Еще один научный комментарий на тему воспитания
К сожалению, Вечный Принц воспитывался в условиях самой передовой социалистической системы, где сообщество рассматривалось как булыжная мостовая: и если ты хочешь, чтобы тебе было хорошо, уничтожь свою индивидуальность, обтеши себя под требуемые размеры, убери, что высовывается, т. е. свою голову, если ты больше, или растяни себя, если ты меньше. А уж если ты пионер или комсомолец, то, конечно же, ты лучше того, который «не...».
Приведу в пример один из рассказов в учебнике литературы для младших классов.
«— Здравствуй, Петя!
— Здравствуй, Вася!
— Как дела?
— Хорошо! Меня уже приняли в пионеры!
— А что это такое?
— Это значит, что я теперь должен делать зарядку, помогать маме, умываться (и прочая дребедень. — М.Л.)
— Но я это и так делаю.
— Да, но ты можешь делать, а можешь и не делать, если не хочешь. Я теперь пионер — всем ребятам пример, Я теперь, даже если и не хочу, должен все это делать».
Подгонка под средний уровень приводит к тому, что у нас процветает серятина, а педагоги все свои усилия тратят на то, чтобы подтянуть тупиц до среднего уровня. С ними много возятся, они получают хороший социальный тренинг, а потом гораздо легче занимают командные должности. Вы хотите знать, что я предлагаю. Скажу. Прекратить тянуть за уши людей к знанию. Пусть занимаются, как хотят. Выдать им документы о том, что они просидели десять лет в школе. А тех ребят, у которых есть жажда знаний, свести в отдельные классы и интенсивно с ними заниматься. Сосна вырастет высокой только в том случае, если она растет рядом с другими соснами. Выросшая в одиночестве, она может только раздаться вширь. Да еще нужно и нижние ветви обрезать. Нельзя общаться с нижестоящими, которые не хотят расти. Они потянут тебя вниз. Единственные неравные отношения оправданы — это отношения между учеником и учителем. У них общая цель: у ученика дотянуться до учителя и превзойти его, а у учителя — дотянуть ученика до себя и подсадить повыше.
Кстати, Вечный Принц учился в более или менее благоприятных условиях. Тогда еще существовало второгодничество, еще могли исключить из школы, а в средней школе существовала еще и плата за обучение. Когда учились мои дети, началась процентомания. Учителя боялись поставить двойку. Помню, когда один из моих сыновней заканчивал пятый класс, учительница мне посоветовала направить его летом к ней на дополнительные занятия по русскому языку. Я попросил поставить ему двойку (у нега была четверка). Она мне сказала, что не имеет права, Тогда ей нужно будет ставить двойки всему классу. Я понял, что если я не приму мер, дети мои будут малограмотными. Мои дети, сейчас уже взрослые люди. Грамотность у них отличная. Но это не заслуга школы. Ну, точь-в-точь как в медицине. Мы не имели права выписать рецепт на лекарство, если его не было в свободной продаже в аптеке. Вот и не было у нас дефицита лекарств.
Но вернемся к Вечному Принцу. У ребенка был математический талант. Но тогда не было математических и прочих специализированных школ. Даже когда они появились, то принимали туда не столько по способностям, сколько по происхождению. У него еще будет много неприятностей на эту тему. Дело в том, что человек не очень замечает своих положительных качеств, как не чувствуем мы здоровое сердце, как не чувствуем свой высокий рост, красивые волосы и пр. А других это раздражает, особенно если ты очень этим выделяешься. Кстати, больше всего окружающие завидуют личностным качествам. Их невозможно купить, их можно только наработать, развить.
Музыкальная школа
Еще одно событие, которое отразилось на моей жизни или, по крайней мере, оставило след в моей памяти.
