Психотерапевтические техники средней ступени

III. Ассоциативный метод (ср. также 17 - 19 разделы этой книги)

В противоположность к относительно структурированному методу основной ступени КПО здесь, когда ставится задача проективного психотерапевтического подхода, кататимные образы предоставлены свободному развертыванию (“составляющая большой степени свободы”). Частично отправляясь от какого-то стандартного мотива, частично полностью от него независимо психотерапевт предлагает в свободно ассоциативной форме развертывать, последовательно как бы нанизывая друг на друга, образно представляемые сцены. Это удается только с пациентами с достаточной продукцией фантазии. Нередко при этом свободно ассоциированные образы сходятся (конвергируют) со сценами воспоминаний из раннего детства, имеющих травматический характер или восходящих ко времени до травмы в бесконфликтный мир эмоционально насыщенных возрастных регрессий. Ассоциативный метод распространяется также на использование вербальных ассоциаций при помощи психотерапевта, которые распространяются частично на настоящее время, частично на прошлое. При этом эмоциональный тон выполняет связующую функцию, как бы перекидывая мостик к стимулированию приходящих в голову спонтанных представлений. Под покровительством психотерапевта спонтанно переживаются и испытываются во всей полноте драматические сцены, часто с освобождением страхов и других негативных аффектов.

IV. Представление ночного сновидения

Ночное сновидение или его фрагмент используются как исходный мотив, чтобы реактивировать в КПО сцену сновидения и продолжить ее в той или иной версии, доведя, соответственно, до логического конца. Часто при этом определенную роль играет самоинтерпретация.

V. Фокусирование острых конфликтов

В начале сеанса пациента просят вербализовать насущный конфликт. При этом, как правило, высвобождаются соответствующие эмоции и аффекты. Когда тема достигает этой кульминации, предлагается по возможности подходящий мотив в КПО, чтобы представить данную насущную проблему в сновидении наяву. Как правило, оно проявляется тогда в образной форме очень пластично, по-новому опосредствуя проблему на воображаемом уровне, передавая ее в ясно понимаемой и тем самым содержательной манере, придавая этой проблеме совершенно новый аспект. В дополнение в ходе пробного действия может быть проиграна решение или попытка решения.

VI. Инспекция внутренних частей тела

При работе с пациентами, страдающими психовегетативными и психосоматическими расстройствами, оправдало себя образное представление больного органа или соответствующей части тела с указанием, что там должно обнаружиться какое‑то изменение. В распоряжении психотерапевта есть две техники: а) индукция (внушение) рассматривать извне какой‑то орган, например, внутреннюю часть черепа или другие полости тела, как если бы он был открыт и его можно было бы наблюдать сквозь стекло; б) пациент уменьшается до размеров сказочного мальчика с пальчика и пускается через рот (или другое отверстие в теле) по естественным путям в орган, например, в желудок, кишечник, сердце, легкие и т. д. Эта техника позволяет судить об объектных отношениях, которые находят свое символическое отражение в больном органе. Специальные исследования демонстрируют как научное значение изучения психосоматических клинических картин болезни [86, 61, 62], так и его психотерапевтическое значение [11].

VII. Удовлетворение архаических потребностей

(см. 20 занятие этой книги)

VIII. Прорабатывание

Для техники прорабатывания навязчивых повторений у пациентов с сильными нарушениями по типу невротического развития личности и, соответственно, везде, где необходимо проработать эти компоненты в случае психосоматических и психовегетативных заболеваний, метод Кататимного переживания образов располагает последовательным набором имагинативных стратегий: разъяснение, сопоставление (конфронтация), ассоциирование, переживание во всей полноте, помощь психотерапевта в толковании образа. Техника прорабатывания на расширенной средней ступени КПО подробно описана в большом учебнике по методу КПО [45].

IX. Анализ переноса

В противоположность технике основной ступени КПО, на которой поведение психотерапевта определяется преимущественно с точки зрения базисного поведения, на уровне средней ступени психотерапевт должен быть в состоянии регулярно учитывать отношения переноса пациента в КПО, обращаться к ним и анализировать их. Соответственно, он должен точно так же воспринимать контрперенос, рефлектировать его и работать над ним. Таким образом, мешающие отношения переноса и контрпереноса должны своевременно распознаваться и распутываться. Это в особенности касается более длительных периодов психотерапии с прорабатыванием невротических нарушений по типу невротического развития личности (см. также [45]).



Наши рекомендации