ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ЛЕЧЕНИЯ (ноябрь — март)
В этот период проводится систематическая тренировка организма всеми видами упражнений. Она является основой лечения, так как решает задачи восстановления патологически измененных тканевых структур опорно-двигательного аппарата и активной коррекции сколиоза. Для тренировки используется широкий круг порядковых, вводных, подготовительных, симметричных общеукрепляющих упражнений. В комплексе с перечисленными видами упражнений проводятся специальные корригирующие асимметричные и деторсионные упражнения по назначению врача ЛФК.
При верхнегрудном сколиозе, когда в искривление вовлекается шейный отдел позвоночника, возникает асимметрия положения головы, шеи, надплечий и лопаток. Для активной коррекции основной верхнегрудной дуги искривления позвоночника применяются асимметричные корригирующие упражнения, основанные на косом положении линии плечевого пояса. Изменение положения этой линии приводит к выгибанию основной дуги в обратную сторону и ее выравниванию в момент выполнения упражнения, если она не фиксирована. Наряду с асимметричными корригирующими используются специальные упражнения, активно вытягивающие вверх голову, шею и верхнегрудной отдел позвоночника в положении лежа на груди.
Активная коррекция дуги искривления в шейном отделе позвоночника достигается асимметричными наклонами шеи и головы в сторону выпуклости дуги. Для закрепления результатов коррекции верхнегрудной и шейной дуг искривления используются упражнения, увеличивающие силовую выносливость мышц головы, шеи, плечевого пояса и спины, а также движения, увеличивающие подвижность в межпозвоночных суставах.
Средне- и нижнегрудные сколиозы корригируются подбором группы упражнений, действие которых основывается на косой установке линии плечевого пояса. Они выполняются в асимметричных исходных положениях. При выполнении таких упражнений грудная дуга выгибается в обратную сторону и выравнивается.
Активная коррекция грудопоясничного сколиоза достигается в положении лежа на груди путем наклона корпуса в сторону выпуклости грудопоясничной дуги с упором руки, согнутой в локтевом суставе, в эту выпуклость.
Поясничные сколиозы корригируются специальными асимметричными упражнениями, основанными на косой установке линии тазового пояса, выполняемыми в асимметричных исходных положениях. Однако приступая к активной коррекции поясничного сколиоза, следует отличать основную поясничную дугу от часто образующихся здесь поясничных противоискривлений.
Важное корригирующее значение имеет укрепление мышц спины на стороне выпуклости грудного, грудопоясничного и поясничного сколиозов. Для этой цели применяются симметричные упражнения с асимметричным отягощением руки или ноги. Таким образом избирательно тренируются мышцы спины на выпуклой стороне грудного или поясничного сколиоза.
При подборе специальных корригирующих упражнений, выполняемых в асимметричных исходных положениях, учитывается клиническая картина динамического равновесия между основной дугой и компенсаторными противоискривлениями. В случаях неуравновешенных дуг искривления позвоночника (декомпенсация сколиоза) применяются упражнения в асимметричных исходных положениях для того, чтобы воздействовать на основную дугу, отклоняющую корпус в сторону от срединной линии тела. Такое воздействие создает условия для уменьшения декомпенсации сколиоза.
В ряде случаев при выполнении корригирующих упражнений целесообразно использовать короткий рычаг согнутой руки, а при деторсионных — согнутой ноги. При применении короткого рычага руки или ноги оказывается меньшее корригирующее воздействие, не нарушающее динамическое равновесие между основной и компенсаторными дугами. Исходя из этих принципов, специальные корригирующие упражнения следует назначать с учетом декомпенсации и компенсации сколиоза.
В случаях клинически и рентгенологически установленного прогрессирования деформации позвоночника одно или оба противоискривления могут превратиться в типичные сколиотические дуги. Поэтому подбор специальных корригирующих упражнений должен быть дифференцированный и исходить из характера изменений основной и компенсаторных дуг искривления позвоночника под влиянием лечения.