Когда мы переехали в Т., то в сентябре 1946 меня мама определила в музыкальную школу по классу скрипки. Я пытался учиться, но у меня оказался коротким мизинец, и мне просто было больно держать скрипку левой рукой и так выгибать руку, чтобы мизинцем доставать до 1-й струны. Мне действительно было больно. Я взбунтовался. К счастью, мама на мой бунт среагировала правильно и решила меня устроить на фортепиано. Я же вообще не хотел идти никуда, но она меня, плачущего, затащила в класс, где возле фортепиано сидела девочка моего возраста. Не могу сказать, смеялась ли она или нет (вроде бы нет), но я хорошо помню, что именно из-за ее присутствия и из-за того, что я был плачущим, я категорически отказался даже заходить в класс. Так меня отчислили из школы, хотя до сих пор я сожалею, что не научился играть на фортепиано. А в школу музыкальную я поступил уже в 7-м классе. Но это отдельная история. (Еще один пример, как родители не пытаются проникнуть в душевный мир ребенка. А ведь это формально благополучная семья, а ребенок, с точки зрения школы, — один из лучших. Но кого интересует душевный мир отличников. Вот с двоечниками педагоги возиться любят. Там есть результат. Он исправится недельки на две, а потом опять за свое. — М.Л.)
Еще один из эпизодов начальной школы. Все уроки в начальной школе, в том числе и уроки физкультуры, вела одна учительница. Но в третьем классе мы стали изучать еще и английский язык, который вела учительница, сыгравшая большую роль в моей жизни, ибо она стала потом в пятом классе нашим классным руководителем. Назовем ее Англичанка. Она как раз и уделяла внимание отличникам. Но, по-моему, это был выверт наоборот. Мы, чтобы получить пятерку, должны были отвечать лучше, тем те, которые учились на четверку и тройку. Я за ответ мог получить тройку, а другой за точно такой же ответ мог получить пятерку. В конечном итоге, чтобы получить пятерку, мне приходилось больше заниматься, но помню, что было обидно. (И правильно, что было обидно: все это отравляет жизнь детей. Ведь это несправедливо. Можно, конечно, собрать примерно одинаковых детей в один класс и там устанавливать одни требования. Конечно, учительница все это делала из хороших побуждений. Но куда ведут благие намерения, вы солги знаете. Ребенок будет считать, что мир устроен несправедливо. В принципе, это действительно так. Не следует приучать ребенка к таким понятиям, как справедливость, ибо справедливости нет, не было, не будет и не надо. Нужно просто научиться не давать себя в обиду без попытки изменить устройство общества. И это возможно! Этим мы и занимаемся на наших занятиях, А о справедливости мы еще поговорим на страницах этой книги. — М.Л.)
Заключение
Сейчас с большой уверенностью можно сказать, что Вечный Принц сформировался как нестабильная личность с рабско-тиранической позицией. Давайте заглянем в какую-нибудь из моих книг или в мои диссертации, и мы увидим, как будет развиваться жизнь нестабильной личности, т. е. сделать правильный прогноз и принять действенные меры, К сожалению, Вечный Принц пришел к нам не в 10 лет, а в 42. Тем не менее, когда ему было всего 10 лет, все уже было ясно.
А теперь отрывок из докторской диссертации...
Для лиц с нестабильными социогенами наиболее характерной является неустойчивость в позиции «Я», которая колеблется в зависимости от неосознаваемой оценки ситуации и реакций других людей. Для них состояние своей нестабильности становится обычным и влияет на другие позиции. При «Я+» эти личности больше напоминают лиц с позицией «Я+, ВЫ—, ОНИ+, ТРУД—». Они ведут себя как высокомерные люди. При «Я—» отмечаются черты, характерные для комплекса «гадкого утенка»: «Я—, ВЫ+, ОНИ—, ТРУД+». Общую формулу личностного комплекса таких людей можно записать следующим образом:
Я+. ВЫ-. ОНИ+. ТРУД-
Я-, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+
У них как бы два побуждения и определения ситуации одновременно. Верхняя строка характеризует их в реальном социуме, а нижняя — во внутреннем отношении к другим. Они, как они считают, знают, что им нужно, но не могут этого добиться. Хотят общаться с одними лицами, но временно общаются с другими. Хотят работать на одном месте и заниматься одним, но временно работают в другом месте и занимаются другим, а в свободное время пытаются делать то, что их интересует. Любят одного человека — вступают в брак временно с другим, мечтая о встрече с первым, или, находясь в сексуальных отношениях с одним, представляют себе на этом месте другого. Такая двойственность приводит к выраженному внутреннему напряжению со значительным удельным весом тревоги. То, что с ними происходит в реальности, представляется временным и сопровождается постоянным ожиданием настоящей жизни. Проходят годы. Временное становится постоянным, но воспринимается как временное. Эти люди живут как бы на вокзале, терпя временную неустроенность, которая длится годами. То, что кажется временным, становится единственной реальностью, но отвергается в качестве таковой, и человек отгораживается от нее фантазиями. На окружающих такие люди производят разное впечатление. В семье и с нижестоящими они слывут тиранами, для вышестоящих — это милые тихие люди. Но они меняют отношение к окружающим на противоположное, как только их социальная позиция меняется на более высокую.
