Система профилактических мероприятий по борьбе с алкоголизмом среди подростков.
Профилактическая деятельность.Профилактика – это система комплексных – государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психоло-педагогических и психо-гигиенических мероприятий, направленных на преду-преждение заболевания, на всемерное укрепление здоровья населения. Все профилактические мероприятия можно подразделить на социальные, социально-медицинские и медицинские, которые различают по частным целям, средствам и эффекту воздействия. Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика (терминология Всемирной организации здравоохранения). Первичная, или преимущественно социальная, профилактиканаправлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Первичная профилактика алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микросоциальной среды, формирование у населения (тем более у подрастающего поколения) таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками. Основой первичной профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Ведущая задача первичной профилактики состоит в уменьшении частоты появления новых проблем, связанных с употреблением алкоголя, прежде всего предупреждение их возникновения. Вторичная профилактика алкоголизма состоит в выявлении групп населения, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму, и больных, максимально раннем, полным и комплексном осуществлении лечебных мероприятий, оздоров-лении микросоциальной почвы, применением всей системы мер воспитательного воздействия в коллективе и семье. Третичная профилактикаалкоголизма 'направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации. Все мероприятия по искоренению пьянства и алкоголизма могут быть подразделены на два ведущих направления. 1) Корригирующее направление.Оно заключается в прямом воздействии на питейные обычаи среды и алкогольное поведение отдельных лиц, на политику в отношении цен и организации торговли спиртными напитками, на административно-правовое регулирование мер предупреждения алкоголизации. Содержанием этого направления является разрыв звеньев цепи развития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни, создание условий для воспитания трезвого образа жизни. 2) Компенсирующее направление. Оно связано с изменением всей плоскости обыденных общественных отношений, на которой находятся алкогольные обычаи, вытеснением и заменой их более совершенными, здоровыми. Это направление проявляется формированием у подрастающего поколения таких нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении. ( 21, с.27-28)
Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.
Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.
Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.
В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.