрующихся форм бактерий особый интерес представляет метод «кормилки». Что представляют собой фильтрующиеся формы: стадии развития или продукты распада бактерийной клетки? Имеется больше оснований считать вторую точку зрения более соответствующей действительности. Следует ознакомиться с L-формой бактерий и установить общие и отличительные признаки L-форм и фильтрующихся форм бактерий.
В заключение необходимо составить себе четкое представление о различии между фильтрующимися вирусами, микоплазмами и фильтрующимися формами бактерий.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое мономорфизм и плеоморфизм и их критика?
2. Достижения науки в области направленного изменения микробов.
3. Основные формы изменчивости.
4. Адаптация микробов; значение ее для производственных целей, медицины и ветеринарии.
5. Что такое мутация и мутагенные факторы?
6. Что такое трансформация микробов?
7. Что такое индуцированная изменчивость?
8. Роль ДНК как трансформирующего фактора.
9. Определение понятия модификация.
10. Что такое гетеротрофные микробы?
11. Что такое культуральная изменчивость (диссоциация)?
12. Причины возникновения S, R и промежуточных форм колоний.
13. Что такое трансдукция?
14. Что такое аттенуация микробов?
15. Назовите известные Вам живые вакцины, полученные в результате аттенуации бактерий и вирусов.
16.Фильтрующиеся формы бактерий и их отличие от клеточных форм бактерий и фильтрующихся вирусов.
- РАСПРОСТРАНЕНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ В ПРИРОДЕ И ОСНОВЫ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ
Цель и задачи санитарно-микробиологического исследования объектов ветеринарного надзора. Принципы учения о санитарно-показательных микроорганизмах, характеристика их свойств.
Микрофлора воды
Природные воды содержат значительное количество микроорганизмов. Основным источником загрязнения воды является почва и, в меньшей степени, воздух.
Опасным в санитарном отношении является загрязнение водоемов различными нечистотами, фабричными отбросами. Основную микрофлору естественных водоемов составляют сапрофиты. Перечислите, какие виды сапрофитов встречаются в воде. Помимо сапрофитов, в воду могут поступать и патогенные микробы, попадающие с органическими загрязнениями. Нужно знать перечень патогенных микроорганизмов, которые могут встречаться в воде, и изучить данные о длительности сохранения этих микробов в воде. Запомните, что в природе происходит постоянный процесс самоочищения речной воды. Какие факторы способствуют этому процессу? Для санитарной оценки воды нужно подвергнуть ее бактериологическому исследованию. Студент должен знать, как правильно взять пробу воды для исследования и какие приборы для этой цели применяются; четко представлять, как проводится бактериологическое исследование воды и каковы критерии ее санитарной оценки, дать определение коли-титра и коли-индекса воды. Ознакомьтесь с методом ускоренного определения кишечной палочки. При каком количестве микробов в 1 мл вода является непригодной для питья?
Вопросы для самопроверки
1.Источники загрязнения микрофлорой естественных водоемов.
2.Какие виды патогенных микробов могут находиться в воде?
3.Длительность сохранения патогенных микробов в воде.
4.Методика взятия пробы воды для бактериологического исследования.
5.Что такое коли-титр и методы его определения?
6.Определение коли-индекса.
7.Бактериологическое исследование воды на наличие возбудителя сибирской язвы.
8.Биологические, химические, физические методы очистки воды.
9.Естественные факторы, способствующие самоочищению воды.
Микрофлора почвы
Почва из всех субстратов природы наиболее богата микробами. Благодаря их жизнедеятельности в почве совершаются биохимические процессы разложения одних органических веществ и образования других. Уясните, как влияет на микрофлору частое перепахивание и аэрация почвы. Какую роль играют микроорганизмы в придании почве определенного запаха, цвета, какие микроорганизмы имеют при этом значение? Как можно направленно изменить микрофлору почвы?
Какие микробы постоянно находятся в почве? Какую роль играют в почве азотфиксирующие, нитрифицирующие и денитрифицирующие виды микробов? Каково количественное и качественное распределение микробов на различных глубинах почвы? Чем объяснить количественное уменьшение микробов в глубинных слоях почвы? Самоочищение почвы.
Изучите, какие патогенные споровые и неспорообразующие микробы находятся в почве и как длительно они там сохраняются. Ознакомьтесь с факторами, препятствующими размножению патогенных микробов, и что может способствовать их продолжительному сохранению в почве.
В ветеринарной практике имеет большое значение бактериологическое исследование почвы на наличие возбудителя сибирской язвы.
Какими приборами пользуются для взятия пробы почвы, и как проводится бактериологическое исследование почвы на наличие возбудителя сибирской язвы?
Микрофлора навоза
Изучите микробиологические процессы утилизации клетчатки, белка и других соединений в навозе в зависимости от способа хранения (аэробный, аэробно-анаэробный, анаэробный). Выживаемость патогенных микробов в навозе.
Вопросы для самопроверки
1. Почему почва является главным резервуаром микроорганизмов?
2. Роль микробов в структурообразовании почвы.
3. Роль микробов в образовании гумуса.
4. От каких условий зависит микробный пейзаж почвы?
5. Влияние агротехнических мероприятий на микрофлору почвы.
6. Какие виды микробов наиболее часто встречаются в почве?
7. Количественное распределение микробов в зависимости от глубины почвы.
8. Какие патогенные микроорганизмы продолжительное время выживают в почве?
9. Длительность сохранения вируса чумы свиней, возбудителей туберкулеза и сибирской язвы в почве.
10.Методика взятия проб почвы для бактериологического исследования на наличие возбудителя с