У них имеются сильные внутренние запреты. Вначале в кризисных ситуациях появляется выраженная склонность к «уходу в болезнь», которая потом становится жизненным фоном и причиной для объяснения своих неудач, перекрывая по выраженности слабую социальную адаптированность, которая рассматривается как вторичная.
Здесь более выражена тенденция к появлению плюса в позиции «ТРУД». Начиная какое-то дело, люди с этим поведенческим комплексом не доводят его до конца, а оправданием для них служат их многочисленные заболевания. Эта двойственность во многом связана с тем, что воспитывались они в условиях повышенной моральной ответственности. В обучении были старательными, но многие так и не могли что-то закончить. Кто техникум, кто институт, кто защитить диссертацию и т. п. На работе они были ведомыми, в семы обвиняли своих близких во всех неудачах. В сексуальных отношениях они вели себя высокомерно с теми, кого считали ниже себя, и подобострастно с теми, кого считали выше себя. Практически сексуальные отношения у них были с нижестоящими. Добиться успеха у своих королев они в принципе не могли из-за заискивающего, робкого или подобострастного поведения. Реальные сексуальные связи они считали временными, тогда как они оказывались постоянными. Работа, где они официально числились, им не нравилась. Они там отбывали наказание. Зато в свободное время занимались интересующей их работой добровольно и бесплатно. Eесли судьба в работе сталкивала их с «кумирами», получалось то же, что и в сексуальной жизни. Они не могли произвести должного впечатления, а счастливый случай уплывал у них из-под носа. Их жизненный путь сопровождался постоянно повторяющимися неудачными попытками завершить свои начинания. При этом каждая последующая попытка у них была более слабой, чем предыдущая, до тех пор, пока они не находили выхода в неврозе или психосоматическом заболевании. Основными заботами становились не попытки достичь эффективных результатов, но стремлением избежать таких попыток или оправдать неудачи. И это определяло содержание их поведения в ситуациях, требующих принятия решения,
А теперь, дорогой мой читатель, постарайтесь определить, какова будет судьба Вечного Принца, если он не получит психологическую помощь. Правы вы или нет, вы узнаете на следующих страницах. Так мы учились сами и учили своих учеников определять судьбу человека. Иногда это можно сделать, узнав о первых пяти годах жизни. И наоборот, когда к нам приходят невротичные люди, по позе, построению фраз, мимике и жестикуляции можно почти без ошибок рассказать его биографию, стиль поведения и даже поведение в постели. Так что, дорогие мои читатели, не говорите, что вас кто-то обманывает. Все говорят правду о себе. Нужно только уметь считывать эту информацию.