При подборе упражнений следует учитывать не только боковое искривление позвоночника, но и сочетание его с увеличенными или уменьшенными физиологическими изгибами в сагиттальной плоскости. С учетом этого проводить активную коррекцию специальными упражнениями не только бокового искривления позвоночника, но и корригировать сагиттальные кривизны, которые оказывают влияние на прогрессирование сколиоза (кифосколиоз, грудной лордоз, поясничный гиперлордоз, круглая и кругловогнутая спина).
Активная коррекция сколиоза включает в себя методы самокоррекции и самовытяжения. Для их применения используются корригирующие упражнения стоя или сидя у зеркала. Они направлены на исправления дефектов сколиоза и нарушений осанки. С помощью таких упражнений уменьшается асимметрия расположения частей тела, укрепляются мышцы, сближающие лопатки при расхождении их углов, а также поднимающие опущенную лопатку и надплечье вверх. Специальными упражнениями избирательно укрепляются ослабленные мышечные группы плечевого пояса и мышцы спины в зоне основной дуги искривления позвоночника. Применяются упражнения, растягивающие и укрепляющие укороченные передние грудные мышцы, при сведении плеч вперед, особенно при кифосколиозах. Одновременно с этим укрепляются ослабленные и растянутые мышцы, сближающие лопатки.
При декомпенсированных сколиозах выравнивается отклонение корпуса в сторону от срединной линии тела волевым напряжением мышц туловища, стоя или сидя у зеркала. Боковое отклонение и торсия позвоночника вызывают нарушение параллельности расположения плечевого и тазового поясов. Происходит поворот тела от его фронтальной плоскости. Для восстановления правильной позы, стоя у зеркала, применяются упражнения на самокоррекцию. В этом же положении волевым напряжением мышц выравнивается опущенная вниз половина таза при его перекосе.
Достигнутая локальным воздействием коррекция сколиоза закрепляется систематической тренировкой нервно-мышечной системы симметричными общеукрепляющими упражнениями, а также развивающими силовую выносливость мышц. Создается "мышечный корсет". При этом тренировка ведется по принципу "рассеянной мышечной нагрузки" и постепенного увеличения дозировки упражнений. Для развития силовой выносливости мышц используются отягощения и сопротивления. При мышечной нагрузке следует ориентироваться на показатели проб силовой выносливости мышц и динамометрии. Соблюдается принцип правильного соотношения нагрузки на мышцы спины и живота (пропорция 1:2; 1:3). В большей степени нагрузка дается на мышцы спины как более слабые, в связи с особенностями статики человека: одинаковая нагрузка на мышцы спины и живота нередко вызывает миалгии мышц живота, особенно у младших детей.
Большая часть общего комплекса упражнений проводится в положении лежа. Это положение обладает рядом лечебных факторов:
· разгружает позвоночник от тяжести тела;
· снимает асимметричное давление на ростковые зоны позвонков, замедляя прогрессирование сколиоза и образование клиновидности позвонков;
· уменьшает сцепление между позвонками, создавая свободу их движению при выполнении специальных корригирующих и деторсионных упражнений, способствуя, таким образом, активной коррекции сколиоза;
· в определенной степени пассивно выравниваются нефиксированные изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости;
· при выполнении упражнений в этом положении удлиняется рычаг туловища и конечностей для работы мышц, что усиливает их сокращение и этим самым уменьшает асимметрию тонуса мышц, расположенных на вогнутой и выпуклой сторонах сколиоза.
В комплекс упражнений, который содержит урок, включаются движения, активно вытягивающие позвоночник по продольной оси волевым напряжением мышц. В момент вытяжения позвоночника сближенные точки прикрепления укороченных мышц на вогнутой стороне сколиоза удаляются, и мышцы растягиваются. Это служит стимулом для их укрепления и улучшения трофики. На выпуклой стороне сколиоза мышцы растянуты, так как точки прикрепления их удалены. При вытяжении позвоночника точки прикрепления мышц сближаются, что также создает условия для улучшения их трофики и укрепления. Одновременно с этим при вытягивании позвоночника выравниваются его нефиксированные дуги искривления.