Глава третья
НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Душевный ад
Итак, в 5-м классе началась принципиально новая жизнь. Требования ужесточились. Появилось много учителей и такое лицо, как классный руководитель. Классным руководителем у нас стала Англичанка, молодая учительница (мы были ее первым классом), очень преданная педагогике, с неналаженной личной жизнью. (Все-таки лучше было бы, если бы учитель в школе был счастливым человеком. Тогда он мог бы быть идеальным примером для ребят. По-моему, нищета учителя и его семейная неустроенность сводят пи нет все его воспитательные усилия. Он становится неубедительным. В Библии такая мысль подчеркивалась весьма категорично: «Нет ничего позорнее бедного воина и нищего учителя». Я добавил бы: и врача! Тяжело ребенку воспринять истину из уст плохо одетого, больного, с голодным блеском в глазах и часто озлобленного человека. Дети и подростки какое-то время нуждаются в образце для подражания. Если им не могут стать родители или учителя, то им становится подросток на улице или еще кто-нибудь другой, иногда с не очень хорошей социальной ориентацией. — М.Л.). Всю свою энергию она отдавала нам. Принципы управления у нее были автократическими. Приучала нас к очень жесткой дисциплине, в общем, была она действительно хозяйкой в классе. Мы ее уважали и побаивались, но не доверяли. (Мудрый Фрейд говорил, что когда проигрываешь в уважении, выигрываешь в доверии. Я на это иду сознательно. Действительно вначале в уважении проигрываешь, но потом уважение к тебе возвращается с прибылью в 100—200 % и уже навсегда. — М.Л.) Нельзя женщинам так управлять мальчиками. (Это не управление, а подавление. Оно порождает или рабов, или бунтарей — М.Л.) Из нашего класса не вышло ни одного крупного руководителя, хотя пятый класс она составила из двух четвертых, отобрав самых лучших с ее точки зрения, т. е, хорошо занимающихся и послушных, т. е. боявшихся отстоять свое мнение, т. е. трусливых. Как она оказалась не нрава! В параллельном классе было много хороших ребят, а к нам она взяла ребят, которые ничем себя потом не проявили. Но тем не менее, действительно, успеваемость у нас была лучше, чем в других классах, а с медалями окончили школу 8 человек. А вот из хулиганистых классов были ребята, которые затем заняли крупные руководящие должности.
Для меня же учеба превратилась в Ад. По русскому я стал получать двойки. Русистка ставила двойку за одну ошибку в домашнем задании. В общем, она была права. Внимательно переписывай — ошибок не будет. И правда, грамотность у нас у всех была хорошей. Диктанты, изложения и сочинения оценивались по обычным критериям. Я их точно не помню, но, по-моему, учитывались только ошибки. Содержание мм брали из учебника литературы. Но к. ее требованиям я довольно быстро приспособился. Я бы был абсолютным отличником, если бы не русский язык и литература. Вот здесь иногда у меня бывали 4, и даже в четверти, хотя годовая была всегда 5. (Подозреваю, что учителя исправляли иногда его ошибки. Им тоже нужны были отличники. — М.Л.) Но правила все я помню и до сих пор. Правда, русский язык и английский съедали у меня все время. Хорошо, что математику, то бишь арифметику, я выучил еще на каникулах и мне надо было сделать только быстро домашнее задание, что иногда я делал на переменке.
Также не составляло для меня труда выучить остальные предметы. Память у меня тогда, по-видимому, была феноменальной. Я ничего не забывал и в 10-м классе мог без особой подготовки ответить то, что проходили за все 10 классов. По-видимому, учителя об этом говорили. И когда как-то подменяла нашу преподавательницу учительница химии в 10-м классе, то она спросила меня кое-что из программы 7-го, и я ей ответил. Потом она почти весь урок спрашивала меня. Но я-то вообще о своих способностях был самого обычного мнения, что делало мое пребывание в классе мучительным. Я злился на учителей, что те слишком долго объясняли само собой разумеющееся. В то же время я вызывал недовольство у своих соклассников за то, что решал задачи, которые у них не всегда получались. Я раздражение свое на учителей не высказывал. Но зато ребята не упускали случая посмеяться надо мной, когда у меня неловко выходили упражнения на уроках физкультуры. Только потом с вашей помощью, Михаил Ефимович, я разобрался, почему в классе меняне любили. Здесь действовал треугольник судьбы: Преследователь — Избавитель — Жертва. Я чувствовал себя жертвой, но не осознавал, что и сам был преследователем.