Одной из лечебных задач является развитие и совершенствование функций равновесия и координации движений при балансировании тела. Эти функции у детей, больных сколиозом, несколько снижены. Для этой цели применяется группа упражнений в статическом и динамическом равновесии с разной степенью сложности, на широкой и узкой опорах. Для развития функции равновесия также используются упражнения по методу Хаглюнга—Зиль-берштейна с предметами на голове.
В структуре урока лечебной гимнастики обязательно предусматриваются различные виды дыхательных упражнений для развития и совершенствования механизмов грудного, диафрагмального и полного дыхания. Дыхательные упражнения следует рассматривать как способ активной коррекции сколиоза.
По назначению врача ЛФК они используются и для восстановления тканевых структур, обеспечивающих дыхательный акт. Сюда относятся движения для тренировки верхне-, средне- и нижнегрудного дыхания. Выполняются упражнения в одностороннем (асимметричном) дыхании, а также расширяющие и увеличивающие подвижность грудной клетки. Особенно ценны упражнения, расширяющие одну половину грудной клетки в зоне западения реберных дуг, на вогнутой стороне грудного сколиоза; выполняются лежа на боку. Целенаправленно используются специальные дыхательные упражнения, восстанавливающие и укрепляющие дыхательную мускулатуру, а также увеличивающие силу вдоха и выдоха. Для увеличения силы дыхательных мышц применяются упражнения с отягощением дозированными грузами, которые кладутся на грудь или живот в зависимости от лечебных задач восстановления дыхания. С помощью специальных дыхательных упражнений восстанавливается нарушенная подвижность диафрагмы и увеличивается сила диафрагмальных мышц. Это особенно важно при грудопоясничных сколиозах, при которых диафрагма прикрепляется на уровне вершины дуги искривления позвоночника. Дифференцированное применение различных видов дыхательных упражнений позволяет более эффективно восстанавливать дыхательную мускулатуру при различных типах сколиоза и увеличивать экскурсии грудной клетки, жизненную емкость легких, а также уменьшать асимметрию и асинхронность дыхательных движений на вогнутой и выпуклой сторонах грудного сколиоза.
В этот период лечения решаются задачи формирования осанки. С этой целью используются приемы воспитания и закрепления навыков правильного держания тела: методы воспитания мышечно-суставного чувства, зрительного контроля, систематические сигналы учителя в ходе урока. Волевым напряжением и расслаблением определенных мышечных групп вырабатывается умение выравнивать самим ребенком положение головы, надплечий, сведенные вперед плечи, лопатки, а также туловище при его отклонении в сторону. Такая самокоррекция уменьшает дефекты сколиоза и нарушения осанки. Волевая коррекция указанных дефектов требует от самого ребенка осознанного понимания ее необходимости, а от учителя — повседневного кропотливого труда по воспитанию и закреплению правильной осанки. Для уменьшения асимметрии расположения частей тела применяются упражнения, развивающие силовую выносливость мышц и умение ребенка воспринимать разницу между правильным и неправильным положением тела в течение всего дня.
В случаях врожденного сколиоза, при аномалии развития позвоночника и грудной клетки специальные корригирующие и деторсионные упражнения, выполняемые в асимметричных исходных положениях, не применяются, поскольку они могут увеличить подвижность (мобильность) дефектного отдела позвоночника и этим самым способствовать дальнейшему прогрессированию сколиоза. При врожденных сколиозах используются главным образом симметричные общеукрепляющие упражнения, а также симметричные упражнения с асимметричным отягощением, укрепляющие мышцы спины на выпуклой стороне грудного, грудопоясничного и поясничного сколиозов.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЛЕЧЕНИЯ (апрель — май)
Основной задачей данного периода является закрепление коррекционно-восстановительного эффекта, достигнутого в основном периоде лечения. Продолжается восстановление опорно-двигательного аппарата средствами и методами лечебной гимнастики. Цель этих мероприятий — предупреждение дальнейшего прогрессирования торсии и бокового искривления позвоночника. Эти два фактора определяют изменения в клиническом течении сколиоза под влиянием лечения.
В заключительном периоде, как и в основном, продолжается тренировка всех систем организма и локальная коррекция сколиоза различными видами специальных асимметричных упражнений. При этом учитываются индивидуальные особенности течения сколиоза у каждого ребенка по клиническим признакам во взаимосвязи с функциями внутренних органов.
О взаимосвязи деятельности внутренних органов со сколиотической болезнью судят по анализу тестов сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, а также динамометрии, спирометрии и антропометрии. Перечисленные показатели определяются в конце этого периода лечения. Увеличение их свидетельствует о расширении функциональных резервов организма, а уменьшение указывает на их снижение.
Начиная со второй половины данного периода, физическая нагрузка на уроках лечебной гимнастики постепенно снижается. Это связано с переходом учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома в летние каникулы.
В этом периоде лечения, так же как и в основном, подбор специальных корригирующих упражнений и методика их применения зависят от степени и типа сколиоза, его компенсации или декомпенсации. Детям с декомпенсированной формой сколиоза I степени, без наличия противоискривлений, не всегда показано применение специальных корригирующих упражнений в асимметричных исходных положениях, поскольку корригирующее воздействие на основную дугу искривления, отклоняющую корпус в сторону от срединной линии тела, может вызвать ее уменьшение, что способствует переходу декомпенсированного сколиоза в компенсированный.
Активная коррекция компенсированного сколиоза I степени осуществляется большей частью комплексом симметричных общеукрепляющих упражнений с включением в него специальных корригирующих упражнений, основанных на симметричной установке линии плечевого и тазового поясов. При компенсированных сколиозах I степени без наличия противоискривлений, расположенных выше или ниже основной дуги, используются симметричные общеукрепляющие упражнения. Во всех случаях компенсированного и декомпенсированного грудного и поясничного сколиозов I степени наряду с применением симметричных общеукрепляющих и специальных корригирующих упражнений широко используются симметричные упражнения с асимметричным отягощением руки или ноги. Такие виды упражнений избирательно укрепляют ослабленные мышцы спины, расположенные на стороне выпуклости сколиозов.
Сколиоз II степени по сравнению со сколиозом I степени характеризуется более увеличенным углом основной дуги искривления и выраженной торсией позвонков, а также определяемыми противоискривлениями, полуфиксированными основными дугами и образованием клиновидности позвонков. С учетом этих особенностей при сколиозе II степени шире применяются специальные корригирующие и деторсионные упражнения.
При декомпенсированных сколиозах, когда основная дуга искривления превалирует над противоискривлениями и отклоняет корпус в сторону, корригирующее воздействие специальными упражнениями направлено на основную дугу, чтобы, уменьшив ее, создать лучшие условия для перевода декомпенсированной формы сколиоза в компенсированную.
При компенсированных сколиозах II степени основная дуга уравновешена противоискривлениями. Исходя из этого, воздействие на нее специальными корригирующими упражнениями должно проводиться так, чтобы, корригируя основную дугу, не увеличить компенсаторные дуги противоискривлений. Увеличение их приводит к нарушению динамического равновесия, сложившегося между основной дугой и противоискривлениями. Это может способствовать декомпенсации сколиоза II степени. Поэтому активную коррекцию основной дуги необходимо проводить специальными упражнениями так, чтобы они не оказывали отрицательного влияния на противоискривления: путем сгибания руки в локтевом суставе образовывать короткий рычаг. При выполнении деторсионных упражнений можно использовать короткий рычаг ноги, сгибая ее в коленном и тазобедренном суставах. Так же, как и при сколиозе I степени, нужно применять симметричные упражнения с асимметричным отягощением. Выгибание нефиксированной основной дуги в обратную сторону проводится специальными корригирующими упражнениями, основанными на косой установке линии плечевого и тазового поясов.
При сколиозе II степени мышечный рельеф спины и живота, тазового и плечевого поясов патологически изменен больше, чем при сколиозе I степени. Поэтому восстановление и укрепление ослабленных мышечных групп проводится дифференцированным подбором упражнений, которые избирательно укрепляют те или иные ослабленные мышечные группы, предупреждая их атрофию. Специальными упражнениями укрепляются растянутые мышцы, расположенные в зоне выпуклости грудных и поясничных сколиозов и реберного выступа. Одновременно с этим растягиваются укороченные мышцы в области вогнутости грудного и поясничного сколиозов. Проводится пассивное выравнивание дуг искривления поясничных и грудных сколиозов корригирующими укладками: лежа на боку, на валике, подложенном под реберный выступ; на вершину поясничной дуги кладется груз (мешочек с песком).
Свои особенности имеет активная коррекция сколиоза III степени. При нем наблюдается резко выраженная деформация позвоночника и грудной клетки, а также патологическое изменение рельефа мышц. Основные и компенсаторные дуги могут быть в фиксированном или полуфиксированном состоянии. Учитывая это, специальные упражнения направляют на коррекцию полуфиксированной основной дуги искривления, сохраняющей подвижность. При назначении специальных корригирующих упражнений так же, как и при сколиозах I и II степеней, необходимо определить форму сколиоза (компенсированная или декомпенсированная).
Подбирая упражнения, надо принимать во внимание выраженность изменения физиологических и патологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости и сочетание их с различной степенью сколиоза, так как патологические гиперлордозы и кифозы оказывают отрицательное влияние на клиническое течение бокового искривления позвоночника. Так, например, при кифосколиозе и фиксированной круглой спине целью коррекции сагиттальных изгибов позвоночника является укрепление глубоких мышц спины, растяжение передней продольной и боковой связок позвоночника. При этом также укрепляются мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении, и длинные мышцы спины. Одновременно растягиваются укороченные передние грудные мышцы. Грудной лордосколиоз исправляется специальными упражнениями, кифозирующими грудной отдел позвоночника. Вместе с этим растягиваются межостистые связки и укороченные мышцы спины в зоне углубления грудного лордосколиоза. Результаты кифозирования закрепляются развитием силовой выносливости длинных мышц спины.
Необходимо помнить, что у больных сколиозом III степени нарушена функция внешнего дыхания. Для восстановления и развития механизмов внешнего дыхания подбираются специальные дыхательные упражнения, уменьшающие западение реберных дуг на вогнутой стороне сколиоза и увеличивающие подвижность грудной клетки, а также укрепляющие дыхательную мускулатуру. Целенаправленно применяются специальные упражнения, развивающие ритм дыхания и согласование его с движениями частей тела. Специальной тренировкой развивается сила вдоха и выдоха, увеличивается подвижность диафрагмы и укрепляется ее мышца.
Таким образом, многоцелевая активная коррекция сколиоза проводится последовательно, путем решения различных для каждого периода лечения задач. Сущность этих задач зависит от клинической картины сколиоза и тех изменений, которые происходят под влиянием комплексного лечения.
Воздействие физических упражнений на сколиоз идет в разных направлениях: 1) стабилизирующее влияние на позвоночник; 2) корригирующее воздействие на деформацию позвоночника и грудной клетки; 3) улучшение функциональной способности грудной клетки; 4) выработка правильной осанки; 5) общеукрепляющее воздействне на организм, направленное на улучшение деятельности всех его систем.
Примерный перечень формулируемых в плане урока ЛФК лечебных задач представлен в приложениях 1, 2.